Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВЕНГЕРСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ

Истоки прогрессивных традиций венг. философии относятся к эпохе Возрождения. Поэт-гуманист Янус Паннониус (1434-72) писал стихи на лат. языке. Он был известен в Европе как представитель свободомыслия Возрождения, проповедовавший антиклерикальные эпикурей-ские идеи. Венг. мыслитель эпохи Реформации и Контрреформации Апацаи Чери был последователем англ. пуританизма, философии Декарта, борцом за просвещение народа, выступал против обществ. и культурной отсталости. В гл. труде "Венгерская энциклопедия" (Сsere, Jànos Apàczai, Encyclopaedia, 1653) он развивал проблемы логики и педагогики.

Опираясь на франц. материализм 18 в., венг. просветители отстаивали последовательно материалистич. мировоззрение. Первым представителем венг. Просвещения был философ-материалист Бешеньеи. В филос. очерках и лит. произведениях Бешеньеи выступал против религии, церкви, феод. гнета, защищал нац. независимость Венгрии; он перевел на венг. язык отрывки из соч. Гольбаха "Система природы". В 90-х гг. 18 в. под влиянием франц. революции в Венгрии возникло респ. революц. движение, одним из первых организаторов и идеологов к-рого был Мартинович. В соч. "Философские мемуары, или Разоблаченная природа" (I. Martinovics, Mémoires philosophiques ou la nature dévoilée, 1787) под влиянием Гольбаха Мартинович развивал метафизич.-материалистич. взгляды по вопросам теории познания. Он стоял на позициях атеизма и стремился дать материалистич. объяснение совр. ему проблем естествознания, в первую очередь биологии. Пропагандистом идей Просвещения являлся также поэт Чоконаи-Витез (1773-1805).

Жестокое подавление респ. движения 90-х гг. 18 в. и наступление реакции приостановили революц.-просветительскую пропаганду в Венгрии. На первый план выдвинулось влияние нем. романтизма. Однако победа реакции не сняла с повестки дня жгучих вопросов обществ. развития Венгрии - ликвидации феодализма и завоевания нац. независимости. В 1-й пол. 19 в. происходило медленное, но все усиливающееся развитие капитализма, особенно в с. х-ве. Проблемы обществ. прогресса и нац. независимости снова стали центром идеологич. борьбы, находя свое выражение, прежде всего в области развития нац. языка и лит-ры. С требованием реформы выступали и отд. слои венг. дворянства. В этот период, получивший название "эпохи реформ", выступал поэт, критик и философ Кёльчеи (1790-1838), к-рый сочетал в своем творчестве идеи бурж. прогресса и нац. независимости. Его обществ.-политич. идеи были связывающим звеном между венг. просвещением конца 18 в. и революц. демократией 1848. Кёльчеи занимался изучением эстетики, этики и истории философии. Деятель бурж. движения Сеченьи (1791-1860) предложил программу реформ крупного землевладения. В то же время он считал возможным осуществление бурж. прогресса без революции и завоевания политич. независимости страны. Вождь бурж. революции и освободит. войны 1848-49 Кошут (1808-94) считал условием завоевания нац. независимости развитие отечеств. пром-сти и выступил с требованием ликвидации крепостничества. В это время больших успехов достигло естествознание. Математик Я. Бойай (Больяй) параллельно с Лобачевским разработал ряд проблем неэвклидовой геометрии. В "эпоху реформ" в Венгрии получил распространение идеализм Гегеля, а затем философия гегельянцев. Влияние левого гегельянства выражено в творчестве Эрдейи, эстетика к-рого основывалась на объективно-идеалистич. историзме. Он отстаивал народность лит-ры и первым попытался создать историю венг. философии.

Представителями революц. демократизма являлись наиболее последоват. борцы за осуществление революции в Венгрии - Петёфи, Вашвари и Танчич. В их мировоззрении революц. демократизм сочетался с утопич. социализмом. Революц. демократизмом проникнута поэзия Петёфи. В мировоззрении поэта идея нац. независимости сочеталась с идеей "всемирной свободы". Петёфи боролся не только за раскрепощение крестьян, но и против всякого угнетения и эксплуатации, призывая к нар. революции. На историко-филос. взгляды соратника Петёфи - Вашвари - большое влияние оказало гегельянство. Вашвари обосновал революцию как естеств. развитие "мирового духа", употребляя это понятие в смысле "всемирной свободы". Он был сторонником утопич. социализма, особенно идей Кабе. Выразителем интересов крепостного крестьянства был Танчич, к-рый вел борьбу за уничтожение крепостничества и популяризировал идеи утопич. социализма. Участник революции, словак Горарик поддерживал идеи революц. демократизма, выступал с пропагандой материалистич. философии, критикой церкви и религии.

Революция 1848-49 проложила путь интенсивному развитию капитализма, к-рое происходило, однако, по "прусскому" пути, при сохранении остатков феодализма. Отсутствие нац. независимости чрезвычайно осложняло классовую борьбу в Венгрии.

После поражения революции и освободит. войны, в годы реакции и нац. гнета, революц.-демократич. тенденции были вытеснены либерализмом. Кемень (1814-74) проповедовал бесплодность революции, ссылаясь на то, что революция якобы чужда венг. духу, утверждал, что за всяким революц. выступлением кроется опасность пролетарской революции. Этвеш, выступавший до революции с критикой бурж. обществ. отношений, после 1848 в соч. "Влияние господствующих идей 19 века на государство" (J. Εötvös, А XIX század uralkodó eszméinek befolyása az álladalomra) излагал идеи реакц. бурж. либерализма. Создание в 1867 Австро-Венгрии представляло собой сделку венг. земельной аристократии и австр. буржуазии. Офиц. идеологией послереволюц. периода стал реакц. бурж. либерализм. Консерватизм в области философии проявлялся в господстве религ. учений и идеалистич. систем (неокантианство, позитивизм и т.д.). Бурж. демократизм развивался гл. обр. в творчестве поэтов и писателей. С позиций, близких к революц. демократизму, писатель Ади (1877-1919) подверг критике венг. капитализм, остатки феодализма и церковь.

Во 2-й пол. 19 в. на историч. арену выступил венг. рабочий класс. Одновременно с возникновением венг. рабочего движения начался процесс его соединения с марксизмом. Первым пропагандистом марксизма в Венгрии был один из участников Парижской Коммуны 1871 Френкель (1844-96), к-рый руководил венг. рабочим движением и проповедовал идеи классовой борьбы и пролетарской революции. В нач. 20 в. в руководстве венг. с.-д. партии взял верх оппортунизм, перенимавший идеи междунар. реформизма, в первую очередь нем. и австр. ревизионизма, и либеральные идеи бурж. радикалов. Бурж. радикализм подвергал критике феод. пережитки, но эта критика велась с позиций идеализации бурж. демократии Запада и отрицания ведущей роли рабочего класса. Представители бурж. радикализма Яси (1875-1957) и Сенде (1879-1935) с позиций бурж. позитивистской социологии полемизировали с марксизмом, гл. обр. с учением историч. материализма о гос-ве. Крупнейшим представителем марксистской философии в период, предшествовавший возникновению коммунистич. партии, был Э. Сабо, сделавший важный вклад в дело пропаганды трудов Маркса и Энгельса в Венгрии. В дальнейшем он попал под влияние анархо-синдикализма.

Последоват. представителем диалектич. и историч. материализма в венг. рабочем движении выступила Коммунистическая партия, основанная 20 ноября 1918, под руководством Белы Куна. Распространение марксистской философии, борьба с идеализмом и религией особенно усилились в период существования Венг. сов. республики 1919. Героич. борьба Венгерской советской республики, просуществовавшей 133 дня, обогатила значит. революц. опытом венг. и междунар. рабочее движение. После падения сов. республики Коммунистич. партия Венгрии в условиях контрреволюц. террора вела активную борьбу против реакц. бурж.-помещичьей политики и идеологии. Характерными чертами офиц. идеологии хортистского режима являлись: идеалистич. "история духа" (Секфю), оправдывающая контрреволюцию, крайний национализм и клерикализм. Ведущую роль в офиц. философии играли наиболее реакц. идеалистич. течения, непосредственно поддерживавшие религию. Идеология контрреволюции была направлена своим острием против теории и практики марксизма-ленинизма. филос. деятельность марксистов-ленинцев в период между двумя войнами была неотъемлемой частью классовой борьбы в Венгрии. Венг. философы-марксисты Рудаш (1885-1950), Реваи (1898-1959), Фогараши (1891-1959), Мольнар (р. 1894) вели работу частью в эмиграции, частью в подполье. В центре их теоретич. деятельности находился анализ проблем обществ. развития в Венгрии. Венг. коммунисты (Рудаш, Фогараши) выступали с критикой различных антимарксистских течений - народнич. идеологии, реформизма социал-демократов, участвовали в борьбе против новых разновидностей идеализма.

Освобождение Венгрии в 1945 явилось поворотным пунктом в развитии венг. философии. В идеологич. борьбе, отражающей классовую борьбу за диктатуру пролетариата, активно участвовали философы-марксисты, критикуя национализм, фашизм и декадентскую бурж. философию. В результате деятельности Коммунистич. партии начинается систематич. изучение и разработка проблем диалектич. и историч. материализма. В период после 1945 Рудаш написал книгу об осн. принципах материалистич. мировоззрения и занимался марксистским обобщением достижений совр. естеств. наук ["Материалистическое мировоззрение" (L. Rudas, Materialista vilāgnézet, rész. 1, 1949), "Марксизм и естествознание" ("Marxizmus és természettudomány", 1947, 3 kiad., 1948)]. Фогараши разрабатывал гл. обр. вопросы логики и выступал против "физич. идеализма" ["Марксизм и логика" (В. Fоgаrasi, Marxizmus és a logika, 1946), "Логика", 1951, рус. пер. 1959, "Материализм и "физический" идеализм" ("Materializmus és "fizikai" idealizmus", 1952)]. Проблеме историч.. материализма посвящены работы Мольнара "Идеологическая пред-история исторического материализма" (Ε. Μolnar, A történelmi materializmus ideológiai elözményei", 1952) и "Основные философские вопросы исторического материализма" ("А történelmi materializmus filozófiai allapproblémái", 1955).

Большой вред развитию марксистской философии в Венгрии нанес ревизионизм Лукача (р. 1885). Вопреки достигнутым им отд. результатам в области эстетики, истории лит-ры и философии он стоял на позициях ревизионизма как в философии, так и в лит. критике. Взгляды Лукача неоднократно подвергались критике. Выступления Лукача по вопросам рабочего движения в 20-х гг. критиковались Лениным (см. Соч., 4 изд., т. 31, с. 142). В 1949-50 партия отклонила его оппортунистич. взгляды на развитие нар. демократии, а также его позицию в лит. критике, недооценивающую социалистич. реализм. Сущность ревизионистских взглядов Лукача заключается в отказе от марксистско-ленинского принципа классовой борьбы в политике и философии. Его взгляды играли значит. роль в идеологич. подготовке венг. контрреволюции 1956. Марксистские философы, выступающие с критикой ревизионистских взглядов Лукача, указывают на связь его политич. оппортунизма и филос. ревизионизма. После 1956 венг. марксистская философия, преодолевая влияние догматизма, успешно борется против ревизионизма и враждебных филос. направлений в Венгрии. В Ин-те философии АН Венгрии, на кафедрах ун-тов и в др. учреждениях проводится широкая работа по изучению философии. Издаваемые в Венгрии центр. теоретич. орган партии журн. "Társadalmi Szemlé", филос. журн. "Magyar Filozofiai Szemlé" и др. публикуют статьи по филос. вопросам.

М. Макаи. Венгрия.

В начало энциклопедии