Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ

ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ - категории материалистич. диалектики, отражающие две стороны единого предмета, различные по глубине и значимости связи предметов. Внешнее - это, во-первых, то, что характеризует предмет с его поверхностной стороны. В этом смысле внешнее - это те стороны, свойства предмета, к-рые выявляются во взаимодействии с предметами другой системы отношений. Так, напр., растение обладает рядом внешних свойств - цвет, запах, размеры и т.д. Но ни одно из этих cвойств в отдельности, ни их простая механич. совокупность еще не есть растение. Процесс обществ. развития, взятый со стороны своего внешнего проявления, выступает как переплетение и чередование множества историч. событий и фактов, как результат столкновений "бесчисленных отдельных стремлений и отдельных действий" (Энгельс Ф., Людвиг Фейербах..., 1955, с. 41).

Внешнее - это, во-вторых, необходимое условие существования и развития какого-либо предмета, явления. Напр., среда, в к-рой живет организм, - это внешнее по отношению к организму. Природные условия - это внешнее по отношению к обществу. В противоположность внешнему, внутреннее - это то, что характеризует собственную природу, содержание, своеобразие вещи, события, явления. Внутреннее характеризует предмет, взятый со стороны тех его свойств и отношений, к-рые составляют его основу, сущность, закон движения и развития.

Внешняя и внутренняя стороны вещей, явлений всегда находятся в единстве, взаимопроникают друг в друга. Нет внешнего без внутреннего, и наоборот. Внешние особенности выражают так или иначе внутр. свойства вещей и процессов. В единстве внешнего и внутреннего определяющим является внутреннее, ибо всякое развитие имеет своим источником самодвижение, т.е. внутр. противоречия (Единство и борьба противоположностей). Так, общество развивается во внешней среде - в природных, географич. условиях, однако определяет характер развития общества не внешняя среда, а внутренние силы, заключенные в самом общество. Маркс рассматривал историю как саморазвивающееся обществ. состояние людей. Производит. силы, производств. отношения, борьба классов, революции - это движущие силы развития всех антагонистич. формаций. Специфич. противоречия, имеющиеся в социалистич. обществе, составляют движущую силу его развития. Это, конечно, не значит, что внешняя среда не имеет никакого значения для развития общества. Она есть одно из необходимых, но не решающих условий развития общества.

В процессе познания мы идем от внешнего к внутреннему: вначале схватываем менее существенные, внешние стороны вещей, потом во внешнем вскрываем внутреннее, т.е. сущность, закон, причину явлений и процессов. Внутреннее, т.о., выступает как одна из ступеней науч. познания действительности. Понять внутреннее в предмете - значит вскрыть присущие ему противоречия, противоположности в их единстве и борьбе. Человеческое мышление всегда движется от познания внешнего к познанию внутреннего. Постижение внутреннего означает раскрытие заключенного в предмете основания всех происходящих с ним изменений при взаимодействии с другими предметами. Познание внешнего означает раскрытие того, как обнаруживается внутреннее. Если внутреннее можно понять лишь через внешнее, то истинная природа внешнего может быть понята только при условии понимания внутреннего, к-рое обнаруживается во внешнем. См. Сущность и явление.

Лит.: Маркс К., Капитал, т. 1-3, М., 1955, [т. 1, с. 19, 68, 87 (примеч.), 120, 322; т. 3, с. 197, 349, 841-44]; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том "Капитала"), ч. 2, М., 1957, с. 158-60; его же, Теории прибавочной стоимости, 4 изд., т. 3, [Л.], 1936, с. 332, 344, 353-57, 364-68; Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 2, М., 1955, с. 370-72; Энгельс Ф., Диалектика природы, М., 1955, с. 185, 198-99; его же, Анти-Дюринг, М., 1957, с. 23-24; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1, с. 122-24; его же, Философские тетради, [Л.], 1947, с. 129-30, 134, 135, 161-62, 189-90, 201; Кант [И.], Критика чистого разума, 2 изд., пер. [с нем.], П., 1915, с. 187-88, 193-96; Гегель [Г.], Энциклопедия философских наук, пер. [с нем.], Соч., т. 1, М.-Л., 1929, с. 232-37; его же, Наука логики, пер. [с нем.], Соч., т. 5, М., 1937, с. 17, 115, 236, 629-36; его же, Феноменология духа, пер. [с нем.], Соч., т. 4, М., 1959.

А. Спиркин. Москва.

В начало энциклопедии