Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛЕВИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕВИН

ЛЕВИН (Levin), Курт (9 ноября 1890 - 12 февр. 1947) - нем. психолог. Проф. Берлинского ин-та психологии. После установления фашизма в Германии эмигрировал в США, где преподавал в Станфордском и Корнеллском ун-тах. С 1936 - проф. детской психологии Айовского ун-та. С 1945 - директор исследоват. центра групповой динамики при Айовском ун-те (Кембридж, штат Массачусетс). Л., представитель берлинской школы гештальтпсихологии, применил принцип теории гештальтпсихологии к изучению личности. Заслугой Л. является то, что он впервые дал оригинальную разработку проблем воли и аффекта и одним из первых обратился к изучению особенностей поведения человека в конкретной обстановке. В противовес совр. ему ассоциативной психологии, Л. полагал, что осн. двигателем поведения человека являются не ассоциации идей, а потребности. Под потребностями он подразумевал не биологич. инстинкты - влечения, а психологич. состояния, возникающие из намерения в связи с жизненными целями человека и в зависимости от психологич. ситуации, в к-рой субъект находится. Однако проблему потребностей Л. разрешает с идеалистич. позиций. Потребность означает для Л. некую динамич. внутрипсихич. "напряженную систему", стремящуюся к разрядке; в разрядке этой системы и состоит, по Л., удовлетворение потребностей. Л. игнорировал их обществ. содержание и физиологич. основу. Последнее послужило основанием резкой критики гештальттеории, в т.ч. и Л., со стороны И. П. Павлова. В учении о потребностях Л. поставлен вопрос о связи между потребностью и окружающей средой. По Л., возникновение потребности связано с актуальной сферой окружения личности ("психологич. поле"). Только те моменты, к-рые приводят к удовлетворению потребности, приобретают для человека положит. "побудительный характер" (Aufforderungscharakter). Однако "психологич. поле" не означает реального объективного окружения, оно есть феноменальный мир, к-рый определяется наличием напряженных систем. Т.о., волевое действие понимается Л. как проявление в конечном счете динамики и свойств "напряженных систем" и определяется структурой "психологич. поля", являющегося по существу отражением тех же напряженных систем. (При этом Л. не проводит принципиальной разницы между волей и аффектом; он рассматривает эти процессы в плане единой активной направленности личности.)

Положит. роль Л. и его школы заключается в разработке экспериментальных методов исследования в области психологии воли. Однако в работах Л. последних лет (в США) экспериментальный метод заменяется методом графич. пространств. изображения "психич. мира" человека. Л. все больше использует понятия топологии (отрасли математики, исследующей свойства форм и расположения фигур) и годологии (науки о путях). С помощью понятий "силовых векторов" и спекулятивных формалистич. построений Л. пытается разрешить вопросы не только психологич., но и социального значения. Метафизич., антиисторич. концепция неминуемо привела Л. в лагерь откровенных идеалистов.

Соч.: Die psychische Tätigkeit bei der Hemmung von Willensvorgängen und das Grundgesetz der Assoziation, "Z. Psychol.", 1917, Bd 77, [H. 1-2 ]; Das Problem der Willensmessung und das Grundgesetz der Assoziation, "Psychol. Forschung", 1922, Bd 1, 2; Vorsatz, Wille und Bedürfnis, В., 1926; A dynamic theory of personality, transl. [from German ], N. Y.-L., 1935; Principles of topological psychology, transl. [from German ], N. Y.-L., 1936; The conceptual representation and measurement of psychological forces, Camb., 1938, в серии: Contributions to psychological theory, [v. ] 1, No 4; Formalization and progress in psychology, в сб.: Studies in topological and vector psychology, Iowa city, 1940 (University of Iowa. Studies in child welfare, v. 16, No 3); Frontiers in group dynamics..., "Human relations", 1947, v. 1; Group decisions and social change, в кн.: Readings in social psychology, 2 ed., Ν. Υ., 1952; Field theory in social science, L., 1952; в рус. пер. - Социализация системы Тейлора, Л.-М., [1925 ].

Лит.: Heidbreder Ε., Lewin's principles of topological psychology, "Psychol. Bull.", 1937, v. 34; Garret Η. Ε., Lewin's topological psychology: an evaluation, "Psychol. Rev.", 1939, v. 46, No 6; Leeper R. W., Lewin's topological and vector psychology, Eugene (Oregon), 1943; Tolman E. С, К. Lewin. 1890-1947, "Psychol. Rev.", 1948, v. 55, No 1, Ζellinger E., Die Lehre К. L, im Vergleich zu einer "horizontalen" und "vertikalen" Psychologie, "Psychol. Rundschau", 1954, Jg 5. H. 3; Hilgard Ε. R., Theories of learning, 2 ed., Ν. Υ., [1956 ]; Siegel S., Level of aspiration and decision making, "Psychol. Rev.", 1957, v. 64, No 4.

Б. Зейгарник. Москва.

В начало энциклопедии