Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭМОЦИИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМОЦИИ

ЭМОЦИИ (франц. émotion, от лат. emoveo - потрясаю, волную) - особый класс психич. процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами. Э. выполняют функцию регулирования активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутр. ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. У человека Э. порождают переживания удовольствия, неудовольствия, страха, радости и т.п., к-рые играют роль ориентирующих субъективных сигналов. Простейшие эмоц. процессы выражаются в органических, двигательных и секреторных изменениях и принадлежат к числу врожденных реакций. Однако в ходе развития Э. утрачивают свою прямую инстинктивную основу, приобретают сложно-обусловленный характер, дифференцируются и образуют многообразные виды т.н. высших эмоц. процессов - социальных, интеллектуальных и эстетических, к-рые у человека составляют гл. содержание его эмоц. жизни. Специфич. закономерности происхождения, способов проявления и форм протекания Э. изучаются психологией.

В антич. философии Э. рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии (Аристотель, стоики). Эти воззрения были развиты в философии нового времени, особенно у Локка и его последователей. По мнению Локка, радость связана с мыслью о достигнутом благе, а страдание - о понесенной потере. Сходные по своему психологич. интеллектуализму воззрения выражают Лейбниц, а также Гегель, к-рый видел источник неприятных эмоц. переживаний в противоречии между бытием и долженствованием, между внутренним и внешним, а источник удовольствия - в согласии между ними Противоположные характеристики природы Э. основаны на признании существования самостоят. способности чувствования, обнаруживающей себя в особых внутр. состояниях. Согласно Канту, Э. составляют то субъективное в представлении, что никоим образом не может быть отождествлено с познават. моментом, хотя и может быть следствием познават. деятельности. Тезис о существовании, наряду с познанием и волей, особой способности чувствования позволил выдвинуть задачу положительной психологич. характеристики Э. и порвать с традициями рационалистич. философии, видевшей в Э. род "неясного познания" или "неотчетливых представлений" и поэтому относившейся к ним как к чему-то низшему в психике, нуждающемуся гл. обр. в отрицат. определениях. Существ. влияние на развитие конкретно-науч. представлений о природе Э. оказали также воззрения Декарта, Мальбранша и особенно Спинозы.

В психологии 18-19 вв. сохраняются два эти осн. способа решения вопроса о природе Э. Виднейшим представителем интеллектуа-листической т. зр. в учении об Э. является И. Гербарт, выдвинувший гипотезу, согласно к-рой эмоц. состояния зависят от соотношения представлений, причем задержка их вызывает отрицательно окрашенные Э., а их взаимное усиление - положительные. Теория Гербарта, получившая в нем. психологии 19 в. довольно широкое распространение, в наст, время не имеет прямых сторонников .

Гораздо большее значение для дальнейшего развития учения об Э. имели взгляды на них как на особые приспособит. процессы организма.

Важнейшую роль в формировании этих взглядов сыграло появление работы Ч. Дарвина "Выражение эмоций у человека и животных" (1872). Подчеркивая общность объективного выражения эмоц. состоянии у человека и животных, Дарвин распространил эволюционную т. зр. на Э. Выразительные движения у животных сопровождают инстинктивное поведение и представляют собой особый класс приспособлений - "полезных ассоциированных привычек". К ним относятся, напр., угрожающее оскаливание зубов, поднимание шерсти, увеличивающее видимые размеры тела и т.п. Не все, однако, выразит. движения могут быть объяснены принципом полезности. Поэтому Дарвин ввел еще два принципа объяснения: принцип антитезы, согласно к-рому противоположные инстинктивные поведения сопровождаются соответственно противо-положными же выразит. движениями (хотя сами по себе последние могут и не иметь приспособит, значения), и принцип прямого влияния возбуждения нервной системы, зависящего от ее устройства.

У человека выразит. движения, сопровождающие Э., утрачивают свое биологич. значение и, приобретая форму рудиментов, лишь свидетельствуют о животном происхождении человеч. чувств. Т.о., развитие человека сопровождается инволюцией Э. Это и дало основание рассматривать дарвиновскую теорию Э. как ретроспективную.

Современная Дарвину критика этой теории подчеркивала, с одной стороны, ее несостоятельность в объяснении высших Э., к-рые на этом основании объявлялись чисто духовными, а с другой - усматривала в идее инволюции Э. у человека подкрепление идеала "цивилизованного" человека, возвышающегося своим хладнокровием над несдержанностью проявления чувств у "дикарей".

Во многих отношениях близкой к взглядам Дарвина является т.н. периферическая теория Э., почти одновременно выдвинутая У. Джемсом и дат. врачом Г. Ланге. Согласно этой теории, возникновение Э. обусловлено вызываемыми определ. воздействиями, изменениями на периферии - в произвольно-двигат. сфере (торможение движении, их дискоординация, двигат. перевозбуждение) и особенно в сфере непроизвольных движении (в сердечной деятельности, сужении или расширении кровеносных сосудов, в деятельности желез внешней и внутр. секреции); сумма ощущений, вызываемых этими изменениями, и образует состав эмоц. переживания. На этой схеме (внешнее воздействие → вызванные им изменения на периферии → обратные сигналы, поступающие в мозг, → эмоц. переживание) основан т.н. "парадокс Джемса": "Мы плачем не потому, что мы печальны, наоборот, мы печальны потому, что мы плачем". Достаточно из эмоц. переживания вычесть ощущения от возникших телесных изменений, чтобы оно исчезло. С др. стороны, если вызвать к.-л. образом подобные изменения, как это делают, напр., актеры, то возникает и соответствующее переживание. Многообразие Э. периферич. теория объясняет различием в возникающих на периферии изменениях. Согласно Г. Ланге, схема соотношения телесных изменений с различными Э. такова:

Уменьш-е произвольной иннервации -

Разочарование

Тоже+сжатие сосудов - Печаль То же + сжатие сосудов+судорога

органич. мускулов - Страх

То же + расстройство координации - Смущение

Увелич-е произвольной иннервации - Нетерпение

Тоже+расширение сосудов - Радость

Тоже +расстройство координации - Гнев.

Будучи крупным шагом в развитии представлений о механизме Э., периферич. теория, однако, сохраняла все недостатки рудиментарной, ретроспективной теории Дарвина. Как и последняя, она не могла объяснить особенности высших чувств, к-рые трактовались либо как имеющие другую, духовную природу (Джемс), либо лишь как бледный образ того, что некогда было Э. (Рибо). Возражения против теории Джемса - Ланге, выдвинутые в психологии, шли в двояком направлении: против понимания эмоц. переживаний как совокупности ощущений, вызываемых периферич. изменениями, причем подчеркивалось значение высших психических процессов в самом протекании Э. (Леман и др.); с другой стороны, психологической "одномерности" противопоставлялась "трехмерная" характеристика Э., включающая в себя, кроме состояний, образующих переходы между удовольствием - неудовольствием, также состояния напряжения - разрешения и возбуждения - успокоения (В. Вундт).

Гл. положение теории Джемса - Ланге о решающей роли периферич. изменений оспаривалось также и нек-рыми физиологами, в т.ч. Шеррингтоном, к-рый опытным путем показал, что отделение васцеральной системы от центр. нервной системы не изменяет общего поведения животных в ответ на воздействия, вызывающие Э. Несмотря на серьезную критику периферич. теории, она в различных своих вариантах продолжала удерживаться в психологии вплоть до исследований Кеннона, Барта и др. Данные, полученные Кенноном, позволили установить, что особенности Э. не находятся в соответствии с возникающими васцеральными изменениями, что те же самые васцеральные изменения происходят при самых разных эмоц. состояниях и при состояниях не эмоциональных, что васцеральные изменения являются относительно медленными и наступают уже после того, как возникла эмоц. реакция ("Мы сначала пугаемся, а затем бледнеем"); что, наконец, искусств. вызывание у людей васцеральных изменений путем введения адреналина не вызывает соответствующей Э. ("Я чувствую себя так, свидетельствует один из испытуемых Кеннона, как е с л и б ы я был испуган"). В результате этих и аналогичных им исследований, а также на основе анализа данных о патологических изменениях в эмоциональной сфере, возникающих при поражении подкорковых центров, произошел окончательный переход от периферических к "центральным" теориям эмоции.

Согласно схеме, предложенной Кенноном - Бартом, эмоц. состояния объясняются специфич. деятельностью центр. нервной системы и непосредственно связаны с деятельностью таламуса. Т. н. "активационная теория Э." Д. Линдслея, опирающаяся на данные электроэнцефалографич. исследований функциональных соотношений коры больших полушарий, гипоталамуса и ретикулярной формации, рассматривает Э. как результат активирующего влияния на кору нижнего отдела последней; при этом функция Э. заключается в гомеостатической регуляции васцеральных процессов. Известна также теория Папеца, подчеркивающая преимущественную роль лимбической системы.

К "центральным" теориям принадлежат также представления о механизме Э., выдвинутые И. П. Павловым. Он различал, с одной стороны, врожденные Э., связанные с удовлетворением или неудовлетворением врожденных инстинктов (Э.голода, полового влечения, гнева), а с другой - чувства, возникающие вследствие изменения условий реализации условно-рефлекторных по своей природе динамич. стереотипов. Биологич. теория Э., предложенная П. К. Анохиным, исходит из общей идеи о приспособит. значении Э. и их связи с потребностями; напряжение потребности вызывает отрицательные, а их удовлетворение - положит. Э. Отрицательные Э. возникают в результате несовпадения сигналов, к-рые несет обратная афферентация, с параметрами акцептора действия, что делает необходимым дальнейший поиск адекватного поведения; положит. Э. возникают, наоборот, в случае, если обратные афферентации от результата действия достаточно точно совпадают с параметрами акцептора; они подкрепляют данное действие и прекращают дальнейший поиск. Ситуационный характер Э. подчеркивается П. В. Симоновым, сформулировавшим "информационную" гипотезу Э., предполагающую их зависимость от соотношения информации, прогностически необходимой для приспособит. поведения, и наличной информации.

С развитием представлений о биологич. роли и физиологич. механизмах эмоц. процессов развивалось научно-психологич. понимание Э. Выделение Э. как особого класса психич. процессов, успехи психологич. и патопсихологич. исследований позволили преодолеть как интеллектуалистические, так и биологизаторские взгляды на природу Э. человека и выделить их специфич. особенности. Накопленные факты показывают, что даже т.н. низшие Э. являются у человека продуктом обществ.-историч. развития, результатом трансформации их инстинктивных, биологич. форм и вместе с тем - формирования новых видов Э. Это относится также к эмоционально-выразительным, мимич. и пантомимич. движениям, к-рые включались в процесс общения между людьми, приобретая в значит. мере условный, сигнальный и вместе с тем социальный характер; этим и объясняются отмечаемые культурные различия в мимике и эмоц. жестах. Т.о., Э. и эмоциональные выразит. движения человека представляют собой не рудиментарные явления его психики, а продукт положит. развития, и выполняют в регулировании его деятельности, в т.ч. и познавательной, необходимую и важную роль. В ходе своего развития Э. дифференцируются и образуют у человека различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям своего протекания. К эмоциональным, в широком смысле, процессам в наст. время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства; кроме того, особо выделяются состояния эмоциональной напряженности (стресса).

Аффектами в совр. психологии наз. сильные и относительно кратковременные эмоц. переживания, сопровождаемые резко выраженными двигательными и васцеральными проявлениями, содержание и характер к-рых может, однако, изменяться, в частности, под влиянием воспитания. У человека аффекты вызываются не только факторами, затрагивающими поддержание его физич. существования и связанными с его биологич. потребностями и инстинктами, но и определ. компонентами системы социальных отношений (напр., они могут возникать в результате социальных санкций). Аффекты возникают в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле являются как бы сдвинутыми к концу события (Клапаред); в связи с этим их регулирующая функция состоит в образовании специфич. опыта - аффективных следов, создающих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, к-рые прежде вызывали аффект. Отрицат. аффективные следы ("аффективные комплексы") обнаруживают тенденцию к навязчивости и тенденцию к торможению. Действие этих противоположных тенденций отчетливо обнаруживается в ассоциативном эксперименте (Юнг): первая проявляется в том, что даже относительно далекие по смыслу слова-раздражители вызывают по ассоциации элементы аффективного комплекса; вторая тенденция проявляется в том, что актуализация элементов аффективного комплекса вызывает торможение речевых реакций, а также торможение и нарушение сопряженных с ними двигат. реакций (А. Р. Лурия); возникают и др. симптомы (изменение кожно-гальванич. реакции, сосудистые изменения и др.). На этом, в частности, основан принцип действия т.н. "лай-детектора" - прибора, служащего для диагностики причастности исследуемого субъекта к расследуемому преступлению. При известных условиях аффективные комплексы могут полностью оттормаживаться, вытесняться из сознания. Особенное значение вытеснению придается в психоанализе (см. также Фрейд). Др. свойство аффектов состоит в том, что повторение ситуаций, вызывающих то или иное отрицат. аффективное состояние, ведет к аккумуляции аффекта, к-рый может разрядиться в бурном, неуправляемом аффективном поведении - "аффективном взрыве". В связи с этим свойством аккумулированных аффектов были предложены в воспитат. и терапевтич. целях различные методы изживания аффекта, их "канализации".

В отличие от аффектов, собственно Э. представляют собой более длит. состояния, иногда лишь слабо проявляющиеся во внешнем поведении. Они имеют отчетливо выраженный ситуационный характер, т.е. выражают оценочное личностное отношение к складывающимся или возможным ситуациям, к своей деятельности и своим проявлениям в этих ситуациях. Собственно Э. носят отчетливо выраженный идеаторный характер; они способны предвосхищать ситуации и события, к-рые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлениями о пережитых или воображаемых ситуациях. Их важнейшая особенность состоит в их способности к обобщению и коммуникации; поэтому эмоц. опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний - он формируется также в результате эмоц. сопереживаний, возникающих в общении с др. людьми и, в частности, вызываемых средствами иск-ва (Б. М. Теплов). Сам способ выражения Э. приобретает черты социально формирующегося исторически изменчивого "эмоц. языка", о чем свидетельствуют как многочисленные этнографич. описания, так и др. факты, напр. своеобразная бедность мимики у врожденно слепых людей. Собственно Э. находятся в ином отношении к личности и сознанию, чем аффекты: первые воспринимаются субъектом как состояния, происходящие "во мне", вторые - как состояния моего "я". Это отличие ярко выступает в случаях, когда Э. возникает как реакция на аффект. Напр., возможно появление Э. боязни аффекта страха или появление Э., вызванной пережитым аффектом (скажем, аффектом острого гнева). Особый вид Э. составляют эстетические Э., выполняющие важнейшую функцию в развитии мотивационной, смысловой сферы личности.

Более условным и менее общепринятым является выделение чувств как особого подкласса Э. Основанием для их выделения служит их отчетливо выраженный предметный характер, к-рый является результатом специфич. обобщения Э., связывающегося с представлением или идеей о нек-ром объекте - конкретном или обобщенном, отвлеченном (напр., чувство любви к человеку, к Родине, чувство ненависти к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоц. отношений, своеобразных "эмоц. констант". Факты несовпадения собственно Э. и чувств и возможность противоречивости между ними послужили в психологии основанием для выдвижения идеи об амбивалентности Э., как о якобы имманентной особенности самих Э. Однако случаи амбивалентных переживаний наиболее часто возникают в результате несовпадения устойчивого эмоц. отношения к объекту и эмоц. реакции на сложившуюся преходящую ситуацию (напр., глубоко любимый человек может в определ. ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева). Др. особенность чувств состоит в том, что они образуют ряд уровней, начиная от непосредств. чувств к конкретному объекту и кончая высшими социальными чувствами, связанными с социальными ценностями и идеалами. Эти различные уровни связаны и с разными по своей форме обобщениями объекта чувств: образами или понятиями, составляющими содержание нравственного сознания человека.

Существ. роль в формировании и развитии высших человеч. чувств играют социальные институции, в частности социальная символика, поддерживающая их устойчивость (напр., знамя), нек-рые социальные обряды и церемониальные акты (П. Жане). Как и собственно Э., чувства имеют у человека свое положит. развитие и, сохраняя свои естеств. предпосылки, являются продуктом его жизни в обществе, общения и воспитания.

Особое место среди эмоц. процессов занимают состояния с т р е с с а (Г. Селье), т.е. эмоциональной напряженности, создаваемой такими факторами, как опасность, связанная с выполняемой деятельностью, аварийные ситуации, повышенная ответственность, острая перегрузка, возникающая в условиях дефицита времени и т.п. Стрессовые состояния обычно оказывают дезорганизующее влияние на деятельность и лишь в нек-рых случаях повышают ее эффективность. В последние годы изучению стресса были посвящены многочисл. экспериментальные исследования, прежде всего - в связи с проблемой устойчивости и надежности работы человека-оператора автоматизированных технич. систем. Эти исследования дают подробное описание факторов, к-рые вызывают стрессовые состояния, их симптомов и индивидуальных различий, проявляющихся в степени устойчивости к стрессу. Вместе с тем природа стресса остается до сих пор недостаточно выясненной, что выражается в трудности провести достаточно четкую границу между стрессовыми состояниями и аффектами, между собственно эмоц. напряженностью и напряженностью, вызываемой не эмоц. факторами.

Лит.: Грот Н. Я., Психология чувствований в ее истории и главных основах, СПБ, 1879-80; Вундт В., Основания физиологической психологии, [пер. с нем.], т. 1-2, СПБ, 1880; Гербарт И. Ф., Психология, [пер. снем.], СПБ, 1895; Ланге Г., Душевные движения. Психофизиологический этюд, СПБ, 1896; Ρибо Т., Психология чувств, пер. с франц., ч. 1-2, К., 1912; Джемс У., Психология, [пер. с англ.], 8 изд., П., 1922; Фрейд З., Лекции по введению в психоанализ, [пер. с нем.], 2 изд., М.-П., 1923; Анохин П. К., Узловые вопросы в изучении высшей нервной деятельности, в кн.: Проблемы высшей нервной деятельности, М., 1949; Павлов И. П., Поли. собр. соч., 2 изд., т. 3, кн. 2, М.-Л., 1951; Дарвин Ч., Выражение эмоций у человека и животных, Соч., т. 5, М., 1953; Экспериментальная психология, пер. с англ., т. 1, М., 1960; Селье Г., Очерки об адаптационном синдроме, пер. с англ., М., 1960; Mэгун Г., Бодрствующий мозг, пер. с англ., 2 изд., М., 1965; Симонов П. В., Что такое эмоция?, [М., 1966]; Гельгорн Э., Луфборроу Дж., Эмоции и эмоциональные расстройства, пер. с англ., М., 1966; Sherrington С. S., Experiments on the value of vascular and visceral factors for the genesis of emotion, "Proc. of the Royal Society of London", 1900, v. 66; James W., The principles of psychology, v. 2, N. Y., 1904; Sollier P., Le mécanisme des émotions, P., 1905; Jung C. G., Diagnostische Assoziationsstudien, Bd 1, Lpz., 1911; Lehmann Α., Die Hauptgesetze des menschlichen Gefühlslebens, 2 Aufl., Lpz., 1914; Cannon W. В., The James-Lange theory of emotions, a critical examination and an alternative theory, "Amer. J. Psychol.", 1927, v. 39; Janet P., L'évolution psychologique et la personnalité, P., 1929; Bard P., Emotion. The neuro-humoral basis of emotional reactions, в кн.: A handbook of general experimental psychology, Worcester (Mass.)-L., 1934; Traité de psychologie expérimentale, fasc. 5, P., 1963.

A. Леонтьев. Москва.

В начало энциклопедии