Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЭНЕРГЕТИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЭНЕРГЕТИЗМ

ЭНЕРГЕТИЗМ - филос. направление, считающее первоосновой всех явлений в мире энергию, к-рая трактуется как неуничтожимая субстанция, способная к разнообразным превращениям, а не как атрибут материальных объектов. Нек-рые формы Э. носят характер мировоззрения, другие же ограничиваются областью к.-л. частной науки - физики, химии, психологии.

Истоки Э. относятся к периоду становления в физике закона сохранения и превращения энергии (сер. 19 в.). Напр., Ю. Р. Майер трактовал силу (в совр. терминологии - энергию) в субстанциальном духе - как неразрушимый объект, вызывающий при своем использовании движение (см. "Закон сохранения и превращения энергии", М.-Л., 1933, с. 92). Аналогичные взгляды развивались также англ. физиком М. Ранкином и нем. ученым Г. Хельмом.

Наиболее видным представителем Э. был нем. химик В. Оствальд, с именем к-рого обычно связывается возникновение Э. Согласно Оствальду, "энергия есть самая общая субстанция, ибо она есть существующее во времени и пространстве, и она же есть самая общая акциденция, ибо она есть различимое во времени и пространстве" ("Философия природы", СПБ, 1903, с. 106), "все явления природы могут быть подчинены понятию энергии" (там же, с. 110). "Особенно важным результатом энергетического воззрения следует считать замену понятия материи понятием комплекса известных энергий, подчиненного пространству" (там же, с. 176). Материю Оствальд считал тождественной веществу (см. тамже, с. 120). Распространив понятие энергии на психические и социальные явления, Оствальд сформулировал "энергетический императив" ("не растрачивай энергии, используй ее"). Последний рассматривался им как наиболее общее правило всякого человеч. действия, значение к-рого простирается на все виды деятельности, вплоть "...до самых возвышенных и благородных ее проявлений" ("Энергетический императив", СПБ, 1913, с. 137). Культура, по Оствальду, также основана на энергетич. базе ("Energetische Grundlagen der Kulturwissenschaft", Lpz., 1909).

Концепция Оствальда была подвергнута критике Лениным за путаницу и непоследовательность в решении осн. вопроса философии. С одной стороны, у Оствальда "...в громадном большинстве случаев, под энергией разумеется материальное движение" ("Материализм и эмпириокритицизм", 1963, с. 257), а "сказать ли: мир есть движущаяся материя или: мир есть материальное движение, от этого дело не изменяется" (там же, с. 255). С др. стороны, Оствальд видел в понятии энергии "простое и естественное средство устранить прежние препятствия к слиянию понятий материи и духа..." ("Философия природы", с. III), причем слияние это производилось им на идеалистич. основе: "Все внешние явления можно изобразить как процессы, совершающиеся между энергиями, и именно потому, что н а ш и сознательные процессы, сами суть энергетические процессы и переносят это свое свойство на в с е в н е ш н и е п р о ц е с с ы" (там же, с. 282).

Иногда ленинскую критику Оствальда переносят на все формы Э., к-рый рассматривается как разновидность идеализма; ее гносеологич. основой при этом считают стремление мыслить движение без материи, использовать понятие энергии для отрицания объективной реальности. Однако такое расширит. толкование вряд ли оправдано. В частности, и сам Ленин указывал, что "в терминах "энергетики"... можно выразить материализм и идеализм..." ("Материализм и эмпириокритицизм", с. 258). Признание энергии субстанцией, а не атрибутом не обязательно осуществляется на базе идеализма. Мн. представители идеалистич. философии относят Э. к материализму (см., напр., J. M. Bochenski, Europäische Philosophie der Gegenwart, 2 Aufl., Münch., 1951, S. 39).

В русле Э. идут непрекращающиеся попытки истолкования эйнштейновского закона взаимосвязи массы и энергии как выражения факта взаимопревращения массы или даже материи (трактуемой как вещество) и энергии. Сам Эйнштейн также склонялся к этому мнению (см. Собр. науч. трудов, т. 2, М., 1966, с. 655; т. 4, М., 1967, с. 115). В духе Э. часто высказывался и В. Гейзенберг (см. "Филос. проблемы атомной физики", М., 1953, с. 98-99; "Физика и философия", М., 1963, с. 131).

С позиций Э. был предпринят ряд попыток решения психофизич. проблемы (рефлексология В. М. Бехтерева, реактология К. Н. Корнилова). В зарубежной философии идеи Э. продолжают сохранять силу до сих пор (см., напр., J. G. Bennett, Energies: material, vital, cosmic, Surrey, 1964).

Лит.: Философия естествознания, вып. 1, Μ., 1966, с. 92-102; Поликаров Α., Относительность и кванты, пер. с болг., М., 1966, с. 225-31; Helm G., Die Energetik nach ihrer geschichtlichen Entwicklung, Lpz., 1898; Ostwald W., Die Energie, Lpz., 1908; Seiler J., Philosophie der unbelebten Natur, Olten, 1948, S. 364-67.

В начало энциклопедии