Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЧИЧЕРИН

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЧИЧЕРИН

Борис Николаевич (26 мая 1828 - 3 февр. 1904) - рус. философ-гегельянец, теоретик гос-ва и права, историк и публицист. Учился в Моск. ун-те у Грановского. Проф. права Моск. ун-та (1861-1868). Начал свою деятельность в лагере западников как один из последних представителей "идеалистов 40-х гг.". При Александре II стал воспитателем наследника престола. Крупный помещик Тамбовской губ., Ч. активно участвовал в обществ. земской деятельности. Был московским гор. головой (1882-83).

Ч. выступал как против позитивизма (кн. "Положит. философия и единство науки", М., 1892, содержит обстоят. критику учения Конта), так и против мистич. и теократич. идей В. Соловьева (с к-рым он находился в многолетней полемике по поводу соч. "Оправдание добра").

Испытав в молодости глубокое влияние Гегеля, Ч. около полувека оставался виднейшим представителем правого гегельянства в России, его выразителем прежде всего в соц.-политич. сфере ("История политич. учений", ч. 1-5, М., 1869-1902). Ч. стремится пересмотреть ряд положений Гегеля: идею поступат. развития он заменяет "диалектическим вращением", а гегелевскую триаду - "тетрадой", вводя вместо антитезиса два перекрещивающихся момента - распадения первичного единства на отвлеченно-общее и отвлеченно-частное. Диалектика для Ч. становится не методом получения нового знания, а только средством систематизации существующего. Ставя, в отличие от Гегеля, религию как форму конкретного постижения выше философии как формы абстрактного созерцания, Ч. намечает переход к религ. философии, поскольку абс. бытие выступает у него как самосознание ("Наука и религия", М., 1879, 2 изд., М., 1901) - идея, развитая затем в учении об абс. сознании (напр., у Е. Трубецкого). Соединение гегелевского монизма с утверждением свободы воли определяет противоречие системы Ч., сказавшееся прежде всего в его социальной этике, близкой учению Кареева. Ч. стремился разделить сферы нравственности и права (к-рое в качестве принудит. нравственности есть безнравственность); как гарантия личной свободы право является ограничением свободы внешней (ср. теории Общественного договора). Идеальная форма правового гос-ва для Ч. - конституц. монархия. Он отстаивает принцип частной собственности и невмешательства гос-ва в экономику. Взгляды Ч. явились источником идеологии конституц.-демократич. партии (кадетов).

В рус. историографии Ч. - один из основателей т.н. юридической (гос.) школы, исходящей из ведущей роли гос. и юридич. форм в историч. процессе. В ранних историч. работах Ч., опираясь на философию права Гегеля, утверждает единство "удельного" периода рус. истории и зап.-европ. феодализма.

Соч.: Мистицизм в науке, М., 1880; Основания логики и метафизики, М., 1894; Курс гос. науки, ч. 1-3, М., 1894-1898; Философия права, М., 1900; Вопросы философии, М., 1904; Система химич. элементов, М., 1911; Воспоминания, [т. 1-4], М., 1929-34.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 1, с. 335; т. 21, с. 73; Герцен А. И., Собр. соч., т. 13, М., 1958, с. 30-34, 361-63, 404-06; т. 14, М., 1958, с. 148, 261-64; Михайловский И., Радлов Э., Чичерин, в кн.: Энциклопедич. словарь Брокгауз-Эфрон, т. 38-а, СПБ, 1903; Вышеславцев Б., Несколько слов о миросозерцании Б. Н. Ч., в сб.: Свободная совесть, кн. 1, М., 1906; Коркунов Н. М., История философии права, 6 изд., СПБ, 1915; Чижевский Д. И., Гегель в России, Париж, [1939]; Алексеев Н. Н., Религ.-филос. идеи и личность Б. Н. Ч. в свете его воспоминаний, "Путь", 1930, No 24; Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956; История философии, т. 4, М., 1959, с. 65-70; Галактионов Α. Α., Никандров П. Ф., История рус. философии, М., 1961, с. 387-95; Гульбинский И., Б. Н. Ч. Библиографич. очерк, "Библиографич. известия", 1914, No 1-2.

Д. Ляликов. Москва.

В начало энциклопедии