Приглашаем посетить сайт

Литература 20 век (20v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЕОТОМИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕОТОМИЗМ

НЕОТОМИЗМ - филос. доктрина римско-католич. церкви, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание и поддержку Ватикана. Распространен в Бельгии, Франции, ФРГ, Италии, Испании, США и в ряде стран Латинской Америки. Наиболее известные представители Н. - Жильсон, Маритен, Сертийанж (Франция), Ю. Бохеньский, В. Бруггер, А. Демпф, И. Лоц, Манзер, Мейер, И. де Фриз (ФРГ), Л. де Реймекер, М. Грабман, Стенберген (Бельгия), У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро, Веттер (Италия).

Зарождение и развитие Н. были связаны как с внутр. потребностями католицизма, так и с общими процессами в развитии зап. идеологии за последнее столетие. Сложность ситуации заключалась в том, что изгнание разума из христианства и открытая проповедь иррационализма были не менее опасны для католицизма, чем предоставление разуму суверенных прав. Возрождение томизма католич. церковью в 70-х гг. было предпринято в поисках выхода из этой ситуации. Уже в 1864 в "Силлабусе" Пия IX подчеркивалось, что человеч. разум не может быть признан единств. судьей в делах истины и заблуждения. В то же время на Ватиканском соборе (1869-70) осуждались те, к-рые полагают, что "естественным светом человеческого разума нельзя достоверно узнать Единого и Истинного Бога через Его творения". Однако более важный стимул к развитию Н. был дан энцикликой Льва XIII "Aeterni Patris" (4 авг. 1879), в к-рой определялись принципы реставрации томизма. Католич. философ должен опираться на томистскую традицию, создавшую якобы такое понимание мира, к-рое основывается на органическом синтезе филос. идей Платона и Аристотеля с идеями христианства (см. J. Hirschberger, Geschichte der Philosophie, 2 Tl, Freib., 1954, S. 508-14), и тем самым достигшую внутр. слияния мудрости с христ. откровением.

В первый период развития Н. после признания его офиц. доктриной церкви усилия последователей Фомы Аквинского были направлены гл. обр. на систематич. изложение его учения и историч. исследование его роли в развитии схоластич. философии. Были созданы центры по разработке и пропаганде Н., среди них - Высший ин-т философии при Лувенском ун-те (Бельгия) (осн. кардиналом Мерсье в 1882), Академия св. Фомы в Ватикане, Парижский католич. ин-т, Католич. ун-т в Милане и др. В нач. 20 в. влияние Н. не выходит, в общем, за пределы католич. мира. К философии католицизма начинают обращаться ранее игнорировавшие ее университетские круги (напр., Д. фон Гильдебранд, Шелер). В 20-е и 30-е гг. активно разрабатываются проблемы неотомистской метафизики, теории познания, натурфилософии. После 2-й мировой войны происходит дальнейшее усиление активности Н.; ныне его можно отнести к числу наиболее влият. течений в совр. бурж. философии, располагающему собств. ин-тами, изд-вами. Наряду с традиц. центрами Н. складываются новые - в ФРГ и США.

В. Гараджа. Москва.

В рамках интеллектуальной ситуации 20 в. Н. резко противостоит как материализму, так и всем видам субъективного идеализма. Важнейшая особенность Н. - т.н. универсализм. Н. берется объединить в целостном синтезе самые различные духовные и этич. "ценности" - веру и рационализм, спекуляцию и эмпирию, созерцательность и практицизм, индивидуализм и "соборность", - якобы ничего не отрицая, но всему указывая свое "настоящее" место (ср. утопию "всеединства" у таких философов, как Шеллинг и В. Соловьев). Идея всеохватывающего духовного "хозяйства", куда все может быть принято, но под условием включения в жесткую сквозную иерархию, была в свое время доминантой философии Фомы Аквинского (он определял мудрость как способность все упорядочивать - см. Summa contra gentiles, I, P., 1961, cap. 1). В частности, Н. имеет возможность дать весьма оптимистич. оценку и цельную концепцию материального мира; этот мир для Н. - не абсурд и вместилище человеч. "заброшенности" (как для экзистенциализма), не игрушка произвольной человеч. активности (как для прагматизма), не цепь логич. заданностей (как для неокантианства и неопозитивизма), но безусловно реальное творение благого бога, заслуживающее полного "приятия" и почтения к его внутр. законам. Такого же приятия и уважения Н. требует и для природы человека и т.п. В то же время природное бытие субординировано в Н. по отношению к супранатуральному. Тенденция расчленять бытие на различные уровни, автономные друг по отношению к другу, искони присуща ср.-век. филос. традиции, к-рой питается Н., но в то же время отнюдь не чужда целому ряду совр. типов мышления (феноменологизм и т.п.).

Организация "упорядоченных" отношений между различными уровнями и аспектами неотомистской картины мира осуществляется на основе архаич. и соблазнительно "ясных" аристотелианских моделей. В обстановке 20 в., когда крайний парадоксализм мысли стал всеобщей духовной атмосферой, Н. стремится подчеркнуть свое уважение перед здравым смыслом и школьной ("схоластической") правильностью логич. ходов. С одной стороны, Н. предоставляет уму совр. зап. человека возможность переживания религ. тайны, он может импонировать ему эстетически своей архаичностью, но в то же время он обещает удовлетворить и совсем иные потребности - в простоте, ясности, в эмпирич. толковости, даже в "научности" (и это в то время, когда целый ряд мыслителей вообще отрывает филос. мышление от научного). Широко распространен интерес к Н. среди естественнонауч. интеллигенции, к-рую привлекает как бы докантовская "здоровая наивность" этой доктрины. Наряду с этим Н. имеет в своем арсенале "истины откровения" и "вечные" метафизич. положения, призванные дать окончат. ответ на все возможные вопросы о смысле жизни. Мистика и рассудочность, метафизич. спекуляция и ходы мысли, построенные по аналогии с рабочими схемами точных наук, устойчивый традиционализм и подчеркнутая "динамичность" в Н. дополняют друг друга, в своей совокупности создавая томистскую эйфорию (см. Н. А. Бердяев. Смысл творчества, М., 1916, с. 336) - почти гипнотич. иллюзию отовсюду замкнутого учения, способного удовлетворить самые взаимоисключающие запросы.

С. Аверинцев. Москва.

В метафизику Н. наряду со ср.-век. томистским учением о категориальных определениях бытия (форма и материя, акт и потенция, существование и сущность) вошли новые элементы: в первую очередь - классификация филос. знания, в рамках к-рой выделяется учение о чистом бытии - метафизика, понимаемая как "первая философия", изолированная от частных наук и диктующая им свои принципы. Объектом метафизики и вместе с тем ее осн. принципом неотомисты считают чистое бытие (esse), к-рое отличается от сущего (ens) и разделяется на виды - конечное и бесконечное, имманентное и трансцендентное, чувственное и умопостигаемое. Согласно Н., метафизика - в этом ее специфика и преимущества перед др. формами знания - имеет дело с бесконечным, трансцендентным, умопостигаемым бытием. Такого рода бытие свободно от всех признаков конечных, познаваемых в опыте вещей. Сознавая, что из понятия чистого бытия невозможно вывести к.-л. содержат. представление о бытии и его законах, сознавая необходимость для метафизики устранить разрыв между конечным и бесконечным, имманентным и трансцендентным бытием, в последнем счете - между богом и сотворенным им миром, нек-рые неотомисты (нем. иезуиты Ф. Сладечек, И. Лоц, итал. томист К. Фабро и др.) в качестве исходного принципа томистской метафизики развивают идею бытия как полноты совершенств (das Sein als Vollkommenheitsfülle). Эта идея означает, что в бытии преформировано все его содержание, все его определения. Такой подход, однако, предполагает скрытое включение в исходное понятие метафизики эмпирич. содержания, т.е. отказ от идеи бытия как чистого беспредпосылочного понятия. Выход из этого противоречия неотомисты пытаются найти в постулировании т.н. трансцендентальных понятий ("единство", "истина", "благо", "прекрасное"), к-рые полагаются вместе с бытием и, в отличие от категориальных определений, не связаны с опытом. С помощью трансценденталий будто бы можно создать совершенно определенный образ бога. Так как бог есть субсистированное в своей бесконечной полноте бытие, он выступает как "само" "единство", "сама" "истина", "само" "благо", "само" "прекрасное" (см. W. Brugger, Philosophischer Wörterbuch, Freib., 1965, S. 335).

Наряду с учением о трансценденталиях важной формой устранения "метафизич. парадоксов" (противоречий конечного и бесконечного, имманентного и трансцендентного, чувственного и умопостигаемого, божественного и сотворенного бытия) в Н. выступает учение об аналогии сущего или аналогии бытия (analogia entis), осн. идея к-рого была высказана Фомой Аквинским и затем развита его последователями (Фома де Вио и др.). "Бог - это совсем другое бытие, чем сотворенное, но его бытие может быть понято из бытия мира" (Meyer H., Tomas von Aquin, Paderborn, 1961, S. 181) благодаря аналогии бытия. В учении об аналогии бытия метафизика перерастает в теодицею и завершается т.н. доказательствами бытия бога.

Осн. стержень онтологии Н. - учение об акте и потенции, согласно к-рому процессы "возникновения" тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Поскольку "потенция" рассматривается как чисто абстрактная возможность, бытие любой конечной вещи с т. зр. Н. может быть понято лишь как "участие" в бесконечном бытии бога, к-рый является актуальным началом всего сущего (actus purus). Бог есть абс. бытие, в к-ром "сущность" и "существование" совпадают. В силу того что абс. бытие есть чистое духовное действие, бог выступает в качестве первопричины мира, источника всего сущего.

Натурфилософия Η., в отличие от метафизики, имеющей дело с бытием вообще, имеет своим предметом телесный мир - чувств. и изменчивое бытие. Основу натурфилософии составляет гилеморфизм - восходящее к аристотелизму учение о материи и форме, согласно к-рому материя является чисто пассивным началом и приобретает определ. вид благодаря нематериальной форме. Формы, актуализируя косную материю, создают все многообразие материальных способов и видов бытия - от неогранич. мира до высшей ступени природного бытия - человека, формой и сущностью к-рого является нематериальная и потому бессмертная душа. Высшая форма ("форма форм"), согласно Н., не связана с материей. Она создает и "первичную материю", и все конкретное многообразие форм. Этой высшей формой является бог. Т.о., первичным, исходным и определяющим в Н. оказывается духовная по своей сущности и неизменная форма.

Отправной пункт гносеологии Н. - удвоение мира: разделение его на естественный и сверхъестественный, сотворенный и творящий. Расчленяя бытие на природное, или естественное (esse naturae), интенциальное (esse intentionale) и идеальное, или логическое, неотомисты утверждают, что субстанция, всеобщее бытие, имеет разумную природу и может быть постигнута лишь разумом. Смысл и назначение человеч. познания - обнаружить трансцендентное в чувственно воспринимаемом. В отличие от сущности, существование всегда индивидуально, а индивидуальное не может быть предметом логического, рационального познания. Самые глубокие и сокровенные истины человек обретает, согласно Н., не при помощи огранич. чувств. восприятий и несовершенного человеч. разума, а путем божеств. откровения. Границей науч. познания Н. объявляет вопросы о "сущности бытия", к-рые относит к сфере компетенции философии и теологии. Наука постигает "вторичные причины" и раскрывает лишь последовательность и внешнюю связь событий, тогда как "последние причины" всего существующего относятся к сверхъестеств. порядку бытия, т.е. к богу. Учение Н. об истине выражает принцип соответствия идеального идеальному же, поскольку человеч. интеллект, чтобы быть истинным, должен сообразовываться с божеств. интеллектом. "Эта адекватность, или соответствие, не имеет ничего общего с копией или материальным отпечатком..., то, что оно здесь обозначает, должно быть мыслью, абсолютно очищенной от видимого и осязаемого" (Maritain J., Distinguer pour unir..., P., 1932, p. 170).

Философия истории Н. телеологична. Социальная проблематика Н. определяется той ролью, к-рую в неотомистской системе играет проблема личности. Основу социологии составляет философская антропология. Для Н. характерно телеологич. определение общества (как такого рода связи людей, к-рая служит достижению некой общей цели), в рассмотрение семьи, нации, гос-ва в связи с неизменной человеч. природой. Согласно Η., существует три типа отношений личности к обществу (связанных с социальной организацией): индивидуализм, коллективизм и солидаризм. Поскольку индивидуализм (капитализм) и коллективизм (социализм) отвергаются Н. как ложные крайности, пропаганда солидаризма, обосновываемого принципом "христ. любви к ближнему", практически выливается в проповедь "социального мира" между классами. В своем учении об обществе Н. исходит из представления об абстрактной сущности человека, рассматриваемого не в его действит. социальных связях, а в его связи с богом в качестве члена только замкнутой религ. общины. Концепция человека в Н. персоналистична (см. Персонализм); личность есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности - свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творч. возможности - получают, однако, свое ценностное подтверждение, согласно Н., лишь в соотнесении с богом: "Бытие личности в ее отношении с богом" (Sanz, Th., Die ontische Structur der menschlichen Person nach der Lehre Thomas von Aquin, Md., 1942, S. 139), ибо достоинство личности черпается в совершенстве бога. Этич. характеристикой личности является степень торжества бессмертной божеств. души над грешным телом: "сотворенный по образу и подобию господа, человек должен совершенствовать в себе этот образ. В образе бога человеческая личность должна видеть образец, к которому она должна постоянно стремиться" (Messner J., Das Naturrecht. Handbuch der Gesellschaftsethik, Staatsethik und Wirtschaftsethik, 3 Aufl., S. 2). Эстетич. учение Н. базируется на понятии искусства как средства морально-религ. педагогики. Наряду с защитой всех традиционных духовных реалий Н. отстаивает идею красоты; последняя понимается как ценность автономная, но в то же время включенная в общую иерархическую систему ценностей.

Лит.: Быховский Б. Э., Неотомистский обскурантизм, в кн.: Совр. религиозно-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962; Бургете А. Р., Совр. томизм, в кн.: Совр. объективный идеализм, М., 1963; Миллер Р., Личность и общество. К критике неотомистского понимания личности, пер. с нем., М., 1965; История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965, с. 38-70; Maritain J., Antimoderne, P., 1922; его же, De Bergson à Thomas d'Aquin, P., 1947; Sertillanges Α., La philosophie de saint Thomas d'Aquin, nouv. éd., P., 1940; Manser G., Das Wesen des Thomismus, 3 Aufl., Freib. (Schw.), 1949; Steenberghen F. van, Erkenntnislehre (Epistemologie), Z.- [u. a. ], 1950 (Philosophia Lovaniensis, Bd 2); его же, Ontologie, Z.- [u. a. ], 1953 (Philosophia Lovaniensis, Bd 4); Lakebrink В., Hegels dialektische Ontologie und die thomistische Analektik, Köln, 1955; Grenet P., Le thomisme, 2 éd., P., 1956; Brunner Α., Die Grundfragen der Philosophie, 4 Aufl., Freib., 1956; Klaus G., Jesuiten, Gott., Materie. Des Jesuitenpaters Wetter Revolte wider Vernunft und Wissenschaft, В., 1957; Coreth E., Metaphysik, Münch., 1961; Meyer H., Thomas von Aquin, 2 Aufl., Paderborn, 1961; Maier H., Soziologie der Päpste, В., 1965; Wуser P., Thomas von Aquin, Bern, 1950; его же, Der Thomismus, Bern, 1951.

В. Гараджа, Л. Греков, К. Долгов. Москва.

В начало энциклопедии