Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "В" (часть 4, "ВИС"-"ВОП")
ВИССАРИОН (Βησσαρίων) Н и к е й с к и й (р. между 1389 и 1395 - ум. 1472) - церк.-политич. деятель Византии, писатель и философ. Ученик Плифона, В. в спорах между приверженцами аристотелизма и платонизма стремился примирить оба направления. К концу полемики склонился на сторону платонизма, в распространении к-рого среди итал. гуманистов сыграл большую роль. Поселившись в Италии, В. был возведен в сан кардинала; в 1463 был назначен титулярным латинским патриархом Константинополя. Группировал вокруг себя бежавших из Византии греч. ученых. В. собрал греч. рукописи и редкие книги, явившиеся впоследствии основой знаменитой венецианской б-ки св. Марка. В. - автор большого числа богословских сочинений. Главнейшее филос. соч. - трактат "Против клеветников Платона" ("In calumniatorem Platonis", libri 1-4, 1469), в к-ром, защищая своего учителя Плифона против нападок Георгия Трапезундского, В. широко освещал значение Платона в истории философии. Соч.: Opera omnia, recogn. J. P. Migne, P., 1866 (Patrologiae cursus compl., ser. graeca, t. 161). Лит.: Садов Α., Виссарион Никейский, СПБ, 1883; Удальцова З. В., Борьба партий в Византии XV в. и деятельность Виссариона Никейского, "Византийский временник", 1949, т. 2; ее же, Борьба византийских партий на Флорентийском соборе и роль Виссариона Никейского в заключении унии, там же, 1950, т. 3; Vast H., Le cardinal Bessarion (1403-1472), P., 1878; Mоhler L., Kardinal Bessarion als Theologe, Humanist und Staatsmann, Bd 1-3, Paderborn, 1923-42. Б. Горянов. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВИТВИЦКИЙ (Witwicki), Владислав (30 апр. 1878 - 21 дек. 1948) - польский психолог, философ и художеств. критик. Был учеником К. Твардовского. Защитив докторскую диссертацию во Львове (1900), учился в Вене у Вундта и в Лейпциге. Проф. психологии Варшавского ун-та (1919-48). Автор работ по психологии, этике, истории и теории иск-ва. Переводчик и комментатор Софокла, Платона, Аристотеля, Лукиана. Переводил также работы Джемса, Мак-Фолл, Эллен Кей, Маринетти и др. Обосновывая идеалистич. взгляды, В. создал т.н. теорию кратизма (во многом сходную со взглядами психиатра А. Адлера), в к-рой в качестве основы формирования различных человеч. чувств (чести, дружбы, ненависти, уважения) выдвинул инстинктивное стремление к силе. Неожиданное или очевидное открытие бессилия кого-либо, не вызывающее ни возмущения, ни сочувствия, составляет, по В., суть комического. Экспериментальные исследования В. показали, что религ. верования образованных людей, противоречащие их трезвому чувству действительности, принимают у них характер фикций, догадок или предположений "как будто бы". Соч.: Analiza psychologiczna objawów woli, Lw., 1904; Ζ psychology stosunków osobistych, "Przegląd filozoficzny", Warsz., 1907, rok 10, z. 4; О widzeniu przedmiotów, Warsz., 1954; Pogadanki obyczajowe, Warsz., 1957. Лит.: Markinowna E., Psychologja daźenia do mocy, "Kwartalnik psychologiczny",Warsz., 1935, rok 7, s. 329-340; Dąmbska I., Władysław Witwicki, "Przegląd filozoficzny", Warsz.-Kr., 1949,z. 1-2. Т. Витвицкий. Польша. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
В и т е л л о , Ц ё л е к (Witelo, Vitello, Ciołek) (p. ок. 1230 - ум. ок. 1275), - философ и естествоиспытатель. Род. во Вроцлаве, по отцу немец, по матери поляк. Около 1253 В. учился в Париже, в 60-х гг. посетил Италию, между 1270 и 1277 написал труд в 10 книгах под заглавием "Перспектива" ("Perspective", изд. в 1535, 1551 и 1572), основанный на соч. егип. ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена, 965-1039) и освещающий осн. вопросы геометрич. и физиологич. оптики (в частности, психологии зрит. восприятия). В соч. "О природе демонов" ("De natura daemonum") В. попытался дать рационалистич. объяснение суеверным представлениям о демонах. Трактат В. по оптике привлек внимание теоретиков живописи и естествоиспытателей эпохи Возрождения, к-рые проверяли и дополняли содержащиеся в нем наблюдения (Леонардо да Винчи, И. Кеплер). В общефилос. отношении В. испытал на себе влияние араб. неоплатоников. Приписывавшееся В.соч. "Об интеллигенциях" ("De intelligentiis") ему не принадлежит. Лит.: Зубов В. П., Леонардо да Винчи и работа Витело "Перспектива", Тр. Ин-та истории естествозн. и техн. АН СССР, т. 1, М., 1954; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957, с. 137-38; Baeumker С, Witelo, ein Philosoph und Naturforscher des XIII. Jahrhunderts, Münster, 1908; Birkenmajer Α., Studja nad Witelonem-cz. 1-3, в cб.:Bull. International de l'Académie Polonaise des sciences et des lettres, classe de philologie, Cracovie, 1920. s. 4-6; Cracovie. 1922-25, s. 354-60; Archiwum komisji do badania historji filozofji wPolsce.t. 2, część. 1, Kr., 1921. В. Зубов. Москва. |
ВИТТИХ (Wittich), Христоф (7 окт. 1625-19 мая 1687) - нем. философ-картезианец. Проф. философии в Герборне, теологии в Нимвегене и Лейдене. Распространял философию Декарта и учение Коперника в сев.-зап. Германии и Голландии. Пытался рационалистически обосновать теологию, за что неоднократно подвергался преследованиям со стороны церк. и светских властей. Соч.: Dissertationes duae de S. Scripturae in philosophicis abusu, Amst., 1654; Consideratio theologica de stylo scripturae, quem adhibet cum de rebus naturalibus sermonem instituit [Amst.], 1656; Causa spiritus sancti, Leiden, 1678; Consensus veritatis in Scriptura divina et revelata cum veritate philosophiae a Cartesio detecta, Leiden, 1682; Theologia pacifica, [3 ed.], Leiden, 1683; Annotationes in Cartesii meditationes, Dordrecht, 1688; Theologia pacifica defensa, Amst.-Leiden, 1689; Anti-Spinoza, Amst., 1690. |
ВИШНУИЗМ - наиболее распространенная наряду с шиваизмом и брахманизмом инд. религия послеведич. периода (см. Веды). Осн. объектом почитания является бог Вишну и его воплощения - боги Рама и Кришна. Будучи второстепенным богом в ведической религии, в период ее упадка (6-5 вв. до н.э.) Вишну становится гл. богом кшатриев (воинов) наряду с Шивой-Рудрой - гл. богом брахманов (жрецов). В сер. 1-го тысячелетия до н.э. обострилась классовая борьба между кшатриями и брахманами. Отражением этой борьбы в среде кшатриев явилось создание В., джайнизма и буддизма. Общим для этих филос.-религ. систем явилось отрицание кровавых жертвоприношений, проповедь ахимсы (ненасилия) и т.д. Отличит. чертами В. являются теизм и учение о бескорыстной любви (бхакти), к-рое сочеталось в В. с учением о необходимости выполнения долга (карма-йога). Учение о долге, определяемом обществ. положением (кастой), было развито в осн. лит. памятнике В. - Бхагавадгите. Развитие идей В. происходило в течение 3-1 вв. до н.э. и ярко отражено в эпосе - "Махабхарате" и "Рамаяне". Различные компоненты, входившие в В., мифологически выразились в "именах" Вишну. Наиболее древнее имя Вишну - Нараяна - отражает космогонич. теорию о первичных космич. водах, давших начало миру. Вскоре он был отождествлен с вождем Кришной ("Черный"), выразившим идеалы кшатриев. В сер. 1-го тыс. до н.э. начинается поглощение В. буддизмом. Будда провозглашается воплощением Вишну, а буддийская династия Гуптов принимает В. как государств. религию. В. идейно связывается с материалистической в своей основе филос. школой санкхья, к-рая развивала целостное учение о мире как о периодич. разворачивании и сворачивании природы (пракрити). Дуализм этой системы проявляется в учении о бездеятельности духа (пуруши) и деятельности материальной природы. Эта концепция выражена мифологически в позднем тексте "Махабхараты" - в "Нараяния" и в "Бхагавата-Пуране". Полное филос. обоснование В. дал Рамануджа, к-рый развил дуалистич. концепцию санкхьи в духе наивно-диалектич. монизма веданты. Лит.: Махабхарата, пер. с санскр., кн. 1, М.-Л., 1950; Махабхарата, пер. с санскр., [т.] 1-4, Ашхабад, 1955-58; Bhandarkar R. G., Vaishavism, Šaivism and minor religious systems, Stras., 1913 (Grundriss der indo-arischen Philologie und Altertumskunde, Bd 3, H. 6); Masson-Oursel P., de Wi11mann-Grabоwska H., Stern Ph., L'Inde antique et la civilization indienne, P., 1933: Macnicol N., Tne living religions of the Indian people, L., 1934. Б. Смирнов. Ашхабад. |
ВИШОВА́ТЫ (Wiszowaty), Анджей (26 нояб. 1608 - 29 июля 1678) - польский философ, один из представителей последнего поколения т.н. Польских братьев. В трактате "Рациональная религия" ("Religio rationalis", 1685) В. объявил разум высшими решающим судьей в вопросах религии; разум судит и о правильном смысле заключенного в Библии "слова божьего" и о том, является ли в действительности Библия откровением божьим. В. полагал, что разум способен обосновать божеств. характер Библии, и на этой основе строил свою, близкую ранним деистам (Локк), концепцию "религии, согласной с разумом". Высоко оценивая способности разума, В. призывал к изучению естеств. наук; был хорошо знаком с учениями Гассенди и Галилея. Соч.: Commentarius in Acta Apostolorum, в кн.: Bibliotheca Fratrum Polonorum, t. 9, Amst., 1656; [Praefatio], в кн.: Catechesis Ecclesiarum Polonicarum, Stauropoli, [1680] (совм. с J. Stegmann); Stimuli Virtutum fraena peccatorum, ut et alia ejasdem generis opuscula posthume, Amst., 1682. Лит.: Сhmaj L., Andrzej Wiszowaty jako działacz i myśliciel religijny, в его кн.: Bracia Polscy, Warsz., 1957; Ogonowski Z., Wiara a rozum w poglądach religijnych socynian i Lockea, в кн.: Studia ariańskie, Warsz., 1959; Fосk О., Der Sozinianismus nach seinem historischea Verlauf und nach seinem Lehrbegriff, Kiel, 1847. З. Огоновский. Польша. |
ВКЛЮЧЕ́НИЕ (в л о г и к е ) - отношение между классами (множествами) предметов, определяемое следующим образом: если каждый элемент класса А входит в качестве элемента в класс В, то говорят, что класс А находится в отношении включения к классу В, а класс В включает в себя класс А в качестве подкласса. Символически это отношение выражается так: AB или ВA. Объемы понятий в логике можно рассматривать как классы предметов, находящиеся (не находящиеся) друг к другу в отношении включения. На этой основе в математич. логике построено исчисление классов, являющееся обобщением аристотелевой силлогистики. Такие, напр., законы отношения включения, как: 1) Для всякого класса А, АА (рефлексивность). 2) Если АВ и BA, то А=В. 3) Если АВ и BC, то АС (транзитивность) совместно с предложением. 4) Если А - не пустой подкласс В и классы В и С разделены, то классы А и С разделены - эквивалентны законам категорич. силлогизма. Лит.: Тарский Α., Введение в логику и методологию дедуктивных наук, пер. с англ., М., 1948; Биркгоф Г., Теория структур, пер. с англ., М., 1952, с. 263-66. К. Суханов. Челябинск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Михаил Иванович (1840 - 24 апр. 1890) - рус. философ-идеалист. Ученик Лотце и К. Фишера. Проф. (с 1868) и ректор (с 1887) Петерб. ун-та. В многочисл. соч. ("Конспект лекций по психологии", 1880; "Психология", т. 1-2, 1881; "Лекции по истории философии", [1885]; "Логика", 1872, и др.) излагал идеи трансцендентализма и волюнтаризма. Своему переводу на рус. яз. "Критики чистого разума" Канта (1867) предпослал очерк, излагавший кантовскую систему философии. В. - автор ряда работ по истории логики и философии ("Философия Плотина, основателя Новоплатоновской школы", 1868, и др.). Лит.: Введенский А. И., Научная деятельность М. И. Владиславлева, СПБ, 1890. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВОЕ́ННАЯ ДЕМОКРА́ТИЯ - одна из первонач. форм политич. организации у ряда племен и народностей в период разложения первобытнообщинного строя. Термин "В. д." введен Морганом в кн. "Древнее общество..." (1877) для характеристики организации индейских племен Сев. Америки, древних греков гомеровской эпохи и римлян т.н. царского периода. В. д. развилась также у скифов, кельтов, древних германцев, норманнов. Органами В. д. являются: нар. собрание, в к-ром участвуют воины, совет вождей (или старейшин) и избираемый или назначаемый военачальник, гл. отличит, признак власти к-рого - воен. предводительство (см. Ф. Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства, 1953, с. 108-109). В период В. д. еще не существует публичной власти, отдельной от массы народа. Однако в дальнейшем развитие В. д. свидетельствует о начавшемся превращении органов родового строя "из орудий народной воли" в "самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" (там же, с. 170). Анализ превращения В. д. в государство дан Ф. Энгельсом (см. тамже, с. 111-186). Лит.: Косвен М. О., К вопросу о военной демократии, в кн.: Проблемы истории первобытного общества, М.-Л., 1960. Е. Панфилов. Москва. |
ВОЗБУЖДЕ́НИЕ - деятельное состояние живой ткани, наступающее в ответ на раздражение. Этот ответ для каждого вида ткани специфичен и определяется его свойствами: выработкой секрета железами, сокращением мышц, регуляцией деятельности нервной системы. Сдвиги обмена веществ раздражаемой ткани - возрастание интенсивности химич. процессов, диссоциация ионов, увеличение потребления кислорода и т.д. - есть материальная основа В. Качеств. своеобразие В. различных видов тканей характеризуется не только количеств., но и качеств. своеобразием обмена веществ этих тканей. В. возникает и распространяется по ткани волнообразно, отд. импульсами. Частота и конфигурация импульсов В. в различных тканях различна; В. определяется функцион. состоянием ткани и характером раздражения. Изучены общие закономерности В. разнородных тканей: рефрактерность - невосприимчивость ткани в течение нескольких долей секунды к новому раздражению во время и непосредственно после В.; лабильность - скорость протекания элементарных циклов В. в живой ткани; парабиоз - стойкая, нераспространяющаяся волна В. Состояние парабиоза наступает под влиянием сильных раздражений и характеризуется снижением лабильности ткани вплоть до полного ее торможения. Существуют специфич. закономерности В. в нервных центрах: трансформация - нервные центры перерабатывают приходящие к ним импульсы возбуждения в свой собств. ритм; иррадиация и концентрация; индукция; явление доминанты - наиболее сильный очаг возбуждения притягивает к себе В. из др. нервных клеток и тем самым определяет реакцию организма. Качеств. своеобразие В. коры мозга проявляется в образовании временных связей. В. является физиологич. формой отражения внешних и внутренних раздражителей и имеет большое значение для приспособления организма к воздействиям на него объективного мира. Лит.: Павлов И. П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга, [М.], 1949; Введенский Η. Ε., Возбуждение, торможение и наркоз, Собр. соч., т. 4, Л., 1935; Ухтомский Α. Α., Физиология двигательного аппарата, вып. 1, Л., 1927; Учебник физиологии, под ред. К. М. Быкова, 3 изд., М., 1955; Коштоянц Х. С., Исследования в области энзимо-химической природы нервного возбуждения, в кн.: Юбилейный сборник, посвященный тридцатилетию Великой Октябрьской социалистической революции, ч. 2, М.-Л., 1947; Насонов Д. Н., О природе возбуждения. Стеногр. публ. лекции, М., 1948. З. Ровенский. Иваново. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВОЗМО́ЖНОСТИ СУЖДЕ́НИЕ - суждение, в к-ром утверждается возможность чего-либо. Напр., "Заболевания гриппом могут сопровождаться высокой температурой". В. с. употребляется в следующих случаях: 1) Если известно, что данный признак появляется в предмете при наличии одних условий и исчезает при наличии др. условий, то знание об отношении этого признака к предмету вне наличия тех или иных условий выражается нами в суждении возможности. 2) Если известно, что данный признак принадлежит (принадлежал или будет принадлежать) только нек-рым предметам известного рода, то знание об отношении этого признака к любому предмету данного рода предметов выражается также в суждении возможности. Т.о., в В. с. речь идет об объективной возможности, т.е. о вероятности без указания ее степени, а не о субъективном сомнении или неуверенности (см. Суждение). Лит.: Таванец П. В., Вопросы теории суждения, М., 1955; Асмус В. Ф., Логика, М., 1947; Wright G. H., An essay in modal logic, Amst., 1951. П. Таванец. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Вячеслав Петрович [р. 2 (14) июня 1879] - сов. ученый, академик (с 1930). Член КПСС с 1920. С 1899 участвовал в революц. движении, неоднократно подвергался арестам, был в ссылке. В 1908 окончил историко-филологич. фак-т Моск. ун-та. В это же время начинается науч. деятельность В. В 1916-17 В. сотрудничал в журнале М. Горького "Летопись", в 1917 был редактором "Известий Моск. Совета рабочих депутатов". В 1918 принимал участие в организации Социалистической (впоследствии Коммунис-тической) академии. В 1919 стал проф. Моск. ун-та по кафедре истории социализма; в 1921-25 был ректором ун-та. В 1930-1935 В. - непременный секретарь, в 1942-53 - вице-президент АН СССР. Осн. предмет науч. исследований В. - история социалистич. идей, особенно во Франции и в Англии. В. осуществил обширное издание рус. переводов соч. классиков утопич. социализма с комментариями и вступит. статьями. Соч.: Революционный коммунист XVIII в., 2 изд., М.-Л., 1924; Сен-Симон и сен-симонизм, 2 изд., М., 1925; История социалистических идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; Очерки по истории социализма. 4 изд., М., 1935; Пеккёр, "Исторические записки", 1948, т. 25; Гуманизм и социализм, М., 1955; Развитие общественной мысли во Франции в XVIII в., М., 1958. |
В о л ь н e (Volney), Константен Франсуа (3 февр. 1757 - 25 апр. 1820) - франц. бурж. просветитель. При Наполеоне I В. получил графский титул, в период Реставрации стал пэром Франции. Исходя из сенсуализма Локка и Кондильяка, вплотную подошел к материализму, оставаясь сторонником деизма и утверждая, что познание божества должно происходить через познание природы. Путь к истине и критерий истинности В. видел в ощущениях. Основой человеческих поступков В. вслед за Гельвецием считал интерес, себялюбие, стремление к удовольствию, отвращение от страдания. Под влиянием этих стимулов человечество, по В., впало в анархию, неравенство, деспотизм, к-рые будут устранены благодаря тому, что все люди осознают необходимость соблюдать общее благо. Будучи идеалистом в понимании истории, В. в произведении "Руины, или Размышления о революциях империй" ("Les Ruines, ou Méditations sur les Révolutions des Empires", 1791, рус. пер. [1928]) пытался выяснить причины роста и упадка гос-в и критиковал церковь и религию как оплот феод. деспотизма. Социальный идеал В. - бурж. общество во главе с просвещ. монархом. В. выдвигал идею объединения народов в "Генеральные штаты Европы", где французы стали бы "народом-законодателем"; восхвалял захватнич. войны Наполеона I. Соч.: Oeuvres complètes, t. 1-8, P., 1821; La loi naturelle, оu Catéchisme du citoyen français, P., 1934; Leçons d'histoire, prononcées à l'Е́cole Normale en l'an III de la République française (1795), 3 éd., P., 1822; Discours sur l'étude philosophiques des langues, 4 éd., p., 1821. Лит.: История философии, т. 2, M., 1941, с. 436-38; История философии, т. 1, М., 1957, с. 592. |
ВОЛЬНОДУМСТВО - см. Свободомыслие. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ВОЛЬТЕРЬЯНСТВО - термин, служивший в рус. дореволюц. литературе для обозначения политич. и религ. свободомыслия 18 - нач. 19 вв., связанного с именем Вольтера. Строго науч. значения термин "В." не имеет. |
ВО́ЛЬТМАН (Woltmann), Людвиг (18 февр. 1871 - 30 янв. 1907) - нем. бурж. социолог и антрополог, бернштейнианец по политическим взглядам. Основатель журн. "Politisch-Anthropologische Revue" (1902). Социологич. концепция В. крайне эклектична. Пытаясь примирить социализм с неодарвинизмом ("Теория Дарвина и социализм" - "Die Darwinsche Theorie und der Sozialismus", 1899, рус. пер. 1900) и диалектич. материализм с философией Канта ("Исторический материализм. Изложение и критика марксистского миросозерцания" - "Der historische Materialismus. Darstellung und Kritik der Marxistischen Weltanschauung", 1900, рус. пер. 1901), В. пришел к открытой апологетике капитализма. Идеализм и биологизм в понимании человеч. истории, реакционные политич. взгляды послужили основой для перехода В. к расизму, в частности к восхвалению герм. расы, к-рой, по В., обязаны своими достижениями в области культуры итальянский и французский народы ("Германцы и ренессанс в Италии" - "Die Germanen und die Renaissance in Italien", 1905; "Германцы во Франции" - "Die Germanen in Frankreich", 1907). Соч.: Kritische und genetische Begründung der Ethik. Freiburg [in Bayern], 1896 (Diss.). Соч. в рус. пер.: Система морального сознания в связи с отношением критической философии к дарвинизму и социализму, СПБ, 1901; Политическая антропология, СПБ, 1905. Лит.: Krueger P., Eine neue Sozialphilosophie auf Kantischer Basis, "Kantstudien", Bd 6, В., 1901. H. Мотрошилова. Москва. |
ВОЛЬФ Вильгельм (Wolff), (21 июня 1809 - 9 мая 1864) - нем. публицист, коммунист. Сын крепостного крестьянина. Будучи студентом Бреславльского ун-та, подвергся репрессии (1834-1839). В 1845 вышла книга В. о восстании силезских ткачей 1844 - "Нищета и восстание в Силезии" ("Das Elend und der Aufruhr in Schlesien", 2 Aufl., [1952]), повлекшая за собой преследование и эмиграцию В. в Брюссель, где он познакомился с Марксом и Энгельсом. В. был членом ЦК Союза коммунистов(1848) и сотрудником "Neue Rheinische Zeitung", в к-рой поместил (22 марта-25 апр. 1849) статьи "Силезский миллиард" ("Die Schlesische Milliarde"), направленные против эксплуатации силезских крестьян. Являясь депутатом (от Силезии) Франкфуртского нац. собрания (1848-49), принадлежал к крайней левой. После поражения революции 1848-49 В. эмигрировал сначала в Швейцарию, а в июне 1851 - в Лондон. С 1854 жил в Манчестере. Маркс посвятил 1-й том "Капитала" "...смелому, верному, благородному, передовому бойцу пролетариата Вильгельму Вольфу" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 1). Соч.: Gesammelte Schriften... Nebst einer Biographie Wolffs von Fr. Engels, mit Einleitung und Anmerkungen hrsg. von Fr. Mehring. Jubiläums-Ausgabe, В., 1909. Лит.: Энгельс Ф., Вильгельм Вольф, в кн.: Mаркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 15, М., 1935; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, М., 1957, с. 101-02, 109-10, 397-98, 412-15, 586-87, 588-89; Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21-25, М.-Л., 1929-36 (см. Указатель); т. 26, М., 1935, с. 21, 345, 451; т. 27, М., 1935, с. 479, 486-87; т. 28. М., 1940, с. 152. А. Панфилова. Москва. |
ВОЛЬФ Каспар Фридрих (Wolff), (18 янв. 1734 - 22 февр. 1794) - естествоиспытатель, один из творцов учения о развитии организмов. Получил образование в Мед.-хирургич. коллегии в Берлине (1753-55) и в ун-те в Галле (1755-59). В докторской диссертации "Теория зарождения" ("Theoria generationis", 1759) выступил с обоснованием учения об эпигенезе - развитии организмов путем новообразования. Идеи диссертации В. развил в одноименном трактате ("Theorie von der Generation...", 1764). Встретив оппозицию своим взглядам со стороны реакц. профессуры, В. принял в 1767 приглашение Петерб. АН занять кафедру анатомии и уехал из Германии. Вскоре он опубликовал в "Комментариях" (Петерб. АН) свой осн. труд - "Об образовании кишечника у цыпленка" ("De formatione intestinorum", 1768-69). В трактате "О своеобразной и существенной силе растительной и животной субстанции" ("Von der eigentümlichen und wesentlichen Kraft der vegetabilischen, sowohl als auch der animalischen Substanz", 1789) В. продолжал обосновывать свое учение. На основе изучения процессов развития цветка растений и куриного зародыша В. доказал ложность господствовавшего длительное время преформизма, к-рый отрицал развитие организмов и утверждал изначальное их "предобразование" в зачатках живых существ; этим опровергались и креационистские (см. Креационизм) выводы из этого учения. Это дало основание Ф. Энгельсу заявить, что "К. Ф. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции" ("Диалектика природы", 1955, с. 11). Работы В. положили начало учению о метаморфозе растений (разработанному впоследствии Гёте) и науч. изучению эмбрионального развития животных. Теоретич. обоснование своего учения В. давал, обращаясь к антимеханистич. динамич. концепциям, получившим распространение под влиянием идей Лейбница, и к учению о всемирном тяготении Ньютона. Для объяснения процессов развития организмов В. выдвинул некую "существенную силу" (vis essentialis), определяющую передвижение в развивающихся частях жидких "соков" и образование из них "пузырьков" и "клеточек". На этом основании В. часто причисляли к виталистам (см. Витализм). Однако детальный анализ воззрений В., проведенный сов. учеными, показал, что его представления являлись попыткой дать динамич. (основанное на силах, присущих самим телам) объяснение процессам роста и развития по аналогии с силой притяжения. Соч.: Теория зарождения, [М.], 1950. Лит.: Гайсинович Α. Ε., Κ. Φ. Вольф и учение о развитии, в кн.: Вольф К. Ф., Теория зарождения, [M.], 1950, с. 363-482; Райков Б. Е., Русские биологи-эволюционисты до Дарвина, т. 1, М.-Л., 1952, с. 106-93; Бляхер Л. Я., История эмбриологии в России (С середины XVIII до середины XIX века), М., 1955, с. 21-68; Usсhmann G., Caspar Friedrich Wolff. Ein Pionier der modernen Embryologie, Lpz.-Jena, 1955. А. Гайсинович. Москва. |
ВОЛЬФ Панкратиус (Wolff), (р. 1674 - ум. в нач. 18 в.) - нем. медик и философ-материалист. Проф. ун-та в Галле. В своих работах "Медицинские размышления" ("Cogitationes medico-legales..."), "Правила Гиппократа о лихорадочных кризисах..." ("Hippocratis regulae [et cautelas] febrium crisibus...", 1704) и "Физика Гиппократа, которая показывает геометрическо-химический механизм человеческой природы" ("Physica Hippocratica qua exponitur humanae naturae mechanismus geometrico-chymicus", 1713) развивал материалистические идеи. Осн. мысль В. состоит в том, что духовная деятельность человека является результатом механич. деятельности человеч. организма, в особенности мозга. Поэтому В. отрицал принципиальное отличие души человека от души животного и, следуя методологии Ф. Бэкона, считал эксперимент основой объяснения психики человека и животных. Представления и акты воли В. считал необходимыми и закономерными функциями раздражаемых волокон человеч. мозга. Сделав сравнение "души" человека и животных основой своих материалистич. исследований, В. вслед за Декартом пришел к выводу, что человек, как и животное, является машиной, хотя и более сложной. В. отвергал идею бессмертия души, свободы воли и божеств. провидения, деистически признавая, впрочем, существование бога. Лит.: Ланге Φ. Α., История материализма и критика его значения в настоящем, пер. с нем., т. 1, Киев - Харьков, [1899-1900]. В. Раббот. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Семен Яковлевич (1894-1941) - сов. философ, проф. Белорус. гос. ун-та (с 1921), акад. АН БССР (с 1928); был директором Ин-та философии и права АН БССР (с 1931). Издал курс марксистской философии, принятый в качестве учебника в ряде вузов ("Диалектический материализм", ч. 1-2, 1922, ч. 1-3, 6-е изд., 1926). Осн. темами работ В. были история философии, проблемы семьи и брака, науки и культуры. Соч.: Плеханов, Минск, 1924; Интеллигенция как социально-экономическая категория, М.-Л., 1926; Матриархат и марксистская генеономия, "Тр. Белорусок. Гос. ун-та", 1928, No 21, с. 3-30; Социология брака и семьи, Минск, 1928; Сучасная рэлiгiйнасьць, Менск, 1930; Аб ленiнскiм этапе ваяўнiчага атэiзму, Менск, 1932; Аб пролетарскiм iнтэрнацыяналiзме, Менск, 1935 (совм. с И. М. Ильюшиным); Супроць расавых тэорый, Менск, 1935; Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937; В матрацной могиле, Минск, 1940. В. Сербента. Минск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"ВОПРО́СЫ ПСИХОЛО́ГИИ" - науч. журнал сов. психологов, орган АПН РСФСР. Первый номер "В. п." вышел в февр. 1955. Задачи журнала определяла редакц. статья этого номера. Гл. редактором "В. п." был А. А. Смирнов (с 1955, No 1). В августе 1958 главным редактором назначен Б. М. Теплов. Периодичность журнала: 6 номеров в год при объеме номера - сначала 8, а с 1956 (No 4) - 12 печатных листов. Журнал посвящен науч. разработке вопросов материалистич. психологии, строящейся на основе филос. принципов марксизма-ленинизма. В нем публикуются теоретич. и экспериментальные исследования по проблемам общей и детской психологии; результаты изучения познават. процессов - ощущений и восприятий, памяти и воображения, мышления и речи; вопросы психологии личности - воспитание потребностей, развитие способностей и интересов, формирование чувств, воли, темперамента и характера; разрабатываются вопросы психологии труда и производств. обучения, психологии спорта, психологии искусства, патопсихологии, истории психологии. "В. п." проводят обмен опытом преподавания психологии, критически разбирают выходящие труды по психологии, информируют читателей о достижениях в области технич. оснащения психологич. исследований. Журнал знакомит с работой зарубежных прогрессивных психологов и подвергает критике реакционные направления в современной буржуазной психологии. Журнал имеет отделы: теоретич. и экспериментальные работы по психологии, дискуссии и обсуждения, критика и библиография, преподавание психологии, за рубежом, экспериментальная аппаратура, науч. хроника. М. Соколов. Москва. |