Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БУДДИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БУДДИЗМ

БУДДИЗМ - религ.-философское учение, возникшее в Древней Индии в 6-5 вв. до н.э. и в ходе историч. развития ставшее одной из наиболее распространенных религий наряду с христианством и исламом. Согласно буддийской традиции, основателем Б. является Сиддхартха из рода Гаутамы, прозванный Буддой - просветленным. Возникнув как оппозиция кастовому строю, Б. выступил с религ. учением о равенстве всех людей в "страдании" и в праве на "спасение". Идеологи раннего Б., распространяя свое учение, пользовались нар. наречиями, избегая классич. языка др.-инд. образованности - санскрита. Б. выступил также против жречества и религ. обрядности. Провозглашение равенства людей обусловило широкое распространение Б. и среди соседних неинд. народностей.

Религия Б., проповедуя смирение и покорность, пассивность и примирение с действительностью, была принята господств. классами инд. общества в качестве идеологич. оружия воздействия на духовную жизнь угнетенных масс. В условиях образования крупных государств Б. с его антижреческой направленностью был более выгоден, чем религия брахманизма, проповедующая учение о привилегированном положении жречества. В 3 в. до н.э. царь Ашока принял Б. и способствовал его распространению за пределами Индии. Религия Б. выработала систему культов, обрядов и догматов. На основе древнеинд. анимистич. представлений о переселении душ Б. выдвинул догмат о перевоплощении живых существ, утверждая, что смерть живого существа есть проявление распада данной комбинации дхарм, после чего образуется новая комбинация дхарм. Новые комбинации дхарм предопределяются кармой - суммой всех грехов и добродетелей в прошлом цикле перевоплощений. Идеалом, по учению. Б., является достижение нирваны - полного прекращения процесса перевоплощений и избавления, таким образом, от страданий, якобы составляющих сущность жизни.

Догмат о перевоплощении, утверждающий предопределенность судьбы человека, объявляя порабощение трудящихся результатом их греховности и "заблуждений" в прошлых перерождениях, имел целью отвлечь угнетенных от борьбы, заглушить классовый протест трудящихся. В последующем этот догмат был дополнен проповедью о рае и аде.

Буддийский пантеон состоит из огромного количества богов - будд и бодисатв. По представлению буддистов, гл. боги - будды - окружены сонмом менее значительных богов-помощников, в числе к-рых - грозные, неистовые стражи, истребляющие еретиков и безбожников. В качестве гл. богов в Б. почитаются будда Шакья-Муни, грядущий Будда - Майтреи, будда Амутабу - "глава рая". Как и всякая др. религия, Б. играл и играет реакц. роль, проповедуя в нар. массах пассивность, примирение с действительностью, непротивление злу.

Философское содержание Б. включает два аспекта: учение о природе вещей и учение о пути познания. В основе буддийского учения о природе вещей лежит учение о дхармах - "носителях своего признака", или "частицах", "элементах". По учению Б., дхармы-частицы представляют собой как бы ткань мирового вещества, проникают во все явления психич. и материального мира и находятся в движении, каждое мгновение вспыхивая и потухая. Каждое потухание означает порождение новой вспышки и нового потухания. В буддийской философии принято сравнение мира с потоком, к-рый изначально течет, вечно изменяясь и перерождаясь. В Б. было разработано неск. классификаций дхарм-элементов. Ранний Б. уже знал деление на сансару - бытие проявленное, и нирвану - бытие непроявленное. Пребывание в круговороте "бытия проявленного" сопряжено со страданием, к освобождению из этого состояния ведет путь познания - "восьмичленный путь нравств. делания". Б. утверждал единство материального и психич. миров, получившее систематич. разработку среди философов школы мадхьямиков.

Вторая сторона Б. - учение о пути познания - связана с субъективно-идеалистич. методом йогического созерцания (см. Йога). Б. отрицал существование души, т. е. отд. духовного существа внутри человека. Буддисты отрицали существование отд. атмана вне пяти групп элементов, составляющих человеч. личность, ее психич. и материальные свойства. Эти пять элементов: 1) сознание, 2) представления, 3) чувства, 4) кармические силы (см. Карма), 5) материальная оболочка человеч. личности. В этой схеме нет места какому-то неизменному, вечному началу. Причина предшествует следствию. Человеч. личность, как и все другое в мире, подчиняется закону причины и следствия, выраженному в двенадцатичленной формуле "причинного зарождения". Данная человеч. жизнь - лишь результат прежних существований. Сознание, протекая через "индивидуальный поток" - земную жизнь, через промежуточное состояние и следующее за этим состоянием новое перерождение в каждое мгновение меняет свое содержание. Это вечное становление часто уподоблялось в др.-инд. филос. лит-ре пламени светильника, в к-ром процесс вспыхивания и угасания течет беспрерывно и создает впечатление постоянства. Приобщение же к бытию непроявленному, к нирване, сравнивалось с потуханием огня в светильнике, когда исчерпано питающее его топливо. Но потухший огонь не есть огонь исчезнувший, а огонь перешедший в иное состояние. Буддийская диалектика выработала понятие прерывного течения потока. Ранним буддистам, как и древним грекам, отмечал Энгельс, присуще стихийно-диалектич. мышление (см. "Диалектика природы", 1955, с. 176).

Б. рано разделился на неск. направлений, разногласия между которыми по вопросам доктрины вызвали необходимость созыва спец. соборов. Буддийская традиция свидетельствует о созыве четырех соборов: собор в Раджагрихе (ок. 477 до н.э.), собор в Вайшали (ок. 367 до н.э.), собор в Паталипутре (3 в. до н.э.) и собор в Кашмире (2 в. н.э.). На востоке страны утвердились приверженцы "Большой общины", из среды к-рых выросла махаяна ("Великая колесница", или "широкий путь" спасения), получившая распространение в кушанскую эпоху, в отличие от к-рой остальные школы стали называться хинаяна ("Малая колесница", или "узкий путь" спасения). При Ашоке (3 в. до н.э.) и при Кушанах (2-3 вв.) Б. вышел за пределы Индии. Во 2 и 3 вв. Б. господствует на территории империи Андхра. К 4-5 вв. буддийская философия проникает во все области инд. культуры. В 1-й пол. 5 в. царь Кумарагупта I основал Наланду - буддийский ун-т, получивший в дальнейшем междунар. значение. В течение 1-5 вв. окончательно сформировались четыре гл. филос. направления: вайбхашики, саутрантики, мадхьямики, йогачары. В среде позднейших виджнянавадинов-йогачаров родились буддийская логика и гносеология, разработанные Дигнагой и его последователем Дхармакирти. Соч. Дхармакирти "Праманавартика" положило начало филос. лит-ре в Индии, Китае, Тибете, Монголии и Японии. К концу эпохи Гупта и в особенности в период династии Пала (8-9 вв.) влияние Б. ослабевает. Ун-т Наланда клонился к упадку. Сближение Б. и брахманизма приводит к возникновению новой религии - индуизма. Потеряв господств. значение в Индии, Б. получил широкое распространение на Цейлоне, в Бирме, Китае, Японии и др. странах, где старые религии теряли свое значение и где классовые интересы феодалов требовали усиления духовного порабощения трудящихся масс. Б. со своими классово заостренными и гибкими догматами, эмоциональными средствами воздействия культа на протяжении веков играл большую роль в феод. порабощении трудящихся Центр. и Вост. Азии. "Великие исторические повороты, - писал Энгельс, - с о п р о в о ж д а л и с ь переменами в религии лишь поскольку речь идет о трех доныне существовавших мировых религиях: буддизме, христианстве, исламе. Старые стихийно возникшие племенные и национальные религии не имели пропагандистского характера и лишались всякой силы сопротивления, как только бывала сломлена независимость данных племен или народов" ("Людвиг Фейербах...", 1955, с. 28).

Ю. Рерих. Москва.

Б . в К и т а е. Распространение Б. в Китае относится ко временам царствования Мин-ди поздней Ханьской династии (58-75). В этот период открылось сообщение со Средней Азией из т.н. западных земель (напр., Аньси, Согдиана, Хотан). В Китай стали проникать переводы буддийских канонич. книг. Обе династии Цинь (3-4 вв.) приняли буддийскую веру. При поддержке царей Б. стал гос. религией в царствах сев. династий. В период юж. и сев. царств, когда страна была расколота на две части - север и юг, в юж. царствах со стороны конфуцианства и даосизма велась борьба против чужеземного гнета и против Б. как чужеземной религии. В 5 в. с резкой критикой Б. выступал даосист Гу Хуань, против суеверных проповедей буддистов относительно "соответствия воздаяний деяниям", "бессмертия душ" выступил крупнейший кит. материалист Фань Чжэнь.

После того как страна была объединена под властью династии Суй, а затем династии Тан (конец 6 - нач. 7 вв.), Б. получил широкое развитие. Обычно в кит. Б. различают 10 школ. К 6 в. относится появление буддийской школы "Чэн-ши-цзун" ("Установление истины"). Под влиянием соч. Васубандху "Абхид-хармакоша", переведенного на кит. язык инд. ученым Парамарта (Гунярата), возникла школа "Цзюйо-цзун". В эпоху династии Тан (7-9 вв.) существовал целый ряд буддийских школ: школа "Фасян-цзун" ("Дхарма-лакшана"), выступавшая с тезисом: "все дхармы только в сознании", школа "Сань-лунь-цзун" (мадхьямики). Этой школе близко учение школы"Тяньтай-цзун", основанной кит. монахом Чжи-и (537-597). Тяньтай-цзун основывалась на Саддхарма-пундарика-сутре ("Сутре о Лотосе") и проповедовала идеалистич. учение о том, что на свете "все - шунья" (безаттрибутивное). На историю кит. философии значит. влияние оказала школа "Цань-цзун" ("Созерцание"), основанная в 1-й пол. 6 в. инд. ученым Бодидарма. В основу своей деятельности эта школа положила проповедь всеобщего истинного разума Будды, к-рым будто бы наделены все живые существа и к-рый незыблем, как печать. Представители школы "Цзин-ту-цзун" ("Чистой или райской земли") проповедовали веру в силу произнесения имени Будды и символов его учения как средства переправиться после смерти на "чистую", райскую землю, принадлежащую Будде. Учение о "чистой" земле, дававшее верующим иллюзии о лучшей жизни, отрывало трудящиеся массы от практич. борьбы. Школа "Ми-цзун" ("Заклинаний") исходила из учения о трех таинствах - Будда-тело, Будда-уста и Будда-разум, согласно к-рому все тела есть тело Будды - единой истинной сущности, все звуки и слова - его голос и слова, все мысли - его разум. Эта школа носит яркую религ. окраску, совмещая в себе элементы Б. и брахманизма. Мистич. учение Б. явилось для класса феодалов действенным средством одурманивания нар. масс, служило для того, чтобы заставить народ примириться с порабощением и сломить его волю к сопротивлению.

Между всеми буддийскими школами велась ожесточ. борьба, осложняемая враждебным отношением к Б. др. религ. систем, особенно конфуцианства. Атаки против Б. предпринимались в 8-9 вв. Фу Бянь, Хань Юй, Лу Чжун-цзин, а в 841-846 развернулось во всекит. масштабе знаменитое движение за ликвидацию Б. В условиях внутр. противоречий между различными школами Б. и антагонизма по отношению к нему со стороны конфуцианства и даосизма возникает примиренческо-эклектич. направление. Свидетельством сближения даосизма и конфуцианства являются соч. Ван Туна "О единстве трех учений - конфуцианства, буддизма и даосизма" ("Жу фо дао сань цзяо хэ и лунь") и Лю Цзун-юаня (773-819) "О примирении трех учений" ("Сань цзяо тяо хэ лунь"). Специфич. условия распространения Б. в Китае, приведшие его к слиянию с конфуцианством и даосизмом, отличают кит. Б. от Б. в Цейлоне и Бирме. В то же время сближение этих идеологий повлияло на развитие Б. в Японии и Корее.

Со времени династии Сун (10-13 вв.) мн. буддийские школы приходят в упадок. При династии Юань (монгольской, 13-14 вв.) государств. религией стал ламаизм. Кит. Б. являлся не только реакц. религ. системой, но в то же время и идеалистич. философией, пронизавшей кит. метафизику 3-4 вв. (царства Вэй и Цзинь) и ортодокс. конфуцианство времен династий Сун и Мин. Во все периоды кит. истории материалистич. философия вела ожесточ. борьбу против идеалистич. буддийской идеологии. В период после движения 4 мая 1919 помещичье-бурж. ученые (напр., Лян Coy-мин) стали пропагандировать Б. как такую философию, к-рая стоит выше материализма и идеализма, и использовали его для борьбы с марксизмом. В настоящее время эти реакц. учения окончательно разгромлены.

У Цзэ-юй. Китай.

Лит.: Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1-3, СПБ, 1857-69; Минаев И. П., Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, вып. 1-2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; его же, О миросозерцании современного буддизма на Дальнем Востоке. П., 1919; Щербaтской Ф. И., Теория познания и логика по учению позднейших буддистов, ч. 1-2, СПБ, 1903-1909; его же, Философское учение буддизма, П., 1919; его же, The central conception of Buddhism..., L., 1923; его же, The conception of Buddhist nirvana Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Madhyānta-Vibhanga, Ascribed to Bodhisattva Maitreya and commented by Vasubandhu and Sthiramati. Transl. from the Sanskrit by Th. Stcherbatsky, Moscow-Leningrad, 1936 (Bibliotheca Buddhica, 30); Dutt Nalinaksha, Aspects of Mahāyāna Buddhism and its relations to Hīnayāna, L., 1930, Τhomas E. J., The history of Buddhist thought, L.-Ν. Υ., 1933; Murti T. R. V., The central philosophy of Buddhism, L., [1955].

В начало энциклопедии