Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ФАТАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФАТАЛИЗМ

ФАТАЛИЗМ (от лат. fetalis - предопределенный судьбой, роковой) - мировоззренч. концепция, истолковывающая действительность как нечто предопределенное. Ф. исходит из признания неизбежного хода вещей и тем самым исключает становление новых возможностей. Детерминацию обществ.-историч. действительности Ф. рассматривает как подчинение человека власти внешней, трансцендентной ему силы. Эта сила может выступать как сверхъестеств. и божеств. воля (теологич. Ф. и провиденциализм), как изначальный социальный порядок, представляющийся сводом раз и навсегда данных канонов бытия, как неотвратимое "естественное" устройство мира с безраздельным господством природной необходимости и т.д. Крайний Ф. отрицает случайность вообще, умеренный Ф. допускает ее как форму опосредствования фатума. Ф. можно рассматривать как рационализацию древней мифологич. концепции судьбы: в Ф. на место фатума слепого и непроницаемого ставится фатум, поддающийся распознанию, - миропорядок, в к-ром человек получает возможность стать сознат. и преуспевающим его проводником.

Классич. форма Ф. в античности - стоицизм, особенно римский. Стоич. Ф. резюмировал положение индивида перед лицом всеподавляющего могущества социальных сил (империй, войн и т.п.): "Болящего судьба ведет, а неволящего влачит" (Сенека, Письмо к Луцилию). Христ. идеология в рамках общей фатальности (см. Предопределение) вводит свободу воли индивида. Католицизм осуждает крайний Ф. как ересь. Вообще в смягченных вариантах Ф. считается обязательным проявление фатума, или провидения (см. Провиденциализм), или законов истории через посредство деятельности людей: фатум нуждается в них как исполнителях (напр., у Вико). Лейбниц, проводя умеренный Ф. и критикуя Ф. крайний, отводил свободе сферу единичных вещей, тогда как закономерности относил к "предустановленной гармонии". Фихте возвел деятельность в принцип, однако эта деятельность оказалась надиндивидуальным началом, господствующим над историей реальных людей: это предполагает "...понятие наперед определенного... м и р о в о й п л а н, ...из которого можно было бы полностью вывести главные эпохи человеческой земной жизни..." ("Осн. черты совр. эпохи", СПБ, 1906, с. 5). Шеллинг, при всем своем стремлении изобразить историю как "сценическое действие" и предоставить индивидам свободное "соавторство" в нем, истолковал роли людей как охватываемые изначальным единством и всецело производные от него, так что "...сама история... являет вековечную тождественность и вековечную основу гармонии..." ("Система трансценден-тального идеализма", Л., 1936, с. 356). Гегель вернулся к Ф., когда утвердил господство отчужденных абстрактных форм: "деспотизм всеобщего над особенным", "хитрость разума" в истории. В противоположность идеалистич. и теологич. Ф., к-рый ставит над миром сверхъестеств. силу - "божественную волю", "мировой разум", метафизически-материалистич. Ф. (Гоббс и др.) возводит в абсолют естеств. силы (Субстанцию, Среду): "...вещь делает ..., она делает так, как определено природой, и иначе не может" (Спиноза В., Избр. произв., т. 2, М., 1957, с. 203). Ф. здесь есть прямое следствие тезиса: человек - "часть" природы (см. тамже, с. 204; возражения Канта см.: Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 188, 217, 431). Отсюда выводилось требование: "...покоримся природе..." (Гольбах П., Избр. произв., т. 1, М., 1963, с. 262). Др. вариант материалистич. Ф. - это метафизич. истолкование истории с т. зр. "теорий среды", в т.ч. экономический материализм.

Марксизм, критикуя как волюнтаризм, так и Ф. во всех его вариантах, видит социальную природу и корни Ф. в неразвитости обществ, человека и его творч. сил. Затерянность в системе классовых отношений, под гнетом иерархии отчужд. функций, манипулирование человеком и диктат антагонистич. гос-ва, господство к-рого "...заменило собой средневековое сверхъ-естественное небо с его святыми", "...этот мертвящий кошмар" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 17, с. 544, см. также с. 339, 598) воспитывают пассивно-комформистское, фаталистич. сознание. Человек кажется обреченным быть рабом порядка вещей, прикованным к своему месту в системе разделения обществ. труда, к-рое "наподобие рока" существует "...вне индивидов, независимо от них" (Архив Маркса и Энгельса, т. 4, 1935, с. 91). Апологетич. и охранит. идеология классово-антагонистич. общества заинтересована в закреплении фаталистич. представлений, парализующих способность к историч. творчеству, внушающих настроение смиренной покорности "фатуму" и обыват. безразличия. Вместе с тем к Ф. прибегает также и авантюристич. субъективизм, пытающийся выдать свой произвол за предопределенный и единственно правильный образ действий и суждений. Марксизм отвергает Ф. с позиций диалектики объективного и субъективного, исследуя законы обществ. развития как имманентные деятельности людей. Если объективист толкует о "непреодолимых исторических тенденциях", превращая всякое объяснение в оправдание, марксизм, напротив, показывает, кто (какой класс и т.п.) ответственен за якобы само собой происходящее (см. В. И. Ленин, Соч., т. 1, с. 380, а также с. 400 и т. 18, с. 302). В историч. драме нет кем-то или чем-то предначертанного "сценария" с гарантированным финалом, она вершится самими людьми-авторами в созидании и борьбе. Идейная борьба против Ф.-составная часть революционно-гуманистич. борьбы за "истинное царство свободы", коммунизм.

Лит. см. при ст. Судьба, Детерминизм, Исторический материализм, Необходимость, Свобода, Свобода воли.

Г. Батищев. Москва.

В начало энциклопедии