Приглашаем посетить сайт

Кулинария (cook-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МИХАИЛ ПСЕЛЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИХАИЛ ПСЕЛЛ

МИХАИЛ ПСЕЛЛ (Ψελλός; до пострижения - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096) - визант. просветитель. Работы М. П. (частью еще неопубликованные) посвящены вопросам богословия, философии, логики, грамматики, риторики, права, истории, музыки, математики, астрономии, физики, медицины, агрикультуры. М. П. содействовал возрождению интереса к Платону и неоплатоникам, трактуя их как предшественников христианства; он выступал против невежеств. монахов, к-рые, по его словам, предают Платона анафеме, словно сатану. М. П. отстаивал рационализм. Он подверг критике веру в чудеса, астрологию, демонологию, считая, что каждое явление имеет свою естеств. причину. "Бог, - писал он, - само собой разумеется, есть конечная причина землетрясений, как и других вещей, - но ближайшая причина землетрясений - природа" (Migne, Patrol, gr., t. 122, col. 765 a-b). Природа (φύσις) представлялась ему рассеянной во всем, невидимой, но постижимой разумом. В соответствии с этим он выделял две части философии: одна из них имеет своим предметом то, что постигается духом, т.е. потусторонний мир ("вечность"), предмет второй - земной мир, доступный разуму. Огромное значение М. П. придавал математике, к-рая, по его словам, уступает лишь богословию. При этом М. П. подчеркивал единство геометрии (науки о протяженном) и арифметики (науки о непротяженном) и видел в этом отражение единства протяженного и непротяженного. В мировоззрении М. П. встречаются элементы диалектики. "В этом мире, - писал он, - нет ничего постоянного, ничего неподвижного, но все движется и изменяется" (Scripta minora, ed. Ε. Kurtz, F. Drexl, v. 2, Mil., 1941, p. 54). Время постоянно приносит с собой изменения (см. тамже, р. 143) и более того природа, душа, разум - все двойственно, все содержит противоречивые и борющиеся между собой моменты (см. С. Sathas, Bibl. graeса, v. V, 282). Однако рационализм M. П. непоследователен: он считал богословие первой мудростью и видел гл. задачу в сочетании антич. философии с христианством, рассуждений, основанных на силлогизме, с верой. Полемизируя с мистицизмом патриарха Михаила Керулярия, М. П. сам отдавал дань мистицизму в духе неоплатоников, говоря об устремлении души к Единому. Высмеивая магию, он в трактате "О свойствах драгоценных камней" в духе ср.-век. схоластики останавливался прежде всего на сверхъестеств. свойствах, приписываемых минералам.

Рационализм М. П. распространялся также и на историю. В "Хронографии" ["Chronographie ou Histoire d'un siècle de Byzance (976-1077)", t. 1-2, éd. E. Renauld, P., 1926-28 ], первом памятнике визант. мемуарной лит-ры, нет и следов теории сверхъестеств. воздействия на историч. процесс: историю творят люди, руководствуясь своими корыстными побуждениями; в то же время М. П. прямо провозглашал необходимость критич. отношения к источникам (см. указ. соч., v. 1, Р., 1926, р. 73). М. П. осуждал всякие попытки выступления нар. масс. Учение павликианства о зле как о сущем в природе и обществе было им отвергнуто: в соответствии с христ. принципами он рассматривал зло как относит. категорию, как отсутствие блага. Вместе с тем М. П. критиковал многие отрицат. стороны визант. действительности: лицемерие монашества, деспотизм императоров, беспримерные траты двора. М. П. пользовался огромным авторитетом: писатели 12 в. считали его образцом философа. Рационализм M. П. нашел радикальное развитие в творчестве его младшего современника Иоанна Итала.

А. Каждан. Москва.

В логике М. П. рассматривал, в частности, вопрос о равносильности предложений (aequipollentia propositionum), a также изучал подстановки одних терминов на место других. Последняя задача подводит вплотную к различению логич. постоянных и логич. переменных. Однако большую часть логич. исследований М. П. занимает проблематика, преобладающая у первых комментаторов аристотелевой логики времен Боэция и связанная в основном с изучением различных разновидностей силлогизмов. М. П. интересен также попытками разработать общие приемы отыскания "среднего термина" в связи с задачей нахождения предпосылок (inventio propositionum), обращением к вопросам логич. символики и мнемоники (известен, в частности, т.н. логический квадрат М. П.), разработкой нек-рых проблем модальной логики. Еще до Спинозы М. П. настаивал на применении геометрич. схемы для доказательства филос. и логич. утверждений. Позднейший ср.-век. логич. трактат на тему "о свойствах терминов" (determinorum proprietatibus) имеет своим отправным пунктом пселлово добавление к последней главе "Топики" Аристотеля, в к-ром М. П. трактует с логич. т. зр. о значении грамматич. частей речи для логич. исследований.

Н. Стяжкин. Москва.

Соч.: De omnifaria doctrina, ed. L. G. Westernik, Nijmegen, 1948; Πρὸς τὸν αὐτοκράτορα Μιχαὴλ κεφάλαια ϑεολογικά, Dosithoos Τόμος ἀγάπης, Jassy, 1698; De operatione daemonum, ed. F. Boissonade, Norimbergae, 1838; Renault E., Une traduction française du περί ἐνεργείας δαιμὸνων, - Revue des études grecques, t. 33, 1920; Wellnhofer M., Die thrakischen Euchiten und ihr Satanskult im Dialoge des Psellos, "Byzantinische Zeitschrift", 1929-30, Bd 30; Кrumbacher K., Geschichte der Byzantinischen Literatur, Münch., 1897, S. 436, 441-42; Ruelle Ch. Ε., Psellos περὶ παραδòξων ἀναγνωσμάτων, "Revue de philologie", t. 27, P., 1903; Некоторые приписываемые M. П. соч. в действительности ему не принадлежат (см. Bidez J., Psellus et le commentaire de Proclus, "Revue de philologie", t. 29, 1905; Βενάκις Λ. Γ. Ἡ Σύνοψις, εἰς τὴν Ἀριστοτέλους Λογικήν καὶ ὁ Μιχαήλ Ψελλός, ἑλληνικά, 16, 1958-59.

Лит.: Безобразов Π. В., Византийский писатель и гос. деятель M. П., M., 1890; Вальденберг В., Философские взгляды M. Пселла, Византийский сборник, М.-Л., 1945; Tannery P., Psellus sur les nombres, "Rev. études Grecques", v. 5, 1892, Ζervos G., Un philosophe néoplatonicien du XI siècle Michel Psellos, P., 1920; Tatakis В., La philosophie Byzantine, P., 1949, Ρrantl G., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, В., 1955, S. 263-301; Joannou P., Christliche Metaphysik in Byzanz die Illuminationslehre des Michael Psellos und Johannes Italos, Ettal, 1956.

А. Каждан. Москва.

В начало энциклопедии