Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОЛГАРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Болг. филос. мысль зародилась в конце 9 - нач. 10 вв. Ее начало связывается обычно с именем Иоанна Экзарха, к-рый в своих соч. "Шестоднев" и др. обосновывал религ. тезис о сотворении мира богом, давал религ. интерпретацию сочинениям Аристотеля. Антифеод. борьба болг. крестьян привела к возникновению и развитию еретич. идеологии богомильства (1-я пол. 10 в.), к-рая питала антифеод. движения вплоть до 14 в. Согласно дуалистич. учению богомилов, сущность мира определяется борьбой двух начал - доброго и злого, Бога и Сатанаила. Победа добра может привести к осуществлению справедливости на земле. Богомилы критиковали феод. гос-во и офиц. церковь, выступали против имуществ. неравенства, против войн.

Завоевание Болгарии турками (конец 14 в.) на неск. столетий приостановило развитие болг. философии. В конце 18 - нач. 19 вв. в Болгарии наметился переход к капитализму, сопровождавшийся подъемом нац. культуры. Возникло национальное болг. книгопечатание, первые газеты и журналы (сер. 19 в.). Росло нац. самосознание болг. народа, развернулась борьба за нац. болг. церковь, независимую от вселенской патриархии. Этот период борьбы против тур. ига носит название "болгарского возрождения", идеи к-рого впервые выражены в "История славено-българска" (написана в 1762, опубл. в 1844) монаха Паисия Хилендарского. Паисий утверждал, что болгары являются самостоят. нацией, с собственным языком и культурой. Согласно Паисию, изучение нац. истории имеет не только теоретич., но и практич. значение, т.к. история является учительницей народа, а народ - "простые пастухи и земледельцы" - составляют прочную опору прогресса. Возникновение широкого интереса к естественным наукам (П. Берович, "Буквар с различни поучения", 1824) способствовало развитию материалистич. взглядов. Активный политич. деятель, идейный выразитель интересов нарождающейся буржуазии Селиминский создал систему материалистич. воззрений, пропагандировал материализм древних греков и франц. мыслителей 18 в.

С нач. 60-х гг. 19 в. начался новый период в развитии филос. и обществ. мысли Болгарии, связанный с ростом нац.-освободит. и революц. движения. В связи с обострением классовых противоречий и ростом революц. движения нар. масс значит. часть буржуазии пошла на соглашение с тур. феодалами (т.н. доктрина дуализма - создания болг.-тур. гос-ва под властью тур. султана). Основной движущей силой нац.-освободит. борьбы против чужеземного ига являлись крестьяне, ремесленники и демократич. интеллигенция. В обществ. движении оформились два осн. направления - эволюционистское (реформистское) и революционно-демократич., между к-рыми разгорелась острая идейная борьба. В 70-80-х гг. в реформистской печати ("Читалище", "Прогресс", "Век" и др.), где защита религ. мировоззрения сочеталась с изложением нек-рых естеств.-науч. знаний, наметился переход к пропаганде идеализма - гегельянства, шеллингианства и пр. Революц.-демократич. мысль лишь постепенно в процессе своего становления освобождалась от религ. представлений. Раковский, выступивший в поэме "Горски пътник" (1857), в статьях газ. "Дунавски лебед", "Бъдещност" и др. с пропагандой вооруж. борьбы народа против тур. феодалов, еще оставался в плену религ. мировоззрения, апеллировал к религ. представлениям о правах человека, о равенстве. Перелом в филос. взглядах революц. демократии был связан с именем Каравелова, к-рый оказал значит. влияние на развитие демократич. идеологии в Болгарии, широко пропагандируя идеи рус. революционеров-демократов. Вместе с Левским он стал в нач. 70-х гг. организатором Болг. революц. центр. комитета (БРЦК), был автором первой революц. программы "Български глас" (1870). Его газеты "Свобода" и "Независимост" способствовали развитию нац.-освободит. движения. Каравелов выступил как основатель материалистич. направления философии и эстетики, как создатель реалистич. течения в лит-ре. Однако ему были свойственны просветительские иллюзии: осн. орудием обществ. преобразований Каравелов считал просвещение. Из боязни отпугнуть верующих от революц. движения он сохранил в своей филос. системе элементы деизма. Выдающееся значение имели работы революц. демократа и социалиста-утописта Ботева. Являясь последователем рус. революц. демократов, Ботев выступил с пропагандой материализма и атеизма. Он перевел и напечатал статью Герцена "Разговор с детьми" (1871). В газ. "Дума на българските емигранти" (1871) и особенно "Знаме" (1874-75) Ботев глубоко разрабатывал идею всенар. революции против нац. и социального гнета, пропагандировал идеи утопич. социализма, развернул ожесточ. борьбу с реформизмом и религ. мировоззрением, горячо приветствовал Парижскую Коммуну. В отличие от учения рус. революц. демократов, учение Каравелова, Левского, Ботева не включало идеализации крест. общины как пути к социализму. В условиях почти полного разложения болг. общины лозунг общинного землепользования был заменен у болг. революц. демократов лозунгом нар. гос-ва, основанного на социальном и нац. равенстве. Болг. революц. демократы пытались соединить материализм с революц. диалектикой, однако, находясь на позициях крест. революционности, они не могли выработать материалистич. понимания истории. Болг. революционеры-демократы явились предшественниками марксизма в Болгарии.

Восстания 1875-76 и освобождение болг. народа от тур. ига в результате освободит. русско-тур. войны (1877-78) послужили началом нового этапа в развитии филос. и обществ.-политич. мысли Болгарии. В этот период зарождается рабочее движение. В 1891 была создана с.-д. партия, с 1885 в журн. "Съвременний показател" Благоев начал пропаганду марксистских идей в Болгарии. В этот период органами марксистской мысли в Болгарии были газ. "Работник", "Работнически вестник" (с 1897), журн. "Ново время", редактировавшиеся Благоевым. В них было опубликовано много ценных материалов по социально-политич., лит. и филос. вопросам (см. сб. "Работник", 1892-94, "Работнически вестник", 1897-1900). Болг. марксисты и демократич. мыслители вели активную борьбу против бурж. социально-политич. учений и реакц. идеалистич. философии. Исходя из учения Маркса и Энгельса и глубокого знания общественной жизни в Болгарии, Благоев в соч. "Що е социализъм и има ли той почва у нас?" (1891), "Социализмът и работническият въпрос в България" (1900) и др. выступил с критикой теорий, отрицавших возможность капиталистич. развития Болгарии. Он доказал, что Болгария уже пошла по пути капитализма и что в ней имеются условия для развития социализма. Труды Благоева заложили основы болг. марксистской философии, истории, эстетики и лит. критики. В журн. "Ново време" (с 1897) Благоев развернул беспощадную борьбу против журнала "Мисъл" - центра бурж. идеалистич. философии, эстетики и лит. критики, вокруг к-рого группировались идеалисты во главе с Крыстевым и его учеником Михалчевым. В конце 90-х гг. 19 в. и в 1-м десятилетии 20 в. борьба в БРСДП между революц. марксизмом (т.н. тесняки), возглавлявшимся Благоевым, и реформизмом (т.н. широкие социалисты), возглавлявшимся Я. Сакызовым, приняла острый характер и закончилась победой революц. марксизма. Благоев, Кирков, Георгиев, Г. Димитров, Коларов и др., развивая марксистское учение о классовой борьбе, опровергли реформистскую "теорию" Сакызова и его единомышленников о классовом сотрудничестве. Болг. марксисты выступили с резкой критикой представителей различных идеалистич. учений: берклеанства (Гюзелева), неокантианства, волюнтаризма Вундта (Георгова, Алексиева), эмпириокритицизма (Каблешкова), учения Ремке (Михалчева), ницшеанства и др.

Новые условия, созданные победой Октябрьской социалистической революции, и наступивший революц. кризис в Болгарии потребовали от БРСДП пересмотра нек-рых старых позиций "тесняков" и овладения идеями ленинизма. В ряде статей об империализме, опубл. в 1918, Благоев выступил с резкой критикой оппортунистич. теории империализма Каутского. Во вступит. статье, напечатанной в журн. "Ново време" в 1919, он отстаивал революц. стороны марксизма, к-рые были преданы забвению правыми лидерами 2-го Интернационала. На конгрессах в 1919, 1920 и 1921 Болгарская коммунистическая партия ("тесные" социалисты) приняла теорию и тактику ленинизма.

Переломным моментом в процессе большевизации партии было антифашистское восстание в сент. 1923, которым руководили Г. Димитров и Коларов. В трудных условиях фашистской диктатуры партия вооружилась ленинскими идеями. Проблемы марксистской философии в этот период разрабатывали Т. Павлов, Гановский, Самодумов, Бакалов, Киселинчев и др. Дискуссия с механистами и меньшевиствующими идеалистами, происходившая в СССР в 1929-30, дала значит. толчок процессу освоения болг. философами ленинского идейного наследия. Известную роль в популяризации этой дискуссии сыграл Гановский, к-рый в ряде статей, напечатанных в марксистских журн. "Наковалня", "Народна просвета", "Звезда", осветил значение ленинского этапа марксистской философии. В 1934 Гановский написал труд "Основни направления във философията" (1934), в к-ром с марксистских позиций рассмотрел осн. проблемы философии. Систематич. борьбу с субъективно-идеалистич. философией ведет т. Павлов, к-рый в работах "Идеализм и материализм" (1929), "Ремкеанство и материализм" (1930) разоблачил реакц. сущность филос. системы Ремке. В работах 40-х гг. - "Теория отражения" (1936, 1949, на болг. яз. 1938), "Обща теория на изкуството" (1937) Павлов творчески разработал вопросы материалистич. гносеологии, эстетики, теории реализма в лит-ре. Болг. марксисты вели борьбу против идеалистич. философии и реакц. социально-политич. взглядов представителей берклеанства и бергсонианства (Сарыилиева), философии Вундта (Казанджиева), фрейдизма и расизма (Кинкел, Консулова) и др. Все эти направления были широко представлены в журн. "Философски преглед" (с 1929), выходившем под ред. Михалчева. Правда, после 1936 в журнале появляются статьи, направленные против расизма. В период до социалистич. революции в Болгарии важную роль в развитии материалистич. философии сыграли исследования М. Димитрова, посвященные проблемам психологии, критике бурж. философии (фрейдизма) и др.

После освобождения Болгарии от фашизма 9 сент. 1944 были созданы широкие возможности для развития марксистско-ленинской философии. Выступления Г. Димитрова в защиту диалектич. метода и о связи диалектики с конкретными науками, определение им сущности нового, народно-демократич. строя способствовали развитию болг. марксистской философии и ее связи с практикой социалистич. строительства в Болгарии. Павлов опубликовал исследование "Основни въпроси на естетиката" (т. 1, 1949), затем кн. "Равносметката на една идеалистическа реакционна философия" (1953), в к-рой подвел итоги борьбы с ремкеанством. Киселинчев разрабатывал вопросы ленинской теории отражения на основе учения И. П. Павлова ("Марксистско-ленинская теория отражения и учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности", М., 1956). В Болгарии широко пропагандируется марксистская философия. Диалектич. и историч. материализм преподается в Софийском ун-те, в Высшей партшколе и др. вузах; с 1945 издается журн. "Философска мисъл", на страницах к-рого разрабатываются проблемы диалектич. и историч. материализма, логики, этики, эстетики и истории философии.

Лит.: Избр. произв. болгарских революционных демократов, [пер. с болг], М., 1959; Благоев Д., Принос към историята на социализма в България, С., 1949; его же, Избр. произв., т. 1-2, С., 1950-51; Димитров Г., Политически отчет на ЦК на БРП (к) пред V Конгрес на партията [19 дек. 1948 г.], С., 1948; Павлов Т., Материализмът и другите философски учения, С., 1940; Гановски С., Основни направления във философията, С., 1934; История на България. т. 1-2, С., 1954-55; Бънков Α., Приносът на историята на българската философска мисъл, С., 1943; его же, Отражението на Октомврийската социалистическа революция върху развитието на философската мисъл у нас, "Философска мисъл", 1957, No 5; Грозев Г., История на българската философия, ч. 1, С., 1957.

Л. Воробьев. Москва.

А. Бынков. Болгария.

В начало энциклопедии