Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ПОЛЕВОЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ПОЛЕВОЙ

Николай Алексеевич (22 июня 1796 - 22 февр. 1846) - рус. журналист, писатель и историк. С 1825 издавал журн. "Московский телеграф". Бурж. либерал, П. отстаивал идеи просвещения, пром. развития страны, усиления роли купечества, его равноправия с дворянством ("Речь о невещественном капитале...". М., 1828, "Речь о купеческом звании...", М., 1832, и др.). П. развернул широкую критику обществ. пороков, "злоупотреблений" и предрассудков. При этом П. полагал, что обществ. прогресс должен совершаться под руководством твердой монархич. власти и при мирном сотрудничестве всех "сословий". П. отрицательно относился к утопическому социализму, в частности к учению Сен-Симона. В 1837 П. стал сотрудничать в реакц. изданиях, где отстаивал идеи "официальной народности". Первонач. симпатии П. к нем. классич. философии скоро сменились разочарованием в ней. Диалектику Гегеля и рус. "гегелистов" П. воспринимал как пустую схоластику (см. "Сын отечества", 1840, т. 1, с. 438). Наиболее плодотворной философией П. считал "эклектизм" Кузена. Но все же в работах П. проявились элементы диалектич. подхода к явлениям. В 1829, выступив с резкой критикой "Истории государства Российского" Карамзина, П. подчеркнул, что в ней нет "одного общего начала", отсутствует поиск историч. закономерности. П. отмечал также, что труд Карамзина, "это, собственно, История Государей, а не государства и не народа..." ("История рус. народа", т. 1. М., 1829, с. XXXVI).

Переход к науч.-эстетич. критике и историзм имели место и в работах П. о Г. Р. Державине, А. Ф. Мерзлякове, В. А. Жуковском, произведения к-рых он стремился исследовать "...не по безотчетному чувству: н р а в и т с я , н е нравится, хорошо, худо, но по соображению историческому века и народа, и философическому важнейших истин души человеческой" ("Моск. телеграф", 1831, ч. 37, No 3, с. 381). В основе эстетич. концепции П. лежала мысль о двух противоположных формах поэзии: классицизме и романтизме, борьбе к-рых он стремился дать социальное истолкование. Победу нового искусства (романтизма) над старым (классицизмом) П. объяснял "грозной политической бурей", потрясшей здание феодализма (см. "Очерки рус. литературы", 1839, ч. 1, с. 109). Эстетич. взгляды П. не были свободны от антиисторизма, выросшего на почве усвоения нек-рых идей идеалистич. эстетики романтизма; с одной стороны, целые периоды истории лит-ры (рус. и франц. классицизм и т.д.) отвергались им за сервилизм и подражательность, с другой - романтизм приобретал у него черты вневременного, идеального искусства, к-рое свободно творит "... по неизменным законам духа человеческого" ("Моск. телеграф", 1832, ч. 43, No 3, с. 372). Антиисторической была и трактовка П. природы художеств. творчества: деятельность поэта, по мнению П., это "безотчетный восторг", а сам поэт - человек "не от мира сего", находящийся в вечной "ссоре" с соотечественниками (представление П. о художнике и гении получило, в частности, воплощение в его повестях "Блаженство безумия", М., 1833, "Живописец", М., 1834, и др.). Романтич. концепция искусства не дала П. возможности правильно оценить реалистич. произведения Пушкина ("Евгений Онегин", "Борис Годунов" и др.) и Гоголя ("Мертвые души"), к-рого он осуждал за "фарсы", "карикатуры" и "небывалые преувеличения".

Лучшие работы П., в к-рых он выступал против классицизма, горячо отстаивал идею европеизации страны, наряду с произведениями Надеждина подготовили деятельность Белинского, к-рый оценил П. как "... одного из замечательнейших деятелей русской литературы..." (Полн. собр. соч., т. 9, 1955, с. 696).

Лит.: Белинский В. Г., Очерки рус. лит-ры. Соч. Н. П., Полн. собр. соч., т. 3, М., 1953; его жe, H. А. Полевой, там же, т. 9, М., 1955; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Милюков П., Главные течения рус. историч. мысли, т. 1, М., 1898; Майков В. Н., Обозрение рус. истории до единодержавия Петра Великого. Соч. Н. Полевого, Соч., т. 1, К., 1901; Козмин Н. К., Очерки из истории рус. романтизма. Н. А. Полевой как выразитель лит. направлений совр. ему эпохи, СПБ, 1903; Н. Полевой. Материалы по истории рус. лит-ры и журналистики 30-х годов. Ред., вступ. ст. и комментарий В. Л. Орлова, Л., 1934; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950, с. 256-300; Березина В. Г., Н. А. Полевой в "Московском телеграфе", "Уч. зап. ЛГУ", 1954, вып. 20, No 173; История рус. критики, т. 1, М.-Л., 1958; Татаринова Л. Е., Журнал "Московский телеграф" (1825-1834), М., 1959; Березина В. Г., Дементьев А. Г. [и др.], История рус. журналистики XVIII - XIX вв., М., 1963, с. 175-86; Гуляев Н., Литературно-эстетич. взгляды Н. А. Полевого, "Вопр. лит-ры", 1964, M 12; Березина В. Г., Рус. журналистика 2-й четверти 19 в. (1826-39 гг.), Л., 1965.

Ю. Манн. Москва.

В начало энциклопедии