Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО - религ.-филос. течение в России, ставившее целью создание "новой" религии - без бога. Возникло и распространилось в период реакции 1907-10 среди части неустойчивой в идейном отношении с.-д. интеллигенции. Б. есть выражение взглядов "отчаявшихся и уставших" от революции мелких буржуа, занявшихся "любовным самосозерцанием" и "мечтательным „самооплевыванием"" (см. В. И. Ленин, Соч., 4 изд., т. 35, с. 90).

Наиболее полно идеи Б. выражены в работах Луначарского "Религия и социализм" (ч. 1-2, 1908-[1911]), "Атеизм" (в кн.: "Очерки по философии марксизма", 1908), "Будущее религии" (в журн. "Образование", 1907, No 10-11), "Двадцать третий сборник „Знания"" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Активным пропагандистом Б. был Базаров ("Богоискательство и „богостроительство"", в кн.: "Вершины", кн. 1, 1909), "Христиане третьего завета и строители башни Вавилонской" (в кн.: "Литературный распад", кн. 2, 1909). Нек-рое время под влиянием Б. был Горький ("Исповедь", Повесть, 1907, опубл. в сб. "Знание", кн. 23, 1908; "Разрушение личности", в кн.: "Очерки философии коллективизма", сб. 1, 1909); в результате ленинской критики он отошел от Б. В тесном идейном родстве с Б. находилась философия эмпириомонизма Богданова.

Антимарксистское по своей сущности, Б., однако, в отличие от богоискательства, сторонники к-рого прямо заявляли о своей враждебности марксизму и рабочему движению, пыталось выступать "от лица социал-демократии", претендовало на дальнейшее "развитие" социализма Маркса.

Отбрасывая марксистское понимание религии, оно рассматривало религию в качестве нравств. и эстетич. идеала, который призван спаять человечество, считало религ. чувство вечно присущим человеку, объявляло марксизм религ. системой, а себя - творцом новой религии. Луначарский называл Маркса прямым продолжателем религии Фейербаха, мыслителем, завершившим дело возвышения антропологии до степени теологии. Только религия способна, по мнению Луначарского, стать организующей силой социализма. В 1909 Богданов, Луначарский и др. организовали на о. Капри школу, получившую известность как "литераторский центр богостроительства" (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 15, с. 437). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ. "Пролетарий", осудив фракц. деятельность этой школы, квалифицировало Б. "как течение, порывающее с основами марксизма" (КПСС в резолюциях ..., ч. 1, 7 изд., 1954, с. 222). В дек. 1909 богостроители приняли участие в создании группы "Вперед", в составе к-рой вели борьбу против большевиков, отстаивая тактику отзовистов и ультиматистов. Благодаря настойчивому разоблачению Лениным и большевистской газ. "Пролетарий" реакц. сущности Б., последнее не получило сколько-нибудь значит. распространения среди рабочих России.

Лит.: Ленин В. И., Письмо А. М. Горькому, Соч., 4 изд., т. 13, с. 415; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же т. 14, с. 7-8, 329-31; его же, Об отношении рабочей партии к религии, там же, т. 15; его же, Письмо ученикам Каприйской партийной школы..., там же; его же, Резолюции совещания расширенной редакции "Пролетария", там же; его же, О фракции сторонников отзовизма и богостроительства, там же, т. 16, с. 29-30; его же, [Письма] А. М. Горькому (ноябрь и декабрь 1913), там же, т. 35; Плеханов Г. В., О так называемых религиозных исканиях в России, Соч., т. 17; Царицын Α., Борьба В. И. Ленина с богостроительством, "Под знаменем марксизма", 1938, No 7; Сатина Р. П., Критика В. И. Лениным богостроительства, М., 1958 (Автореф. дисс).

Г. Арефьева. Москва.

В начало энциклопедии