Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПИАЖЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПИАЖЕ

ПИАЖЕ (Piaget), Жан (род. 9 авг. 1896) - швейц. психолог, специалист в области общей психологии, психологии мышления и детской психологии; создатель т.н. "генетической эпистемологии". С 1929 руководит Институтом Ж. Ж. Руссо; с 1940 заведует кафедрой экспериментальной психологии и психологич. лабораторией в Женевском ун-те. В 1955 создал "Международный центр по генетической эпистемологии".

В первом цикле эксперимент. работ (1921-25) П. исходит из того, что мысль происходит от действия, но при этом необоснованно считает, что речь непосредственно отражает действие, и полагает, что для понимания логики детей достаточно анализа одной их речи. В 30-е гг. П. приходит к выводу, что между речью и мышлением ребенка не существует строгого соответствия. В ранних работах П. делает упор на "социализацию" как на главный фактор интеллектуального развития (в этом пункте взгляды П. тесно сближаются с идеями французской социологической школы - Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль и др.). Однако попытка непосредственно связать генезис интеллекта с эволюцией социальных образований и вывести первое из второго не увенчалась успехом. В связи с этим основным для него в проблеме взаимоотношения социальной действительности и индивидуального психич. развития становится исследование систем операций интеллекта, являющихся одновременно логическими и социальными.

В 30-е и 40-е гг. П. сформулировал осн. положения т.н. операциональной концепции интеллекта (см. "La psychologie de l'intelligence", P., 1946). Исходным в ней является положение, что развитие и функционирование психики, с одной стороны, есть ассимиляция данного материала имеющимися у индивида схемами поведения, а с другой - аккомодация (приспособление) этих схем к определ. ситуации. Адаптация организма к среде рассматривается как уравновешивание субъекта и объекта. Высшая форма уравновешивания - образование операциональных структур; поэтому центральным в концепции П. является понятие операции - внутр. действия субъекта, генетически производного от внешнего предметного действия и скоординированного с др. операциями так, что они образуют структурное целое, систему. Для системы операций характерна обратимость, т.е. наличие для каждой прямой операции ей обратной, к-рая восстанавливает по результату первой операции исходное состояние.

П. выделяет четыре осн. стадии развития интеллекта: сенсомоторный интеллект (до 2-х лет), когда имеется лишь тенденция к обратимости действий; дооперациональный интеллект (2-7 лет), когда формируются речь и представление; стадия конкретных операций (7-12 лет), когда операции становятся обратимыми, но выполняются лишь на реальных предметах, в силу чего дети не могут логически правильно строить речь независимо от реальных действий; стадия формальных операций (с 12 лет), на к-рой появляется теоретич. мышление - "чистое" мышление, не зависимое от предметных действий. На основе операциональной концепции П. рассматривает генезис эмоцион. деятельности ребенка, функции выражения (см. "La formation du symbole chez l'enfant", Nchât. - P., 1945), a также развитие восприятия (см. "Le développement des perceptions", P., 1960).

Методологически очень важной является идея П. о единстве психологич. и логич. методов исследования мышления. Алгебра логики, аппарат к-рой применяется им для описания операциональных структур, понимается как аксиоматика мышления, а психология - как соответствующая ей эксперимент. наука. Логика как идеальная модель мышления не нуждается в апелляции к психологич. фактам. Но между логикой и психологией должно быть определ. соответствие (хотя и не параллелизм), поскольку психология анализирует конечные положения равновесия, к-рых достигает развитый интеллект (см. "Traité de logique", P., 1949; "Logic and psyhology", Manch., 1953). Синтез психологич. и логич. воззрений П. нашел выражение в концепции генетической эпистемологии, в основе к-рой лежит принцип возрастания инвариантности знания субъекта об объекте под влиянием изменения условий опыта. Генетич. эпистемология разрабатывает общие вопросы методологии и теории познания, исходя из результатов экспериментальных психологич. исследований и широко используя аппарат совр. логики и математики.

Важнейшие достижения П. относятся к индивидуальной психологии. Однако полученные им результаты показали ограниченность индивидуального подхода к психике и необходимость ее общественно-историч. понимания. Сняв проблему овладения индивидом миром социальной культуры, П. не смог вывести объективное содержание знания из деятельности индивидуального субъекта. Поэтому у П. тезис о взаимодействии субъекта и объекта нередко подменяется другим, производным от него - взаимоотношением субъективного и объективного в знании.

П. и его сотрудники и в наст. время продолжают разработку операцион. концепции на основе синтеза методов различных наук (логики, психологии, социологии и т.д.). Результаты этих исследований публикуются в серии "Études d'epistemologie génétique", основателем (1957) и гл. ред. к-рой является П.

Соч.: Recherche, Lausanne, 1918; La naissance de l'intelligence chez l'enfant, Nchât.-P., 1936; La construction du réel chez l'enfant, Nchât.-P., 1937; La représentation de l'espace chez l'enfant, P., 1948 (совм. с В. Inhelder); La genèse du nombre chez l'enfant, P.-Nchât., 1950 (совм. с A. Szeminska); Introduction à l'épistémologie génétique, v. 1-3, P., 1950; Essai sur les transformations des opérations logiques, P., 1952; De la logique de l'enfant à la logique de l'adolescent, P., 1955 (совм. с В. Inhelder); в рус. пер. - Речь и мышление ребенка, М.-Л., 1932; Генезис элементарных логических структур. Классификации и сериации, М., 1963 (совм. с Б. Инельдер); Роль действия в формировании мышления, "Вопр. психологии", 1965, No 6; Психология, междисциплинарные связи и система наук, "ВФ", 1966, No 12.

Лит.: Выготский Л. С., Проблема речи и мышления ребенка в учении Ж. П., в кн.: Пиаже Ж., Речь и мышление ребенка, М.-Л., 1932; Комм А. Г., Проблемы психологии интеллекта в трудах Ж. П., "Вопр. психологии", 1957, No 1; Непомнящая Н. И., Анализ нек-рых понятий психологич. концепции Ж. П., там же, 1964, No 4; Садовский В. Н., Юдин Э. Г., Ж. П. - психолог, логик, философ, там же, 1966, No 4; Лекторский В. Α., Садовский В. Н., Генезис и строение интеллектуальной деятельности в концепции Ж. П., в кн.: Осн. направления исследований психологии мышления в капиталистич. странах, М., 1966; Thought in the young child, ed. by W. Kessen and С Küblman, "Monographs of the Society for Research in Child Development", 1962, serial M 83, v. 27, No 2; Flavell J., The developmental psychology of Jean Piaget, N. Y., 1963.

В. Лекторский, В. Садовский. Москва.

В начало энциклопедии