Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЮМОР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЮМОР

ЮМОР (лат. humor - влага, жидкость; в антич. и ср.-век. медицине - обозначение "жидкостей" человеч. тела, смешение к-рых определяло темперамент; позднее англ. humour, франц. humeur - каприз, причуда, настроение) - переживание противоречивости явлений, соединяющее серьезное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Представляя собой нек-рое отношение к миру, Ю. шире сатиры как только художеств. категории, опред. способа художеств. изображения. Как форма переживания Ю., в отличие от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера.

Своеобразие Ю. связано с тем, что в противоположность др. формам комического, исходящим из интеллектуально постигаемого несоответствия между претензией явления и его действит. сущностью, сводящим мнимо значительное к ничтожному, Ю. предполагает умение увидеть возвышенное в ограниченном и малом, значительное в смешном и несовершенном. Если ирония обнаруживает за видимой серьезностью ничтожное и смешное, то Ю., наоборот, раскрывает серьезность и значительность того, что кажется смешным. В истории эстетики неоднократно отмечался "субъективный" характер Ю. в противоположность "объективному" характеру др. форм комического. Действительно, в Ю. смеющийся не отделяет себя от смешного как чего-то чуждого и враждебного ему (как в иронии, сатире, остроте и т.п.), но скорее отождествляет себя с ним. Внутр. участие в том, что представляется смешным, - специфич. черта Ю. В нем нет той конвульсивной напряженности отталкивания, к-рая характеризует др. виды смеха: внешним выражением Ю. является скорее улыбка, чем собственно смех. Смех в Ю. не носит уничтожающего или амбивелентного характера: это не осмеяние, свойственное сатире, не релятивистич. парение иронии, а примиряющая улыбка, часто улыбка "сквозь слезы" (Жан Поль Рихтер), выражающая внутр. принятие мира, несмотря на все его несовершенства.

Значение филос.-эстетич. категории Ю. получил в 18 в. Теория Ю. была подробно разработана в эстетике романтизма, прежде всего Жан Полем Рихтером (см. J. Р. Richter, Vorschule der Ästhetik, Hamb., 1804, S. 166-220), к-рый видел в Ю. специфически "романтич." форму комического, выражающую контраст между бесконечной идеей и конечным миром явлений. Согласно Жан Полю, Ю. - это возвышенное "наизнанку", он соразмеряет и связывает бесконечное с малым; в юмористич. смехе содержится и скорбь, и величие. Ю. универсален - это взгляд на мир в целом, а не отд. его явления, и субъективен - это рефлексия субъекта, способного поставить себя на место комич. объекта и приложить к себе мерку идеала.

Зольгер рассматривает Ю. как двойственное чувство величия и несовершенства бытия, отмечая взаимную связь трагического и комического в Ю. (см. "История эстетики...", т. 3, М., 1967, с. 342). Шопенгауэр видит источник Ю. в конфликте возвышенного умонастроения с чужеродным ему низменным миром: при попытке мыслить одно через другое обнаруживается двойное несоответствие и возникает Ю. - впечатление намеренно смешного, через к-рое просвечивает серьезное (см. "Die Welt als Wille und Vorstellung", Bd 2, Lpz., 1859, S. 117-19).

Кьеркегор связывает Ю. с преодолением трагического и переходом личности от "этической" к "религиозной" стадии: Ю. примиряет с "болью", от к-рой на этич. стадии пыталось абстрагироваться "отчаяние" (S. Kierkegaard, Unwissenschaftliche Nachschrift, 1846).

В эстетике Гегеля Ю. связывается с заключит. стадией худож. развития (разложением последней, "романтической" формы иск-ва). Характеризуя "субъективный Ю." как произвольную ассоциативную игру худож. фантазии, Гегель по существу отождествляет его с критикуемой им романтич. иронией (Ф. Шлегеля и др.) и противопоставляет ему " о б ъ е к т и в н ы й юмор" как "...внутреннее движение духа...", всецело отдающегося своему предмету (см. "Эстетика", т. 2, М., 1969, с. 320).

Гегельянец Ф. Т. Фишер, подчеркивая "примиряющую" функцию Ю., видит в нем "абсолютную" форму комического. Для эстетики 2-й пол. 19 - нач. 20 вв. характерно это гипостазирование Ю. как "эстетич. формы метафизического" (Банзен), как "самой глубокой" формы комического, приближающейся к трагическому (Фолькельт), или даже как единственно эстетической формы смешного (К. Грос и особенно Т. Липпс) и т.д.

Лит.: Bahnsen J., Das Tragische als Weltgesetz und der Humor als ästhetische Gestalt des Metaphysischen, Lauenburg, 1887; Lipps Th., Komik und Humor, 2 Aufl., Lpz., 1922; Höffding H., Humor als Lebensgefühl, 2 Aufl., Lpz., 1930; Jünger F. G., Über das Komische, 3 Aufl., Fr./M., 1948; Baum G., Humor und Satire in der bürgerlichen Ästhetik, В., 1959; Grotjahn M., Beyond laughter; humor and the subconscious, Ν. Y., 1966. См. также лит. при ст. Комическое

Ю. Попов. Москва.

В начало энциклопедии