Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЕННЫЕ ИДЕИ - понятие идеалистич. гносеологии, утверждающее независимость нек-рых принципов человеч. познания от опыта. Учение о В. и. - результат искаженного понимания происхождения общих понятий и принципов познания из исторически накапливающихся фактов человеч. опыта, практики. Родоначальником учения о В. и. является Платон. В понятии "анамнезиса" (воспоминания) он рассматривал человека, как обладающего с рождения истинными знаниями, к-рые в дальнейшей жизни лишь пробуждаются под воздействием внешних обстоятельств и т.о. осознаются ("Федон", 72Е и сл., "Менон", 80 А и др.). По Аристотелю, человеч. познание, к-рое в целом происходит из чувств, опыта, обладает высшими основоположениями (законы мышления, а также исходные положения всех наук, напр. аксиомы в геометрии) независимо от опыта ("Первая Аналитика", I 30, 46 а 17; "Вторая Аналитика", I 7, 75 а 39). В дальнейшем различные варианты учения о В. и. фигурируют в произведениях стоиков (Arnim, SVF, III, fr. 69), Цицерона (De nat. deor. II, 12; De leg. I, 8, 24; Tusc. disp. I, 24, § 57), Юстина (Justinus, Apol. II, 6, 8), Арнобия (Arnobius, Adv. gent. I, 33), Иоанна Скота Эриугены (Jon. Scotus, Div. nat. IV, 7f), Ибн-Сины, Фомы Аквинского (De ver. 11, 1), Марсилио Фичино (Theol. Plat. XI, 3). Систематич. развитие учение о В. и. получило в произведениях Декарта ("Метафизические размышления", III; "Начала философии", I, 39; переписка), к-рый подразделял их на врожденные понятия (напр., понятия бытия, длительности, протяженности, числа, фигуры, движения) и врожденные аксиомы, представляющие собой связь первых (напр., "из ничего не может произойти ничто", "мыслящий субъект не может не существовать, если он мыслит" и т.п.). Врожденность понятий и аксиом понимается Декартом как совокупность задатков, или потенций, проявляющихся и развивающихся в соответствующих условиях внешней среды. Учение Декарта о В. и. было развито основоположником англ. деизма Чербери, англ. платониками Кедвортом и Г. Мором, а также Мальбраншем. Локк в 1-й кн. "Опыта о человеческом разуме" (1690, рус. пер. 1898) с позиций эмпиризма и сенсуализма отрицал существование в душе В. и. Локк опирался в критике В. и. на то, что эти идеи не являются общепризнанными, что они неизвестны детям, что они познаются лишь в результате рассуждений, что некоторые из них так и остаются неизвестными многим людям, и т.п. доводы. В полемике против него Лейбниц в 1-й кн. "Новых опытов о человеческом разуме" (1765; рус. пер., М., 1936) развивал декартовское учение о В. и. Врожденность идей, по Лейбницу, означает существование в душе неосознанных представлений, потенциальных восприятий. Идеи истины врожденны человеку как склонности, предрасположения, естественные возможности. В противоположность Локку, утверждавшему, что ум новорожденного представляет собой "чистую доску" (tabula rasa), Лейбниц считал, что человеч. духу присущи врожденные понятия. Гипотеза о существовании В. и. лежала в основе учения Лейбница о "вечных истинах". Кант, отвергший учение о В. и., вместе с тем, по существу, продолжал его в теории об априорных формах чувственности, рассудка и разума (см. Априори). С решит. отрицанием В. и. выступали Кондильяк (в "Трактате о системах...", М., 1938), Гельвеций, Гольбах, Фейербах. Теорию В. и. подвергли критике рус. мыслители - Радищев (Полное собр. соч., т. 2, 1941, с. 92), Белинский (Полное собр. соч., т. 10, 1956, с. 145), Добролюбов (Полное собр. соч., т. 3, 1936, с. 104-106, 241) и др. Спенсер, решая проблему В. и., заявлял, что априорное для познающего индивида, для всего человеч. рода - апостериорно.

Диалектич. материализм отвергает учение о В. и., потому что, как ни велика роль разума в их выработке, "иначе, как через ощущения мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 14, с. 288).

Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном знании в истории философии нового времени, "Вопр. философии", 1955, No 5, 1957, No 6, 1959, No 11; Rоsе F. О., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei Descartes und Locke, Bern, 1901.

В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии