Приглашаем посетить сайт

Чехов (chehov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИНДУИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНДУИЗМ

ИНДУИЗМ - господствующая религ. система в совр. Индии, получившая распространение с раннего средневековья. В сферу И. входит большинство инд. культовых и религ. систем, связанных с почитанием Вишну и Шивы. Влияние И. сказалось в большинстве филос. систем, лит-ре и быте.

Возникновение И. происходило в Индии в 6-4 вв. до н.э. и было связано с общим кризисом мировоззрения, в основе к-рого лежал процесс разложения первобытнообщинных отношений и развития классового общества. Сменивший ведическую религию брахманизм не мог в течение долгого времени соответствовать разноукладности инд. общества, в пределах к-рого существовало множество областей с неизжитым родоплеменным строем. Возникшие в 6 в. до н.э. буддизм и джайнизм не только нарушили этнич. исключительность арийцев и социальное господство брахманов, но и сильно расшатали господств. брахманскую идеологию. С 3-2 вв. до н.э. и до конца 1-го тысячелетия н.э. непрерывно совершался процесс поглощения ведических, брахманских и ряда менее значит. культов Древней Индии двумя осн. индуистскими культами: вишнуизмом и шиваизмом. Причем ведич. боги не исчезли в И. Они лишь меняли свою функцию. Этому процессу подверглись джайнизм и буддизм, к-рые в 8-9 вв. н.э. теряют сколько-нибудь значит. роль. Письм. источники И. включают в себя большую часть древней и ср.-век. религ.-филос. и правовой лит-ры на санскрите - осн. языке И.

Религия И. отличается крайней аморфностью и неустойчивостью как своих обрядов и культов, так и своего учения; она характеризуется отсутствием канонизации, организованной церкви и клироса. И. отличается политеизмом, большим удельным весом местных культов, идолопоклонством. Эти особенности И. обусловлены длительностью процесса его формирования и развития, этнич. и нац. пестротой Индии, живучестью мифологич. представлений и т.д. Однако, несмотря на это, религии И. свойственны и общие доктрины: идея о перерождении душ, кастовость, культ коровы. Для религ.-филос. представлений И. характерно учение об атмане и брахмане. Согласно объективно-идеалистич. концепции И., атман и брахман не связаны ни с временем и пространством, ни с причинно-следственными отношениями и противостоят природе (пракрити), развивающейся во времени и пространстве по законам причинно-следств. отношений. Согласно И., конечная цель всякого прогресса - освобождение атмана от природы и слияние его с брахманом. Связь индивидуальной души с природой регулируется законом кармы. Атман, став дживой - душой, воплощенной в теле живого существа, совершает действия, хорошие и дурные. Карма - влияние этих действий, обусловливающее постоянное переселение душ. Состояние (богатство, бедность, почет, унижение и т.д.), в к-ром произойдет это рождение, явится воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в предыдущих рождениях. В системе индуистских мифологич. представлений важную роль играет представление об аватаре - воплощении бога в ином боге, человеке или животном. Возникнув, это воплощение продолжает существовать наряду с "исходным" божеством и др. его воплощениями. Представление об аватарах, будучи по преимуществу связано с вишнуизмом, обеспечило последнему широчайшее распространение: местные божества переосмысливались как аватары Вишну.

Первоначально И. связывался с системой варн (см. Касты). В "Пурушасукте" Ригведы написано, что варны брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр возникли, соответственно, из уст, рук, бедер и ног пуруши - вселенского первочеловека. С развитием кастовой системы, дополнившей варновую и чрезвычайно усложнившей социальную структуру ср.-век. инд. общества, все осн. категории и представления И. связываются с кастами. Принадлежность к определ. школе или секте, как правило, определялась принадлежностью к определ. касте. Каста связывается с теорией перерождения, а рождение в той или иной касте - с воздаянием или возмездием за поступки, совершенные в прошлом рождении, служа показателем прошлых заслуг или провинностей. Так существование каст получает свое метафизич. обоснование взамен прежнего мифологического. И. не только освящал кастовый порядок, он постоянно укреплял, стабилизировал его за счет детальной регламентации поведения члена касты, связанного с двумя осн. этич. представлениями И. - пуньей и апуньей. Все, что было связано с общением между членами различных каст, считалось апуньей, начиная с взгляда или совместного приема пищи и кончая браком. Существовала строгая система запретов, налагаемых на ряд мест и вещей (здесь сыграли роль пережитки табу); так, осквернение и лишение касты грозили человеку, покинувшему территорию Индии или одной из ее областей, так же, как и человеку, употребляющему в пищу мясо.

И. не только сохранял кастовую систему, но и воспроизводил ее; иногда в зависимости от различия культа происходило и разделение каст или групп каст. Таково, напр., разделение на касты "правой руки" и касты "левой руки", связанное с принадлежностью к одной из двух подсект шактов. Кастовые ограничения дополнялись в И. временными, относящимися к жизни данного человека. Эти ограничения выразились в системе четырех ашрамов - периодов жизни. С ашрамами связано понятие о пурушартхе - цели и одновременно содержании деятельности человека. Этих пурушартх - четыре: кама - наслаждение (особенно связанное с любовью), артха - всякая обществ. деятельность, дхарма - добродетель, выполнение религ. долга, и мокша - отрешение от личной, общественной и религ. деятельности, непрестанное усилие, направленное на достижение конечного освобождения. В И. существует этич. концепция о трех путях познания: путь знания (джняна), путь действия (карма) и путь эмоциональной приверженности (бхакти).

В течение полутора тысячелетий И. освящал и усиливал обособление социальных подразделений инд. общества и обособление индуистской общины, взятой в целом, от других религ. инд. общин, что в немалой степени поддерживало феодализм в Индии и способствовало ее порабощению иноземцами.

В позднем средневековье И. становится господств. мировоззрением немусульм. населения Индии. С нач. 19 в. он оказывает значит. влияние на идеологию нац.-освободит. движения (напр., гандизм); с ним связаны учения прогрессивных обществ Брахмо самадж и Арья самадж. Вместе с тем на базе И. возник ряд крайне правых реакц. течений, проповедующих шовинизм, религ. нетерпимость и т.д. Оставаясь до сих пор распространенной религией, И. породил ряд новых идеологич. течений.

Лит.: Барт Α., Религии Индии, пер. [с франц.], М., 1897; Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Краснодембский В. Е., Индуизм, в сб.: Ежегодник музея истории религии и атеизма, [т.] 1, М.-Л., 1957; Ильин Г. Ф., Религии древней Индии, М., 1959; Махабхарата, т. 2 - Бхагавадгита, пер. В. Л. Смирнова, Ашхабад, 1960; Farguhar J. N., A primer of hinduism, 2 ed., L., 1912; его жe, An outline of the religious literature of India, L.-N. Y.-Oxf., 1920; Dasgupta S., Indian idealism, Camb., 1933; Thomas P., Hindu religion, customs and manners, Bombay, [1948]; The cultural heritage of India, v. 3, 2 ed., Calcutta, [1953]; Dubois J. Α., Hindu manners, customs and ceremonies, 3 ed., Oxf., [1953].

А. Пятигорский. Москва.

В начало энциклопедии