Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МИЛЛС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МИЛЛС

МИЛЛС (Mills), Чарлз Райт (28 авг. 1916 - 20 марта 1962) - амер. либеральный бурж. социолог. С 1956 - проф. социологии Колумбийского ун-та. В работах "Белый воротник" ("White collar. The American middle classes", 1951, нов. изд. [1959 ]), "Властвующая элита" ("The power elite", 1956; рус. пер. 1959), "Причины третьей мировой войны" ("The causes of world war three", 1958), "Слушайте, янки" ("Listen, Yankee. The revolution in Cuba", 1960) выступил с острой критикой антидемократич. тенденций во внутр. и внешней политике США. Показывая все усиливающуюся роль в жизни США узкого слоя буржуазии - "властвующей элиты", М. пишет: "Право принимать решения, относящиеся к прерогативам исполнительной власти, - решения, выносимые от имени Соединенных Штатов Америки, - предоставлено ныне узкой группе людей... По своему социальному облику... 435 членов палаты представителей и 96 сенаторов не представляют рядовых граждан... В сенате нет ни одного бывшего наемного промышленного рабочего, низкооплачиваемого служащего или сельскохозяйственного рабочего, а в палате представителей мы находим лишь одного или двух таких человек" ("Властвующая элита", М., 1959, с. 318, 339, 340, прим.). Однако M. не дает правильного анализа объективной основы противоречий совр. обществ. развития.

М. резко критиковал ограниченность и абстрактный эмпиризм совр. амер. социологии, в особенности теорию социального действия Т. Парсонса (см. вкн.: "Социологич. воображение" - "Sociological imagination", 1959), правильно подчеркивая ее апологетич. характер.

Исследуя "властвующую элиту", М. применил конструкцию из четырех понятий (класс, статус, господство, профессия), напоминающую теорию "идеальных типов" М. Вебера и теорию факторов. Поэтому понятие "властвующая элита" утрачивает конкретно-историч. характер. М. не выделяет в обществ. структуре определяющую основу - экономику общества. Отсюда и непонимание путей преобразования капиталистич. общества, к-рое М. критикует с большой остротой. С ненауч. трактовкой социальной структуры капитализма, а также с влиянием концепций М. Вебера и К. Манхейма связана и проповедь М. мессианской роли интеллигенции, в к-рой он видел носителей разума и прогресса. Трактовка М. роли интеллигенции двойственна. М. правильно противопоставлял интересы интеллигенции гос.-монополистич. капитализму и нарушениям демократии. Но противопоставляя "свободу" интеллигенции всякой социальной организации вообще, М. отгораживал ее от рабочего класса, в революционность к-рого он не верил, и толкал тем самым интеллигенцию на ложный путь. Рассматривая марксизм как "одно из течений" зап.-европ. социологии 19 в., М. не понял его всемирно-историч. роли и ограничивал его сферу влияния отсталыми странами. Он неверно подходил к ленинизму, отрывая его от марксизма. Все это нашло выражение в глубоко ошибочной книге M. "Марксисты" ("The Marxists", 1962), в к-рой он не вышел за пределы стандартных положений идеологии бурж. либерализма.

Смелая критика антидемократизма и милитаризма бурж. общества, глубокая неудовлетворенность состоянием бурж. социологии, стремление связать социологию с актуальными проблемами современности выделяют М. из рядов бурж. социологов. В кн.: "Слушайте, янки" M. выступил в поддержку кубинской революции, показал ее глубоко народный характер, подчеркнул справедливость борьбы кубинского народа против засилья монополий США. М. постоянно подвергался травле со стороны реакционеров. Представители прогрессивных сил, в т.ч. и амер. ученые-марксисты, относились к нему с уважением и симпатией, хотя и критиковали его слабости и ошибки.

Соч.: Language, logic and culture, "Amer. Sociological Rev.", 1939, v. 4, Oct.; The professional ideology of social pathologists, "Amer. J. Sociology", 1943, v. 49; Methodological consequences of the sociology of knowledge, там же, 1940, v. 46, No 3; New men of power. America's labor leaders, N. Y., 1948 (соавтор); Character and social structure. The psychology of social institutions, N. Y., 1953 (соавтор); Images of man. The classic tradition in sociological thinking, N. Y., 1960 (ред. сб. и автор статьи).

Лит.: Модржинская Е. Д., Прогрессивное явление в совр. амер. социологии, "Вопр. философии", 1963, No 4, с. 97-105; Aptheker H., World of С. W., Mills, Ν. Υ., 1960.

Ε. Модржинская. Москва.

В начало энциклопедии