Приглашаем посетить сайт

Кулинария (povar.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Филос. мысль рус. народа прошла большой и сложный историч. путь. Гл. этапы ее развития совпадают в основном с этапами развития обществ.-экономич. отношений в России.

Русская филос. мысль эпохи ф е о д а л и з м а (примерно до последней трети 18 в.). В период раннего феодализма филос. мысль, как это было и в др. странах, еще не отмежевалась от др. областей знания и от религии. В Киевской Руси филос. мышление развивается на почве языч. мировоззрения - древнеславянской религии мифологии. Осн. филос. элемент язычества - наивный пантеизм и связанные с ним начальные натурфилос. представления. Первые проблемы др.-рус. филос. мысли относятся в основном к выяснению понятий о душе, о взаимодействии души и тела. С проникновением в страну христианства расширяется круг мировоззренч. идей др.-рус. мыслителей, устанавливаются связи с культурой Византии (см. Византийская философия), юж. славян и др. народов Европы, др.-рус. мыслители знакомятся с филос. наследием античности (Аристотель, Демокрит, Платон и др.). Их представления о философии в то время тождественны с представлениями о мудрости, знании вообще. Значит. роль в распространении филос. понятий в Древней Руси принадлежит переводным филос. трудам Иоанна Дамаскина ("Диалектика"), Иоанна Экзарха Болгарского ("Шестоднев"), Филиппа Пустынника ("Диоптра") и др. Благодаря им на Руси становятся известными антич. учение о четырех стихиях как первоэлементах мироздания, геоцентрич. учение (Косма Индикоплов), различные трактовки взаимоотношения души и тела, разнообразные естеств.-науч. сведения.

Жизнь раннефеод. рус. общества и гос-ва выдвигала перед мыслителями задачи, связанные с решением собственных идеологич. проблем. Наиболее важные оригинальные произведения др.-рус. социологич., филос. и этич. мысли - "Слово о законе и благодати" Иллариона (сер. 11 в.), "Послание" Никифора к Владимиру Мономаху, "Повесть временных лет" Нестора (нач. 12 в.), "Послание" митрополита Климента Смолятича, "Послания" и "Слова" Кирилла Тýровского (сер. 12 в.), "Слово о полку Игореве" (12 в.), "Моление" Даниила Заточника. В "Посланиях" Кирилла Туровского наряду с осн. тенденцией православно-христ. догматики видна мысль о роли разумного начала в жизни человека, в познании им мира. В "Послании" Климента Смолятича заметны попытки т.н. символич. истолкования "священных" текстов и элементы теологич. рационализма. В "Повести временных лет" - наиболее ярком памятнике обществ. самосознания Киевской Руси - отчетливо выражены мысли об историч. роли славянства, рус. истории как части мировой истории; здесь обосновывается идея единства рус. народа, общности происхождения славян, излагается эсхатологич. "философия истории" христианства ("Речь философа"). Автор "Слова о законе и благодати" развивал идеи о равноправии всех народов, о рус. народе как историч. народе, пытался осознать нек-рые закономерности историч. процесса, вступая тем самым в известное противоречие с концепцией провиденциализма, к-рая надолго стала определяющей историч. и филос. концепцией. В "Послании" Никифора неортодоксально решаются вопросы о человеке, об источниках познания, о соотношении чувств, ума и воли, души и тела. Вопреки провиденциализму, Никифор отстаивал свободу воли, утверждал ответственность человека за свои действия и поступки, неизбежность возмездия за нарушение обществ.-моральных требований. Во многих произведениях под влиянием господствующего религ.-феод. мировоззрения проповедь высоких общечеловеч. нравств. качеств сопровождалась феод.-клерик. требованиями смирения, воздержания, укрощения гордыни и др. В "Слове о полку Игореве" воспевался "христиански-героический характер" рус. народа. Ведущая идея "Слова" - "...призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 29, с. 16).

В период феод. раздробленности Руси передовые мыслители отстаивают идеи о единстве народа и страны, о необходимости централизов. гос-ва, сильной великокняжеской власти ("Сказание о Вавилоне-граде", "Сказание о князьях Владимирских" и др.). Нар. массы также все больше осознают себя как определ. социальную общность, хотя это осознание выступает часто в религ. оболочке христианства. В господств. христ.-феод. идеологии на первый план выдвигается учение Филофея о "Москве - третьем Риме", к-рому "стоять вечно". Иван Грозный, преследуя многочисленные ереси, обосновывает необходимость неогранич. "самодержавства", полемизируя против идеологии феод. автаркии. История в ретроспективе рассматривается как подготовление торжества христианства, а в перспективе - как осуществление провиден-циалистского назначения "Святой Руси". В ходе обществ.-политич. борьбы и религ.-филос. дискуссий, отражавших классовые противоречия феод. общества, остро встает вопрос о "самовластья" человека, о возможности субъективного воздействия на ход историч. событий (Максим Грек, Пересчетов и др.) или о невозможности такого воздействия (Иван Грозный). В философии примечательны стихийно-пантеистические идеи "Голубиной книги", отражавшие народное мировоззрение. Обострение классовой борьбы вызывает к жизни крупную идеологическую дискуссию - спор между иосифлянами, отстаивавшими теократич. идеи превосходства духовной власти над светской, и нестяжателями (возглавлялись Нилом Сорским), защищавшими приоритет гос-ва и светской авторитарной идеологии над церковной. Нестяжатели способствовали развитию критич. и рационалистич. тенденций в ср.-век. рус. мышлении. Новые веяния мировоззренч. порядка во многом связаны с возникновением идеологич. оппозиции феод.-клерикальному порядку - ересей (см. раздел Ереси в России). В еретич. учениях (Ф. Курицын, М. Башкин, Феодосий Косой) заметно отрицание эсхатологич. представлений, дают себя знать элементы вольнодумства и рационалистич. истолкования священных текстов. С "опровержением" еретиков, особенно Ф. Косого, выступил монах Зиновий Отенский. Его полемич. соч. "Истины показание вопросившим о новом учении" и "Послание многословное черноризца к вопросившим о известии благочестия на зломудрие Косого и иже с ним" представляют собой энциклопедич. свод религ.-идеалистич. воззрений рус. книжников 16 в. Наиболее крупные рус. мыслители 16 в. - И. Пересветов и Ф. Карпов - критикуют провиденциалистскую концепцию истории, право церкви вмешиваться в обществ. жизнь; в противовес идее предопределения они выдвигают "естественную" концепцию обществ. отношений и происхождения гос-ва.

Естеств.-науч. представления 14-16 вв. отражены в произв. "Галиново на Ипократа", в к-ром отстаивались идеи Гиппократа и Галена.

Вплоть до 17 в. борьба представителей новых религ.-филос. идей с господствующим религ.-идеалистич. мировоззрением выражалась в неоднократных попытках отд. представителей утвердить своего рода теологич. рационализм неортодоксального православия, подтвердить законность философии и философствования. Эта тенденция становится особенно заметной у Симеона Полоцкого, отстаивавшего право человеч. разума на познание (что объективно приводило к столкновению с самодержавно-православной ортодоксией).

Полоцкий, хорошо знавший зап.-европ. философию, рассматривал философию как науку наук, развивал своеобразную концепцию воспитания и опытного знания, отрицал учение о врожденных идеях.

Особенностью идеологич. борьбы во 2-й пол. 17 в. являлась также критика теократич. тенденций патриарха Никона его идейными противниками. К концу 17 в. относятся попытки отвести в системе теологич. мировоззрения место схоластич. философии, автономной по отношению к богословию. Здесь впервые отчетливо сказалось воздействие зап.-европ. неоаристотелевской схоластики. Среди мыслителей 17 в., способствовавших обособлению философии от богословия, можно назвать Ю. Крижанича, Епифания Славинецкого, Милетия Смотрицкого; братья И. и С. Лихуды создали первые в России рукописные учебники по физике, логике, психологии. Из естеств.-науч. произв. 17 в. интересны комментарии А. X. Белобоцкого "Великая и предивная наука" к произв. Луллия "Великое искусство", а также "Зерцало естествозрительное", систематически излагавшее натурфилос. идеи Аристотеля.

До 2-й пол. 18 в. господствующий идеализм выступает гл. обр. в православно-религ. облачении. Его представители - С. Яворский, Ф. Лопатинский и др. отвергали филос. схоластику, боролись с материалистич. и рационалистич. идеями зарождающейся светской философии.

В конце 17 - 1-й пол. 18 вв. в связи с социально-экономич. реформами Петра, усилением контактов с Западом, развитием пром-сти, ростом торговли, потребностями воен. дела в России возникает с в е т с к а я н а у к а и ф и л о с о ф и я. Сторонники "просвещенного абсолютизма" - Ф. Прокопович, В. Татищев, А. Кантемир и др., составившие т.н. "ученую дружину" Петра I, внесли важный вклад в становление рус. науки и философии. В России начинают складываться философско-рационалистическая и естеств.-науч. традиции; философия постепенно выделяется в самостоят. отрасль знания. К этому времени относятся первые попытки преподавать философию как самостоят. светскую науку.

Становлению рус. прогрессивной филос. мысли способствовало интенсивное развитие естеств. наук (Л. Эйлер, Д. Бернулли, С. П. Крашенинников, в особенности М. В. Ломоносов). Несмотря на сопротивление церкви, ученые и философы пропагандировали гелиоцентрические взгляды, представления о принцип. единстве Земли и небесных тел, идеи о множественности миров (Я. Брюс, А. Кантемир и др.). Материализм, развивавшийся преим. в механистич. форме, завоевывает все более прочные позиции; утверждается мысль о безграничных возможностях человеч. познания. Представители естеств. наук, опираясь в основном на деистич. представления, обогащают филос. представления о материи и движении, причинности, о методах науч. познания (эксперимент, индукция, дедукция и т.д.).

Решит. шаг к материалистич. решению мировоззренч. вопросов сделал Ломоносов, сформулировавший "всеобщий естественный закон" сохранения материи и движения. Синтезируя знания своего времени, Ломоносов обогащает естеств.-науч. представления о мире и его закономерностях, обосновывает идею развития Земли, намечает пути перехода от макромеханич. картины мира к представлениям, принимающим во внимание атомо-молекулярные процессы. Он закладывает основы материалистич. объяснения мира, опирающегося на признание закономерности и взаимосвязи в движении макро- и микротел. Выдвинутая Ломоносовым идея союза философии и естествознания имела важное значение для последующего развития материалистич. философии и естеств. наук.

Р. ф. в эпоху постепенного разложения феод.-крепостнич. отношений в России и перехода к к а п и т а л и з м у (последняя треть 18 - 1-я пол. 19 вв.). С обострением классовой борьбы, ростом освободит. движения, развитием науки и культуры в России борьба материализма с идеализмом приобретает специфич. формы. Во 2-й пол. 18 в. господствующие круги пытаются подкрепить религию филос.-схоластич. концепциями. При этом официальные и полуофициальные философы, противники идей Просвещения, пытаются соединить элемент православной теологич. догмы и схоластически трактуемой лейбнице-вольфианской метафизики. В сочинениях Г. Теплова ("Знания, касающиеся вообще до философии для пользы тех, к-рые о сей материи иностранных книг читать не могут", 1751), Ф. Русанова, M. M. Щербатова, архимандрита Платона и др. деятелей светского и духовного образования развивается учение о бессмертии души, проводятся идеи теологии, теодицеи; философия трактуется как наука наук, но вместе с др. науками объявляется низшим родом познания сравнительно с богословием. Получает распространение (в частности, в консервативных дворянских кругах) масонство, имеющее в своей основе мистич. иррационализм. Масоны разрабатывают идеи, регламентирующие религ.-нравств. самоусовершенствование личности (журн. "Утренний свет"). Деятели масонства (Елагин, Кутузов и др.) рекомендуют лояльность по отношению к идеологии самодержавия, отказ от политики, выступают против материализма и рационализма Ломоносова и Радищева в духе Сен-Мартена, Бёме, Сведенборга.

Во 2-й пол. 18 в. развиваются материалистические (в форме деизма) и просветительско-антикрепостнические идеи.

Укрепляются и расширяются идейные связи рус. мыслителей с представителями зарубежной (особенно франц. и англ.) просветительской и материалистич. филос. мысли - Вольтером, Смитом, Дидро, Гольбахом, Гельвецием и др. Рус. мыслители (Аничков, Козельский, Десницкий и др.) осн. внимание уделяют проблемам социологии и теории познания. В социологии применительно к условиям рус. общества 18 в. развиваются идеи естественного права, исследуется вопрос о происхождении общества, неравенства между людьми, гос-ва, собственности, религии, место и роль науки и философии в обществе и др. В теории познания обосновывается независимость разума от религии и веры, сенсуалистич. т. зр. на познание, исследуется проблема познават. способностей человека, понятие опыта, критикуются недостатки огранич. эмпиризма и отвлеч. рационализма.

Материалистич. и просветит. идеи в Р. ф. 2-й пол. 18 в. подкрепляются прогрессивными идеями, возникавшими и развивавшимися внутри естествознания, представители к-рого внесли свой традиц. вклад в борьбу против господствующего офиц.-религ. идеализма и новых течений в идеалистич. философии. В рус. естествознании на основе признания принципа самодвижения материи возрастает критическое отношение к "динамизму", принимавшему вещество-материю за косное начало, приводимое в движение идеальными силами.

Виднейшим представителем филос. мысли 2-й пол. 18 в. был убежденный противник самодержавия и крепостничества Радищев. Исходя из учения о естеств. праве, Радищев сформулировал в общем виде идею крест. революции. Мысли Радищева о циклич. развитии общества, о противоречивой связи свободы и тирании в истории, об обществ. прогрессе аккумулируют опыт европ. и рус. истории и открывают новую главу в представлениях об обществе. В основном с позиций механистич. материализма Радищев наметил пути решения онтологич. и гносеологич. проблем. Он выступил против религии, филос. мистики, агностицизма. В его произв. содержатся попытки обоснования качеств. своеобразия мышления, анализа единства и различия логического и чувственного в познании, объяснения феномена активности сознания - что свидетельствовало о намерении мыслителя применить идею развития к трактовке процесса познания.

В нач. 19 в. материалистич. и просветительские идеи в философии проводили Пнин, Попугаев, Куницын, В. Малиновский и др. В области социологии они придерживались концепции естеств. права. Малиновским были изложены пацифистско-просветит. идеи о войне и мире, о возможности "вечного мира" путем соглашения между гос-вами и учреждения наднац. органов.

Наиболее радикальные обществ.-политич. выводы из анализа крепостнич. действительности и идей Просвещения сделали Пушкин и дворянские революционеры-декабристы, различавшиеся по степени социального и политич. радикализма и филос. взглядам. Официальному провиденциализму они противопоставили рационалистич. концепцию истории и идеалистич. историзм в понимании общества, идеи прогресса, выражающегося в согласии с "естеств. законами общества", в неизбежной смене устаревших обществ. и гос. учреждений новыми. В произведениях ряда декабристов развивается мысль о связи между философией и политикой, идейными убеждениями и этикой общественного поведения, обосновывается идеал человека-гражданина. Особое значение, согласно декабристам, имеет познание "духа народного" в бурные эпохи обществ. изменений. Самый радикальный и содержательный в теоретич. отношении документ социальной мысли декабристов - "Русская Правда" Пестеля. С позиции теории естеств. права и общественного договора Пестель обосновывал необходимость насильств. смены власти (самодержавия), поскольку она злоупотребляет правами, полученными от народа. Верховная власть принадлежит народу; "...правительство существует для блага народа и не имеет другого основания своему бытию и образованию, как только благо народное, между тем как народ существует для собственного своего блага..." (Избр. социально-политич. и филос. произв. декабристов, т. 2, 1951, с. 80). У Пушкина, Пестеля, в написанных в ссылке работах Лунина ("Письмо из Сибири") и у др. дворянских революционеров выражены идеи о классово-сословном делении общества, борьбы классовых интересов в истории и об экономическом, имуществ. неравенстве людей как основе этой борьбы. Пестель допускал возможность обществ. собственности на землю, сосуществование общественной и частной собственности.

Филос. взгляды дворянских революционеров имели как просветительски-материалистическую, так и просветительски-идеалистическую направленность. В ссылке нек-рые декабристы, ранее придерживавшиеся материалистич. и рацион, взглядов, переходят на религ.-филос. позиции. Материалисты-атеисты (Якушкин, Барятинский, Борисов, Раевский и др.) развернули содержат. критику "галиматийных философов" зап.-европ. идеализма, официально-православного идеализма. В теории познания они отстаивали идею опытного происхождения знания, исследовали связи между филос. понятиями и понятиями естеств. наук, широко использовали естеств.-науч. представления о происхождении Вселенной для критики филос. идеализма. В трактате Якушкина "Что такое жизнь?" обосновывается атомистич. концепция строения материи, активность субъекта утверждается в качестве условия познания. Поражение декабристов привело к росту скептицизма и пессимизма среди значит. части дворянской интеллигенции, оживлению интереса к идеалистич. системам в философии.

В 1-й трети 19 в. представители рус. науч. и филос. мысли (Галич и др.) все больше осознают неудовлетворительность механистич. материализма. В этом - одна из причин интереса к идеалистич. диалектич. концепциям и антропологич. философии. Значит. влияние на отд. представителей Р. ф. оказало шеллингианство, в особенности своими натурфилософскими (Велланский, М. Павлов и др.) и эстетическими ("любомудры": Одоевский, Веневитинов; Кюхельбекер и др.) концепциями. "Любомудры", подобно Шеллингу, рассматривали материальное и идеальное как различные формы тождественного самому себе начала мира. Диалектич. идеи, хотя и на идеалистич. основе, сыграли значит. роль в дальнейшем развитии Р. ф. Яркой и оригинальной фигурой философско-социологич. мысли России был Чаадаев. Страстный противник крепостничества и православия, в своей историко-социологич. концепции он рассматривал взаимное соотношение рус. и зап.-европ. историч. процессов, проблемы человека и гос-ва и др. Движущую силу историч. процесса Чаадаев видел в развитии просвещения, значит. место в котором он отводил развитию религ. самосознания. Несмотря на пессимизм, связанный с неприятием самодержавно-крепостнич. действительности, Чаадаев верил в прогрессивное развитие человечества. Его постановка вопроса о цели и смысле мировой истории имела важное значение для углубления социологич. представлений. В конце жизни он проявил большой интерес к идеям социализма. Идеи Чаадаева, в частности его мысли о специфике рус. истории, о роли народа, имели большой резонанс, оказали влияние на Герцена, Белинского, Бакунина, Чернышевского и др. Объективный идеалист, критик ограниченного эмпиризма и субъективизма, Чаадаев видел задачу философии в примирении науки и религии в "высшем синтезе" и создании на этой основе новой философии. Сущность общих законов бытия постигается, по Чаадаеву, не столько рацион. познанием, сколько откровением; чувства же дают лишь внешнее познание физич. природы. Он развил диалектич. идеи о полярных и противоположно направленных процессах, характерных для всех форм бытия (жизнь и смерть, притяжение и отталкивание и др.).

Идеи передового рус. естествознания 1-й пол. 19 в. подрывают господствующий идеализм и служат естеств.-науч. подкреплением материалистич. традиции в философии, способствуя материалистич. трактовке проблем гносеологии. Отвергая идеалистич. истолкование выдвигаемых естествознанием проблем, прогрессивные естествоиспытатели и философы развертывают критику кантовского априоризма, его динамич. концепции (Лубкин, Осиповский), а также идеалистич. натурфилософии Шеллинга. Естествоиспытатели-материалисты на основе диалектич. догадок и гипотез вносят свой вклад в материалистическую трактовку понятия вещества-материи (Дядьковский, Д. М. Перевощиков, Э. К. Ленц, К. В. Лебедев и другие). Материалистическая интерпретация понятия вещества-материи усиливается благодаря распространению идей химич. атомистики. В 20-е гг. 19 в. происходит огромный сдвиг в исследовании пространств. отношений: Лобачевский создает неэвклидову геометрию и кладет начало принципиально новым теориям пространств. отношений, углубляя тем самым материалистич. понимание пространства. Особое значение в развитии естеств.-науч. материализма, в борьбе против идеализма, в критике витализма уже в нач. 19 в. имеют идеи, развиваемые М. А. Максимовичем, К. М. Бэром, К. Ф. Рулье и др. ранними эволюционистами.

Для 1-й пол. 19 в. характерна острая идейная борьба представителей консервативных и прогрессивных историко-социологич. концепций (полемика Карамзина и дворянских революционеров, Карамзина и Полевого, "западников" и "славянофилов", Погодина и Грановского и др.). Споры о понимании и объективном характере истории, движущих сил историч. процесса, отношении между народом, нацией и гос-вом и т.д. обогащают социологич. проблематику Р. ф. Официально-идеалистич. т. зр. подвергается критике представителями прогрессивно-идеалистич. концепций (Каченовский, Грановский, Полевой, Строев и др.), разрабатывающих ряд важных проблем историч. знания (отношение к источникам, объективное и субъективное в историч. исследовании, движущие силы историч. процесса, проблема преемственности и др.).

Уже в 1-й пол. 19 в. религ.-мистич. идеализм, в особенности официальный т.н. рус. теизм, представленный архимандритом Гавриилом, Гогоцким, Сидонским, Новицким и др., обнаружил свою полную науч. бесплодность. В борьбе с материализмом на первый план выдвигаются неофиц. течения идеализма. Среди них - учение славянофилов (Киреевский, Хомяков, Самарин, Аксаков и др.), в определенной мере оппозиционное по отношению к самодержавно-православным идеям, имевшее своими теоретич. источниками "правильное" православие, эклектич. философию откровения, шеллингианство. Бытие, согласно славянофилам, исследуется и разумом, и чувствами, но постигается лишь "целостным разумом". Логич. познание - начальная фаза мышления. Философия является лишь формой связи религии с жизнью. Историческая антитеза России и Запада приобретает у славянофилов вид противоположности между различными формами религ. восприятия мира, в частности между православием и католицизмом. Преувеличивая степень их расхождений, славянофилы доказывают, что католицизм рассудочен; зап.-европ. цивилизация исчерпала себя; вследствие присущего зап. философам формализма и исследования лишь внешних предикатов бытия ("кушитское" начало) возникает духовная опустошенность человека как личности на Западе, лишенного богатства "внутр. сознания"; рус. народ - богоизбранный, поскольку он сохранил в себе "внутр. цельность духа" ("иранское начало"); он имеет и идеальные внешние формы существования - общину, к-рая объединяет народ. Надо лишь развить общинное начало в его "святых" допетровских формах, реформировав уродливую юридич. форму крепостного права. Будучи идеалистич. метафизиками, славянофилы схоластизировали диалектику Гегеля, отождествляли свою "истинную" философию с религией, считали откровение высшей формой познания. Религиозная философия, славянофилов вызвала осуждение и протест со стороны представителей прогрессивной мысли. Однако влияние их религ.-мистич. идей на реакц. течения Р. ф. ощущалось вплоть до конца 19 в. (почвенничество, неославянофильство, В. Соловьев и др.).

Консервативная филос.-историч. концепция славянофилов развенчивалась в 30-40-х гг. Герценом, Белинским, Бакуниным, Грановским. История, считал Грановский, может быть точной наукой; история общества - история борьбы сил прогресса, культуры с консервативными силами. Подобно Пушкину и Полевому, Грановский испытал влияние франц. историков эпохи Реставрации, у к-рых ценил идеи о роли классовой борьбы и экономич. фактора как решающих движущих силах историч. процесса. Будучи гегельянцем в философии, Грановский полагал, что история в конечном счете управляется мировым духом, различные народы выражают в своем развитии его различные стороны.

В размежевании филос. направлений 30-40-х гг. значит. роль сыграл Станкевича кружок, в к-рый среди других входили Белинский и Бакунин. Члены кружка были оппозиционно настроены по отношению к самодержавию, крепостничеству и офиц. идеологии; развивали прогрессивную концепцию личности. Их привлекла идеалистич. диалектика Шеллинга и Гегеля, в к-рой они видели действит. инструмент познания, метод установления "смысла жизни". В распространении идей диалектики, в попытках применить их к анализу действительности, в поисках верного метода познания - осн. значение кружка в истории Р. ф.

Самым содержат. этапом развития рус. домарксистской философии, к-рый начался в 40-е гг., являются философия и социология революц. демократов. Социальные причины бурного развития революц.-демократич. идеологии в сер. 19 в., выражавшей в конечном счете интересы крестьянства, заключались в начавшейся резкой ломке феод.-крепостнич. отношений. Теоретич. источники философии революц. демократов - идеи предшествующего рус. и зап.-европ. материализма (в особенности франц. материалистов и Фейербаха), классич. нем. идеалистич. философия, в особенности диалектика Гегеля, идеи критически-утопич. социализма. Осн. направление их развития - поиски цельной концепции, в к-рой диалектика обогащала бы филос. материализм. Антропология, материализм, бывший исходным пунктом взглядов рус. революц. демократов на природу и общество, - причина их превосходства в теории над представителями историч. идеализма 19 в. и одновременно - основа идеалистич. непоследовательности в понимании закономерностей развития общества. Идеи их антропологич. философии нашли выражение в попытках материалистич. объяснения развития и интернационалистич. истолкования человеч. культуры и обществ. жизни, социологич. идеи - в "общинном социализме".

Родоначальник революц. демократизма в России Белинский в процессе своей идейной эволюции пришел к выводу, что основа физич. и социального существования человека и его мышления - действительность. Сознание человека отражает объективные отношения, существующие вне его. Процесс познания - бесконечен, это - диалектич. познание истины, развивающейся через частные ошибки и заблуждения людей и человечества в целом. Историч. процесс также бесконечен, он имеет свои законы и требует объективного исследования. Порицая субъективизм и эмпиризм, Белинский утверждал, что в истории, несмотря на кажущееся засилие случайностей, господствует необходимость. Признание историч. необходимости не исключает творческой активности личности; народ - субъект истории. Взаимоотношение выдающейся личности и народа аналогично соотношению случайного и необходимого. Прогресс - выражение историч. необходимости, приводящей к падению феодализма, а в последующем - и бурж. общества; общество будущего - социализм. В духовном развитии общества особое место занимают, помимо философии, наука и иск-во. Они различаются по формам отражения действительности, что аналогично различию между науч. понятием и художеств, образом. Эстетика - филос. наука и отражает бесконечную практику иск-ва, к-рое представляет величайшую духовную ценность человечества; "вечных законов" в иск-ве нет. В истинном иск-ве содержание и форма неразрывны; теория "чистого" иск-ва антинародна и беспредметна.

Идеи Белинского и его критич. деятельность оказали сильнейшее воздействие на последующую филос. и обществ.-политич. мысль, в частности на мировоззрение петрашевцев. Филос. основа их социальной программы - антропологич. материализм. Революционно настроенные петрашевцы (Петрашевский, Спешнев и др.) предприняли попытки связать социологич. концепцию и социалистич. теорию с революц. практикой, разрабатывая программу социалистич. переустройства России.

Один из самых ярких мыслителей в истории рус. материализма - Герцен, расцвет деятельности к-рого относится к 40-60-м гг. Уже в "Письмах об изучении природы" (1845-46) он материалистически решает осн. вопрос философии, доказывая диалектич. взаимосвязь бытия и мышления, блестяще критикует односторонность рационализма и эмпиризма и доказывает необходимость их синтеза. Критикуя идеализм и указывая на ограниченность метафизич. материализма, недооценившего действенную сторону мышления, Герцен намечал пути перехода к диалектико-материалистич. теории познания. Философию он трактовал как теоретич. оружие в обществ. борьбе. "Герцен вплотную подошел к диалектическому материализму и остановился перед - историческим материализмом" (Ленин В. И., Соч., т. 18, с. 10). Исторический прогресс Герцен видел в "прогрессе содержания мыслей", в достижении "наибольшего соответствия между разумом и действительностью", в развитии общества к человеч. свободе. Творцом истории, по словам Герцена, в конечном счете является народ: движущая сила истории - борьба классов, "враждебных партий"; прогрессивная партия - партия революции. Развивая мысль об ограниченности т.н. политич. революций, Герцен в соответствии со своим социалистич. идеалом обосновывал необходимость социального переворота, коренных изменений в отношениях собственности. В полемике с Бакуниным доказывал, что социальная революция не отменяет гос-во немедленно, но использует его в интересах социалистич. преобразования общества.

Р. ф. в эпоху крушения крепостничества и развития домонополистич. капитализма (2-я пол. 19 в.). Во 2-й пол. 19 в. в рус. философии резко обострилась и приняла открытые формы борьба между материализмом и идеализмом, в передовой мысли получили развитие и распространение философия и социология революц. демократизма (в 70-80-х гг. - революц. народничества). К этому периоду относится деятельность Чернышевского - "...великого русского гегельянца и материалиста..." (там же, т. 14, с. 344). Вплоть до 80-х гг. Чернышевский и его соратники - Шелгунов, Антонович и др., понимая историю философии как борьбу "двух линий", развивали глубокую критику идеализма Канта, Гегеля, позитивизма, агностицизма. Основную задачу материализма Чернышевский видел в обосновании материального единства мира, детерминизма и в разработке вытекающих отсюда филос. проблем, в особенности - в углублении связи материалистич. философии с естествознанием. Мир развивается по своим объективным законам. Закон - "природа, рассматриваемая со стороны своего действования". Хотя и недостаточно последовательно, Чернышевский рассматривал борьбу противоположностей как один из принципов развития природы и об-ва. Закон отрицания отрицания выражается в последоват. смене природных и обществ. форм, в частности путем их качеств. превращения. Вместе с тем диалектич. трактовка действительности совмещалась у Чернышевского с механистич. положениями (см. "Антропологич. принцип в философии").

Одна из центр. проблем философии Чернышевского и шестидесятников - проблема человека. Развивая монистический взгляд на человека, Чернышевский разработал систему антропологич. философии, трактовал человеч. деятельность как обусловленную в первую очередь биологич. и физиологич. константами, что было основной теоретич. причиной ограниченности его филос. материализма. Чернышевский отстаивал материалистич. теорию познания, принцип конкретности истины, стремился раскрыть содержание и формы процесса познания на основе диалектики и естествознания 19 в. С позиций материалистич. гносеологии Чернышевский критиковал эстетику Гегеля, сохранив при этом многие ее содержат. моменты. Продолжая традиции эстетики Белинского, разработал материалистич. эстетич. основы иск-ва критич. реализма.

Идеалистической теории иск-ва для иск-ва Чернышевский противопоставил революционно-демократич. концепцию иск-ва для народа.

Будучи в конечном счете историч. идеалистом, Чернышевский развил ряд материалистич. и диалектич. идей в социологии. Историю общества он считал закономерным, поступательным и познаваемым процессом. Внешнее проявление этого процесса в форме случайного, по Чернышевскому, следует отличать от внутренне необходимого; экономич. условия существования людей являются "коренной причиной почти всех явлений". Решающее значение в историч. движении общества принадлежит нар. массам. В зависимости от материального положения в обществе люди делятся на классы. Политич. и идеологич. борьба - следствие экономич. противоречий между классами и сословиями. Средства произ-ва должны быть переданы в руки производителей материальных благ - трудящихся. Общество с неизбежностью будет перестроено на социалистич. началах.

Др. представители материалистич. философии 60-х гг. - Добролюбов, Писарев, братья Серно-Соловьевичи и др. - развили широкую просветит. и революц. деятельность, внесли значит. вклад в материалистич. традицию обоснованием необходимой связи между философией и практикой революц. борьбы, критикой современных им течений идеализма, защитой идеи историч. прогресса, закономерного движения общества к экономич. и политич. свободе трудящихся. Передовые учёные (Сеченов, И. Мечников), а также революц. демократы 60-х гг., в особенности Писарев, Антонович, отстаивали принципы эволюц. теории дарвинизма, что в 60-70-х гг. имело большое значение в борьбе против идеалистич. и религ. мировоззрения. Разработка Добролюбовым проблем теории реалистич. иск-ва и эстетики - образец материалистич. подхода к иск-ву. И Добролюбов, и Писарев - блестящие критики современного им идеализма, официозной науки и ходячих представлений мещанского "здравого смысла". Добролюбов - один из первых в России критиков вульгарного материализма. В социологии вклад Добролюбова определяется в первую очередь глубокими мыслями о роли народных масс в истории. Продолжателями материалистической традиции в 60-80-х гг. были Шелгунов, Антонович, Салтыков-Щедрин, Стасов и др.; в конце 19 в. - Филиппов.

Экономич. и социальные последствия реформы 1861, развитие в стране капитализма и одновременно усиление политической реакции привели к изменениям в расстановке классовых сил и обострению классовой борьбы.

Осн. обществ. течение 70-80-х гг., отстаивавшее идею обществ. прогресса и само являвшееся его действенной силой, - революц. народничество. Позитивизм, элементы материализма и атеизм составляли существ. стороны мировоззрения революц. народников 70-80-х гг. Отд. народники (Лавров, Н. Утин, Берви-Флеровский, Ткачев и др.) внесли известный вклад в материалистич. филос. традицию своей критикой рус. и зап.-европ. идеализма и идеалистич. метафизики. В революц. народничестве заметна также ясно выраженная тенденция опираться на естеств.-науч. материализм. Но, тем не менее, в области философии революц. народники в общем сделали шаг назад от цельного филос. материализма Чернышевского. Вместе с тем среди революц. народников, склонных в философии к эклектизму в связи со своеобразным культом естеств. наук, широкое распространение получают идеи материалистически истолкованного позитивизма. Теоретики народничества, в особенности Бакунин, Лавров, Ткачев, затем Кропоткин, в своих теоретич. работах обосновывают необходимость "действенного" историч. идеализма (Бакунин и Кропоткин - в форме анархизма). Постановка вопроса о роли субъективного фактора в философии, науке и обществ. жизни - заслуга революц. народничества. Теоретич. решение этого вопроса было ошибочным, а практич. выводы - неверными. Лавров и Михайловский разрабатывали т.н. субъективную социологию, субъективный метод в социологии. Осн. задачу обществ. науки мн. революц. народники видели в разработке теории личности, для к-рой общество является полем приложения сил (у Кропоткина - "теория взаимной помощи"). Движущая сила историч. процесса - выдающиеся личности, "активное меньшинство", действующее в интересах достижения "высшего блага человечества" - идеального обществ. строя (социализма). В истории такая деятельность находит выражение в поступат. развитии человечества, в прогрессе. Законы обществ. развития народниками признаются, но трактуются в основном субъективистски. Капитализм рассматривается в основном как явление, не необходимое для рус. общества. Лучшим противоядием против капитализма народники считали "общинное сознание" рус. народа и общину, к-рая, по их мнению, может составить ячейку будущего социалистич. строя ("общинный социализм").

В течение длит. времени рус. освободит. движение вело напряженные поиски правильной науч. революц. теории. Знакомство передовых рус. мыслителей с идеями марксизма относится еще к разночинскому периоду освободит. движения. Уже в 40-60-е гг. отд. положения "Нищеты философии" Маркса и работы Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" использовались революц. демократами для критики капитализма, бурж. демократии и отчасти для обоснования социализма. В 1864-65 в России стали известны осн. положения "Манифеста Коммунистич. партии" (их изложение дал Лавров) и "Введения" к "К критике политической экономии" Маркса (на них ссылался в своих статьях Ткачев). В 1869 был издан рус. перевод "Манифеста Коммунистической партии" (предположительно принадлежащий Бакунину). В 70-е гг. распространение идей марксизма в России становится более широким. Гл. заслугой народников в распространении идей марксизма в России был перевод "Капитала", осуществленный Г. Лопатиным и Н. Даниэльсоном. Изучая и распространяя произведения Маркса и Энгельса, революц. народники не поднимались до органич. усвоения их филос. экономич. и историч. содержания. Народники не понимали главного в научном социализме - учения о всемирно-исторической роли пролетариата. Своеобразие взглядов народников заключалось в том, что, исходя из признаний самобытного ("некапиталистич.") пути развития России к социализму, ссылаясь на отсутствие в стране развитых бурж. отношений и малую численность пролетариата, они рассматривали марксизм лишь как специфически западную революц. теорию. В марксизме их привлекал революц. пафос, глубокая вера в осуществление социалистич. идеалов и особенно решит. критика Марксом и Энгельсом капитализма. Однако критика народниками капитализма преследовала иную цель: борьбу за некапиталистич. развитие страны. В 80-е гг. из общего потока народнич. движения выделяются пролетарско-демократич. течения, возникают первые марксистские кружки и группа "Освобождение труда". Народничество вступает в полосу тяжелейшего кризиса, в ходе к-рого перерождается в либеральное, враждебное марксизму. Возникает необходимость преодоления народнич. тенденций в рабочем движении. В осуществлении этой историч. задачи большую роль сыграла группа "Освобождение труда", в к-рую входили, кроме Плеханова, Засулич, Аксельрод, Дейч, Игнатов и др. Членами группы были переведены и изданы важнейшие произв. Маркса и Энгельса: "Нищета философии", "Развитие научного социализма", "Наемный труд и капитал", "18 брюмера Луи Бонапарта", "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" и др. В середине 80-х гг. возникли созданное Точиским "Товарищество СПБ мастеровых", кружок Благоева "Партия русских социал-демократов"; несколько позднее появились марксистские кружки Бруснева, Федосеева и др. Огромную роль в распространении марксизма в России и создании теоретич. предпосылок для образования Российской с.-д. рабочей партии сыграл Плеханов. Первым из рус. революционеров он доказал применимость марксизма к условиям страны, раскрыл бурж. характер российских обществ. отношений, сформулировал историч. задачи рус. рабочего класса. Он подверг глубокой критике филос. и социологич. основы народничества, показал их связь с политич. тактикой народников.

Плеханов был глубоким исследователем рус. философии. Первым из рус. марксистов он обратился к изучению философии революц. демократов - Герцена, Белинского и Чернышевского, подчеркнув их значение, а также преемственность в развитии революц. мысли в России.

Политич. ошибки, допущенные Плехановым в период создания РСДРП, выработки ее программы и тактики, привели его на позиции меньшевизма, что сказалось на теоретич. уровне его последующих филос. произведений. Однако, как об этом писал Ленин, теоретич. работы Плеханова 1883-1903-х гг. "... остаются прочным приобретением с.-д. всей России ..." (там же, т. 11, с. 375).

В Р. ф. 2-й пол. 19 в., в особенности среди представителей естеств. наук, распространяются позитивистские идеи и представления, в частности О. Конта и Г. Спенсера. Этот процесс затронул и нек-рых представителей материализма. Тенденции материалистич. истолкования позитивизма имели в 70-80-х гг. положит. значение, поскольку в определ. мере стимулировали разработку теоретич. и методологич. проблем естеств. наук, противостояли официально признанным догматам идеализма.

Вместе с тем значит. влияние приобретает религ.-идеалистич. философия Вл. Соловьева. Духовные импульсы, по Соловьеву, определяют развитие миpa; истинное знание достигается через цельный опыт, к-рый есть единство эмпирического, рационального и мистического. В своих последних работах Вл. Соловьев, стремившийся синтезировать в своем мировоззрении науку, философию и религию, отрицает за философией право на самостоят. существование. В целом в идеалистич. философии 70-80-х гг. можно выделить такие влият. течения, как религ. мистика (Юркевич и др.), почвенничество (Достоевский, Страхов и др.), неославянофильство (Данилевский и др.), неогегельянство (Чичерин, Дебольский и др.), позитивизм (Кавелин и др.).

Одновременно в среде передовой рус. интеллигенции усиливается влияние филос. материализма, революц.-демократич. идеологии. Потребностями экономики страны, вставшей на капиталистич. путь, объясняется бурное развитие естеств. наук. Успехи мировой науки - физики (теория электромагнитного поля, термодинамика), химич. атомистики, биологии (дарвинизм, физиология высшей нервной деятельности, генетика) - заставляли переосмысливать мн. фундамент, естеств.-науч. и филос. представления. В первую очередь начинает развиваться эволюц. теория (исследования А. О. Ковалевского, И. И. Мечникова, В. О. Ковалевского, А. Н. Северцова, М. А. Мензбира и др.). Филос. основы дарвинизма раскрывает К. А. Тимирязев. Сеченов создает кн. "Рефлексы головного мозга" (1863), в к-рой применяет естеств.-науч. методы для исследования сознания и воли. Ему принадлежит создание материалистич. концепции психич. деятельности как рефлекторной деятельности мозга. Развитию диалектико-материалистических представлений в России 2-й пол. 19 в. способствуют достижения химич. атомистики, напр., теория химич. строения органич. соединений Бутлерова. Открытие Менделеевым периодич. закона позволило вскрыть диалектику взаимных связей веществ, обогатило материалистическую атомистику. Разработка теории электромагнитного поля (А. Г. Столетов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев и др.) способствовала пересмотру понятий массы, энергии, выяснению их взаимосвязи. В математике благодаря работам П. Л. Чебышева, А. А. Маркова, А. М. Ляпунова теория вероятностей освобождается от субъективно-идеалистич. наслоений.

Р. ф. в эпоху империализма. В связи с ростом пролетариата и развитием классовой борьбы в эпоху империализма, прогрессом естествознания, усилением влияния диалектико-материалистич. мировоззрения и распространением идей научного социализма происходят большие изменения в содержании и характере развития философии в России.

Потребности философии (в особенности диалектики) и естеств. наук (в особенности физики и математики) вызвали в этот период интенсивное развитие рус. логич. мысли (работы Каринского, Васильева, Поварнина и др.). Одновременно активизируются старые и появляются новые, более рафинированные, формы идеализма. В конце 19 в. на первый план в рус. идеализме выдвигаются религ., интуитивистские и иррационалистич. течения. В конце 19 - нач. 20 вв. известное распространение получает неокантианство с его вниманием к вопросам логики и гносеологии (Введенский, Лапшин и др.). Спекулируя на методологич. запросах науки, неокантианство открывало путь для агностицизма, интуитивистских, иррационалистич. течений. Легальные марксисты (Струве, Бердяев и др.) предприняли попытку совместить экономич. материализм с неокантианским идеализмом. Представители русского идеализма 1-й половины 20 в. (С. и Е. Трубецкие, Бердяев, Булгаков, Лосский, С. Франк, Карсавин и др.) развивали мистико-религиозные и теософские идеи славянофилов и Вл. Соловьева. Многие идеи иррационалистов и интуитивистов нач. 20 в. были подхвачены идеологами рус. либерализма, к-рые выступили после революции 1905-07 с открытым призывом к борьбе с материалистами и демократами (см. Веховство). В политич. отношении рус. идеалисты (Бердяев, Струве, Н. Лосский, Зеньковский, С. Франк и др.) стали филос. выразителями кадетской идеологии, приняли активное участие в политич. борьбе на стороне бурж.-помещичьей реакции. После Великой Октябрьской социалистич. революции рус. философы-идеалисты, жившие в эмиграции, оказали влияние на отд. течения зап. бурж. философии и социологии (Бердяев, Шестов, П. Сорокин и др.). Их произведения и поныне служат осн. идейным источником совр. бурж. представлений об истории Р. ф.

До конца 19 в. прогрессивные идеи Р. ф. способствовали формированию нац. культур (в частности, философии) др. народов России, оказывали положит. влияние на развитие культур зарубежных, особенно родственных славянских, народов. С распространением в России философии марксизма и его высшего этапа - ленинизма - идеология ленинизма постепенно приобретает доминирующую роль и с победой Октябрьской революции становится важнейшим фактором в развитии мировой обществ. мысли.

С деятельностью Ленина открывается новый период в философии диалектического и исторического материализма. В произведениях Ленина 90-х гг. ("Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов", "От какого наследства мы отказываемся?", "Экономич. содержание народничества..." и др.) народничество как идейное течение было развенчано окончательно. Одновременно Ленин исследовал вопросы диалектико-материалистич. философии, связанные, в частности, с критикой субъективистской социологии народников, неокантианской ревизии марксизма и буржуазного объективизма легальных марксистов.

Эпоха империализма выдвинула перед марксистской философией новые проблемы; разработка этих проблем составляет важнейший элемент теоретич. деятельности Ленина в конце 19 - нач. 20 вв. В центре внимания Ленина - проблемы историч. материализма, филос. обоснование социалистич. революции, борьба за науч. мировоззрение последовательно революц. рабочего класса. Принципиальное значение для последующего развития диалектико-материалистич. философии имели произведения Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" и "Философские тетради", в к-рых разработаны важнейшие положения теории познания. Гл. направление филос. исследований Ленина в этот период - диалектика обществ. развития эпохи империализма, в особенности материалистич. понимание войн и революций ("Империализм как высшая стадия капитализма"), а также обоснование тезиса о возможности победы социализма первоначально в одной отдельно взятой стране ("Государство и революция" и др. произведения). Ленин разработал проблематику научной истории русской домарксистской философии, выдвинув и обосновав положения, к-рые имеют важнейшее методологич. значение для истории философии как науки (общие и специфич. закономерности историко-филос. процесса, периодизация истории философии, соотношение интернационального и национального, принцип партийности и др.). Великая Октябрьская социалистическая революция знаменовала победу диалектико-материалистического мировоззрения. Наследие рус. материалистич. философии стало важным элементом социалистич. культуры. О дальнейшем развитии Р. ф. см. в ст. Философская наука в СССР.

В. Евграфов, В. Малинин. При участии Н. Уткиной (филос. вопросы естествознания). Москва.

Лит.: 1. Работы основоположников марксизма-ленинизма. Маркс К., [Конспекты и выписки К. Маркса из рус. книг], Архив Маркса и Энгельса, т. XI, [Л.], 1948; его же, [Рукописи К. Маркса], там же, т. XII, Л., 1952; его же, Капитал. Послесловие ко второму изданию, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 23; Энгельс Ф., Эмигрантская лит-ра, там же, т. 18; его же, Послесловие к работе "О социальном вопросе в России", там же, т. 22; Ленин В. И., Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, там же; его же, От какого наследства мы отказываемся?, там же, т. 2; его же, Развитие капитализма в России, там же, т. 3; его же, Материализм и эмпириокритицизм, там же, т. 14; его же, Лев Толстой, как зеркало рус. революции, там же, т. 15; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Пятидесятилетие падения крепостного права, там же, т. 17; его же, "Крест. реформа" и пролетарски-крест. революция, там же; его же, Памяти Герцена, там же, т. 18; его же, Две утопии, там же; его же, О народничестве, там же; его же, Роль сословий и классов в освободит. движении, там же, т. 19; его же, Из прошлого рабочей печати в России, там же, т. 20; его же, Народники о Н. К. Михайловском, там же; его же, О нац. гордости великороссов, там же, т. 21; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 33; его же, Философские тетради, там же, т. 38.

2 . О б щ и е р а б о т ы. Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, т. 1-2, Л.-М., 1925; его же, Избр. филос. произведения, т. 1-5, М., 1956-58; Краткий очерк истории философии, под ред. А. Щеглова, М., 1940; Васецкий Г., Иовчук М., Очерки по истории рус. материализма XVIII и XIX веков, М., 1942; Ананьев Б. Г., Очерки истории рус. психологии XVIII и XIX веков, [M.], 1947; Из истории рус. материалистич. философии, под ред. Г. С. Васецкого, М., 1949; Из истории рус. философии. Сб. ст., М., 1951; Из истории рус. философии 18-19 вв., М., 1952; Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР, т. 1-2, М., 1955-56; Зубов В. П., Историография естеств. наук в России (XVIII в. - первая половина XIX в.), М., 1956 (имеется библ.); Моск. ун-т и развитие филос. и обществ.-политич. мысли в России, М., 1957; Герцен А. И., О развитии революц. идей в России, М., 1958; Краткий очерк истории философии, М., 1960; Щипанов И. Я., Об отношении в Советском Союзе к филос. наследию рус. мыслителей прошлого и критика реакц. бурж. извращений, в кн.: Против совр. фальсификаторов истории рус. философии, М., 1960; Галактионов Α., Никандров П., История рус. философии, М., 1961; Очерки по истории логики в России, М., 1962; Maлинин В. Α., Осн. проблемы критики идеалистич. истории рус. философии, [М.], 1963; Сидоров М. И., В. И. Ленин и вопросы истории рус. материалистич. философии, М., 1962; Стяжкин Н. И., Силаков В. Д., Краткий очерк истории общей и математич. логики в России, М., 1962; Гавриил [Воскресенский], История философии, 2 изд., ч. 1-6, Каз., 1839-40; Коялович М., История рус. самосознания по историч. памятникам и науч. сочинениям, СПБ, 1884; Троицкий M. M., Учебник логики с подробными указаниями на историю и совр. состояние этой науки в России и других странах, 2 изд., кн. 1, М., 1886; [Колубовский Я. H.], Философия у русских, в кн.: Ибервег-Гейнце, История новой философии, пер. с нем., СПБ, 1890; Кирхнер Φр., История философии с древнейшего до настоящего времени, пер. с нем. с доп. ст. "Рус. философия" В. Чуйко, СПБ, 1895; Волынский А. Л., Рус. критики, СПБ, 1896; Введенский Α., Судьбы философии в России, "Вопр. философии и психологии", 1898, кн. 42; его же, Философские очерки, вып. 1, СПБ, 1901; Бобров Εвг., Философия в России. Материалы, исследования и заметки, вып. 1-6, Каз., 1899-1903; его же, Лит-ра и просвещение в России в XIX в., т. 1-4, Каз., 1901-03; Филиппов М., Судьбы рус. философии, СПБ, 1904; 2 изд., СПБ, 1910; Иванов-Разумник Р. В., История рус. обществ. мысли, т. 1-2, СПБ, 1907; Грузенберг С., Очерки совр. рус. философии, СПБ, 1911; Рожков Н., Основы науч. философии, СПБ, 1911; Милюков П., Гл. течения рус. историч. мысли, 3 изд., т. 1, М., 1913; его же, Очерки по истории рус. культуры, ч. 3, вып. 1-2, СПБ, 1909-1913; Радлов Э., Очерк истории рус. философии, 2 изд., П., 1920; IIIпет Г. Г., Очерк развития рус. философии, ч. 1, П., 1922; Яковенко Б. В., Очерки рус. философии, Берлин, 1922; Саккулин П. Н., Рус. лит-ра и социализм, 2 изд., ч. 1, М., 1924; Чижевский Д. И., Гегель в России, Париж, [1939]; Зеньковский В. В., История рус. философии, Париж, 1948-50; Haumant É., La culture française en Russie (1700-1900), 2 éd., P., 1913; Masaryk Th., Zur russischen Geschichts-und Religionsphilosophie, Bd 1-2, Jena, 1913; его же, The spirit of Russia, 2 ed., v.l-2, L.-N. Y., 1955; Duff J. D. (ed.), Russian realities and problems, Camb., 1917; Коуré Α., La philosophie et le problème national en Russie au debut du XIX siècle, P., 1929; его же, Etudes sur l'histoire de la pensée philosophique en Russie, P., 1950; Hecker J. F., Russian sociology, L., 1934; Jakovenko B. V., Geschichte des Hegelianismus in Russland, Bd 1, Prag, 1938; Coquart Armand, Dmitri Pisarev (1840-1868) et l'idéologie du nihilisme russe, P., 1946; Berdyaev Ν. Α., The Russian idea, L., 1947; Berti G., Il pensiero democratico russo del XIX, Firenze, 1950; Schultze В., Russische Denker, W., 1950; Hare R., Pioneers of Russian social thought, L., 1951; Venturi F., Il populismo russo, v. 1-2, Torino, 1952; его же, Roots of revolution, N. Y., 1960; Tompkins S., Russian mind, v. 1, Oklahoma, 1953; Со1e G. D. H., A history of socialist thought, v. 2, L., 1954; Baumgarten Α., Die Geschichte der abendländischen Philosophie, Basel, 1955; Münzer E., Solovjev, prophet of Russian-Western unity, N. Y., 1956; Slavische Geisteswelt, Russland, Hrsg. M. Winkler, Baden-Baden, [1955]; Hegel bei den Slaven, 2 Aufl., Bad Homburg, 1961.

Литература по периодам. I. Пекарский П., Введение в историю Просвещения в России XVIII столетия, СПБ, 1862; его же, Наука и лит-ра в России при Петре Великом, т. 1-2, СПБ, 1862; Чистович И., Феофан Прокопович и его время, [СПБ, 1868]; Корсаков Д. Α., Из жизни рус. деятелей XVIII века, Каз., 1891; Тихонравов Н. С., Моск. вольнодумцы начала XVIII века и Стефан Яворский, Соч., т. 2, М., 1898; Костомаров Н. И., Великорус. религ. вольнодумцы в XVI веке, Собр. соч., т. 1, кн. 1, СПБ, 1903; Моск. политич. лит-ра XVI в., СПБ, 1914; Иконников В. С., Максим Грек и его время, 2 изд., К., 1915; Радлов Э., Очерк рус. филос. литературы XVIII века, "Мысль", 1922, кн. 2-3; Ρайнов Т., Наука в России XI - XVII вв., ч. 1-3, М.-Л., 1940; Вавилов С. И., Ломоносов и рус. наука, М., 1947; Будовниц И. У., Рус. публицистика XVI в., М.-Л., 1947; Райков Б. Е., Очерки по истории гелиоцентрич. мировоззрения в России, 2 изд., М.-Л., 1947; История культуры древней Руси, т. 1-2, М.-Л., 1948-1951; Макогоненко Г., Николай Новиков и рус. просвещение XVIII в., М.-Л., 1951; Греков Б. Д., Киевская Русь, [М.], 1953; Казаковa Η. Α., Лурье Я. С., Антифеод. и еретич. движения на Руси XIV - начала XVI века, М.-Л., 1955; Гудзий Н. К., История древней рус. лит-ры, 6 изд., М., 1956; Петров Л., Филос. взгляды Прокоповича, Татищева и Кантемира, "Труды Иркутского гос. ун-та. Сер. философии", 1957, т. 20, вып. 1; Бетяев Я. Д., Обществ.-политич. и филос. мысль в России в первой половине XVIII в., Саранск, 1959; Козлов Н. С, Развитие обществ.-политич. и филос. мысли в эпоху рус. Средневековья. IX - XVI вв., М., 1961; Коган Ю. Я., Очерки по истории рус. атеистич. мысли XVIII в., М., 1962; Мавродин В. В., Классовая борьба и обществ.-политич. мысль в России в XVIII в., (1725-1773 гг.), Л., 1964.

II. Скабичевский Α., Очерки развития прогрессивных идей в нашем обществе. 1825-1860, СПБ, 1872; Градовский Α., Первые славянофилы, в его кн.: Национальный вопрос в истории и литературе, СПБ, 1873; Мамонов Э. [Дмитриев-Мамонов Э. Α.], Славянофилы. Историко-критич. очерк, "Русский архив", 1873, кн. 2; Πанов И., Славянофильство как филос. учение, "Журн. М-ва нар. просвещения", 1880, т. 11; Линицкий П. И., Славянофильство и либерализм, Киев, 1882; Ветринский Ч., Т. Н. Грановский и его время, 2 изд., СПБ, 1905; Πыпин А. Н., Характеристики лит. мнений от двадцатых до пятидесятых годов, 3 изд., СПБ, 1906; Лемке М., Николаевские жандармы и литература 1826-1855 гг., 2 изд., СПБ, 1909; Πлеханов Г. В., Пессимизм как отражение экономич. действительности, Соч., т. 10, М.-П., [б. г.]; Вороницын И. П., Декабристы и религия, 2 изд., [М.], 1929; Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Πугачев В. В., Из истории рус. обществ.-политич. мысли начала XIX века (от А. Н. Радищева к декабристам), "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та. Сер. историко-фи-лологич.", 1962, вып. 57; Каменский З. Α., Филос. идеи рус. просвещения (первая четверть XIX в.), М., 1965 (Дисс).

III. Витязев П. (Ф. И. Седенко), П. Л. Лавров и Н. К. Михайловский, П., 1917; Лемке М., Политич. процессы в России 1860-х гг., 2 изд., М.-П., 1923; Шрейдер Α., Очерки философии народничества, Берлин, 1923; Стеклов Ю., Н. Г. Чернышевский, 2 изд., т. 1-2, М.-Л., 1928; Маркова О., Нелегальная русская печать 60-80-х годов о Марксе и марксизме, "Каторга и ссылка", 1933, M 3; Евгеньев-Максимов В., "Современник", в 40-50-х гг. От Белинского до Чернышевского, [Л., 1934]; Левин Л., Произведения Маркса и Энгельса в дореволюционной России, "Тр. Моск. гос. библиотеч. ин-та", 1938, т. 1; Шульгин В., К. Маркс и Ф. Энгельс и передовая обществ. и науч. мысль России 70-80-х годов, "Ист. журн.", 1944, No 4; Максимов Α. Α., Очерки по истории борьбы за материализм в рус. естествознании, [М.], 1947; Иовчук М. Т., Осн. черты рус. классич. материалистич. философии XIX в., 2 изд., Минск, 1949; Василенко К.С., Общество переводчиков и издателей, "Вестн. МГУ. Сер. общ. наук", 1956, вып. 2, No 4; Калекина О., Издание марксистской литературы в России конца XIX в., М., 1957; Козьмин Б. П., Рус. секция Первого Интернационала, М., 1957; Левин Ш. Μ., Обществ. движение в России в 60-70-е годы XIX в., М., 1958; Mаслин А. Н., Материализм и революционно-демократич. идеология в России в 60-х годах XIX века, М., 1960; Поляков М. Я., Виссарион Белинский. Личность - идеи - эпоха, М., 1960; Конкин С. С., Философско-эстетич. позиция журнала "Русское слово" в 1863-1866 годах, Стерлитамак, 1961; Πантин И. К., Материалистич. мировоззрение и теория познания рус. революц. демократов, М., 1961; Чубинский В. В., М. А. Антонович. Очерк жизни и публицистич. деятельности, [Л.], 1961; Из истории рус. литературы и философии, "Уч. зап. Арзамасского гос. пед. ин-та", 1962, т. 5, вып. 2; Mалинин Β. Α., Сидоров М. И., Предшественники науч. социализма в России, М., 1963; Проблемы изучения Герцена, М., 1963; Азнауров Α. Α., Очерки по этике великих рус. революц. демократов, Баку, 1964; Из истории обществ. мысли и общественного движения в России. [Сб. ст.], Саратов, 1964; Революц. народничество 70-х годов XIX века. Сб. документов и материалов, т. 1-2, М.-Л., 1964-65; Н. А. Добролюбов. Статьи и материалы, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та", 1965, вып. 71.

IV. Боцяновский В. Ф., Богоискатели, СПБ-М., 1911; Ангарский Н., Легальный марксизм, М., 1930; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, [М.], 1949; Сидоров М. И., Г. В. Плеханов и вопросы истории рус. революционно-демократич. мысли XIX в., М., 1957; Шестаков М. Г., Борьба В. И. Ленина против идеалистич. социологии народничества, [2 изд.], М., 1959; Водзинский Е. И., Рус. неокантианство и его реакц. сущность, "Вестн. ЛГУ. Сер. экон., филос. и права", 1959, вып. 1, No5; Чагин Б. Α., Борьба марксизма-ленинизма против философ. ревизионизма в конце XIX - начале XX вв., Л., 1959; его же, Из истории борьбы В. И. Ленина за развитие марксистской философии, Μ., 1960; его же, Г. В. Плеханов и его роль в развитии марксистской философии, М.-Л., 1963; Расулов Т. Α., Критика В. И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX в., Баку, 1960; Чуева И. П., Критика идей интуитивизма в России, М.-Л., 1963.

V. Библиография. Колубовский Я. Н., Материалы для истории философии в России. 1855-1888, "Вопр. филос. и психол.", 1890-91, 1898, кн. 4-7, 8, 44; его же, Филос. ежегодник. Обзор книг, статей и заметок..., [т.] 1-2, М., 1894-96; Гиляров А. Н., Обзор филос. литературы за последние годы, Киев, 1898; Систематич. указатель рус. литературы... по новой философии, в кн.: Виндельбанд В., История новой философии..., т. 2, СПБ, 1905, с. 380-417; Указатель статей, рецензий и заметок, напечатанных в ж. "Вопросы философии и психологии" за двадцатилетие 1889-1909, М., 1910; Нелидов Ф. Ф., Западники 40-х годов, М., 1910 (библ., с. 263-72); Книги по философии. Логика, теория познания, психология, метафизика, этика и эстетика, М., [1914]; Фомин И. И., Введение в историю новой философии, М., 1906 (имеется библ.); Ященко Α., Рус. библиография по истории древней философии, Юрьев, 1915; [Дрей М.], Опыт библиографич. указателя лит-ры по истории революц. движения 70-х годов (народничество), "Вестн. Комм. Акад.", 1925, No 10; Колубовский И. [сост.], Библиография. Рус. литература о Шеллинге, в кн.: Шеллинг Ф. В. И., Система трансцендентального идеализма, Л., 1936; Примаковский А. П., Библиография по логике, М., 1955; История СССР. Указатель советской литературы за 1917-1952 гг., т. 1-2, М., 1956-58; История философии. Краткий указатель осн. литературы и источников, т. 2, М., 1957, с. 643-90, т. 4, М., 1959, с. 579-650; "Красный архив" - историч. журнал. 1922-1941. Аннотированный указатель содержания, сост. Р. Я. Зверев, М., 1960; Дробленкова Η. Φ. [сост.], Библиография сов. рус. работ по литературе XI - XVII вв. за 1917-1957 гг., М.-Л., 1961; История рус. литературы XIX в. Библ. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1962; История рус. литературы конца XIX - начала XX в. Библ. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М.-Л., 1963.

В. Карпачев. Свердловск.

В начало энциклопедии