Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
КРИТИКА И САМОКРИТИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

КРИТИКА И САМОКРИТИКА

КРИТИКА И САМОКРИТИКА - процесс отрицания и самоотрицания в обществ. развитии, внутренне необходимая сторона материальной и духовной человеч. деятельности; метод раскрытия внутр. противоречий развития; один из принципов деятельности коммунистич. партий, революц. рабочего класса, в социалистич. обществе - всего народа; объективная закономерность и движущая сила развития социалистич. и коммунистич. общества; действенный метод коммунистич. строительства; принцип трудового, нравств. воспитания и духовного развития людей коммунистич. общества.

Основой К. и с. является развитие обществ. жизни, в ходе к-рого непрерывно идет борьба между новым и старым, прогрессивным и консервативным. В связи с дифференциацией обществ. жизни все более разграничивались сферы деятельности (политич., правовой, нравств., научной, философской и др.), в каждой из к-рых К. и. с. приобретала специфич. формы проявления. Классовая борьба в антагонистич. обществе в ее различных формах была осн. формой критики. В истории досоциалистич. формаций для идеологов восходящего класса было характерно критич. отношение к идеологии и практике отживающих классов.

Научно вопрос о К. и с. был проанализирован Марксом. И "оружие критики", и "критику оружием" Маркс рассматривал как одно из средств классовой борьбы пролетариата. Марксизм отверг субъективистский, волюнтаристич. подход к критике, характерный для левых гегельянцев ("критическая критика").

В К. и с. марксизм раскрывает отрицание старого не как самоцель, а как момент утверждения нового, отвергает метафизически-нигилистич. подход к развитию материальной и духовной культуры, подчеркивает не просто разрушающую, а прежде всего созидающую роль деятельности масс.

Общеметодологич. основа К. и с. - диалектически-противоречивый характер развития, объективная необходимость социалистич. революций, к-рые "...постоянно критикуют сами себя..." (Маркс К., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 123), единство теории и практики, критич. и революц. характер марксистской диалектики.

В период подготовки и проведения пролет. революции, а затем организации социалистич. строительства особенно выявилась движущая роль К. и с. Ленин считал умение пользоваться К. и с. важным признаком жизненности и серьезности политич. партии. После победы революции, когда Коммунистич. партия становится правящей партией, особенно возрастает положит. значение не просто критики, но и самокритики. Эту мысль развивал Ленин, предостерегая против пошлого "самодовольного оптимизма" и требуя развертывания самокритики, необходимой для "живой и жизненной партии" (см. Соч., т. 8, с. 418), для усиления связи партии с массами. Предвидя попытки использования результатов К. и с. врагами коммунизма, Ленин еще до победы революции писал о необходимости "...продолжать, вопреки им, свою работу самокритики и беспощадного разоблачения собственных минусов, которые непременно и неизбежно будут превзойдены ростом рабочего движения" (Соч., т. 7, с. 190; см. также т. 33, с. 32). В переходный период к социализму, когда еще решался вопрос "кто - кого", К. и с. оставалась и формой классовой борьбы внутри страны. С победой социализма К. и с. становится объективной закономерностью развития общества, свободного от классовых столкновений, общества дружественных классов и групп. В этих новых условиях К. и с. является проявлением объективных неантагонистич. противоречий, свойственных социализму. В поступат. движении социалистич. общества необходимо выявление старого и борьба против него, что невозможно без К. и с. В условиях развернутого строительства коммунизма, помимо пережитков капитализма, тормозом развития становятся и такие явления, к-рые родились как новое на почве социализма, но успевают устареть в процессе прогрессивного развития, перейти в свою противоположность и требуют выявления и устранения.

С помощью К. и с. народы Сов. Союза "...выявляют трудности, находят средства их преодоления, отбирают лучшие формы и методы коммунистического строительства" (Программа КПСС, 1961, с. 133). К. и с. является мощным рычагом в создании материально-технич. базы коммунизма, в формировании коммунистич. обществ. отношений и воспитании нового человека.

Решит. осуждение культа личности имеет огромное значение для правильного понимания и использования К. и с. Культ личности направлен против важнейшего ленинского принципа максимального использования творч. инициативы масс, критики снизу, привлечения масс к осуществлению задач парт. и гос. руководства и контроля, порождает бахвальство и равнодушие к недостаткам, культивирует произвол, субъективизм и бюрократич. подход к решению важнейших вопросов развития партии и страны.

Решения XX, XXI, XXII съездов КПСС и пленумов ЦК КПСС являются примером действенного использования К. и с. В этих решениях были выявлены крупные недостатки в развитии пром-сти, строительства, с. х-ва и намечены эффективные меры по восстановлению ленинских норм парт. жизни, парт. и гос. руководства, перестройке парт. работы и др. крупные шаги в коммунистич. строительстве. Устав КПСС, принятый XXII съездом КПСС, рассматривает К. и с. как одну из важнейших ленинских норм парт. жизни и обязывает коммунистов "развивать критику и самокритику ... давать решительный отпор всяким попыткам зажима критики" (1961, с. 6). Партия всемерно поддерживает развитие К. и с., особенно критики снизу, и заботится о создании условий для ее действенности, что является необходимым моментом ее развертывания.

Культ личности наложил свою печать и на науч. дискуссии по вопросам биологии, языкознания, философии, политич. экономии. Высказывания Сталина оказались вне науч. критики, а к ученым, не разделявшим мнения Сталина, нередко применялись методы администрирования и репрессий. Преодоление культа личности во всех его проявлениях раскрывает перед науч. мыслью возможности дальнейшего свободного развития, плодотворной борьбы мнений, глубокой науч. критики и разоблачения совр. бурж. идеологии.

Коренное отличие К. и с. от критики, идущей из лагеря империалистич. идеологов, состоит в том, что К. и с. направлена не на расшатывание, а на укрепление, совершенствование и дальнейшее развитие социалистического общества. К. и с., будучи важнейшим средством преодоления всего старого, отжившего и поддержки нового, прогрессивного, выполняет в социалистическом обществе важную созидательную роль.

Сущность К. и с. глубоко диалектична, неразрывно связана с развитием через противоречия, с познанием специфич. противоречий развития социалистич. общества, его перерастания в коммунизм.

Формы проявления К. и с. многообразны и специфика этих форм определяется во многом сферой их действия. Так, развитие всех форм социалистич. соревнования предполагает критику делом, устранение рутины и распространение передового опыта, подтягивание отстающих до уровня передовых. Важную роль играют собрания трудящихся и постоянно действующие производств. совещания, вновь создаваемые на предприятиях производств. комитеты, печать и вся система обществ. орг-ций в пром-сти, с. х-ве, науч. учреждениях, работа плановых и руководящих хозяйств. органов. Мощным рычагом К. и с. в сфере материального произ-ва является материальная и моральная заинтересованность каждого человека в развитии социалистич. экономики, парт.-гос. контроль с участием широких масс.

В сфере политич. организации общества расширение социалистич. демократии и вовлечение всех трудящихся в управление обществ. делами, в контролирование обществ. порядка, соблюдения норм социалистич. общежития предполагают широкое развертывание К. и с. Специфич. формами в этой области являются всенародные обсуждения важнейших конституционных актов, политич. документов, реализация прав на отзыв депутатов, не оправдавших доверия народа, усиление активности и инициативы всех советских, партийных и обществ. орг-ций, система партийно-государственного контроля (см. Программа КПСС, с. 100-12).

В сфере идеологической К. и с. является движущим началом развития форм обществ. сознания. Новый опыт жизни и потребности развития науки, преодоление последствий культа личности Сталина, борьба против ревизионизма и догматизма требуют всемерного развертывания принципиальной К. и с. всего устаревшего в области идеологии и науки.

Творч. применение марксистско-ленинской теории позволяет своевременно раскрывать новое, поддерживать его, предвидеть перспективы его роста, вскрывать вредные последствия отрицат. явлений и не дать возможность недостаткам разрастись в серьезный тормоз общегосударственного масштаба, а противоречиям обостриться до социального конфликта. Максимальная острота теоретического раскрытия возникающих противоречий средствами К. и с. на основе глубокого изучения новой действительности, практики является предпосылкой их своевременного преодоления. Для этого необходимо держать под постоянным контролем общественности и подвергать решительной критике все, что мешает поступательному развитию общества к коммунизму.

По мере овладения всеми трудящимися науч. мировоззрением, по мере осуществления поставленной КПСС задачи воспитания нового человека будет возрастать роль не только критики, но и самокритики в сфере нравственной самооценки поступков человека, повышения чувства ответственности, критич. подхода к собственной деятельности. "В борьбе с пережитками прошлого, с проявлениями индивидуализма и эгоизма большая роль принадлежит общественности, воздействию общественного мнения, развитию критики и самокритики. Товарищеское осуждение антиобщественных поступков постепенно станет главным средством искоренения проявлений буржуазных взглядов, нравов и обычаев" (Программа КПСС, с. 121). Неантагонистич. характер противоречий развития социалистич. общества определяет и характер К. и с. Это принципиальная, непримиримая к недостаткам, но товарищеская критика, что вытекает из ее цели, в реализации к-рой в равной мере заинтересованы все трудящиеся социалистич. общества в условиях социального единства сов. народа. К. и с. в коммунистич. обществе будет движущим стимулом развития его экономики и культуры.

Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1; его же, Послесловие ко второму изд. 1-го т. "Капитала", там же; Ленин В. И., Шаг вперед два шага назад, Соч., 4 изд., т. 7; его же, О смешении политики с педагогикой, там же, т. 8; его же, Тезисы об основных задачах Второго конгресса Коминтерна, там же, т. 31; его же, К четырехлетней годовщине Окт. революции, там же, т. 33; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, ч. 1-4, 7 изд., [М ], 1954-1960; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1961, Устав КПСС, М., 1961; XX съезд Коммунистической партии Советского Союза 14-25 февраля 1956 года. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1956; Внеочередной XXI съезд Коммунистической партии Советского Союза 27 января - 5 февраля 1959 года. Стенографический отчет, т. 1-2, М., 1959; XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчет, т. 1-3, М., 1962; XXII съезд КПСС и вопросы идеологич. работы, М., 1962; XXII съезд КПСС и задачи кафедр обществ. наук высших учебных заведений. 30 янв. - 2 февр. 1962 г., М., 1962.

С. Дудель. Москва.

В начало энциклопедии