Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭМАНАЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭМАНАЦИЯ

ЭМАНАЦИЯ (позднелат. emanatio - истечение, исхождение, распространение, от лат. emano - вытекаю) - популярный термин антич. философии, обозначающий исхождение низших областей бытия из высших, когда высшие остаются в неподвижном и неисчерпаемом состоянии, а низшие выступают в постепенно убывающем виде вплоть до нуля. М а т е р и а л и с т и ч. учение об Э. принадлежит в той или иной мере почти всей древней натурфилософии. Так, Эмпедокл (А 90, В 109а) объяснял зрение истечениями из элементов, производящими соответствующие раздражения наших органов чувств. Систематич. форму это учение приобрело у атомистов, к-рые учили об отделении от атомов того, что они называли "видиками" (εἴδωλα). Эти "видики", "истекая" из самих атомов, попадают и в органы человеч. чувств, становясь причиной соответствующих ощущений (Левкипп А 29, ср. 30-31; Демокрит А I, 121, 135). И д е а л и с т ы учили об истечениях из идеального мира в материальный. Платонизм выдвинул учение об Э. сверхразумного и сверхсущего Единого, или Блага, что у Платона (R. Р. VI 508а-509d) дано в полумифич. форме учения о Благе как о сверхразумном Солнце, излучающем из себя все бытие, т.е. дающем возможность всему быть, и быть познаваемым. Аристотель, не признавая такого Единого и считая, что оно является попросту единством разнообразного, развил учение об Э. как об энергии в противоположность потенции (Met. IX 6-9) и как о перводвигателе (Met. XII 6-10), к-рый движет всем миром энергийно. Это учение было разработано неоплатонизмом, в учении об Э. к-рого слились три тенденции: 1) платоновское понятие о Едином, соединенное с аристотелевской энергией; 2) представление о всеобщей текучести вещей в духе эллинистич. субъективизма, развитое особенно в стоицизме, вслед за к-рым неоплатоники понимали Э. в духе провиденциализма, фатализма и телеологии; 3) идеи монистической, имманентно присущей всей действительности активной подвижности первоначала. Стоики понимали это материалистически - как истечение первоогня, охватывающего своими творческими потоками ("художественно-творческий огонь") всю действительность в виде огненной пневмы, доходящей до теплого дыхания у человека и замирающего в неорганич. природе. Стоило только понять эти стоич. истечения провиденциально-фаталистически и интимно-творчески (а их энергийно-смысловая природа была разработана уже Аристотелем), как уже получалось развитое неоплатонич. учение об Э. Таковы идеи Плотина о творч. "истечении" (III 4,3; 7,2; 8,9; IV 5, 2; 7,5; VI 7, 12, 22), световом излучении (I 1,8; V 1,6; 3, 15; VI 7, 5), оставляющем первооснову без всякой убыли в течение всей вечности (III 8, 9; IV 9, 5) и действующем не произвольно, но по строгим законам действительности (III 2,2; IV 8, 6; V 4, 1). Эту теорию Э. подробно разработал Прокл, пользовавшийся для Э. технич. термином πρόοδος "выхождение", "исхождение"), употребляемым, впрочем, уже Плотиной (VI 3, 12). У Прокла же учение об Э. достигло своего окончат, диалектич. и структурного оформления: "пребывание на месте" - Э. - "возвращение". В конце концов, несмотря на весь идеализм этой теории, интуитивно он остался все-таки в пределах того круговорота вещества в природе, к-рый издавна проповедовала еще древнегреч. натурфилософия. Учение об Э. встречается в философии средневековья и Возрождения. Здесь оно столкнулось с монотеистич. противопоставлением творца и твари и только сравнит, редко оставляло неприкосновенным теорию теистич. вероучения (как, напр., в Ареопагитиках или у Николая Кузанского). Большей же частью оно вносило сильный пантеистич. элемент, благодаря чему и приводило теистич. теорию креационизма к полной катастрофе (как напр., у Иоанна Скота Эриугена, нем. мистиков 14 в. или в натурфилософии Возрождения, особенно у Бруно).

Лит.: Muller H. F., Plotinische Studien I, "Hermes", 1913, Bd 48, S. 408-25; Armstrong A. H., "Emanation" in Plotinus, "Mind", 1937, v. 46, p. 61-66; Beierwaltes W., Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik, Fr./M., 1965, S. 118-64.

А. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии