Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИС"-"ВОП")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИС"-"ВОП")

ВИССАРИОН

ВИССАРИОН (Βησσαρίων) Н и к е й с к и й (р. между 1389 и 1395 - ум. 1472) - церк.-политич. деятель Византии, писатель и философ. Ученик Плифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой венецианской б-ки св. Марка. В. - автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч. - трактат "Против клеветников Платона" ("In calumniatorem Platonis", libri 1-4, 1469), в к-ром, защищая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Платона в истории философии. Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, t. 161).

Лит.: Садов Α., Виссарион Никейский, СПБ, 1883; Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского, "Византийский временник", 1949, т. 2; ее же, Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Vast H., Le cardinal Bessarion (1403-1472), P., 1878; Mоhler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1-3, Paderborn, 1923-42.

Б. Горянов. Москва.

ВИТАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТВИЦКИЙ

ВИТВИЦКИЙ (Witwicki), Владислав (30 апр. 1878 - 21 дек. 1948) - польский психолог, философ и художеств. критик. Был учеником К. Твардовского. Защитив докторскую диссертацию во Львове (1900), учился в Вене у Вундта и в Лейпциге. Проф. психологии Варшавского ун-та (1919-48). Автор работ по психологии, этике, истории и теории иск-ва. Переводчик и комментатор Софокла, Платона, Аристотеля, Лукиана. Переводил также работы Джемса, Мак-Фолл, Эллен Кей, Маринетти и др.

Обосновывая идеалистич. взгляды, В. создал т.н. теорию кратизма (во многом сходную со взглядами психиатра А. Адлера), в к-рой в качестве основы формирования различных человеч. чувств (чести, дружбы, ненависти, уважения) выдвинул инстинктивное стремление к силе. Неожиданное или очевидное открытие бессилия кого-либо, не вызывающее ни возмущения, ни сочувствия, составляет, по В., суть комического. Экспериментальные исследования В. показали, что религ. верования образованных людей, противоречащие их трезвому чувству действительности, принимают у них характер фикций, догадок или предположений "как будто бы".

Соч.: Analiza psychologiczna objawów woli, Lw., 1904; Ζ psychology stosunków osobistych, "Przegląd filozoficzny", Warsz., 1907, rok 10, z. 4; О widzeniu przedmiotów, Warsz., 1954; Pogadanki obyczajowe, Warsz., 1957.

Лит.: Markinowna E., Psychologja daźenia do mocy, "Kwartalnik psychologiczny",Warsz., 1935, rok 7, s. 329-340; Dąmbska I., Władysław Witwicki, "Przegląd filozoficzny", Warsz.-Kr., 1949,z. 1-2.

Т. Витвицкий. Польша.

ВИТГЕНШТЕЙН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВИТЕЛО

В и т е л л о , Ц ё л е к (Witelo, Vitello, Ciołek) (p. ок. 1230 - ум. ок. 1275), - философ и естествоиспытатель. Род. во Вроцлаве, по отцу немец, по матери поляк. Около 1253 В. учился в Париже, в 60-х гг. посетил Италию, между 1270 и 1277 написал труд в 10 книгах под заглавием "Перспектива" ("Perspective", изд. в 1535, 1551 и 1572), основанный на соч. егип. ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, 965-1039) и освещающий осн. вопросы геометрич. и физиологич. оптики (в частности, психологии зрит. восприятия). В соч. "О природе демонов" ("De natura daemonum") В. попытался дать рационалистич. объяснение суеверным представлениям о демонах. Трактат В. по оптике привлек внимание теоретиков живописи и естествоиспытателей эпохи Возрождения, к-рые проверяли и дополняли содержащиеся в нем наблюдения (Леонардо да Винчи, И. Кеплер). В общефилос. отношении В. испытал на себе влияние араб. неоплатоников. Приписывавшееся В.соч. "Об интеллигенциях" ("De intelligentiis") ему не принадлежит.

Лит.: Зубов В. П., Леонардо да Винчи и работа Витело "Перспектива", Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 1, М., 1954; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 137-38; Baeumker С, Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII. Jahrhunderts, Münster, 1908; Birkenmajer Α., Studja nad Witelonem-cz. 1-3, в cб.:Bull. International de l'Académie Polonaise des sciences et des lettres, classe de philologie, Cracovie, 1920. s. 4-6; Cracovie. 1922-25, s. 354-60; Archiwum komisji do badania historji filozofji wPolsce.t. 2, część. 1, Kr., 1921.

В. Зубов. Москва.

ВИТТИХ

ВИТТИХ (Wittich), Христоф (7 окт. 1625-19 мая 1687) - нем. философ-картезианец. Проф. философии в Герборне, теологии в Нимвегене и Лейдене. Распространял философию Декарта и учение Коперника в сев.-зап. Германии и Голландии. Пытался рационалистически обосновать теологию, за что неоднократно подвергался преследованиям со стороны церк. и светских властей.

Соч.: Dissertationes duae de S. Scripturae in philosophicis abusu, Amst., 1654; Consideratio theologica de stylo scripturae, quem adhibet cum de rebus naturalibus sermonem instituit [Amst.], 1656; Causa spiritus sancti, Leiden, 1678; Consensus veritatis in Scriptura divina et revelata cum veritate philosophiae a Cartesio detecta, Leiden, 1682; Theologia pacifica, [3 ed.], Leiden, 1683; Annotationes in Cartesii meditationes, Dordrecht, 1688; Theologia pacifica defensa, Amst.-Leiden, 1689; Anti-Spinoza, Amst., 1690.

ВИШНУИЗМ

ВИШНУИЗМ - наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения - боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6-5 вв. до н.э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой - гл. богом брахманов (жрецов).

В сер. 1-го тысячелетия до н.э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т.д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. - Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3-1 вв. до н.э. и ярко отражено в эпосе - "Махабхарате" и "Рамаяне".

Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну - Нараяна - отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной ("Черный"), выразившим идеалы кшатриев.

В сер. 1-го тыс. до н.э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" - в "Нараяния" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.-Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1-4, Ашхабад, 1955-58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Šaivism and minor religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Wi11mann-Grabоwska H., Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P., 1933: Macnicol N., Tne living religions of the Indian people, L., 1934.

Б. Смирнов. Ашхабад.

ВИШОВАТЫ

ВИШОВА́ТЫ (Wiszowaty), Анджей (26 нояб. 1608 - 29 июля 1678) - польский философ, один из представителей последнего поколения т.н. Польских братьев. В трактате "Рациональная религия" ("Religio rationalis", 1685) В. объявил разум высшими решающим судьей в вопросах религии; разум судит и о правильном смысле заключенного в Библии "слова божьего" и о том, является ли в действительности Библия откровением божьим. В. полагал, что разум способен обосновать божеств. характер Библии, и на этой основе строил свою, близкую ранним деистам (Локк), концепцию "религии, согласной с разумом". Высоко оценивая способности разума, В. призывал к изучению естеств. наук; был хорошо знаком с учениями Гассенди и Галилея.

Соч.: Commentarius in Acta Apostolorum, в кн.: Bibliotheca Fratrum Polonorum, t. 9, Amst., 1656; [Praefatio], в кн.: Catechesis Ecclesiarum Polonicarum, Stauropoli, [1680] (совм. с J. Stegmann); Stimuli Virtutum fraena peccatorum, ut et alia ejasdem generis opuscula posthume, Amst., 1682. Лит.: Сhmaj L., Andrzej Wiszowaty jako działacz i myśliciel religijny, в его кн.: Bracia Polscy, Warsz., 1957; Ogonowski Z., Wiara a rozum w poglądach religijnych socynian i Lockea, в кн.: Studia ariańskie, Warsz., 1959; Fосk О., Der Sozinianismus nach seinem historischea Verlauf und nach seinem Lehrbegriff, Kiel, 1847.

З. Огоновский. Польша.

ВКЛЮЧЕНИЕ

ВКЛЮЧЕ́НИЕ (в л о г и к е ) - отношение между классами (множествами) предметов, определяемое следующим образом: если каждый элемент класса А входит в качестве элемента в класс В, то говорят, что класс А находится в отношении включения к классу В, а класс В включает в себя класс А в качестве подкласса.

Символически это отношение выражается так: AB или ВA. Объемы понятий в логике можно рассматривать как классы предметов, находящиеся (не находящиеся) друг к другу в отношении включения. На этой основе в математич. логике построено исчисление классов, являющееся обобщением аристотелевой силлогистики. Такие, напр., законы отношения включения, как: 1) Для всякого класса А, АА (рефлексивность). 2) Если АВ и BA, то А=В. 3) Если АВ и BC, то АС (транзитивность) совместно с предложением. 4) Если А - не пустой подкласс В и классы В и С разделены, то классы А и С разделены - эквивалентны законам категорич. силлогизма.

Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Биркгоф Г., Теория структур, пер. с англ., М., 1952, с. 263-66.

К. Суханов. Челябинск.

ВКУС

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВЛАДИСЛАВЛЕВ

Михаил Иванович (1840 - 24 апр. 1890) - рус. философ-идеалист. Ученик Лотце и К. Фишера. Проф. (с 1868) и ректор (с 1887) Петерб. ун-та. В многочисл. соч. ("Конспект лекций по психологии", 1880; "Психология", т. 1-2, 1881; "Лекции по истории философии", [1885]; "Логика", 1872, и др.) излагал идеи трансцендентализма и волюнтаризма. Своему переводу на рус. яз. "Критики чистого разума" Канта (1867) предпослал очерк, излагавший кантовскую систему философии. В. - автор ряда работ по истории логики и философии ("Философия Плотина, основателя Новоплатоновской школы", 1868, и др.).

Лит.: Введенский А. И., Научная деятельность М. И. Владиславлева, СПБ, 1890.

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВНИМАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЕННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

ВОЕ́ННАЯ ДЕМОКРА́ТИЯ - одна из первонач. форм политич. организации у ряда племен и народностей в период разложения первобытнообщинного строя. Термин "В. д." введен Морганом в кн. "Древнее общество..." (1877) для характеристики организации индейских племен Сев. Америки, древних греков гомеровской эпохи и римлян т.н. царского периода. В. д. развилась также у скифов, кельтов, древних германцев, норманнов. Органами В. д. являются: нар. собрание, в к-ром участвуют воины, совет вождей (или старейшин) и избираемый или назначаемый военачальник, гл. отличит, признак власти к-рого - воен. предводительство (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 108-109). В период В. д. еще не существует публичной власти, отдельной от массы народа. Однако в дальнейшем развитие В. д. свидетельствует о начавшемся превращении органов родового строя "из орудий народной воли" в "самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" (там же, с. 170). Анализ превращения В. д. в государство дан Ф. Энгельсом (см. тамже, с. 111-186).

Лит.: Косвен М. О., К вопросу о военной демократии, в кн.: Проблемы истории первобытного общества, М.-Л., 1960.

Е. Панфилов. Москва.

ВОЗБУЖДЕНИЕ

ВОЗБУЖДЕ́НИЕ - деятельное состояние живой ткани, наступающее в ответ на раздражение. Этот ответ для каждого вида ткани специфичен и определяется его свойствами: выработкой секрета железами, сокращением мышц, регуляцией деятельности нервной системы. Сдвиги обмена веществ раздражаемой ткани - возрастание интенсивности химич. процессов, диссоциация ионов, увеличение потребления кислорода и т.д. - есть материальная основа В. Качеств. своеобразие В. различных видов тканей характеризуется не только количеств., но и качеств. своеобразием обмена веществ этих тканей. В. возникает и распространяется по ткани волнообразно, отд. импульсами. Частота и конфигурация импульсов В. в различных тканях различна; В. определяется функцион. состоянием ткани и характером раздражения. Изучены общие закономерности В. разнородных тканей: рефрактерность - невосприимчивость ткани в течение нескольких долей секунды к новому раздражению во время и непосредственно после В.; лабильность - скорость протекания элементарных циклов В. в живой ткани; парабиоз - стойкая, нераспространяющаяся волна В. Состояние парабиоза наступает под влиянием сильных раздражений и характеризуется снижением лабильности ткани вплоть до полного ее торможения. Существуют специфич. закономерности В. в нервных центрах: трансформация - нервные центры перерабатывают приходящие к ним импульсы возбуждения в свой собств. ритм; иррадиация и концентрация; индукция; явление доминанты - наиболее сильный очаг возбуждения притягивает к себе В. из др. нервных клеток и тем самым определяет реакцию организма. Качеств. своеобразие В. коры мозга проявляется в образовании временных связей. В. является физиологич. формой отражения внешних и внутренних раздражителей и имеет большое значение для приспособления организма к воздействиям на него объективного мира.

Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, [М.], 1949; Введенский Η. Ε., Возбуждение, торможение и наркоз, Собр. соч., т. 4, Л., 1935; Ухтомский Α. Α., Физиология двигательного аппарата, вып. 1, Л., 1927; Учебник физиологии, под ред. К. М. Быкова, 3 изд., М., 1955; Коштоянц Х. С., Исследования в области энзимо-химической природы нервного возбуждения, в кн.: Юбилейный сборник, посвященный тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, ч. 2, М.-Л., 1947; Насонов Д. Н., О природе возбуждения. Стеногр. публ. лекции, М., 1948.

З. Ровенский. Иваново.

ВОЗВЫШЕННОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗМОЖНОСТИ СУЖДЕНИЕ

ВОЗМО́ЖНОСТИ СУЖДЕ́НИЕ - суждение, в к-ром утверждается возможность чего-либо. Напр., "Заболевания гриппом могут сопровождаться высокой температурой". В. с. употребляется в следующих случаях: 1) Если известно, что данный признак появляется в предмете при наличии одних условий и исчезает при наличии др. условий, то знание об отношении этого признака к предмету вне наличия тех или иных условий выражается нами в суждении возможности. 2) Если известно, что данный признак принадлежит (принадлежал или будет принадлежать) только нек-рым предметам известного рода, то знание об отношении этого признака к любому предмету данного рода предметов выражается также в суждении возможности. Т.о., в В. с. речь идет об объективной возможности, т.е. о вероятности без указания ее степени, а не о субъективном сомнении или неуверенности (см. Суждение).

Лит.: Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947; Wright G. H., An essay in modal logic, Amst., 1951.

П. Таванец. Москва.

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЗРОЖДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЙНА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛГИН

Вячеслав Петрович [р. 2 (14) июня 1879] - сов. ученый, академик (с 1930). Член КПСС с 1920. С 1899 участвовал в революц. движении, неоднократно подвергался арестам, был в ссылке. В 1908 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та. В это же время начинается науч. деятельность В. В 1916-17 В. сотрудничал в журнале М. Горького "Летопись", в 1917 был редактором "Известий Моск. Совета рабочих депутатов". В 1918 принимал участие в организации Социалистической (впоследствии Коммунис-тической) академии. В 1919 стал проф. Моск. ун-та по кафедре истории социализма; в 1921-25 был ректором ун-та. В 1930-1935 В. - непременный секретарь, в 1942-53 - вице-президент АН СССР. Осн. предмет науч. исследований В. - история социалистич. идей, особенно во Франции и в Англии. В. осуществил обширное издание рус. переводов соч. классиков утопич. социализма с комментариями и вступит. статьями. Соч.: Революционный коммунист XVIII в., 2 изд., М.-Л., 1924; Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; История социалистических идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; Очерки по истории социализма. 4 изд., М., 1935; Пеккёр, "Исторические записки", 1948, т. 25; Гуманизм и социализм, М., 1955; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958.

ВОЛЬНЕЙ

В о л ь н e (Volney), Константен Франсуа (3 февр. 1757 - 25 апр. 1820) - франц. бурж. просветитель. При Наполеоне I В. получил графский титул, в период Реставрации стал пэром Франции.

Исходя из сенсуализма Локка и Кондильяка, вплотную подошел к материализму, оставаясь сторонником деизма и утверждая, что познание божества должно происходить через познание природы. Путь к истине и критерий истинности В. видел в ощущениях. Основой человеческих поступков В. вслед за Гельвецием считал интерес, себялюбие, стремление к удовольствию, отвращение от страдания. Под влиянием этих стимулов человечество, по В., впало в анархию, неравенство, деспотизм, к-рые будут устранены благодаря тому, что все люди осознают необходимость соблюдать общее благо. Будучи идеалистом в понимании истории, В. в произведении "Руины, или Размышления о революциях империй" ("Les Ruines, ou Méditations sur les Révolutions des Empires", 1791, рус. пер. [1928]) пытался выяснить причины роста и упадка гос-в и критиковал церковь и религию как оплот феод. деспотизма. Социальный идеал В. - бурж. общество во главе с просвещ. монархом. В. выдвигал идею объединения народов в "Генеральные штаты Европы", где французы стали бы "народом-законодателем"; восхвалял захватнич. войны Наполеона I.

Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-8, P., 1821; La loi naturelle, оu Catéchisme du citoyen français, P., 1934; Leçons d'histoire, prononcées à l'Е́cole Normale en l'an III de la République française (1795), 3 éd., P., 1822; Discours sur l'étude philosophiques des langues, 4 éd., p., 1821.

Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 436-38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 592.

ВОЛЬНОДУМСТВО

ВОЛЬНОДУМСТВО - см. Свободомыслие.

ВОЛЬТЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО

ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО - термин, служивший в рус. дореволюц. литературе для обозначения политич. и религ. свободомыслия 18 - нач. 19 вв., связанного с именем Вольтера. Строго науч. значения термин "В." не имеет.

ВОЛЬТМАН

ВО́ЛЬТМАН (Woltmann), Людвиг (18 февр. 1871 - 30 янв. 1907) - нем. бурж. социолог и антрополог, бернштейнианец по политическим взглядам. Основатель журн. "Politisch-Anthropologische Revue" (1902). Социологич. концепция В. крайне эклектична. Пытаясь примирить социализм с неодарвинизмом ("Теория Дарвина и социализм" - "Die Darwinsche Theorie und der Sozialismus", 1899, рус. пер. 1900) и диалектич. материализм с философией Канта ("Исторический материализм. Изложение и критика марксистского миросозерцания" - "Der historische Materialismus. Darstellung und Kritik der Marxistischen Weltanschauung", 1900, рус. пер. 1901), В. пришел к открытой апологетике капитализма. Идеализм и биологизм в понимании человеч. истории, реакционные политич. взгляды послужили основой для перехода В. к расизму, в частности к восхвалению герм. расы, к-рой, по В., обязаны своими достижениями в области культуры итальянский и французский народы ("Германцы и ренессанс в Италии" - "Die Germanen und die Renaissance in Italien", 1905; "Германцы во Франции" - "Die Germanen in Frankreich", 1907).

Соч.: Kritische und genetische Begründung der Ethik. Freiburg [in Bayern], 1896 (Diss.). Соч. в рус. пер.: Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму, СПБ, 1901; Политическая антропология, СПБ, 1905.

Лит.: Krueger P., Eine neue Sozialphilosophie auf Kantischer Basis, "Kantstudien", Bd 6, В., 1901.

H. Мотрошилова. Москва.

ВОЛЬФ ВИЛЬГЕЛЬМ

ВОЛЬФ Вильгельм (Wolff), (21 июня 1809 - 9 мая 1864) - нем. публицист, коммунист. Сын крепостного крестьянина. Будучи студентом Бреславльского ун-та, подвергся репрессии (1834-1839). В 1845 вышла книга В. о восстании силезских ткачей 1844 - "Нищета и восстание в Силезии" ("Das Elend und der Aufruhr in Schlesien", 2 Aufl., [1952]), повлекшая за собой преследование и эмиграцию В. в Брюссель, где он познакомился с Марксом и Энгельсом. В. был членом ЦК Союза коммунистов(1848) и сотрудником "Neue Rheinische Zeitung", в к-рой поместил (22 марта-25 апр. 1849) статьи "Силезский миллиард" ("Die Schlesische Milliarde"), направленные против эксплуатации силезских крестьян. Являясь депутатом (от Силезии) Франкфуртского нац. собрания (1848-49), принадлежал к крайней левой. После поражения революции 1848-49 В. эмигрировал сначала в Швейцарию, а в июне 1851 - в Лондон. С 1854 жил в Манчестере. Маркс посвятил 1-й том "Капитала" "...смелому, верному, благородному, передовому бойцу пролетариата Вильгельму Вольфу" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 1).

Соч.: Gesammelte Schriften... Nebst einer Biographie Wolffs von Fr. Engels, mit Einleitung und Anmerkungen hrsg. von Fr. Mehring. Jubiläums-Ausgabe, В., 1909.

Лит.: Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957, с. 101-02, 109-10, 397-98, 412-15, 586-87, 588-89; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21-25, М.-Л., 1929-36 (см. Указатель); т. 26, М., 1935, с. 21, 345, 451; т. 27, М., 1935, с. 479, 486-87; т. 28. М., 1940, с. 152.

А. Панфилова. Москва.

ВОЛЬФ КАСПАР ФРИДРИХ

ВОЛЬФ Каспар Фридрих (Wolff), (18 янв. 1734 - 22 февр. 1794) - естествоиспытатель, один из творцов учения о развитии организмов. Получил образование в Мед.-хирургич. коллегии в Берлине (1753-55) и в ун-те в Галле (1755-59). В докторской диссертации "Теория зарождения" ("Theoria generationis", 1759) выступил с обоснованием учения об эпигенезе - развитии организмов путем новообразования. Идеи диссертации В. развил в одноименном трактате ("Theorie von der Generation...", 1764). Встретив оппозицию своим взглядам со стороны реакц. профессуры, В. принял в 1767 приглашение Петерб. АН занять кафедру анатомии и уехал из Германии. Вскоре он опубликовал в "Комментариях" (Петерб. АН) свой осн. труд - "Об образовании кишечника у цыпленка" ("De formatione intestinorum", 1768-69). В трактате "О своеобразной и существенной силе растительной и животной субстанции" ("Von der eigentümlichen und wesentlichen Kraft der vegetabilischen, sowohl als auch der animalischen Substanz", 1789) В. продолжал обосновывать свое учение.

На основе изучения процессов развития цветка растений и куриного зародыша В. доказал ложность господствовавшего длительное время преформизма, к-рый отрицал развитие организмов и утверждал изначальное их "предобразование" в зачатках живых существ; этим опровергались и креационистские (см. Креационизм) выводы из этого учения. Это дало основание Ф. Энгельсу заявить, что "К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции" ("Диалектика природы", 1955, с. 11). Работы В. положили начало учению о метаморфозе растений (разработанному впоследствии Гёте) и науч. изучению эмбрионального развития животных.

Теоретич. обоснование своего учения В. давал, обращаясь к антимеханистич. динамич. концепциям, получившим распространение под влиянием идей Лейбница, и к учению о всемирном тяготении Ньютона. Для объяснения процессов развития организмов В. выдвинул некую "существенную силу" (vis essentialis), определяющую передвижение в развивающихся частях жидких "соков" и образование из них "пузырьков" и "клеточек". На этом основании В. часто причисляли к виталистам (см. Витализм). Однако детальный анализ воззрений В., проведенный сов. учеными, показал, что его представления являлись попыткой дать динамич. (основанное на силах, присущих самим телам) объяснение процессам роста и развития по аналогии с силой притяжения.

Соч.: Теория зарождения, [М.], 1950.

Лит.: Гайсинович Α. Ε., Κ. Φ. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [M.], 1950, с. 363-482; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1, М.-Л., 1952, с. 106-93; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (С середины XVIII до середины XIX века), М., 1955, с. 21-68; Usсhmann G., Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie, Lpz.-Jena, 1955.

А. Гайсинович. Москва.

ВОЛЬФ ПАНКРАТИУС

ВОЛЬФ Панкратиус (Wolff), (р. 1674 - ум. в нач. 18 в.) - нем. медик и философ-материалист. Проф. ун-та в Галле. В своих работах "Медицинские размышления" ("Cogitationes medico-legales..."), "Правила Гиппократа о лихорадочных кризисах..." ("Hippocratis regulae [et cautelas] febrium crisibus...", 1704) и "Физика Гиппократа, которая показывает геометрическо-химический механизм человеческой природы" ("Physica Hippocratica qua exponitur humanae naturae mechanismus geometrico-chymicus", 1713) развивал материалистические идеи.

Осн. мысль В. состоит в том, что духовная деятельность человека является результатом механич. деятельности человеч. организма, в особенности мозга. Поэтому В. отрицал принципиальное отличие души человека от души животного и, следуя методологии Ф. Бэкона, считал эксперимент основой объяснения психики человека и животных. Представления и акты воли В. считал необходимыми и закономерными функциями раздражаемых волокон человеч. мозга. Сделав сравнение "души" человека и животных основой своих материалистич. исследований, В. вслед за Декартом пришел к выводу, что человек, как и животное, является машиной, хотя и более сложной. В. отвергал идею бессмертия души, свободы воли и божеств. провидения, деистически признавая, впрочем, существование бога.

Лит.: Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев - Харьков, [1899-1900].

В. Раббот. Москва.

ВОЛЬФ ХРИСТИАН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЬФСОН

Семен Яковлевич (1894-1941) - сов. философ, проф. Белорус. гос. ун-та (с 1921), акад. АН БССР (с 1928); был директором Ин-та философии и права АН БССР (с 1931). Издал курс марксистской философии, принятый в качестве учебника в ряде вузов ("Диалектический материализм", ч. 1-2, 1922, ч. 1-3, 6-е изд., 1926). Осн. темами работ В. были история философии, проблемы семьи и брака, науки и культуры.

Соч.: Плеханов, Минск, 1924; Интеллигенция как социально-экономическая категория, М.-Л., 1926; Матриархат и марксистская генеономия, "Тр. Белорусок. Гос. ун-та", 1928, No 21, с. 3-30; Социология брака и семьи, Минск, 1928; Сучасная рэлiгiйнасьць, Менск, 1930; Аб ленiнскiм этапе ваяўнiчага атэiзму, Менск, 1932; Аб пролетарскiм iнтэрнацыяналiзме, Менск, 1935 (совм. с И. М. Ильюшиным); Супроць расавых тэорый, Менск, 1935; Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; В матрацной могиле, Минск, 1940.

В. Сербента. Минск.

ВОЛЮНТАРИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВОЛЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВООБРАЖЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВООРУЖЁННОЕ ВОССТАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВОПРОСЫ ЛЕНИНИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ"

"ВОПРО́СЫ ПСИХОЛО́ГИИ" - науч. журнал сов. психологов, орган АПН РСФСР. Первый номер "В. п." вышел в февр. 1955. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номера. Гл. редактором "В. п." был А. А. Смирнов (с 1955, No 1). В августе 1958 главным редактором назначен Б. М. Теплов. Периодичность журнала: 6 номеров в год при объеме номера - сначала 8, а с 1956 (No 4) - 12 печатных листов.

Журнал посвящен науч. разработке вопросов материалистич. психологии, строящейся на основе филос. принципов марксизма-ленинизма. В нем публикуются теоретич. и экспериментальные исследования по проблемам общей и детской психологии; результаты изучения познават. процессов - ощущений и восприятий, памяти и воображения, мышления и речи; вопросы психологии личности - воспитание потребностей, развитие способностей и интересов, формирование чувств, воли, темперамента и характера; разрабатываются вопросы психологии труда и производств. обучения, психологии спорта, психологии искусства, патопсихологии, истории психологии. "В. п." проводят обмен опытом преподавания психологии, критически разбирают выходящие труды по психологии, информируют читателей о достижениях в области технич. оснащения психологич. исследований. Журнал знакомит с работой зарубежных прогрессивных психологов и подвергает критике реакционные направления в современной буржуазной психологии.

Журнал имеет отделы: теоретич. и экспериментальные работы по психологии, дискуссии и обсуждения, критика и библиография, преподавание психологии, за рубежом, экспериментальная аппаратура, науч. хроника.

М. Соколов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница