Приглашаем посетить сайт

Средние века (svr-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИФ"-"ПОЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "П" (часть 3, "ПИФ"-"ПОЛ")

ПИФАГОР

ПИФАГОР (Πυϑαγόρας) С а м о с с к и й (2-я пол. 6 в. до н.э.) - полумифич. основатель др.-греч. религ.-филос. школы, получившей название по его имени. П. и его школа проповедовали аскетич. образ жизни, учение о числах, акустику, гармонию небесных сфер и переселение душ. Смутное состояние и противоречивость источников (прежде всего Диоген Лаэртский, Порфирий и Ямвлих) и твердая антич. тенденция превратить П. в миф чрезвычайно затрудняют реконструкцию его учения, поэтому лучше говорить не столько о нем, сколько о пифагореизме, к-рое представлено целым рядом историч. имен и засвидетельствовано множеством фрагментов.

Источники: греч. текст и нем. пер., в кн.: Fragmente der Vorsokratlker, griech. und deutsch von H. Diels, hrsg. von W. Kranz, 9 Aufl., Bd 1, В.- Neukφlln, 1960, Kap. 14; рус. пер. А. Маковельского, в его кн.: Досократики, ч. 1, Каз., 1914, гл. 14; Diogenes Laertius, Lives of eminent philosophers, with an Engl. transi. by R. Hicks, v. 2, L.-Camb. (Mass.), 1958, кн. VIII, § 1-50.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 32, т. 20, с. 502-504, 570; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 38 (по имен. указат.); Голицын Η. Η., Историч. этюды Др. Греции. Пифагор, "Москвитянин", 1855, No 19-20, кн. 1-2; Новицкий Op., Постепенное развитие др. филос. учений..., ч. 2, К., 1860, с. 101-241; Шредер Л., П. и индийцы. Исследование о происхождении пифагорейского учения, "Журн. М-ва нар. просвещения", 1888, ч. 259-260; Трубецкой С. Η., Π. и пифагорейцы, "Вопр. философии и психологии", 1905, кн. 2 (77), с. 303-25; Дынник Μ. Α., Очерк истории философии классич. Греции, М., 1936, с. 41-43; История философии, т. 1, [М. ], 1940 (по имен. указат.); История философии, т. 1, М., 1957 (по имен. указат.); Zeller Ed., Pythagoras und die Pythagorassage, в его кн.: Vorträge und Abhandlungen..., Lpz., 1865, S. 30-50; его же, Über die ältesten Zeugnisse zur Geschichte des Pythagoras, в его кн.: Kleine Schriften, Bd 1, В., 1910, S. 458-72; Lévy I., Recherches sur les sources de la légende de Pythagore, P., 1926; Kerényi K., Pythagoras und Orpheus, 3 Aufl., Z., 1950; Totok W., Handbuch der Geschichte der Philosophie, Bd 1, Fr./M., 1964, S. 115-18.

А. Лосев. Москва.

ПИФАГОРЕИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАНК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛАТОНОВ

Георгий Васильевич (р. 8 марта 1918) - сов. философ, д-р филос. наук (1954), проф. (1956). Член КПСС с 1942. Окончил С.-х. академию им. К. А. Тимирязева (1939) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (l948). В 1959-65 - зав. кафедрой марксистско-ленинской философии естеств. фак-тов Моск. ун-та. Член редколлегии журн. "ФН" (НДВШ). Осн. проблематика науч. работы - филос. проблемы и история биологии, а также борьба за материализм в биологии. Гос. премия СССР (1952) за кн. "Мировоззрение К. А. Тимирязева" (2 изд., М., 1952). Премия им. М. В.Ломоносова (1963) за кн. "Дарвин, дарвинизм и философия" (М., 1959).

Соч.: В. И. Ленин и развитие биологич. науки, "Журн. общей биологии", 1954, т. 15, No 1; Некоторые философские вопросы дискуссии о виде и видообразовании "ВФ", 1954, No 6; К. А. Тимирязев, М., 1955; Принцип детерминизма в мичуринском учении, "ИАН СССР. Сер. биологич.", 1956, No 3; Дарвинизм и религия, Μ., 1956; Атеистич. значение учения И. В. Мичурина, в сб.: Естествознание и религия, М., 1956; Всеобщая связь и развитие в природе и обществе, М., 1957; Значение диалектического материализма для борьбы с идеализмом и метафизикой в естествознании, в кн.: Диалектический материализм и современное естествознание, М., 1957; Борьба против идеализма в совр. биологии, в сб.: Наука и религия, М., 1957; Марксизм и дарвинизм, М., 1958; Филос. вопросы учения о видообразовании, "ФН" (НДВШ), 1958, No 1; Филос. значение теории Ч. Дарвина, в сб.: Дарвинизм живет и развивается, Μ., 1960; Диалектич. материализм и вопросы генетики, Μ., 1961; Генетика и философия, "ФН" (НДВШ), 1961, No 2; Коммунизм и наука, М., 1962; Детерминизм и индетерминизм в учении об изменчивости организмов, "ФН" (НДВШ), 1963, No 4; О диалектике природы как философской науке, "ВФ", 1963, No 3 (совм. с M. H. Руткевичем); О месте и роли диалектики природы в системе марксистской философии, "ФН" (НДВШ), 1964, No 6; Догмы старые и догмы новые, "Октябрь", 1965, No 8; Ред. и соавтор: Очерк диалектики живой природы, Μ., 1963; Филос. вопросы совр. биологии, М., 1951; Нек-рые филос. вопросы естествознания, М., 1957; Филос. вопросы естествознания, т. 1, 3, М., 1958, 1960.

ПЛЕМЯ

ПЛЕМЯ - тип этнич. общности и социальной организации доклассового общества. П. в зачаточном виде возникает одновременно с родом, т.к. экзогамность последнего требует постоянных связей по меньшей мере между двумя родовыми коллективами. Археологически же возникновение П. обычно фиксируется только в мезолите, когда заканчивается его формирование как социальной и этнич. общности.

Осн. черты П., как этнич. общности, и его социального строя научно охарактеризованы Энгельсом на основе работ Л. Моргана и др. исследователей. В 1950-х гг. под влиянием высказывания Сталина о родовых языках нек-рое распространение получила теория о более позднем появлении П. по сравнению с родом (см. дискуссию в журн. "Сов. этнография", 1951, No 2). Однако в дальнейшем эта т. зр. не подтвердилась (см. С. А. Токарев, Проблема типов этнич. общностей, "ВФ", 1964, No 11).

Характерными чертами формировавшегося П. являются: наличие племенной территории, обычно отграниченной от территории соседних племен естеств. рубежами; определ. экономия, общность и взаимопомощь соплеменников, выражающаяся, напр., в коллективных охотах; единый племенной язык; племенное самоназвание и самосознание и т.д. В отличие от последующих типов этнич. общностей (народность, нация), П. основано на общем происхождении входящих в него родов, на кровнородств. связях между его членами. Именно кровнородств. связь, объединяющая два или неск. родов, делает их П.

Развитые П. конца эпохи первобытно-общинного строя имели племенное самоуправление, состоящее из племенного совета, военного и гражд. вождей. Постепенно в П. развивается имуществ. расслоение, выделяются богатые и бедные роды, появляется племенная знать, растет роль воен. предводителей, к-рые нередко захватывают и гражд. власть в П. Появляются союзы П., в к-рых, по словам Энгельса, "...органы родового строя постепенно отрываются от своих корней в народе, в роде, во фратрии, в племени, а весь родовой строй превращается в свою противоположность: из организации племен для свободного регулирования своих собственных дел он превращается в организацию для грабежа и угнетения соседей, а соответственно этому его органы из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы господства и угнетения, направленные против собственного народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 164-65). В пережиточных поздних формах племенная организация может сохраняться и в классовом обществе, переплетаясь с рабовладельч. и даже капиталистич. отношениями (племена кочевников Аравийского п-ова, бедуинов Сев. Африки, и др.).

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Формозов Α. Α., О времени и историч. условиях сложения племенной орг-ции, "Сов.археология", 1957, No 1; Золотарев Α. Μ., Родовой строй и первобытная мифология, М., 1964.

Л. Файнберг. Москва.

ПЛЕХАНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛИФОН

ПЛИФОН (Πλήϑων; в другом произношении Плетон), Гемист Георгий (р. ок. 1355 - ум. 1452) - визант. философ-платоник, ученый и политик, деятель, энтузиаст возрождения античной культуры. Преподавал философию в Мистре (Пелопоннес). Разработал проекты широких политич. реформ (централизация управления, меры против засилья монастырей и т.д.), призванных вывести Грецию из кризиса визант. государственности и вернуть ее к исконным, античным началам (в рус. пер. см. "Речи о реформах", пер. и предисл. Б. Т. Горянова, "Визант. временник", 1953, т. 6). В 1438-39 П., участвуя в работе Феррарско-Флорентийского собора, использовал пребывание в Италии для сближения с гуманистами и активной пропаганды греч. философии (платонизма) и науки. Его влияние породило замысел создания Академии платоновской во Флоренции. По возвращении в Мистру продолжал возглавлять филос. кружок.

Оставаясь по типу своего мышления на почве схоластич. методологии, П. стремился сконструировать новую универсальную религ. систему, к-рая противостояла бы существующим монотеистич. вероисповеданиям (прежде всего христианству) и в своих важнейших чертах совпадала бы с греко-рим. язычеством. Христианской концепции благодати П. противопоставлял резко выраженный натурализм и детерминизм, доходящий до фатализма. С наибольшей откровенностью П. выразил свои антихристианские идеалы в религ.-политич. утопии "Законы" (отрывки см. - "Traité des lois..., [éd.] par С. Alexandre", P., 1858), где предусмотрены, богослужения Зевсу и др. божествам греч. пантеона. В 1460 это сочинение было сожжено патриархом Георгием Схоларским как безбожное.

П. выступил с критикой Аристотеля в трактате "О проблемах, по которым Аристотель расходится с Платоном" (изд. на греч. яз. В. Donati, Venetiis, 1540; на лат. яз. - De Platonicae atque Aristotelicae philosophiae differentia libellus, Basileae, 1574; напечатано также в кн.: Migne J.-P. [ed.], PS, t. 160, P., 1866). По своему содержанию это "критика справа", с позиций крайнего идеализма. П. нападал на Аристотеля за деперсонализацию представлений о божестве, за отказ от недвусмысленного признания бессмертия души и т.п. С другой стороны, в конкретной ситуации эпохи выступление против Аристотеля и в защиту неоплатонически интерпрети-рованного Платона имело дополнит. антисхоластич. смысл. П. опирался на длительную традицию обновленного Михаилом Пселлом визант. неоплатонизма, но доводил до предельного обострения его вольнодумные тенденции. С него берет начало длинный ряд мыслителей, выдвигавших переосмысленный платонизм в качестве альтернативы к официальной религии (Фичино, Пико делла Мирандола и др., вплоть до Бруно и Гёте).

Лит.: Попов Б. С., Георгий Гемист Плифон, его политич. деятельность и мировоззрение, М., 1946-47 (Дисс); Tatakie В. N., La philosophie byzantine, P., 1949; Schultze F., Geschichte der Philosophie der Renaissance, Bd 1, Jena, 1874; Masai F., Pléthon et la platonisme de Mistга, P., 1956.

С. Аверинцев. Москва.

ПЛОТИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛУТАРХ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПЛЮРАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПНЕВМА

ПНЕВМА (греч. πνεῦμα, осн. значение - дух) - понятие о тончайшем и легчайшем веществе, мыслившемся как своеобразная переходная ступень от материального к духовному. Учение о П., наполняющей Вселенную, было разработано стоицизмом и служило у стоиков средством объяснения взаимодействия вещей, в частности процессов восприятия; так, зрит. восприятие объяснялось особым состоянием или напряжением ("тоносом") П., находящейся между глазом и предметом. Врачи александрийской школы Герофил и Эрасистрат (4-3 вв. до н.э.) полагали, что артерии наполнены вместе с воздухом тончайшей П. Представления о П. служили также средством объяснения нервного возбуждения. В алхимии термином "П." (и соответствующим лат. spiritus) обозначались летучие вещества ("спирты" и т.п.). У христ. писателей первых столетий н.э. греч. термин "П." ("дух") получил значение нематериального начала, противоположного материи. В новое время даже после того, как установились более правильные представления о кровообращении, в физиологии и медицине продолжало сохраняться представление о "животных" или "жизненных духах" (spiritus vitales, spiritus animales), находящихся в крови и особенно в нервах (Везалий в 16 в., Декарт в 17 в.). См. также Дух.

Лит.: Siebeck H., Geschichte der Psychologie, Tll, Abt. 1-2, Gotha, 1880-84; Goffart A., Les "esprits animaux", "Rev. Néo-scolastique de Philosophie", 1900, mai, p. 154-72; Leisegang H., Pneuma Hagion. Der Ursprung des Geistbegriffs der synoptischen Evangelien aus der griechischen Mystik, Lpz., 1922; Reinhardt K., Kosmos und Sympathie, Münch., 1926; Mc Кerrow J. С., An introduction to pneumatology, L., 1932; Rüsche F., Das Seelenpneuma. Seine Entwicklung von der Hauchseele zur Geistseele, Paderborn, 1933; Hоfsten N. von, Livsluften. Till den antika pneumalärans historia, "Lychnos", 1937, p. 341-63; Verbeke G., L'évolution de la doctrine du pneuma du stoïcisme à St. Augustin; étude philosophique, P. - Louvain, 1945; Sambursky S., The physical world of the Greeks, L., [1956]; его же, Physics of the stoics, L., 1959.

В. Зубов. Москва.

ПНИН

Иван Петрович (1773 - 17 сент. 1805) - рус. просветитель, поэт и публицист. Учился в Благородном пансионе при Моск. ун-те, затем (с 1787) в Артиллерийском инженерном шляхетском кадетском корпусе в Петербурге; с 1789-97 был в армии. Вместе с А. Ф. Бестужевым издавал "Санкт-Петербургский журнал" (1798); с 1802 - член "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств", незадолго до смерти был избран его президентом (1805).

На формирование мировоззрения П. сильное влияние оказал Радищев (с к-рым П. дружил), а также сочинения франц. просветителей 18 в. П. перевел и опубликовал извлечения из "Системы природы" и "Всеобщей морали" Гольбаха (опубл. в "Санктпетербургском журн.", 1798, ч. 1), отрывки из "Духа законов" Монтескье (опубл. там же), из экономич. трудов П. Верри, А. Тома и др. В "Опыте о просвещении относительно к России" (СПБ, 1804, конфисковано по распоряжению пр-ва), а также в ряде поэтич. произведений П. критиковал господствовавшие в России крепостнич. порядки. "Как можно, - писал он, - чтобы участь толико полезнейшего сословия граждан (т.е. крепостных крестьян. - Ред.), от которых зависит могущество и богатство государства, состояла в неограниченной власти некоторого числа людей, которые, позабыв в них подобных себе человеков, - человеков, их питающих и даже прихотям их удовлетворяющих, - поступают с ними иногда хуже, нежели с скотами, им принадлежащими. Ужасная мысль! Как согласить тебя с целию гражданских обществ, как согласить тебя с правосудием, долженствующим служить оным основанием?" (Соч., 1934, с. 132). В отличие от Радищева, П., однако, не дошел до революц. выводов. Гл. надежды П. возлагал на просвещение и "доброе" законодательство.

П. разделял материалистич. воззрения на природу и человека ["Время", 1798; "Солнце неподвижно между планетами", 1798; "Человек" и "Бог" (1805, переизд. в кн.: Рус. просветители, т. 1, М., 1966)]. Однако его материализм был непоследовательным; будучи деистом, П. допускал бога в качестве "зиждителя" Вселенной. Природа рассматривалась им как своего рода "Зерцало истины превечной", как "бытии всех зримых обща мать" (см. тамже, с. 65). Солнце мыслитель объявлял "источником всех благ" и "душой Вселенной", а человека - "царем Вселенной", "лучшим созданием природы", наделенным разумом, к-рый отличает его от всех остальных живых существ.

Лит.: Сухомлинов М. И., Исследования и статьи по рус. лит-ре и просвещению, т. 1, СПБ, 1889; Поляков А. С., Пушкин и Пнин, в кн.: Пушкин и его современники, вып. 17-18, СПБ, 1913; Луппол И. К., Историко-филос. этюды, М.-Л., 1935; Орлов В., Рус. просветители 1790-1800-х годов, 2 изд., М., 1953.

И. Щипанов. Москва.

ПОБЕДОНОСЦЕВ

Константин Петрович (21 мая 1827 - 10 марта 1907) - рус. реакц. социолог, правовед, политич. деятель, идеолог самодержавия. Обер-прокурор Синода (1880-1905). Используя отдельные положения славянофильства и идеи французской социологической школы Ле Пле, Каруса, Карлейля, П. с крайне реакц. позиций идеализировал духовную инертность человечества, утверждал фидеизм, иррационализм и алогизм (см. "Моск. сборник", М., 1896). За наукой и философией П. признавал лишь статус "вероятного предположения": "теория и формула... не могут заключать в себе безусловное", каждая из них - "нечто неполное, сомнительное, условное и лживое"; абс. истину ("истинный разум фактов") "народ чует душой", веруя в бога. П. выступал с критикой англ. и франц. материалистов, Руссо, "лукавой диалектики современных просветителей", дарвинизма ("очень выгодное" учение для "аргументации нового материализма"), а также "идеалов неверия" Канта, позитивистов (Спенсера, Дж. Милля и др.); в этих последних учениях П. возмущали уступки материализму. П. пытался развенчать идеалы бурж. демократии ("великая ложь нашего времени"), используя объективные противоречия капитализма в реакц., антинар. целях.

Соч.: Историч. исследования и статьи, СПБ, 1876; Ле-Пле, М., 1893; Победа, победившая мир, М., 1895; Курс гражд. права, ч. 1-3, СПБ, 1896; К. П. Победоносцев и его корреспонденты. Письма и записки, т. 1, полутом 1-2, П., 1923.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., см. Справочный том, ч. 2, с. 230; Слонимский Л., О великой лжи нашего времени. К. П. Победоносцев и князь В. Н. Мещерский. Критич. этюд, СПБ, 1908; Феоктистов Е. М., Воспоминания. За кулисами политики и лит-ры, Л., 1929; Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, [М.], 1958 (см. указат. имен).

В. Зверев. Ленинград.

ПОВАРНИН

Сергей Иннокентьевич (1870-1952) - рус. и сов. логик; работал в области филос. вопросов, теории и истории формальной логики. В начале своей деятельности испытал воздействие гносеологич. логики Введенского. Отмечая односторонность традиц. логики, П. выступил с требованием дать общую теорию несиллогистических умозаключений. В частности, следуя Гроту и Сеченову, П. исследовал суждения об отношениях. Несмотря на нек-рую оригинальность подхода, ему не удалось все же дать удовлетворит. построения логики отношений, в силу известной неопределенности вводимых им понятий и отсутствия в его теории четких формальных правил вывода и даже удобных мнемонич. средств. П. настаивал на систематическом изучении заблуждений (с логич. т. зр.) и на создании на этой основе "практической логики". Он резко и справедливо критиковал интуитивизм Лосского.

Соч.: Об "интуитивизме" Н. О. Лосского, СПБ, 1911; Логика. Общее учение о доказательстве, П., 1916; Логический задачник, П., 1916; Логика отношений. Ее сущность и значение, П., 1917; Спор. О теории и практике спора, П., 1918; Введение в логику, П., 1921; Искусство спора, 2 изд., П., 1923; О формальных законах мысли, "Уч. зап. ЛГУ. Серия филос. наук", 1947, вып. 1, No 100.

Лит.: Лапшин И. И., Гносеологич. исследования, вып. 1 - Логика отношений и силлогизм, П., 1917; Суханов К. Н., С. И. П. о предмете и задачах традиционной логики, в сб.: Очерки по истории логики в России, [М.], 1962, с. 232-41; Стяжкин Н. И., Силаков В. Д., Краткий очерк истории общей и математич. логики в России, М., 1962, с. 37-38.

ПОВЕДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ПОВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО" КОНЦЕПЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОГОДИН

Михаил Петрович (11 ноября 1800 - 8 дек. 1875) - рус. историк и публицист, один из идеологов "официальной народности". Сын крепостного. Окончил Моск. ун-т (1821). В 1826-44 - проф. Моск. ун-та (сначала всеобщей, а с 1835 - рус. истории). С 1841 - академик. В 1827-30 издавал журн. "Моск. вестник", в 1841-56 вместе с Шевыревым - журн. "Москвитянин", в 1867-68 - газ. "Русский".

В 20-30-х гг. П. выступал как либерально-дворянский писатель ("Черная немочь", 1829; "Повести", ч. 1-3, М., 1832; "Невеста на ярмарке", 1832, и др.). Как историк П. занимался преим. древним периодом рус. истории. Начав с критики офиц. историографии Карамзина, он вскоре сам перешел на позиции, апологетические по отношению к дворянско-крепостнич. монархии. Одним из первых в России П. пытался осмыслить историч. процесс, используя идеи шеллингианства ("Историч. афоризмы", М., 1836). Основа историч. взглядов П. - признание самобытности рус. историч. процесса: "вечное начало, русский дух" лежит, по П., в основе рус. истории; в ней полностью отсутствует внутр. борьба. Наличие этой борьбы - осн. черта обществ. жизни стран Зап. Европы (в вопросах всеобщей истории П. в основном солидаризировался с Гизо). Считая невозможным до конца осмыслить рус. историч. процесс (поскольку он не может быть подведен под ту или иную теорию), П. видел гл. задачу рус. истории в том, чтобы она сделалась "...охранительницею и блюстительницею общественного спокойствия..." ("Взгляд на рус. историю", т. 1, М., 1842, с. 16). Публицистика П. преследовала те же охранит. цели и проповедовала формулу "православия, самодержавия, народности". По ряду вопросов взгляды П. были близки к воззрениям славянофилов.

Соч.: О происхождении Руси, М., 1825; Исследования, замечания и лекции о рус. истории, т. 1-7, М., 1846-57; Историко-критич. отрывки, 2 изд., ч. 1-2, М., 1867; Древняя рус. история от монг. ига, т. 1-2, М., 1872; Простая речь о мудреных вещах, М., 1873; Сборник, служащий дополнением к "Простой речи о мудреных вещах" М. П. Погодина, М., 1875; О модных у нас филос. толках (Для наших нигилистов и нигилисток). Из 3 изд. "Простой речи о мудреных вещах", М., 1875.

Лит.: Πлеханов Г. В., М. П. П. и борьба классов, Соч., т. 23, М.-Л., 1926; Барсуков Н., Жизнь и труды М. П. П., т. 1-22, П., 1888-1910; Милюков П. Н., Гл. течения рус. историч. мысли, т. 1, 3 изд., М., 1913; Рубинштейн Н. Л., Рус. историография, М. 1948.

Н. Пирумова. Москва.

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУАЦИЯ

ПОГРАНИЧНАЯ СИТУА́ЦИЯ (нем. Grenzsituation) - категория философии экзистенциализма, введенная Ясперсом, означающая моменты глубочайших потрясений (страх, страдание, борьба, смерть и др.), в к-рые человек познает себя как нечто безусловное.

"ПОД ЗНАМЕНЕМ МАРКСИЗМА"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДРАЖАНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОДШИВАЛOB

Федор Иванович (1799 - г. смерти неизв.) - рус. крепостной, вольнодумец, заточенный в 1830 по приказу Николая I на 9 лет в Соловецкий монастырь, а затем сосланный в Сибирь. Автор антикрепостнич. рукописных соч. "Родословная" и "Новый свет и законы его", в к-рых отстаивал идею естеств. равенства: "все равны и подобны друг другу как братья родные" (ЦГАОР, Ф. III отд. 1 эксп., ед. хр. 55). Отсюда П. делал вывод о праве крепостных отвечать насилием на издевательства помещиков. Намеченные П. обществ. реформы включали отмену крепостного права (в необходимости к-рой П. надеялся убедить царя), равный раздел земли, уничтожение сословных привилегий, демократизацию права, армии и т.д. Не отвергая существования бога, П. не считал его, однако, единств. "столпом" существующего; такими "столпами" являются также "натура" (природа) и истина. П. отрицал божественность Иисуса Христа, высмеивал легенды о бессмертии души, потустороннем воздаянии и т.д. Считая высшим благом земную человеч. жизнь, П. призывал "не верить больше Иисусу и его святым и матерям божиим, аду и раю и сатане, который изсушал род человеческий, ибо покудова человек не перестанет в них веровать, до тех пор и свободен быть не может телом и душой" (там же).

Лит.: Колчин Μ., Ссыльные и заточенные в острог Соловецкого монастыря в XVI - XIX вв., М., 1908; Коган Л. Α., Крепостной вольнодумец Ф. П., "ВФ", 1958, No 10.

Л. Коган. Москва.

ПОЗДНИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ

ПО́ЗДНИЕ СЛАВЯНОФИЛЫ - представители мистико-идеалистич. направления обществ. мысли России 2-й пол. 19 в. Группировались вокруг "Моск. ведомостей", "Рус. вестника", "Дня", "Рус. мира", "Зари". Гл. идеологи - Данилевский, К. Леонтьев и в 70-80-х гг. - Страхов. П. с. поддерживали политику самодержавия, отрицали возможность следования России по пути "европейской цивилизации", отстаивали тезис об "особых началах" рус. истории. Стремясь доказать "богоизбранность" России, считая ее чуждой "социальных распрей" и "революционизма", они утверждали, что только религ.-этич. начало (православие) и сильная императорская власть (самодержавие) являются залогом спасения России от "пагубного" влияния "гниющего Запада". П. с. отрицали принцип эволюции, выступали против идей франц. материалистов и рус. революц. демократов, критиковали Ламарка и Дарвина, Бекетова и Менделеева, Сеченова и Тимирязева. Преобладавший во взглядах П. с. теизм сочетался с элементами позитивизма и неокантианства. Идеи П. с. были подвергнуты резкой критике Чернышевским, Писаревым, Салтыковым-Щедриным, К. Тимирязевым, Шелгуновым и др. представителями революц.-демократич. лагеря.

Лит.: Милюков П., Разложение славянофильства, "Вопр. философии и психологии", 1893, кн. 3(18); Тимирязев К. Α., Чарльз Дарвин и его учение, Μ., 1940, с. 150-93; Галактионов Α., Никандров П., История рус. философии, М., 1961, с. 308-12; см. также лит. при ст. Данилевский, Леонтьев К., Страхов.

П. Шкуринов. Москва.

ПОЗИТИВИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЗНЕР

Виктор Маркович (8 ноября 1877 - 31 марта 1957) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1935), профессор (с 1923). После окончания Петерб. ун-та (1903) активно участвовал в революц. движении. Член КПСС с февраля 1917. В 1917-19 - член коллегии Наркомпроса; с 1921 - ректор Рабоче-дехканского коммунистич. ун-та в Ташкенте; в 1926- 1931 - проф. Коммунистич. ун-та им. Свердлова, Саратовского ун-та, ИКП 2-го МГУ. В 1931-39 - зав. сектором историй философии в Ин-те философии АН СССР, с 1939-57 - редактор и старший науч. сотрудник ИМЛ при ЦК КПСС. Подготовил к изданию филос. труды В. И. Ленина ("Материализм и эмпириокритицизм", "Филос. тетради"), провел редакцию переводов ряда филос. работ К. Маркса и Ф. Энгельса. Работал над вопросами истории марксистско-ленинской философии, а также отд. проблемами диалектич. материализма и истории философии.

Соч.: Век монизма, "Новая жизнь", 1912, No 6; Единая трудовая школа, М., 1918, Красная армия просвещения, М., 1919; Феноменализм и реализм в совр. естествознании, "Спутник коммуниста", 1922, No 18; Причинность и целесообразность в учении Спинозы, в кн.: Историко-филос. сб., М., 1925; О "границах познания" в филос. системе Канта, "Уч. зап. Саратовского ун-та", 1927, т. 6, вып. 3; Беседы по естествознанию, ч. 1, М.-Л., 1927, 2 изд., М.-Л., 1928; Гегель и естествознание, в сб.: Гегель и диалектич. материализм, Μ., 1932; Диалектич. материализм - философия пролетариата, М.-Л., 1933; Философия марксизма и социал-фашизм, "ПЗМ", 1933, No 3; Ленинский этап в развитии диалектич. материализма, "Фронт науки и техники", 1936, No 1; Философия Лейбница, там же, 1936, No 9; К вопросу о ленинском понимании истории философии как науки, "ПЗМ", 1937, No 11-12; Очерк диалектич. материализма (По кн. В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм"), [М.], 1936, 2 изд., [M., 1939]; Субъективный метод в социологии, БСЭ, т. 53, М., 1946; О книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1948; Формирование теоретич. основ "Коммунистического манифеста" в ранних работах Маркса, "ИАН СССР. Серия истории и философии", 1948, т. 5, No 6; Ленин о филос. и физич. понятии материи, "Наука и жизнь", 1949, No 1; Материальность мира и закономерности его развития, в сб.: Вопросы диалектич. материализма, М., 1951.

ПОКОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОКРОВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

ПОЛЕВО́Е ИССЛЕ́ДОВАНИЕ - социальное исследование, специфика к-рого в непосредств. и всестороннем изучении отд. объекта или ограниченного числа объектов в реальных социальных условиях. В этом смысле П. и. отличается от лабораторного (напр., социально-психологич. эксперимента) или массового социального обследования (напр., опроса).

Р а з н о в и д н о с т и П. и. а) Полевой (или естеств.) эксперимент (экономич., социологич., психологич., педагогич. и др.), в котором проверяются в естеств. условиях заранее выдвинутые гипотезы. Напр., в экономич. эксперименте опробуются различные способы материального и иного стимулирования работников. б) Монографич. П. и. - изучение нек-рого социального объекта (напр., производств. коллектива или гор. поселения, этнографич. группы) с целью всестороннего и непосредств. анализа его деятельности. Монографич. П. и. предпринимается либо для уточнения задач, программы, гипотез и методик предстоящего массового обследования; либо для углубления информации, полученной из массового обследования; либо для самостоят. исследования объекта. П. и. может рассматриваться и как метод сбора первичной информации в массовом обследовании путем прямого наблюдения и интервью. В этом случае обычно применяют термин "полевая стадия" или "полевой этап" сбора информации.

О с о б е н н о с т и П. и. Полевой эксперимент, в отличие от лабораторного, устраняет искусственность ситуации, но затрудняет выявление "чистого" эффекта экспериментальных факторов. Поэтому наиболее разумно (там, где это возможно) сопоставление данных лабораторного и полевого экспериментов. Монографич. П. и., в отличие от массового обследования, позволяет всесторонне изучить объективные и субъективные факторы по программе исследования; не предъявляет столь жестких требований к самой программе и методам сбора материала, т.е. дает возможность гибко менять программу в зависимости от поступления новых данных; позволяет использовать максимальный диапазон всех методов сбора информации (документы, наблюдения и опросы всех типов). Благодаря этим особенностям П. и. этого типа наиболее удобно на первых стадиях исследования более широкого плана.

Наибольшую трудность представляет оценка репрезентативности объекта П. и.

Репрезентативность полевого эксперимента обычно проверяется серией контрольных экспериментов, проводимых в идентичных условиях. Монографич. П. и. требует выбора типич. объекта, т.е. наиболее распространенного в данном классе явлений, либо исключит. (немассовидного) объекта, представляющего особый интерес. В этих случаях объект может либо выражать передовые или негативные тенденции изучаемого массовидного явления, либо представлять специфич. (этнографич., лингвистич., психологич., социологич. и др.) интерес.

Лит.: Социология в СССР, т. 1-2, М., 1965; Experiments in social process. A symposium on social psychology, ed. by J. G. Miller, N. Y. - [a. o.], 1950, ch. 5; Кendall P.L., Lazarsfeld P. F., Problems in survey analysis, в кн.: Continuities in social research, ed. by R.K. Merton, P. F. Lazarsfeld, Glencoe, 1950; Festinger L., Katz D., Research methods in the behavioral sciences, N. Y., [1953].

В. Ядов. Москва.

ПОЛЕВОЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛЕНОВ

Алексей Яковлевич (1738-1816) - рус. просветитель-экономист и законовед. Род. в дворянской семье в Костроме. Образование получил в гимназии при Петерб. АН, а затем в Страсбургском ун-те. Перевел на рус. яз. ряд произв. зап.-европ. мыслителей: "Размышления о причинах величества римского народа и его упадка" Монтескьё (1769), "О свойстве нравов человеческих" Теофраста (1772) и др. На объявленный в 1766 Вольным экономич. об-вом конкурс на тему: "Что полезнее для общества: чтоб крестьянин имел в собственности землю или только движимое имение, и сколь далеко его права на то или другое имение простираться должны" П. представил соч. "Об уничтожении крепостного состояния крестьян в России" (1767), в к-ром подверг резкой критике сложившиеся в стране крепостнич. порядки. П. указывал, что крепостничество разоряет народ, хищнически расточает его силы и богатства (см. Избр. произв. рус. мыслителей второй пол. XVIII в., т. 2, 1952, с. 15-16), и предлагал осуществить ряд мер по улучшению имуществ.и правового положения крепостных: установить за крестьянами право владеть земельной собственностью (без права продажи ее и передачи по наследству, кроме как старшему сыну) и движимым имуществом без всяких ограничений; организовать выборные крест. суды; всемерно развивать нар. просвещение и др. Типичный просветитель-реформист, П. мыслил осуществить улучшение положения крестьян в рамках самодержавно-крепостнич. строя, полагаясь на моральные качества и "человеколюбие" помещиков.

Хотя сочинение П. было в числе пяти, одобренных Вольным экономич. обществом и удостоенных награды, оно не было допущено к печати цензурой; напечатано впервые в 1865 в журн. "Рус. архив".

Лит.: Бак И. С., А. Я. Поленов (Филос. общественно-политич. и экономич. взгляды), "Историч. записки", 1949, т. 28; Очерки по истории филос. и общественно-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, гл. 9; История рус. экономич. мысли, т. 1, М., 1955, с. 534-44; Белявский М. Т., Новые документы об обсуждении крестьянского вопроса в 1766-1768 гг., в сб.: Археографический ежегодник за 1958 г., М., 1960, с. 396-402, 414-30.

Л. Светлов. Москва.

ПОЛИБИЙ

ПОЛИБИЙ (Πολύβιος) (р. прибл. 207 - ум. 120 до н.э.) - др.-греч. историк и политический деятель. П. полагал, - и в этом его заслуга в истории социологич. мысли, - что все обществ. явления причинно обусловлены и взаимосвязаны даже при пространств. отдаленности друг от друга. Во "Всеобщей истории", дошедшей до нас неполностью (первое изд. на лат. яз., [кн. 1-5], Rome, 1473; первое изд. на греч. и лат. яз., pt. 1-2, Haganae, 1530; наиболее полное изд., v. 1-9, Lipsiae, 1789-95; последнее изд. на греч. и англ. яз., v. 1-6, L.-Ν. Υ., 1922-27, рус. пер., т. 1-3, М., 1890-99), П. рассматривал процесс подчинения Римом др. стран в связи с их историей. История, по его мнению, прагматич. наука, позволяющая извлекать уроки на будущее. Поэтому в его труде история разных стран рассматривается синхронистически. Однако связи эти внешни и определяются у него желаниями и страстями людей, борющихся против власти судьбы. Историч. процесс телеологичен и насильственно направлен судьбой к определенной цели. Поэтому П. признавал его единство и закономерность. Последняя состоит в повторяющейся смене политич. форм - монархии, аристократич. правления и демократии с промежуточными между ними извращенными формами - тиранией, олигархией и анархией. После анархии круг повторяется без каких бы то ни было отличий. П. придавал большое значение личности, роль к-рой в историч. процессе состоит в способности задержать или ускорить падение правильной формы гос-ва, сократить или удлинить период существования извращенной формы. Он придавал значение и географич. условиям, определяющим нравы и занятия людей. Анализируя историч. события, П. интересовался и экономич. их причинами, напр. источник войн он усматривал в столкновении торговых интересов. П. оказал сильное влияние на историографию и социологию Возрождения, в частности на Макиавелли.

Лит.: Otto С., Polybius und sein Werk, Lpz., 1902; Hercod R., La conception de l'histoire dans Polybe, Lausanne, 1902; Sanctis G. de, Composizione et economla delle Storie di Polibi, в кн.: Storia dei Romani, v. 3, pt. 1, Mil., 1907; Mioni E., Polibio, Padova, 1949; Fritz K. von, The theory of the Mixed constitution in antiquity. A critical analysis of Polybius' political ideas, N.Y., 1954; Mauersberger Α., Polybios-Lexikon, Bd 1, В., 1956; Sassо G., Machiavelli e la teoria dell'anacyclosis, "Rivista storica Italiana", 1958, fasc. 3, p. 333-75.

И. Лернер. Москва.

ПОЛИКАРОВ

Азари Призенти (р. 9 окт. 1921) - болг. философ-марксист, чл. БКП (с 1944). Окончил физич. фак-т МГУ (1951), доктор филос. наук, проф. (с 1962); зав. сектором философии и естествознания Ин-та философии Болг. Академии наук, чл. редколлегии журн. "Философска мисъл". Занимается филос. вопросами совр. физики, теории познания и критикой "физического" идеализма. В гл. работе "Относительность и кванты" (С., 1963, рус. пер., М., 1966) П. анализирует методы исследования науч. проблем и выдвигает идею классификации всех возможных решений той или иной проблемы. В связи с исследованием теории относительности П. дает, в частности, классификацию возможных решений проблемы взаимосвязи массы и энергии. Количество возможных толкований известного соотношения Е=мс2 достигает по схеме П. неск. сотен случаев; в качестве истинного метода предлагается идея количеств. и качеств. эквивалентности массы и энергии.

Соч.: Постижения на съвременната физика в нейното полувековно развитие. 1895-1945, с встъпителна ст. от акад. С. И. Вавилова, С., 1945; В защита на науката, С., 1945; Атомът и вселената, ч. 1-2, С., 1947-48; Диалектическият материализъм и съвременната физика, С., 1950; Из истории идеологической борьбы вокруг теории относительности, в сб.: Философские вопросы современной физики, М., 1959; Материя и познание, С., 1961; Върху методологическото значение на диалектическия материализъм за естествознанието, в сб.: Въпроси на диалектическия материализъм и на частните науки, С., 1961; Общая характеристика совр. идеализма и направлений его критики, "ФН" (НДВШ), 1961, No 3.

ПОЛИСИЛЛОГИЗМ

ПОЛИСИЛЛОГИЗМ (от греч. πολύ - много) - сложный силлогизм, представляющий собой определ. последовательность (цепь) простых силлогизмов, в к-рой заключения предшествующих силлогизмов (называемых п р о с и л л о г и з м а м и) являются посылками последующих силлогизмов (называемых э п и с и л л о г и з м а м и). Хотя определения П. и нет в "Аналитиках" Аристотеля, можно предположить, что Аристотель по существу так понимал то, что он называл сложным силлогизмом. Описание сложного силлогизма, аналогичное данному определению, содержится в "Даниш-намэ", где Ибн Сина излагает логику, в основном следуя Аристотелю. Различают неск. видов П. Если в П. каждому эписиллогизму предшествует только один просиллогизм, то такой П. наз. л и н е й н ы м. В зависимости от того, является ли заключение просиллогизма, большей или же меньшей посылкой эписиллогизма соответственно различают прогрессивные и регрессивные П.

Если же в П. эписиллогизмам предшествуют по два просиллогизма, заключения к-рых составляют соответственно как большую, так и меньшую посылки эписиллогизма, то такой П. наз. к а с к а д н ы м. В логике формулируются нек-рые общие условия, характеризующие правильность различных видов П. и исследуется строение П. различных видов.

Лит.: Аристотель, Аналитики первая и вторая, [М., 1952]; Ибн-Сина, Даниш-намэ, Душанбе, 1957; Челпанов Г. И., Учебник логики, [М.], 1946; Субботин А. Л., Теория силлогистики в совр. формальной логике, М., 1965.

А. Субботин. Москва.

ПОЛИТЕИЗМ

ПОЛИТЕИЗМ (от греч. πολύ - много и ϑεός - бог), многобожие, - форма религии, сложившаяся у большинства народов на стадии перехода от доклассового к классовому обществ. строю. В возникавших в эту эпоху сложных образах племенных богов, отражавших власть вождей и царей, часто сохранялись черты древних тотемов (Великая Змея, Великий Ворон и др.), но в то же время эти образы нередко олицетворяли силы и явления природы (гроза, дождь, солнце, небо, море и пр.). Подобные образы племенных богов, в большинстве с натурмифологич. св-вами, известны и сейчас у мн. народов Африки и Полинезии. При объединении племен объединялись и их боги. Ранняя форма такого объединения известна в Индии в "ведическую" эпоху (ок. 1000 до н.э.), когда иерархия богов еще не установилась (период т.н. генотеизма). В рабовладельческих и раннефеод. гос-вах из племенных и местных богов складывается "пантеон" богов. Один из богов рассматривался как главный, верховный бог (обычно бог самого сильного племени); он нередко поглощал образы и черты др. богов, превращавшихся в простые его атрибуты. Такой развитый П. известен в Древнем Египте, Вавилонии, Греции, Риме и др. древних гос-вах; до наших дней он сохранился в религиях Индии (индуизм), Китая (даосизм), Японии (шинтоизм).

С. Токарев. Москва.

ПОЛИТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИОЛО́ГИЯ - область бурж. социологии, исследующая роль и место политики, политич. идей и действий, а также различных политич. институтов в обществе. Начала выделяться в отд. социологич. дисциплину в 30-х гг. 20 в. Наибольшее внимание уделяется проблемам концентрации экономич. власти и ее влияния на процесс принятия политич. решений; поведению во время избират. кампаний, процессам формирования политич. установок и обществ. мнения; идеологии политич. движений и орг-ций; политич. партиям и др. объединениям (структура, роль, проблема взаимоотношения лидеров и "стальных членов, политич. лидеров и широких масс и т.д.); гос-ву и пр-ву; проблеме бюрократии. П. с. входит в качестве составного элемента в бурж. политическую науку.

Лит.: Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; Bendix R., Lipset S. M., Political sociology. An essay with special reference to the development of research In the USA and Western Europe, "Current Sociology", 1957, v. 6, No 2. См. также лит. при ст. Политические науки.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ АССОЦИАЦИЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ

ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ АССОЦИА́ЦИЯ МЕЖДУНАРО́ДНАЯ (МАПН) - междунар. науч. орг-ция, действующая под эгидой ЮНЕСКО. Осн. цель МАПН, в соответствии с ее Уставом, содействовать развитию политич. науки во всем мире, расширять науч. контакты и обмен информацией между ее представителями в различных странах. Осн. в 1949. В ассоциации представлены 43 страны (1965), в т.ч. СССР, Венгрия, Польша, Югославия, Англия, Франция, Италия, США, Аргентина, Бразилия, Канада, Индия, Индонезия, Япония, Австралия, Ливан, Уганда, Камерун и др. Членами МАПН являются нац. ассоциации политич. наук (27), ассоциированные члены (68) и индивидуальные члены (420). Осн. форма деятельности МАПН - проведение междунар. конгрессов (один раз в три года) и ежегодных конференций "Круглого стола".

На 1-м междунар. конгрессе (1950, Цюрих, 80 участников из 21 страны) обсуждались темы: избират. системы и политич. жизнь; роль гражданина в обществе с планируемой экономикой; союзы между гос-вами. На 2-м конгрессе (1952, Гаага, 200 участников из 31 страны) темы: влияние идеологии на политич. развитие; роль женщин в политич. жизни; местное самоуправление и демократия; о преподавании политич. науки. На 3-м конгрессе (1955, Стокгольм, 275 участников из 36 стран, в т.ч. СССР) темы: управление в крупных городах; политич. партии; бюрократия; большие и малые гос-ва в междунар. орг-циях; сравнит. правоведение. На 4-м конгрессе (1958, Рим, 350 участников из 30 стран, в т.ч. СССР) темы: политич. теория и политич. практика; "группы давления"; соотношение законодат. и исполнит. власти; местное самоуправление в молодых гос-вах; контроль над гос. предприятиями; междунар. конфликты. На 5-м конгрессе (1961, Париж, 480 участников из 46 стран, в т.ч. СССР) темы: технократия и гос. управление; взаимоотношение гражд. и военных властей в области внешней политики; адм. проблемы, связанные с использованием атомной энергии. На 6-м конгрессе (1964, Женева, 494 участника из 42 стран, в т.ч. СССР) темы: проблемы федерализма, политич., экономич. и адм. децентрализации; молодежь и политич. жизнь; понятие прав человека в политич. теории.

МАПН издает "International Political Science. Abstracts" (с 1954, содержит аннотации на работы в области политич. наук, опубликованные в периодич. изданиях различных стран), а также ежегодник "International Bibliography of Political Science" (с 1952). С 1964 на МАПН возложена подготовка издания "Documentation Politique Internationale". Под грифом ассоциации издано значит. число книг в области политич. науки.

Руководящие органы МАПН: создаваемый конгрессом Совет избирает тайным голосованием президента, вице-президентов и членов Исполкома. На 6-м конгрессе президентом МАПН избран Ж. Фреймон (Швейцария), вице-президентами: С. Эрлих (Польша), Ж. Лаво (Франция), К. Фридрих (США), ген. секретарем С. Юртиг (Франция).

Коллективным членом МАПН от СССР является сов. ассоциация политич. наук (св. 400 чл.). Сов. ассоциация проводит ежегодные собрания, готовит издания в области политич. науки. Руководящие органы - Совет и Исполком. В 1965 президентом сов. ассоциации избран В. М. Чхиквадзе.

В. Туманов. Москва.

ПОЛИТЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛНОТА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ПОЛНОТА ДЕДУКТИВНАЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница