Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МИМАНСА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИМАНСА

МИМАНСА (санскр. - проникновение, исследование, рассуждение, дискуссия) - одна из шести ортодоксальных систем инд. философии. Называется также карма-миманса ("миманса действия") и пурва-миманса ("первая, или ранняя, миманса"), в отличие от уттара-мимансы ("высшей мимансы"), т.е. веданты.

Основателем системы считается мудрец Джаймини, написавший "Миманса-сутры". Их датировка весьма неопределенна - от 4 в. до н.э. до 2 в. н.э. Первоначально осн. цель М. заключалась в интерпретации ведич. ритуализма. В дальнейшем для его защиты в условиях острой идейной борьбы того времени М. вынуждена была обратиться к рациональному философскому обоснованию.

Для М. характерна полемич. направленность против субъективно-идеалистич. и нигилистич. школ йогачаров, мадхьямика и объективного идеализма веданты, что сближает ее со школами ньяя и вайшешика. М. отстаивала реальность внешнего мира и отрицала роль бога или духа в его сотворении и управлении. М. выступала против учения нек-рых школ буддизма о мире как совокупности или потоке наших представлений, к-рым ничего не соответствует вне их. Она решительно отвергала идею нереальности или иллюзорности мира, его мгновенности, пустоты или идеальности, к-рые утверждались мадхьямиками и йога-чарами. В отличие от др. школ, М. не разделяла представления о циклич. разрушениях (пралая) и созиданиях (сришти) мира. Она считала, что мир в целом вечен и неизменен, не имеет ни начала, ни конца, хотя отд. вещи в нем подвержены изменению, возникновению и гибели. Но во всех этих превращениях не происходит их абс. уничтожения и появления заново. Все многообразие мира М. сводила к неск. категориям, среди к-рых наиболее важной является субстанция - основа всех качеств, пребывающая во всех ее модификациях. В М. различается девять видов субстанций: пять вещественных элементов (земля, вода, воздух, огонь, эфир), душа (атман), ум, время и пространство. Все эти субстанции, за исключением ума, непосредственно воспринимаемы чувствами. Согласно М., веществ. элементы имеют атомарное строение; эфир - тонкая, вечная и всепроникающая субстанция. Из атомов образуются все веществ. объекты мира.

М. отстаивает сенсуалистич. характер познания, считая, что его исходным пунктом является восприятие. Она выдвигает положение: подобное познается подобным. Объекты, в каждом из к-рых преобладает один из пяти первоэлементов, воспринимаются адекватными им органами: носом, языком, кожей, глазами и ушами.

М. выдвигает ряд положений относительно связи языка и мышления, слова и его значения. М. различает вечно существующие, неизменяемые звуковые субстраты слова (варна) и конкретные его фонетич. выражения (дхвани-тон), подверженные модификациям и изменениям у каждого человека. Эти положения М. тесно связаны с современными ей грамматич. учениями (Панини, Бхартрихари и др.).

Учение М. в общем отличается метафизичностью. Однако защита М. материальности мира, его вечности и бесконечности во времени и пространстве сыграла большую роль в развитии инд. материализма.

Лит.: Чаттопадхьяя Д., Локаята даршана. История индийского материализма, М., 1961; Bhatta Kumarila, Sloka - varttika, Banaras, 1898-99; Mishra Salikanatha, Prakarana - pancika, Madras, 1903; Jaimini, Purva - mimansa - sutra with Sabaraswamin's Bhashya, Banaras, 1910; Sloka - varttika, Calcutta, 1910; Ganganatha Iha, Mimansa - sutra of Jaimini, Allahabad, 1910; его же, The Prabhakara school of the Purva Mimamsa..., Allahabad, 1911; Mishra Parthasarathi, Sastra - dipika, Bombay, 1915; Keith А. В., The Karma mimansa, Calcutta, 1921; Sastri P., Introduction to Purva-mimansa, Calcutta, 1923; Sastri N. M. S. K., A primer of Indian logic, Madras, 1923; Narayana Bhatta K., Manameyodaya, Adyar, 1933; Prabhakara [Miśra ], Brhati, [Bhaga 1-2 ], Madras, 1934-36; Venkataramiah B., Sastradipika of Parthasarathi Mishra, Baroda, 1940; Mishra U., Critical bibliography of Purva-mimansa, Allahabad, 1940; Ganganath Iha, Purva-mimansa, Banaras ], 1942.

H. П. Аникеев. Москва.

В начало энциклопедии