Приглашаем посетить сайт

Иностранная литература (ino-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГРИ"-"ГЮЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 6, "ГРИ"-"ГЮЛ")

ГРИГОРЬЯН

Мовсес Манукович [р. 6(19) марта 1905] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1958), профессор (с 1958). Член КПСС с 1926. Окончил Институт красной, профессуры (1934). Ведет преподават. работу по философии (с 1935). С 1948 - проф. Акад. обществ. наук при ЦК КПСС. Работает преимущественно над историей зап.-европ. и рус. философии. Сталинская премия (1944, за участие в труде "История философии", тт. 1, 2).

Соч.: Английский материализм XVII в., в кн.: История философии, т. 2, [М.], 1941; Л. Фейербах, там же, т. 3, [М.], 1943; Мировоззрение Н. Г. Чернышевского, в кн.: Чернышевский Н. Г., Избр. философские соч. [в 3-х т.], т. 1, [М.], 1950; Чаадаев и его философская система, в сб.: Из истории философии, вып. 2, М., 1958; Философские и социологические взгляды Т. Н. Грановского, [в сб.]: Русская прогрессивная философская мысль XIX века, М., 1959; Философские взгляды Н. В. Станкевича, там же.

ГРИН

ГРИН (Green), Томас Хилл (7 апр. 1836 - 26 марта 1882) - англ. бурж. философ-идеалист; проф. Оксфордского университета. Находился под влиянием немецкого классического идеализма, из которого, однако, воспринял диалектич. метод. В своих лекциях и во "Введении к трактатам Юма" ("General introduction to Hume's Treatise", 1874) Г., с позиции идеалистич. рационализма, выступил против господствовавших в Англии эмпиризма и позитивизма (Милль, Спенсер), призывая от традиций Локка и Юма повернуть к объективному идеализму. Предметом познания, согласно Г., является "идеальная реальность", как система "мысленных отношений", в основе к-рой лежит "всеобщее сознание", бесконечный субъект, бог. В этике Г. критиковал утилитаризм, основывая мораль на идеях духовной свободы как самоопределения индивидуальной воли в соответствии с моральным идеалом. Гос-во рассматривал как воплощение "всеобщей воли". Прогресс общества сводил к прогрессу самосознания личностей.

Соч.: Prolegomena to ethics, 5 ed., Oxf., [1929]; Lectures on the principles of political obligation, L.-N. Y., 1901; Works, v. 1-3, ed. by R. L. Nettleship, 2 ed., L.-N. Y., 1889-90.

Лит.: James G. F., Th. H. Green und der Utilitarismus, Halle-Saale, 1894; Fairbrother W. H., The philosophy of Th. H. Green, 2 ed., L., 1900; Sidgwick Η., Lectures on the ethics of T. H. Green, L., 1902; Chin Y. L., The political theory of Th. H. Green, N. Y., 1920; Lamont W. D., Introduction to Green's moral philosophy, L., [1934].

Б. Быховский. Москва.

ГРОМПОНЕ

ГРОМПО́НЕ (Grompone), Антонио Мигель (р. 1893) - уругв. бурж. философ и педагог. По своим взглядам близок к прагматизму ("Курс метафизики" - "Curso de metafisica", [1919], 3 изд., 1936). В работах "Педагогические лекции" ("Conferencias pedagógicaş", 1930) и "Философия социальных революций" ("Filosofia de las revoluciones sociales", 1932) Г. защищает идеалистич. тезис о том, что развитие общества и социальные революции определяются идеологич. факторами.

Лит.: Аrdaо Α., La filosofia en el Uruguay en el siglo XX, Mexico, [1956].

P. Бургете. Москва.

ГРООТ

ГРО́ОТ - см. Де Гроот.

ГРОССЕ

ГРО́ССЕ (Grosse), Эрнст (29 июля 1862 - 26 янв. 1927) - нем. бурж. этнолог и историк иск-ва, позитивист. Проф. этнологии и истории иск-ва Вост. Азии Фрейбургского ун-та (с 1920). В основном занимался проблемой возникновения иск-ва и форм семьи на основе анализа этнографич. и археологич. материала. Г.- автор капитального исследования о происхождении искусства ("Die Anfänge der Kunst", Freiburg - Leipzig, 1894, в рус. пер.: "Происхождение искусства", М., 1899), представляющего ценность огромным фактич. материалом. Следуя за К. Бюхнером и К. Гроссе, Г. стремится доказать, что источником происхождения искусства были якобы игры первобытных народов, к-рые, с одной стороны, служили практич. целям, а с другой - были проявлением "чистой активности духа". Работы Г. эклектичны: в них идеалистич. взгляды в понимании обществ. явлений переплетаются с вульгарно-материалистическими. Г. признавал непосредств. связь искусства первобытных народов с "формами хозяйства" (под к-рыми, правда, понимались лишь формы использования орудий производства). Но по мере обществ. эволюции, по Г., искусство совершенно отрывается от практич. потребностей людей и становится "чистым", "незаинтересованным", развивающимся исключительно из внутренне присущего человеку чувства прекрасного, из стремления к эстетич. наслаждению. Работы оказали известное влияние на социологию искусства Фриче и др.

Соч.: Hefbert Spencer's Lehre von dem Unerkennbaren, Lpz., 1890; Die Formen der Familie und die Formen der Wirtschaft, Freiburg - Lpz., 1896 (в рус. пер. - Формы семьи и формы хозяйства, Μ., [1898]); Kunstwissenschaftlich" Studien,Tübingen, 1900; Aufgabe und Einrichtung einer städtischen Kunstsammlung Tübingen. 1902; Die ostasiatische Tuschmalerei, В., 1922; Die ostasiatische Plastik, Z., 1922.

Лит.: Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 1, М., 1958, с. 6; Гущин А. С., Происхождение искусства, Л.-М., 1937; Croce В., Estetica..., 9 ed., Bari, 1950, p. 443-45.

И. Добронравов. Москва.

ГРОТ

Николай Яковлевич (18 апр. 1852 - 23 мая 1899) - рус. философ-идеалист, сын академика-филолога Я. К. Грота; проф. Моск. ун-та (с 1886), пред. Моск. психологич. об-ва, первый редактор журн. "Вопросы философии и психологии" (с 1889). По политич. убеждениям - бурж. либерал.

Ранние работы Г. ("Психология чувствований...", 1879-80) свидетельствуют о нек-ром влиянии на него рефлекторной теории Сеченова. Дальнейшая эволюция взглядов Г. протекала в рамках идеализма - от позитивистского отрицания науч. значения философии ("Отношение философии к науке и искусству", Киев, 1883) к попыткам создать самостоят. систему, используя, в частности, элементы философии Бруно, Канта, Шеллинга, Шопенгауэра и Э. Гартмана. "Философия, - считал Г.,- стремится примирить мысль и чувство, науку и религию и сложить в одно целое их воззрения" ("О направлении и задачах моей философии", 1886). Свою философию Г. называл "монодуализмом" ("О душе в связи с современными учениями о силе", Одесса, 1886). Задача "метафизики" как основы и метода философии, согласно Г., - постижение умозрит. путем абсолютно достоверных и обязат. как для познания, так и для действительности качеств. отношений опыта - "внутреннего" и "внешнего" ("Что такое метафизика?", в журн. "Вопр. философии и психологии", 1890, кн. 2). Критерием истины Г. считал "закон однообразия природы", выводимый из анализа состояний познающего субъекта. Свой метод Г. называл "методом субъективной индукции". Г. стремился доказать бытие божие, мистифицировал социальные явления и процесс человеч. познания ("Значение чувства в познании и деятельности человека", 1889; "Критика понятия свободы воли в связи с понятием причинности", 1889, и др.). Г. - один из предшественников веховства и богоискательства. Его воззрения восхваляются современными реакционными бурж. историками философии (Зеньковским, Лосским и др.).

Соч.: Основные моменты в развитии новой философии, М., 1894; Философия и ее общие задачи, Сб. статей, СПБ, 1904. Лит.: Николай Яковлевич Грот..., СПБ, 1911 (имеется библиография).

П. Шкуринов. Москва.

ГРОТЕСК

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРОЦИЙ

ГРОЦИЙ (Grotius), Г у г о д е Г р о о т (Huig de Groot) (10 апр. 1583 - 28 авг. 1645), - голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей бурж. учения о естественном праве, систематизатор междунар. права. Гл. соч. Г. "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, см. рус. пер., 1957) оказало большое влияние на развитие бурж. философии права. Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нидерландской бурж. революции 16 века, характеризуется стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 111), хотя он и не порывает полностью с богословием. Научный метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: у м о з р и т е л ь н о г о, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и о п ы т н о г о, к-рый исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

Вопрос о происхождении общества Г. решает в связи с рассмотрением вопросов о сущности гос-ва и права. Образование государства, по Г., есть акт сознат. деятельности людей, результат договора.

Право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие к-рого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, к-рое было в разрозненном существовании людей.

Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

Соч.: De imperio summarum potestatum circa sacra, t. 1-2, Napoli, 1780; Inleidinge tot de hollandsche rechts-geleerdheid, Leiden, 1952; De jure praedae commentarius, v. 1-2, Oxf.-L., 1950. Лит.: Маркс К., Передовица в No 179 "Kölnische Zeitung", в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, М., 1955, с. 93-113; К трехсотлетию со дня смерти Гуго Гроция, "Изв. АН СССР. Отд. экон. и права", 1946, No 1; История политических учений, М., 1955, с. 192-95; Казарин А. И., Гуго Гроций как политический мыслитель, "Вести, истории мировой культуры", 1958, No 6; Кnight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Оttenwälder P., Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius, Tübingen, 1950.

П. Галанза. Москва.

ГРУЗИНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГРУШЕВСКИЙ

Михаил Сергеевич [17(29) сент. 1866 - 25 ноября 1934] - бурж. историк и социолог, один из идеологов укр. национализма. Проповедовал теорию о бесклассовом и чисто крестьянском социальном составе укр. бурж. нации, отрицал общность происхождения и историч. судеб укр. и рус. народов ("Iстoрiя Украïни - Руси", т. 1-10, 1898- 1936; "Очерк истории украинского народа", 1904). В философии и социологии Г. - эклектик-идеалист, во многом следовавший за позитивистом Контом и расистом X. Чемберленом. Придерживаясь идеалистич. теории факторов, Г. утверждал, что социальный прогресс обусловливается биологич., экономич. и психич. факторами, из к-рых решающее значение имеет психич., или духовный, фактор ("Початки громадянства", Прага, 1921, с. 15). Бурж. гос-во Г. изображал как суверенный союз народа, отражающий интересы как индивидуума, так и нации в целом. С критикой взглядов Г. выступали И. Франко, М. Коцюбинский, П. Грабовский, М. Горький и др. В 1917-18 Г. - пред. контрреволюц. Центральной рады на Украине; затем - в эмиграции. В 1924 ВУЦИК разрешил Г. возвратиться в Сов. Украину. С 1924 Г. - акад. АН УССР; с 1929 - акад. АН СССР.

Лит.: Ленинский сборник XXX, [Л.], 1937, с. 25-26; Про перекручення i помилки у висвiтленнi icтopiï украïнськоï лiтератури. Постанова ЦК КП(б) У вiд 24/VIII 1946 року, "Вiтчизна", 1946, No 7-8; Про полiтичнi помилки i незадовiльну роботу Iнституту icтopiï Украïни АН УPCP. Постанова ЦК КП(б)У вiд 29/VIII 1947, "Бiльшовик Украïни", 1947, No 8.

Г. Емельяненко. Киев.

ГРУШОВСКИЙ

ГРУШОВСКИЙ (Hrušovský), Игорь (р. 14 апр. 1907) - словацкий философ-марксист. Проф. ун-та им. Коменского в Братиславе. Член Словацкой АН и чл.-корр. Чехословацкой АН. Автор ряда работ по истории философии: "Развитие научного мышления" ("Vývin vedeckého myslenia", 1942), "Фрэнсис Бэкон и расцвет английской философии" ("Francis Bacon a rozkvet anglickej filozofie", 1945), "Энгельс как философ" ("Engels ako filozof", 1946).

Ранние соч. Г., посвященные вопросам гносеологии ("Теория науки" - "Teόria vedy", 1941; "Проблемы ноетики" - "Problémy noetiky", 1948), написаны под влиянием неопозитивизма и носят печать объективизма и структурализма. После 1948 Г. окончательно переходит на позиции диалектич. материализма как в исследовании проблем теории познания, так и истории философии: "Философия в истории классовой борьбы" ("Filozofia v dejinách triednych zápasov", 1952), "Некоторые вопросы гносеологии" ("Niektoré otázky gnozeologie", 1953).

Соч.: Dialektika spoločenského vývinu, Brat., 1949; Filozofia a veda, Brat, 1955.

T. Мюнц. Чехословакия.

ГРЮН

ГРЮН (Grün), Карл (30 ноября 1817 - 18 февр. 1887) - нем. "истинный социалист". Младогегельянец в молодости, Г. редактировал в 1842-43 радикально-бурж. газету "Mannheimer Abendzeitung". В 1848 избран членом прусского нац. собрания. В 1850-61, находясь в эмиграции в Брюсселе, занимался публицистикой. В 1861 вернулся в Германию и написал ряд работ на историко-лит. и филос. темы, из к-рых интерес представляет соч. "Л. Фейербах..." ("L. Feuerbach...", Lpz., 1874). Истинный социализм Г., изложенный гл. обр. в соч. "Социальное движение во Франции и Бельгии" ("Die soziale Bewegung in Frankreich und Belgien", Darmstadt, 1845), "Фейербах и социалисты" ("Feuerbach und Sozialisten", 1845), в журн. "Deutsches Bürgerbuch für 1845" (1845), представлял собой учение, по к-рому будущее общество должно осуществить абстрактные идеи философии Фейербаха. Будущее общество Г. рисовал как "реализацию" сущности абстрактного индивида с помощью просвещения, любви к ближнему и т.п. иллюзорных средств при полном игнорировании реального положения в капиталистич. обществе пролетариата и его задач в классовой борьбе с буржуазией. Для Г. характерен "смертельный страх перед всяким большим массовым движением, перед всяким энергичным общественным действием" (Энгельс Ф., Немецкий социализм в стихах и прозе, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 241). Г. дополнял эту программу прудонистскими идеями, в т. ч. анархизмом (см. тамже, с. 242). Идеи истинного социализма, главным представителем к-рого является Г., были подвергнуты критике Марксом и Энгельсом как "выражение реакционных интересов, интересов немецкого мещанства" там же, с. 453), как идеология нем. национализма.

Соч.: Politik und Socialismus, "Rheinische Jahrb.", 1845, Bd 1; Über Goethe vom menschlichen Standpunkte, Darmstadt, 1846.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3, М., 1955; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4, М., 1955; Маркс К., Заметка против Карла Грюна, там же; Серебряков М. В., Фридрих Энгельс в молодости, [Л.], 1958; Корню О., К. Маркс и Ф. Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1, М., 1959; Reinhardt F. W., К. Th. F. Grün, Giessen, 1924 (Diss.).

А. Панфилова. Москва.

ГУ ТИН-ЛИН

ГУ ТИН-ЛИН (Г у Я н ь - у) (1613-82) - кит. философ и просветитель. Участник вооруж. борьбы против маньчжурских завоевателей. Работы Г. Т.-л. содержатся в "Собрании сочинений Гу Тин-линя" ("Гу Тин-линь вэнь цзи"). Г. Т.-л. большое внимание уделял изучению совр. ему жизни народа. Ряд трудов, напр. "Записи повседневных размышлений" ("Жи чжи лу") и др., был создан Г. Т.-л. на основе обобщения конкретных данных, собранных в результате многолетних путешествий по различным провинциям страны.

Г. Т.-л. утверждал, что нет никакого таинственного потустороннего мира, существование к-рого признавалось за истину буддистами. Он выступал против феод. идеологии в ее неоконфуцианской форме и развивал материалистич. теорию познания. Был основателем школы "каоцзюй", занимавшейся научно-критич. разбором источников сунской неоконфуцианской философии. Выступал против неоконфуцианства ("лисюе"), называя его подражанием буддистской схоластике ("чаньсюе"); в то же время Г. Т.-л. идеализировал прошлое, считая, что если теперь неоконфуцианцы занимаются пустой болтовней, то древние мудрецы проповедовали учение о практич. совершенствовании людей.

Отстаивая материалистич. теорию познания, Г. Т.-л. выступал против идеалистич. учения о "внутреннем знании", заимствованном неоконфуцианцами из буддизма. Г. Т.-л. считал, что в мире не существует никаких сверхъестеств. вещей, к-рые бы познавались вне опыта, и что знание приобретается в процессе практич. деятельности людей.

Лит.: Xоу Вай-лу, Чжунго цзаоци цимэн сысян ши (История раннего просветительства в Китае), Пекин, 1956.

Э. Баталов. Москва.

ГУБАНОВ

Николай Иванович [р. 18 (30) июня 1899] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1957). Член КПСС с 1927. Окончил обществ.-экономич. отделение педагогич. фак-та Моск. ун-та (1926) и аспирантуру Ин-та науч. философии РАНИОН (1929). Ведет преподават. работу по философии (с 1925). Старший науч. сотрудник Ин-та философии АН СССР (с 1954). Работает над проблемами историч. материализма и науч. атеизма.

Соч.: "Тайны" религиозной фантазии, Ростов н/Д., 1940; О всеобщей связи и взаимообусловленности явлений в природе и обществе, "Уч. зап. Ростовск. финансово-экономич. ин-та", 1941, т. 1; Советский патриотизм - великая сила в борьбе за коммунизм, М., 1955; О причинах существования религиозных пережитков в СССР, в кн.: Наука и религия, М., 1957; Философское обоснование научного атеизма в трудах Маркса и Энгельса, в кн.: "История философии", т. 3, М., 1959; Отечество и патриотизм, М., 1960.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИИ

ГУГО СЕН-ВИКТО́РСКИИ (Hugo de Sancto Victore) (р. ок. 1096 - ум. 11 февр. 1141) - франц. философ-мистик и теолог-схоласт, представитель реакционной сен-викторской школы. Выходец из нем. графского рода Бланкенбургеров. Учился в Париже у крайнего реалиста Гильома из Шампо. Считая объектом познания бога, полное постижение к-рого человеком невозможно, Г. С.-В. объявлял чувств. восприятие внешнего мира низшим, а мистич. созерцание - высшим способом познания. Человеч. разум, занимающий промежуточное положение между тем и другим, может приблизиться к созерцанию только посредством веры. Христ. догматику Г. С.-В. объявлял либо согласной с разумом, либо стоящей выше разума, но не противной ему. С помощью схоластич. силлогизмов он стремился доказать существование бога, его атрибутов, а также оправдать существование зла в мире. Г. С.-В. также принадлежит соч. "Didascalicon" - своеобразный свод и классификация знаний того времени и руководство по методике преподавания в высших школах, в к-ром светское знание рассматривается лишь как подготовительное к изучению богословия. Сторонник папской теократии, Г. С.-В. обосновывал верховенство духовной власти над светской.

Учение Г. С.-В. своеобразно сочетало мистику Бернара Клервоского и схоластику Ансельма Кентерберийского и отразило острую идейную борьбу, развернувшуюся в Зап. Европе в 12 в. в связи с возвышением городов и зарождением рационалистич. идей, противопоставленных авторитету церкви. Оно явилось попыткой полного подчинения разума авторитету церк. догматики и было противопоставлено прогрессивному направлению в ранней схоластике (см. Абеляр). Взгляды Г. С.-В. оказали большое влияние на дальнейшее развитие реакц. направления ср.-век. мистики.

Соч.: см. Patrologiae cursus compl., ser. latina... accur J. P. Migne, t. 175-77, P., 1844-64.

Лит.: Mignon Α., Les origines de la scolastiques et Hugues de Saint-Victor, v. 1-2, P., 1895; Kilgenstein J., Die Gotteslehre des Hugo von St. Victor..., Würzburg, 1897.

С. Стам. Саратов.

ГУДМЕН

ГУДМЕН (Goodman), Нельсон (р. 7 авг. 1906) - амер. философ-идеалист, сторонник совр. номинализма; специалист в области логики. Проф. Пенсильванского ун-та. Осн. направление работ Г.- исследование средствами математич. логики структуры знания индуктивного вывода, сослагательных высказываний (см.

Hомологические высказывания), синонимии в естеств. языках, логич. структуры понятий "качество", "явление" и др.

Соч.: The structure of appearance, Camb. (Mass.), 1951; Fact, fiction and forecast, Camb. (Mass.), 1955; A world of individuals, в кн.: The problem of universale. A symposium, Notre Dame (Indiana), 1956, p. 13-31; Recent developments in the theory of simplicity, "Philos, and Phenomenol. Res.", Buffalo, 1959, v. 19, N 4. p. 429-47; Steps toward a constructive nominalism, "J. Symbolic logic", 1947, v. 12, No 4 (совм. с W. V. Quine); The logical simplicity of predicates, там же, 1949, v. 14, No 1; On likeness of meaning, "Analysis", Oxf., 1949, v. 10, No 1; On some differences about meaning, там же, 1953, v. 13, No 4; A query on confirmation, "J. Philos.", Lancaster, 1946, v. 43, No 14, p. 383-85. Лит.: Pap Α., Fact, fiction and forecast, "Rev. Metaphysics", New Haven (Conn), 1955, v. 9, No 2; Sсheffler I., Inductive inference: a new approach, "Science", L., 1958, v. 127, No 3291, p. 177-81.

И. Добронравов. Москва.

ГУЛАК

Николай Иванович (1822 - 26 мая 1899) - укр. революц. демократ и ученый. По происхождению дворянин. Окончил юридич. фак-т Дерптского (Тартуского) ун-та. Один из организаторов нелегального антицаристского Кирилло-Мефодиевского об-ва (1846); принадлежал к левому крылу об-ва, возглавляемому Шевченко. Г. призывал к свержению царизма, уничтожению царской фамилии, ликвидации крепостничества, социального и нац. неравенства. Одним из первых на Украине Г. выдвинул идею "хождения в народ" с целью подготовки нар. Революции (см. Народничество). В духе утопич. социализма Г. доказывал необходимость установления обществ. строя, основанного на принципах др.-слав. общины и политич. единстве всех слав. стран в форме демократич. федеративной республики. Свою революц. программу Г. обосновывал морально-этически, используя раннехрист. идеалы.

В 1847 Г. был арестован и после 3-летнего заточения в Шлиссельбургской крепости сослан в Пермь. С 1850 он выступал как ученый, сохраняя до конца жизни верность своим социальным идеям. Г. написал ряд работ по истории, юриспруденции, филологии, математике, геодезии. Допуская по нек-рым вопросам идеалистич. ошибки, Г., однако, стоял на позициях признания материальности мира, объективности пространства, времени и законов природы. Он критиковал метафизич. представления о пространстве и концепцию "дурной" бесконечности, доказывал, что протяженность Вселенной раскрывается в противоречии конечного и бесконечного. В соч. "Опыт геометрии о четырех измерениях" (1877) Г. доказывал важность геометрии Лобачевского для физики и космологии.

Лит.: Галерея шлиссельбургских узников, под ред. Η. Φ. Анненского [и др.], ч. 1, СПБ, 1907; Стороженко Н., Кирилло-Мефодиевские заговорщики. Николай Иванович Гулак, "Киевская старина", 1906, т. 92; Зайончковский П. Α., Кирилло-Мефодиевское общество (1846-1847), М., 1959.

Д. Острянин, С. Крымский. Киев.

ГУЛИАН

ГУЛИАН (Gulian), Константин Йонеску (р. 1914) - рум. философ-марксист. Член АН Румынской Народной Республики. Автор работ по вопросам этики, эстетики и истории философии. В соч. "Введение в новую этику" ("Introducere în etica noua`´", 1946), рассматривая вопрос о нормах поведения нового человека, подвергает критике феноменологич. этику ценностей и доказывает диалектич. соотношение между свободой и необходимостью. Выступая с критикой этики неокантианства и шпенглерианских концепций культуры, Г. выдвигает вопрос о социально-историч. обусловленности этич. ценностей. В работе "Смысл жизни в румынском фольклоре" ("Sensul vieţii în folclorul romînes") Г. оценивает передовые нравств. традиции рум. народа, выкристаллизованные в фольклоре. В соч. "Метод и система Гегеля" ("Metoda`´ şi sistem la Hegel", 1957) Г. анализирует философию Гегеля и совр. ему нем. идеологию. Под редакцией Г. вышли ряд работ по истории философии. Соч.: Introducere în sociologia culturii, 1947; Sensul vieţ ii în folclorul romînesc, [Buc, 1957]; Gândirea social-politica a lui Nicolae Balcescu, Buc, 1954; О диалектике в творчестве Гете, "Вопр. философии", 1958, No 3.

Институт философии Румынской АН.

ГУЛЯЕВ

Александр Дмитриевич (11 июня 1870 - 19 ноября 1930) - сов. философ. Окончил историко-филологич. фак-т Казанского ун-та (1899). Проф. философии Казанского (1909) и затем (1920) Азерб. ун-тов, ректор Азерб. гос. ун-та им. В. И. Ленина (1923-1926). Диссертация Г. была посвящена филос. взглядам Паскаля. В "Лекциях по истории древней философии" (1915) Г. гл. внимание уделял обществ. и этич. взглядам античных мыслителей. Выступая против смешения логики с психологией, Г. считал понятие наиболее сложным познават. образованием, поскольку оно формируется на основе ряда суждений и умозаключений ("Логика", Баку, 1921).

А. Маковельский. Баку.

ГУМАНИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМБОЛЬДТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУМПЛОВИЧ

ГУМПЛОВИЧ (Gumplowicz), Людвиг (9 марта 1838 - 19 авг. 1909) - реакционный австр. социолог и юрист. С 1882 - проф. Грацского ун-та. Один из открытых расистов, противник историч. материализма. Г. видел гл. заслугу Спенсера и др. представителей органич. школы в утверждении, "что в основе социологии лежат законы биологии" ("Sociologie und Politik", 1892, рус. пер., 1895, с. 88) и противопоставлял теории борьбы классов социальный дарвинизм и борьбу рас. Г. критиковал гуманистич. мораль и утверждал, что в уничтожении слабых проявляется естеств. закон борьбы за существование. На этой основе Г. высказывался в защиту империалистич. войн и колониальной политики. Г. не признавал прогресса нравственности: "Человеческий интеллект четыре тысячи лет тому назад и теперь не отличается ни качественно, ни большим развитием, ни совершенством..." ("Grundriss der Sociologie", 1885, рус. пер. 1899, с. 352). Г. - один из предшественников фашизма. Соч.: Der Rassenkampf, Innsbruck, 1928; Die Soziologische Staatsidee, Graz, 1892.

M. Баскин. Москва.

ГУНСУНЬ ЛУН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУРАМИШВИЛИ

Давид (1705 - 21 июля 1792) - груз. поэт-просветитель, положивший начало демократич. направлению в груз. обществ. мысли и поэзии. В 1727 был захвачен в плен лезгинами и увезен в Дагестан. В 1729 бежал из плена на Сев. Кавказ, впоследствии присоединился к свите груз. царя Вахтанга VI, находившегося в Москве. Большую часть своей жизни (с 1738) провел на Украине, в г. Миргороде, где и скончался.

Сборник произведений Г. под заглавием "Давитиани" (дословно "Давидово", написано в 1787, изд. 1955; в рус. пер. 1955) состоит из лирич. стихов и поэм, в к-рых описываются бедствия Грузии в результате нашествий иноземных захватчиков, бичуются пороки духовенства и купечества, разложение нравов общества. Г. защищал чистоту и незыблемость семейных отношений, проповедовал необходимость просвещения, осуществляемого гуманным царем. Дидактич. лирика Г. проникнута мистич. размышлениями о преходящем характере земного и боге как демиурге всего, о бессмертии души и бренности тела.

ГУРАМИШВИЛИ

Лит.: Хаханов Α., Очерки по истории грузинской словесности, вып. 3, М., 1901; Очерки по истории философии обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1, М., 1955, с. 54.

ГУРАМИШВИЛИ

Т. Кукава. Тбилиси.

ГУРБАН

ГУРБАН (Hurban), Йосеф Милослав (19 марта 1817 - 21 февр. 1888) - словацкий публицист и обществ. деятель, В 1848 участвовал в пражском восстании, а затем вместе с писателями и деятелями нац. возрождения Л. Штуром и Годжей в восстании словаков против гнета феод. Венгрии. Редактор журналов "Nitra" (с 1841), "Slovenskjé pohl'adi..." (с 1846). Во введении к "Зеркалу Словакии" Червенака (В. P. Cervenák, Zrcadlo slovenska, 1844) Г. применял идеи философии истории Гегеля к рассмотрению нац. вопроса. Неизбежность возрождения угнетенных славянских национальностей Г. обосновывал законами борьбы, возникновения и упадка, существующими в природе и обществе. После революции 1848-49 Г. склонялся к консерватизму и теологии.

Соч.: Spisy, sv. 3-4, Turčiansky Sv. Martin, 1944. Лит.: Várossová Ε., Svetonázor. L'udovita Štúra a jeho vplyv na ideologické formovanie slovenského národa, в кн.: Kapitoly z dejín slovenskej filozofie, Brat., 1957.

Ε. Варошова. Чехословакия.

ГУРВИЧ

ГУРВИЧ (Gurvitch), Георгий Давыдович (р. 2 нояб. 1894) - бурж. социолог-идеалист. Родился в России (г. Новороссийск), после 1917 эмигрировал во Францию. Проф. социологии Парижского ун-та (с 1948). В молодости примыкал к интуитивизму и волюнтаризму, с позиций к-рых трактовал вопросы этики и права. После 2-й мировой войны в многочисл. статьях и в кн. "Современное призвание социологии" ("La vocation actuelle de la sociologie", P., 1950), "Социальный детерминизм и человеческая свобода" ("Determinismes sociaux et liberté humaine", P., 1955) Г. выступил с реакц. учением т.н. диалектического гиперэмпиризма, к-рое в применении к обществ. жизни называется микросоциологией. Г. отрицает возможность единого и цельного миропонимания и объективный характер обществ. закономерностей. Осн. задачей социологии, по Г., является исследование "микроотношений" (непосредств. невидимые психологич. отношения людей) внутри различных групп (семейных, возрастных, производственных, потребительских) и ассоциаций (религиозных, политических, спортивных), к-рые, как он полагает, и определяют характер всех др. отношений. Примыкает к сторонникам мира.

М. Бахитов. Москва.

ГУС

ГУС (Hus), Ян (1371 - 6 июля 1415) - чешский мыслитель и реформатор, идеолог бюргерского крыла антифеод. революц. движения в Чехии 1-й пол. 15 в. (см. Гусизм). В 1393 Г. окончил Пражский ун-т и приступил к преподават. деятельности. В 1401-02 - декан фак-та искусств, в 1402-1403 - ректор ун-та. С 1402 в Вифлеемской часовне в Праге Г. читал на чешском языке проповеди, в к-рых обличал католич. духовенство, выступал против торговли индульгенциями, осуждал богатство церкви, требуя коренной ее реформы. Соч. и проповеди Г. были идейным оружием чешского антифеод. и нац.-освободит. движения. В 1415 церковный собор в Констанце по обвинению в ереси приговорил Г. к сожжению. Казнь Г. вызвала усиление революц. движения чешского народа.

В гл. работе "О церкви" ("De ecclesia", 1413, и др.), опираясь на нар. традиции в критике церкви и общества, Г. использовал учение англ. религ. реформатора Уиклифа (ок. 1320-84), сделал из него демократич. и гуманистич. выводы. Осн. принципом гуманизма и орудием обществ. преобразований Г. считал познанный разумом "закон божий", к-рым, как высочайшим идеалом, должен руководствоваться каждый человек. Этот идеал является абс. нормой и мерилом социальной справедливости. Признавая деление общества "на три категории народа", Г. допускал сохранение власти в руках господствующих классов только при условии соблюдения этой нормы; при нарушении "закона божьего" подданные имеют право и даже обязаны выйти из повиновения. Платоновский идеал сословного гос-ва превращался Г. в идеал общества, к-рому противоречит существующее сословное гос-во. Принцип "закона божьего" используется Г. для обоснования первых форм демократич. идеологии.

Г. не отвергал осн. догматов священного писания, но при этом допускал, что "закон божий" можно понять человеч. разумом, что каждый человек самостоятельно судит о том, правильно ли была использована "правда божья". Этот принцип приводил к отказу от признания формального авторитета церкви и феод. власти и к революц. выводам о самодеятельности нар. масс. Сила разума, данная народу, служит достижению его собств. освобождения. Учение Г. послужило идеологич. основой гуситского революц. движения.

Соч.: Joannis Hus et Hieronymi Pragensis historia et monumenta, v. 1-2, Noribergae, 1558, 2 ed., 1715; Sebrané spisy české, vyd K. J. Erben, dI 1-3, Praha, 1865-68; Sebrané spisy, sv. [1-2], Praha, 1903-1904, [3-6], Praha, [s. a.]; Соч. в рус. пер. - Послания, M., 1903.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки. [Тетрадь] 2, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 6, М., 1939; Неедлы З. Р., Ян Гус, "Славяне", 1944, No 7; Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955; Мацек И., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешск., т. 1-2, М., 1956-59; Lоserth J., Huss und Wiclif, 2 Aufl., Münch., 1925; Machovec M., Husovo učeni a výźnam v tradici českého národa, Praha, 1953.

P. Каливода. Чехословакия.

ГУСЕЙНОВ

Гейдар Наджаф-оглы (1908 - 15 авг. 1950) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1944), профессор (с 1944), акад. (1945) и вице-президент (1945) АН Азерб. ССР. Член КПСС с 1938. Директор Ин-та истории партии при ЦК КП Азербайджана (1945-50), зав. кафедрой философии Азерб. гос. ун-та им. С. М. Кирова (1945-50). Разрабатывал вопросы диалектич. материализма и истории азерб. обществ. и филос. мысли. Был редактором перевода ряда произведений классиков марксизма-ленинизма. Сталинская премия (1948, за редактирование и участие в составлении 4-томного "Русско-азербайджанского словаря", 1940-46).

Соч.: Диалектика в∋ метафизика, Бакы, 1941; Диалектик в∋ тарихи материализм hаггында, Бакы, 1941; Марксист диалектик метод, Бакы, 1945; Философские взгляды Μ. Φ. Ахундова, Баку, 1942; Статьи по истории развития философской и общественной мысли в Азербайджане, Баку, 1948; Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века, 2 изд., Баку, 1958 (первый опыт систематич. изображения истории азерб. философии).

Ш. Мирзоева. Баку.

ГУСИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСКА

ГУСКА (Houska), Мартин (г. рожд. неизв. - ум. 21 авг. 1421) - идеолог левого крестьянско-плебейского крыла гуситского движения (таборитов) в Чехии. В 1420 Г. становится одним из руководителей нар.-революц. движения. В 1421, после поражения крестьянско-плебейского крыла, ушел из Табора, но был схвачен умеренными таборитами и сожжен.

Учение Г. известно по нек-рым выпискам из его трактатов, приводимых гуситом правого крыла Яном из Пршибрама в соч., "Жизнь таборских священников" (J. Př íbram, Zivot kně ží táborských, 1863; J. Macek, Ktož jsú boží bojovníci, 1951).

В своих проповедях Г. предсказывал появление нового обществ. строя, при к-ром не будет частной собственности, духовных и светских властей; он требовал отмены сословного и имуществ. неравенства, упразднения культа и таинств, к-рые называл суевериями. Г. создал радикальную концепцию гуситского пикартизма - учения, отрицающего догмат церкви о перевоплощении. Считал божеств. силы подчиненными естеств. законам мира, высшей целью жизни объявлял естеств. потребности и интересы людей. "Причащение Христа" у Г. превращается в удовлетворение материальных потребностей человека, в осуществление земного человеч. счастья. Учение Г. означало отказ от позиций христианского теизма и переход к пантеизму.

Лит.: Рубцов Б. Т., Гуситские войны, М., 1955, с. 176-79; Мацек Й., Табор в гуситском революционном движении, пер. с чешск., т. 1-2, М., 1956-59; Kalivoda R., Vytvoření revoluční ideologie selsko-plebejského Tábora, "Filosofický časopis", 1957, roč. 5, číslo 6.

P. Каливода. Чехословакия.

ГУССЕРЛЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ГУСТИ

ГУСТИ (Gusti), Димитрие (1880-1955) - рум. бурж. социолог и философ-идеалист. В работах "Воинствующая социология" ("Sociologie militans", 1935), "Проблема социологии" ("Problema sociologiei", 1940) Г. рассматривал обществ. действительность в спиритуалистич. духе, как сплетение конкретных социальных единств, обусловливаемых космологич., биологич., психич. и историч. факторами и определяемых обществ. волей. По его мнению, обществ. действительность стремится к созданию равновесия между социальными факторами. Г. отрицал классовую борьбу, революцию и критиковал марксизм. Придерживаясь т. зр. социального эмпиризма, Г. считал, что предметом социологии является конкретное социальное единство (напр., деревня). В качестве председателя Рум. социального ин-та, поддерживаемого королем Карлом II, руководил составлением монографий о селах Румынии. Своими выводами, сделанными на основе этих учений, Г. стремился оправдать и защитить бурж.-помещичий режим в Румынии.

Соч.: La science de la réalité sociale, P., 1941.

Лит.: Mоsely P. E., Sociological school of Dimitrie Gusti, "Sociological Rev.", 1936, v. 28, April, p. 149-65; Gáll Εrnö, Sociologie burghezâd in Romînia, Buc., 1958, c. l45-75.

Институт философии Румынской АН.

ГУТТЕН

ГУТТЕН (von Hutten), Ульрих фон (21 апр. 1488 - 29 авг. 1523) - нем. гуманист. Идеолог нем. рыцарства, Г. выступал за то, чтобы в Германии после устранения политич. и идеологич. влияния папства была усилена власть императора. Обличит. соч. Г. (на лат. и затем на нем. языках) против папства характерны для подъема обществ. движения эпохи Реформации. Г. резко выступал против индульгенций и распространял в Германии трактат Л. Валла о подложности "Константинова дара". В этот период Г. видел главное средство борьбы против мракобесия, невежества и морального разложения богословов и католич. духовенства в энергичном отстаивании принципов разума и гуманистич. нравственности. Эти идеи Г. нашли особенно яркое выражение в ряде стихотворений и эпиграмм, а также в знаменитой сатире "Письма темных людей" ("Epistolae obscurorum virorum", [1515-17]), одним из авторов к-рой он был. В 1519-20 Г. примкнул к реформации Лютера, выступил с рядом диалогов ["Фортуна" ("Fortuna"), "Лихорадка I" ("Febris prima"), "Лихорадка II" ("Febris secunda"), "Вадиск" ("Vadiscus..."), "Наблюдатели" ("Inspicientes")], в к-рых призывал все слои нем. общества и самого Лютера выступить открытой войной против папства, поручив руководство походами рыцарству. В соч. "Разбойники" ("Praedones") и др. Г. старался убедить бюргерство и др. слои общества в том, что их главными врагами являются духовные феодалы. Вслед за Эразмом Роттердамским Г. доказывал самостоятельность человеч. разума в процессе мышления. В духе аристократич. гуманизма Г. утверждал принципы свободной воли человека и необходимость его активной деятельности для получения "даруемого богом" счастья. После подавления рыцарского восстания 1522-23 Г. бежал в Швейцарию и вскоре там умер. Энгельс причислял Г. к лагерю реформации в качестве "теоретического представителя немецкого дворянства" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 393).

Соч.; Opera quae reperiri potuerunt omnia, v. 1-7, Lipsiae, 1859-70. Соч. в рус. пер. - [Фрагменты], в кн.: Источники по истории реформации, вып. 1, M., 1906-07, с. 101-55; Письма темных людей, M.-Л., 1935; Диалоги, публицистика, письма, М., 1959. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, М., 1934 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 7, М., 1956; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, СПБ, 1896: Пуришев Б. И., Очерки немецкой литературы XV-VII вв., М., 1955; Kleinsсhmidt K., Ulrich von Hutten. Ritter, Humanist und Patriot, В., 1955.

M. Смирин. Москва.

ГХОШ АДЖОЙ КУМАР

ГХОШ Аджой Кумар (р. 20 февр. 1909) - видный деятель инд. и междунар. рабочего движения, ген. секретарь Нац. совета КΠ Индии с 1951. Окончил Аллахабадский ун-т. С 1931 был одним из руководителей революц. профсоюза "Маздур Сабха" в г. Канпуре, a позднее - член исполкома Всеиндийской рабоче-крестьянской партии. В 1933 был избран в состав ЦК, а в 1936 - в члены Политбюро ЦК КП Индии. В 1938-40 был одним из редакторов центр. органа компартии Индии "National front". В 1943 в связи с болезнью был освобожден от работы в Политбюро. В 1948 вновь избран членом Политбюро ЦК. Вел большую работу по преодолению левосектантских и право-оппортунистич. ошибок в деятельности КП Индии. Большое значение для идейного сплочения партии имело опубликование в начале 1951 выработанного при активном участии Г. проекта программы КП Индии. С 1952 - редактор ежемесячного теоретич. журнала партии "New Age". За революц. деятельность Г. подвергался арестам; находился в тюрьмах в общей сложности 9 лет.

Г. - активный борец за марксистско-ленинское мировоззрение в Индии. В своих выступлениях в печати разрабатывает проблемы, связанные с применением положений историч. материализма к конкретным условиям Индии. В статьях "Коммунистическая партия Индии в борьбе за единый демократический фронт, за народно-демократическое правительство" (1951), "К выборам в Индии" (1952), "Очередные задачи Коммунистической партии Индии" (1954) и др. работах Г. давал обоснование необходимости движения за объединение левых сил и единство действий рабочего класса. В ст. "Индийская буржуазия" ("Тhе Indian Bourgeoisie", "New Age. Political Monthly of the Communist Party of India", 1955, v. 4, No 12) раскрыл характер противоречий между империализмом и нац. буржуазией Индии, а также роль последней в нац.-освободит. движении.

Большое теоретич. и практич. значение имела деятельность Г. в организации борьбы за превращение КПИ в массовую партию рабочего класса и ее организац. укрепление. Принимал участие в выработке нового устава КПИ, в преамбуле к к-рому даны теоретич. положения о возможности и условиях мирного пути перехода Индии к социализму. "Для партий и элементов, выступающих за социализм, - пишет Г., - существует возможность завоевать большинство в парламенте и преодолеть сопротивление реакции с помощью выступлений широких масс" ("New Age", 1958, 18 мая). Г. разрабатывает принципы пролетарского интернационализма. "Мы считаем, - пишет Г., - что дух и концепция пролетарского интернационализма - одна из величайших ценностей, к-рые коммунистическое движение дало человечеству" (там же). Принципы борьбы за рост рядов партии, за ее идейное воспитание отражены в докладе Г. на V съезде в Амритсаре и в статьях "О массовой Коммунистической партии в Индии" (1958) и "Амритсарский съезд партии" ("Amritsar congress of the Communist party", 1958).

Соч.: The new ideology of Democratic socialism, Bombay, 1952; On the work of the Third Congress of the Communist Party of India, Delhi, 1954, в рус. пер.: Октябрьская революция и национально-освободительное движение в ИНДИИ, пер. с англ., М., 1957; Новая эпоха в истории человечества, "Правда", 1960, 25 апреля, No 116.

ГХОШ АУРОБИНДО

ГХОШ Ауробиндо (15 авг. 1872 - дек. 1950) - инд. бурж. философ-идеалист и поэт. Род. в Калькутте, образование получил в королевском колледже (Кембридж, Англия). Проф. колледжа в Бароде (Индия) (в 1893-1908). В 1905-10 Г. активно участвовал в инд. нац.-освободит. движении; в 1906-08 издавал газ. "Bande Mataram" и журн. "Karmayogin" на англ. яз., а затем "Дхарма" (на бенгали). С 1910 отошел от активной обществ.-политич. деятельности, основал в Пондишери свою школу йогов и с помощью учеников издавал филос. журн. "Arya" (1914-21). Г. верил в возможность предотвращения свойственных капитализму зол и смягчения классовых противоречий путем религ.-моралистич. проповеди. Он пытался создать "третью" линию в философии - "интегральную веданту" ("интегральная йога", "интегральный идеализм"), в к-рой якобы "примиряются" материализм и идеализм, мистицизм и рационализм, плюрализм и монизм. Согласно Г., деление всего сущего на материальное и идеальное есть процесс членения одной и той же "нейтральной" субстанции, к-рую он называл супракосмич. трансценденталь-ностью, космич. всеобщностью, единой индивидуальностью, или богом. В работе "Эволюция" ("Evolution", 1923) Г. утверждал, что филос. материализм своими победами обязан эволюц. теории, получившей наиболее обстоят. разработку во 2-й пол. 19 в. и в значит. степени определившей мораль, политику и характер обществ. строя мн. стран. Согласно Г., философия есть попытка человека с помощью разума постичь "интегральный дух". С ее помощью человек переводит на язык разума сущность "интегрального духа". Философия, по Г., обобщает данные морали, эстетики, религии и т. д., представляя собой "интегрированный взгляд" на абс. истину. Г. - автор работ "Национальная ценность искусства" ("The national value of art", 1936), "О значении индийского искусства" ("The significance of Indian art", 1947) и др.; им написан ряд поэтич. произв.: "Поэма о Бенгалии" ("Poems from Bengali", 1956) и др.

Соч.: The Life Divine, v. 1-2, Calcutta, "1944-47; Bases of Yoga, Calcutta, 1955; Isha Upanishad, [5 ed.], Pondicherry, 1951; Letters. Series 1-4, Bombay, [1949-1951]; Lights on Yoga, [6 ed.], Pondicherry, 1956; The Synthesis of Yoga, N. Y., 1950; The foundations of Indian culture, N. Y., 1954.

Лит.: Roy Α., Sri Aurobindo and the New Age, L., 1940; Gupta N. K., The Yoga of Sri Aurobindo, Pondicherry, 1955; Rishabhchand, The integral Yoga of Sri Aurobindo, pt. 1-2, Pondicherry, 1953-55; Maitra S. K., Studies in Sri Aurobindo's philosophy, Benares, 1945; его же, The meeting of the East and the West in Sri Aurobindo's philosophy, Pondicherry, 1956.

В. Бродов. Москва.

ГЫНДИРИЗМ

ГЫНДИРИЗМ - мистико-идеалистич. течение в Румынии, возникшее после 1-й мировой войны. Сторонники Г. группировались вокруг журнала "Gîndirea" (1921-44), редактируемого фашистом Н. Крайником. Являясь реакц., религиозным и мистич. течением, Г. объявлял культуру откровением духовного божества, требовал создания корпоративного фашистского гос-ва.

Институт философии Румынской АН.

ГЮЗЕЛЕВ

Иван (24 июня 1844 - 6 окт. 1916) - болг. математик и философ-идеалист. Министр просвещения (с 1880). окончил физико-математич. фак-т Новороссийского ун-та (1871). По возвращении в Болгарию занимался математикой и философией. Г. - автор работ "Элементи на познанието" (1904), "Светът като продукт на съзнанието" (1907), "Абсолютното сознание" (1914). Будучи субъективным идеалистом, боролся против материализма, защищая религию и мистику.

В своих математич. работах "Основите на геометрията" (1894), "Аксиомите в геометрията" (1894) доказывал, что геометрия - это наука об опыте, а аксиомы и положения математики имеют опытный характер.

Соч.: Теория на доказателството, С., 1895.

Лит.: Бънковъ А.,"Приносъ къмъ историята на българската философска мисъль, С., 1943, с. 36-98.

А. Бынков. Болгария.

ГЮЙО

ГЮЙО (Guyau), Жан Мари (28 окт. 1854 - 31 марта 1888) - франц. философ-позитивист. Проф. лицея Кондорсе (Париж). Первая опубликованная работа - перевод Эпиктета (1875), затем трактат "Мораль Эпикура" ("La morale d´Epicure...", 1878), "Современная английская мораль" ("La morale anglaise contemporaine", 1879) и др. Г. писал также стихи, драматич. произв.

Толкование Г. бытия основано на неправильном понимании жизни лишь как биологич. процесса, высшим выражением к-рого являются иск-во и нравственность. Г. много писал о социальном содержании иск-ва, морали и религии, однако социальное имеет у него биологич. смысл и понимается как гармония, солидарность организмов. Иск-во, по Г., создается носителями высшей "жизненной интенсивности" - гениями, интеллигенцией, к-рые живут в стороне от действительности; не среда определяет их формирование, а наоборот, будто бы они влияют на обществ. среду, создавая эстетич. эмоции социального порядка, т.е. содействующие гармонии. Г. делил иск-во на высшее и низшее, т.е. народное. Иск-во, по Г., есть результат интенсивного избытка жизненных сил, сложная деятельность, требующая напряж. труда. С этой т. зр. Г. выступал против теории иск-ва как игры ("Проблемы современной эстетики" - "Les problèmes de l'esthétique contemporaine", 1884, рус. пер. 1889; "Искусство с точки зрения социологии" - "L'art au point de vue sociologique", 1889, рус. пер. 1891). На биологич. понимании природы человека построены рассуждения Г. о нравственности, толкуемой как внутр. необходимость, обеспечивающая равновесие жизненных сил. Нравственность, по Г., не нуждается ни в идее долга, ни в санкциях - она явление природное. В будущем обществе Г. предполагал автономную нравственность, не имеющую законов, обязательных для всех. Религию Г. рассматривал как способ фантастического объяснения всего существующего по аналогии с человеч. обществом. В рецензии на книгу Г. "Безверие будущего" ("L'Irréligion de l'avenir", 1887, рус. пер. 1908) Плеханов указывал, что Г. свойствен взгляд на религию как на универсальный социоморфизм (см. Соч., т. 17, 1925, с. 341). Г. считал, что с эволюцией человека религ. формы отпадут и в этом смысле общество будет нерелигиозным. Однако он пришел к некой новой религии духа, основанной на возвыш. эмоциях. Общество будущего Г. рисовал в виде гармонич. солидарностей умов, воли и эмоций.

Деление человечества на интеллигенцию - творцов, и народ - пассивную, воспринимающую массу, совмещалось у Г. с отрицат. отношением к теории "рабов и господ", что придавало его философии либеральную окраску.

Соч.: Esquisse d'une morale sans obligation, ni sanction, 21 éd., P., 1935; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-5, СПБ, 1898-1901.

Лит.: Ρадлов Э., Принципы философии Гюйо, "Журнал М-ва Народн. просвещения", 1894, No 5; Криль Т., Мысли Гюйо о нравственности и воспитании, "Образование", 1896, No 2-3, отдел 2; Аничков Е., Очерк развития эстетических учений, в сб.: Вопросы теории и психологии творчества, т. 6, вып. 1, Харьков, 1915, с. 160-65; Fouillée А., La morale, l'art et la religion d'aprés m. Guyau, 4 изд., P., 1901; Bergmann Ε., Die philosophie Guyaus, Lpz., 1912.

Н. Козюра. Москва.

ГЮЛИ-КЕВХЯН

Айк Габриелович (декабрь 1886 - 29 сент. 1951) - сов. философ, профессор философии (с 1929). Член КПСС с 1918. Род. в семье арм. учителя. В 1906-14 слушал лекции в Иене, Лейпциге, Цюрихе, Гейдельберге (Германия). В 1918-20 - на парт. работе в Астрахани, с 1921- на парт. и педагогич. работе в Армении. Преподавал философию в Ереванском ун-те (1924-37). Первый директор (с 1932) Ин-та марксизма-ленинизма в Армении. Осн. работы Г. посвящены вопросам эстетики и литературоведения.

ГЮЛИ-КЕВХЯН

Предыдущая страница Следующая страница