Приглашаем посетить сайт

Барокко (17v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ю"

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ю"

ЮГАЙ

Герасим Андреевич (р. 28 июля 1931) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1965), профессор (с 1968). Член КПСС с 1958. Окончил философско-экономич. фак-т Казахского гос. ун-та им. С. М. Кирова (1954) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1957). Науч.-педагогич. работу по марксистско-ленинской философии ведет с 1958. В 1963-67 - зам. директора Ин-та философии и права АН Казах. ССР, с 1968 - зав. отделом филос. вопросов естествознания там же. Область науч. исследований - диалектич. материализм, филос. вопросы биологии.

Соч.: Единство анализа и синтеза в познании, "Изв. АН Каз. ССР. Серия экономики, философии и права", 1958, No 1; Науч.-исследовательская работа философов Казахстана, "ВФ", 1960, No 11 (совм. с т.д. Джумагазином); Проблема целостности организма, М., 1962; Диалектика части и целого и ускорение процесса обществ. развития, "Вестн. АН Каз. ССР", 1963, No 11; Диалектика части и целого, Α.-Α., 1965; Противоречие объективного и субъективного в совр. биологии, Α.-Α., 1965; Филос. наука в Советском Казахстане, "ВФ", 1967, No 6 (совм. с т.д. Джумагазином); Науч. работы казахских философов, в кн.: Октябрь и наука Казахстана, А.-А., 1967; Субстанциональный принцип организации живой системы, в кн.: Проблема целостности в современной биологии, М., 1968; О категории субстанции в марксистской философии, в кн.: Проблемы диалектической логики. Материалы к симпозиуму, А.-А., 1968; К. Маркс и теория систем, "Вестн. АН Каз. ССР", 1968, No 5.

ЮГОСЛАВСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮДИН

Павел Федорович (7 сент. 1899 - 10 апр. 1968) - советский философ, парт. и гос. деятель. Чл.-корр. АН СССР (с 1939), академик (с 1953). Член КПСС с 1918. Окончил ИКП в 1931. В 1932-38 - директор ИКП; 1938-44 - директор Ин-та философии АН СССР. С 1934 до 1960 был на дипломатической и партийной работе; являлся членом редколлегии журналов "Под знаменем марксизма" и "Большевик". Сфера науч. интересов Ю. - проблемы диалектич. и историч. материализма, науч. атеизм, теория науч. коммунизма, история марксистской философии, теория и история мировой культуры.

Соч.: Материалистич. и религиозное мировоззрение, М., 1930; Марксизм-ленинизм о культуре и культурной революции, М., 1933; Диктатура и демократия, "ПЗМ", 1935, No 4; Обществ. бытие и обществ. сознание, там же, 1939, No 9; Марксистское учение о роли личности в истории, там же, 1939, No 5; Социализм и демократия, в сб.: Социализм и коммунизм, М., 1936; Социализм и гос-во, "Большевик", 1936, No 21; Социализм и право, там же, 1937, No 17; Учение ленинизма о победе социализма в одной стране, там же, 1938, No 10-11; Οкт. революция и сов. демократия, там же, 1946, No 20; Кто такие "национал-социалисты?", Свердловск, 1942; Г. В. Плеханов, Л., 1943; От социализма к коммунизму, М., 1962.

И. Коников. Москва.

ЮЖАКОВ

Сергей Николаевич (1849-1910) - рус. публицист, социолог и экономист, либеральный народник. В 70-х гг. сблизился с революц. народниками; в 1879 был выслан в Вост. Сибирь (до 1882). Ю. - автор "Социологич. этюдов" (т. 1-2, СПБ, 1891-96), работ о крест. х-ве, нар. образовании и др., печатавшихся отдельно и в журн. "Отечеств. записки", "Северный вестник", "Рус. богатство". В 1900-09 под редакцией Ю. вышла "Большая Энциклопедия" в 22 тт. Социально-экономич. программа Ю. сводилась к поддержке сел. общины, к требованиям реорганизации крест. банка, регулирования арендного вопроса и т.п. В области социологии Ю., как и др. народники, выступал как субъективный идеалист, отрицающий классовую борьбу и отводивший гл. роль в социальном прогрессе "этническим факторам". Взгляды Ю. подвергались острой критике в работах Ленина, выступавшего против программы нар. образования Ю., назвав предложенный Ю. проект "земледельческих гимназий" "...крепостнически-бюрократически-буржуазно-социалистическим экспериментом" (Соч., т. 2, с. 448).

Лит.: Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; История философии в СССР, т. 3, М., 1968, гл. 6.

ЮЛИАН

Флавий Клавдий (Flavius Claudius Julianus) (332-363) - рим. император (с 361), прозванный христианами за возврат к язычеству "Отступником"; представитель пергамской школы др.-греч. неоплатонизма. Был страстным приверженцем антич. философии, лит-ры и религии и прославился своей попыткой реставрировать уже погибшие в то время языч. верования и культы, объединить их в противовес христианству в единую языческую гос. церковь во главе с императором. Будучи ближайшим учеником Ямвлиха, резко отличался от основателя неоплатонизма Плотина своим пренебрежением к чисто спекулятивным построениям и приверженностью к аллегорич. и моралистич. толкованию древней мифологии, а также к культовой практике. Как философ Ю. мало оригинален, его концепции матери-земли и солнца (гл. объектов его умозрит. мифологии) весьма неясны в сравнении с разработанной диалектико-мифологич. системой неоплатоников. Мать богов - это, очевидно, общая субстанция идеального мира, а "царь" Гелиос (солнце) - середина между идеальным и материальным миром. Кроме речей-гимнов к матери-земле и солнцу, Ю. написал ряд трактатов, писем и поэтич. произведений.

Соч.: Juliani imper. quae supersunt, rec. F. С. Hertlein, 1-2, Lipsiae, 1875-76; The works of Julianus with an English translation by W. G. Wright, v. 1-3, L., 1913-23; то же, L., 1949-54; Epistulae, leges, poematia fragmenta varia. Colleg. rec. J. Bidez et F. Cumont, P., 1922; Oeuvres complètes. Texte établi et trad. par. J. Bidez, v. 1-2, P., 1924-32.

Лит.: Вишняков Α., Император Ю. Отступник..., Симбирск, 1908; Ар. Л-в, Религ. и филос. убеждения императора Ю., "Странник", 1915, No 5-6, с. 643-89; Розенталь Н. Н., Ю. - отступник, П., 1923; Strauss D. Fr., Julian der Abtrünnige, Mannheim, 1847; Gardner Α., Julian philosopher and emperor and the last struggle of Paganism against Christianity, L., 1895; France W. C., The Emperor Julian. Relation to the New Sophistic and Neo-Platonism with a study of his style, L., 1896 (Diss.); Mau G. D., Die Religionsphilosophie Kaiser Julians in seinen Reden auf König Helios und die Göttermutter, Lpz.-В., 1907; Geffcken J., Kaiser Julian, Lpz., 1914; Negri G., L'Imperatore Guiliano l'Apostata, 5 ed., Mil.-Varese, 1954.

А. Лосев. Москва.

ЮМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮМОР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНГ ИОАХИМ

Ю н г и у с (Jung, Jungius), (22 окт. 1587 - 23 сент. 1657) - нем. естествоиспытатель, математик и философ. В 1623 основал в Ростоке первое нем. науч. об-во, поставившее целью способствовать развитию естеств. наук и математики. Пытался возродить идеи антич. атомистов в учении о химич. процессах. Ю. высоко ставил познават. значение математики как основы естествознания. Вместе с тем Ю. в значит. степени остался верным аристотелевской традиции. В духе аристотелизма выдержано уч. пособие "Гамбургская логика" ("Logica Hamburgensis", Hamb., 1638, посл. изд., Hamb., 1957) - единственное филос. соч. Ю., напечатанное при его жизни.

Определяя предмет логики, Ю. следует Луллию, когда пишет: "Логика есть искусство, которое руководит мышлением в процессе отличения истины от лжи" (цит. по кн.: Sсholz Η., Geschichte der Logik, В., 1931, S. 301). Ю. начал систематич. анализ несиллогистических умозаключений (в узком смысле; в т.ч. выводов по обращению отношений), к-рые не укладывались в аристотелевский каталог форм выводов. Анализировал Ю. и т.н. умозаключения и разделения отношений (напр., X делится на У и Z; значит, X делится на У, и X делится на Z; или: X делится на У; Χ делится на Z; значит, X делится на У и Z). По характеристике Лейбница, "среди всех, кто когда-либо брался за разработку истинного искусства доказательства, я не знаю никого, кто бы проникал в этот предмет более глубоко, чем Иоахим Юнг из Любека" (цит. по сб.: "Beiträge zur Leibniz-Forschung", Reutlingen, 1947, S. 146). Выдвинув идею желательности построения логики в форме математич. исчисления (1638), Ю. явился, тем самым, предшественником Лейбница в теории логических исчислений. Значит. часть архива Ю. погибла в 17 в., мн. сохранившиеся материалы до настоящего времени остаются неопубли-кованными.

Соч.: Zwei Disputationen über die Prinzipien (Teile) der Naturkörper, übers. von Ε. Wohlwill, mit einer Einleitung von A. Meyer, Hamb., 1928.

Лит.: Wohlwill E., J. Jungius, Hamb., 1888; Lasswitz K., Geschichte der Atomistik vom Mittelalter bis Newton, 2 Aufl., Bd 1, Lpz., 1926; Beiträge zur Jungius-Forschung, hrsg. von A. Meyer, Hamb., 1929; Die Entfaltung der Wissenschaft. Zum Gedenken an J. Jungius (1587-1657), [Hamb., 1957].

ЮНГ КАРЛ ГУСТАВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮНГЕР

ЮНГЕР (Jünger), Эрнст (р. 29 марта 1895) - нем. писатель, критик культуры, автор ряда филос. соч., представитель позднебурж. нигилизма. До 1923 - офицер рейхсвера. Взгляды Ю. сформировались в 20-х гг. в результате переживания войны (как средства "самоосуществления и самораскрытия" человека и в то же время - дисциплинирования), а также восприятия совр. технич. цивилизации одновременно как механической, "бесчеловечной" (в духе традиц. критики капитализма) и как необходимой и даже вызывающей восхищение своей непреодолимостью и универсальностью (в духе ницшеанского "рока") ("Борьба как внутр переживание" - "Der Kampf als inneres Erlebnis", В., 1922, 7 Aufl., В., 1938). Пессимистич. социальная утопия Ю. ("Рабочий. Господство и облик" - "Der Arbeiter. Herrschaft und Gestalt", В., 1932, 4 Aufl, Hamb., 1941) строится на предвидении "технич. империализма". Согласно Ю., прообраз грядущего человека - "рабочий-солдат", объект функционального манипулирования. Путь к этому будущему Ю. обнаруживает в радикальном отказе от "бурж.-романтич. индивидуальности", в полном господстве над собой (включая преодоление любой боли, вплоть до абс. бесчувственности) и культивировании предельной эффективности и результативности ("Тотальная мобилизация" - "Die totale Mobilmachung", В., 1931). Идеи Ю. сыграли определ. роль в подготовке идеологии национал-социализма (см. Фашизм), хотя сам Ю. от прямого политич. сотрудничества с нацистами уклонился. В романе "На мраморных скалах" ("Auf den Marmor-Klippen", Hamb., 1939) содержатся даже завуалированные выпады против нацистского режима. В послевоен. произведениях Ю. подвергает критике совр. технич. цивилизацию с нигилистич. позиции, созвучной экзистенциализму, с позиции "децисионизма" (филос. решимости). Проживает в ФРГ.

Соч.: Werke, Bd 1-10, Stuttg., 1961-65

Лит.: Brock E., Das Weltbild E. Jüngers, Ζ., 1945, Stern J. Ρ., Ε. Jünger, Camb., 1953, Loose G., E. Jünger. Gestalt und Werk, Fr. / Μ., 1957, Paetel K. Ο., Ε. Jünger in Selbstzeugnissen, Hamb., 1962, Schwarz Η.-Ρ., Der konservative Anarchist. Politik und Zeitkritik Ε. Jüngers, Freiburg, 1962

Ал. В. Михайлов. Москва.

ЮРИНЕЦ

Владимир Александрович (1891 - г. смерти неизв.) - советский философ, академик Украинской АН (с 1929). Член КПСС с 1920. Окончил Венский ун-т (физико-математич. и филос. фак-ты), а также ИКП в Москве (в 1921). С 1922 вел н.-и. и преподават. работу в филос. учреждениях Украины, состоял членом редколлегии журналов "Прапор марксизму", "Бiльшовик України". В 1936 был репрессирован; полностью реабилитирован посмертно. Область науч. интересов Ю. - история марксистско-ленинской философии, критика совр. бурж. философии (в т.ч. фрейдизма и феноменологии Гуссерля), критика бурж. украинского национализма.

Соч.: Эдмунд Гуссерль, "ПЗМ", 1922, No 11-12, Фрейдизм и марксизм, там же, 1924, No 8-9, Новий iдеологiчний манiфест українського фашизму, "Бiльшовик України", 1926, No 2-3, "Нiмецька iдеологiя" Маркса й Енгельса в звязку з деякими питаннями дiялектичного й iсторичного матерiялiзму, "Прапор марксизму", 1927, No 1, İз сучаснoї буржуазнoї соцiлогii, там же, 1928, No 1, Фалшування дiялектики в сучаснiй фiлософськiй буржуазнiй лiтературi, там же, 1929, No 6, Фiлософсько-соцiологiч. нарисы, X., 1930, Український фiлософський фронт, "Прапор марксизму-ленiнизму", 1932, No 5-6, Пiдручник до вузiв "Дiалектiчний матерiалiзм", 1932 (соавтор)

H. Юшманов. Киев

ЮРКЕВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЮСУПОВ

Эркин (р. 1929) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1966). Член КПСС (с 1958). Окончил Ташкентский ун-т. С 1955 - зав. кафедрой философии Ташкентского педагогич. ин-та им. Низами. Область науч. работы - историч. и диалектич. материализм, история и теория науч. атеизма.

Соч.: Марксизмнинг пайдо бўлиши-философияда революция, Таш., 1960, Одамнинг пайдо бўлиши тўчрисида фан ва дин, Таш., 1961, Взаимосвязь и единство основных логических форм, "Уч. зап. Таш. гос. пед. ин-та", 1956, вып. 3; Уничтожение противоположности между городом и деревней в ранее отсталых странах, Таш., 1964.

ЮШКЕВИЧ

Павел Соломонович (1873-1945) - рус. философ. Участник с.-д. движения, впоследствии меньшевик. В годы реакции выступил с ревизией марксистской философии, пытаясь заменить ее одной из разновидностей махизма - эмпириосимволизмом. После Октябрьской революции Ю. сотрудничал на Украине в меньшевистском журн. "Объединение". После 1919 отошел от политич. деятельности и занимался в основном филос. переводами (до 1930 - в Ин-те Маркса и Энгельса).

Согласно эмпириосимволизму Ю., данные "чистого опыта" (ощущения), как и конструкции "чистого разума", суть эмпириосимволы. Объективного материального мира не существует, ибо нет реального пространства и времени. Следовательно, нет и познания в традиц. смысле; оно возможно только в виде накопления эмпириосимволов - от простейших (ощущения) до высших ("вещь в себе", реальность, время, пространство, масса и т.п.). Сам по себе "поток данного", по Ю., лишен к.-л. упорядоченности и смысла - их вносит в "поток данного" наше сознание. Стремясь избегнуть солипсизма, Ю. рядом с разумом человека ставит сверхчеловеч. разум - Логос - носитель "предельных эмпириосимволов" (законов природы). Филос. взгляды Ю. подвергались резкой критике со стороны Ленина, к-рый назвал их "...плодом незнания диалектики" (см. Соч., т. 14, с. 249).

Соч.: Материализм и критич. реализм, СПБ, 1908, Совр. энергетика, в сб. Очерки по философии марксизма, СПБ, 1908, Новые веяния, СПБ, 1910, Мировоззрение и мировоззрения, СПБ, 1912

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14 (см. Именной указат.)

ЮШМАНОВ

Николай Захарович (р. 8 сент. 1901) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1966). Член КПСС с 1920. Окончил фак-т обществ. наук МГУ (в 1927) и ИКП (в 1933). С 1918 по 1935 - на руководящей партийной и гос. работе. С 1930 по 1956 - на научной и преподавательской работе. С 1956 - ст. науч. сотрудник Ин-та философии АН УССР. Область науч. деятельности - история философии.

Соч.: Φ. Энгельс об обществ. классах, "Под марксистско-ленинским знаменем", 1935, No 2; О монографии ин-та философии "Формирование нового отношения к труду и собственности", там же, No 3, Каутский в борьбе с диалектич материализмом, там же, 1936, No 2, Матерiали до iстopiї фiлос. установ на Українi, в кн. 3 iстopiї фiлос. думки на Українi, К., 1965, Питания фiлос. еволюцiї Маркса и Енгельса у працях укр. фiлософiв 20-30-х pokiв, в сб.: 3 iстopiї фiлософiїi соцiологii на Українi, К., 1968.

Предыдущая страница Следующая страница