Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 1, "ВАВ"-"ВАС")

ВАВИЛОВ

Сергей Иванович [12(24) марта 1891 - 25 янв. 1951] - сов. ученый, физик, академик (с 1932). В 1918-45 преподавал в Моск. ун-те (с 1929 - проф.). В 1945-51 - президент АН СССР. Осн. труды В. посвящены физич. оптике, гл. обр. изучению природы фотолюминесценции. Совм. с сотрудниками В. провел цикл исследований, посвященных визуальному методу наблюдений квантовых флуктуаций света. Анализируя проблемы совр. физики, в частности достижения учения о свете и веществе, разрабатывая представление о физич. поле как особом виде материи, В. показал решающее значение диалектич. материализма для построения физич. теории. Он развивал положение о внутр. противоречивости природы микрообъектов, о неразрывном единстве их корпускулярных и волновых свойств. С этой т. зр. В. критиковал метафизич. взгляды сторонников т.н. концепции дополнительности, отрывающих противоречивые свойства микрообъектов друг от друга. Ряд работ В. посвящен истории науки. Сталинские премии [1943, 1946 и 1951 (посмертно)].

Соч.: Собр. соч., т. 3 - Работы по философии и истории естествознания, М., 1956; Ленин и философские проблемы современной физики, в кн.: Великая сила идей ленинизма. Сб. статей, М., 1950; Философские проблемы современной физики и задачи советских физиков в борьбе за передовую науку, в кн.: Философские вопросы современной физики, М., 1952.

Лит.: Сергей Иванович Вавилов, М.-Л., 1949 (АН СССР. Материалы к биобиблиографии ученых СССР); Кузнецов И. В., С. И. Вавилов - ученый-патриот, воинствующий материалист-диалектик, "Вопр. философии", 1951, No 1; его же, Работы С. И. Вавилова по философии и истории естествознания, в кн.: Памяти С. И. Вавилова, М., 1952.

ВАГНЕР ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

ВА́ГНЕР Владимир Александрович [17 (29) марта 1849 - 8 марта 1934] - сов. биолог-дарвинист, основатель сравнит. психологии в России. Окончил Моск. ун-т. Доцент Моск. ун-та (1895-1905), проф. Ленинградского ун-та (1906-31). Ввел объективный эволюц. метод в исследование поведения животных - как отд. индивида, так и вида в целом. В. резко осуждал антропоморфич. истолкование поведения животных по аналогии с поведением человека (В. Вундт, Дж. Роменс). Критикуя школу Ж. Лёба и его последователей, он отвергал механистич. понимание поведения животных, исключающее участие в нем психич. процессов.

Соч.: Биологический метод в зоопсихологии, "Тр. С.-Петербургского об-ва естествоиспытателей", 1903, т. 33, вып. 2, с. 1-96; Биологические основания сравнительной психологии (Биопсихология), т. 1-2, СПБ, 1910-13; А. И. Герцен как натуралист, "Вест. Европы", 1914, No 9, с. 191-205; Биопсихология и смежные науки, П., 1923; Возникновение и развитие психических способностей, вып. 1-9, Л., 1924-29. Лит.: Кузнецов С. С., Глава русской школы зоопсихологов. (К 80-летию рождения проф. В. А. Вагнера), "Вест. знания", 1929, No 8; Ρогинский Г. З., В. А. Вагнер - выдающийся биолог-дарвинист. (К 100-летию со дня рождения), "Природа", 1949, No 11.

А. Петровский. Москва.

ВАГНЕР ГАБРИЕЛЬ

ВА́ГНЕР Габриель (Wagner), (псевдоним - Ρеалис де Виеннa; Realis de Vienna) (p. 1665 - ум. ок. 1720) - нем. философ-материалист, представитель прогрессивного нем. бюргерства. В критике схоластики В. опирался на антисхоластич. тенденции философии Николая Кузанского, Парацельса, Кеплера, Иоахима Юнгиуса, Отто фон Герике, Чирнгаузена. В. критиковал схоластику и полемизировал с идеалистич. взглядами Лейбница и Томазия, считал естествознание основой философии. Он утверждал материальность, вечность и бесконечность мира, неизменность законов движения, метафизически отделяя, однако, движение от материи.

В. требовал ограничения власти феод. князей и усиления власти нем. императора.

Соч.: Discursus et dubia in С. Thomasii introductionem ad philosophiam, Ratisbonae, 1691; то же на нем. яз. - Prüfung des Versuchs vom Wesen des Geistes, den Christian Thomas... 1699 an Tag gegeben, [s. l.], 1707; Responsum philosophicum ad Thomasii quaestionem de definitione substantiae, [s. l.], 1693; Querimoniae artium illiberalium, [s. l.], 1696; Meditatio de gravitatis et cohaesionis causa, "Academiae caesario-leopolidinae naturae curiosorum Ephemerides", Norimbergiae, 1712,[v.] 1.

Лит.: Reimmann J. F., Versuch einer Einleitung in die Historiam literariam, Tl 3, Halle, 1710, S. 6, 42, 58, 110-12; Stiehler G., Gabriel Wagner - ein materialistischer Philosoph..., Autoref. der Diss., "Wiss. Z. Univ. Greifswald", Gesellschafts- und Sprachwiss. Reihe, 1957-58, Jg. 7, No 1-2, S. 80-81; его же, Leibniz und Gabriel Wagner, "Dtsch. Z. Philos.", 1956, Jg. 4, No 3, S. 271-79.

Β. Пфо. Берлин.

ВАГНЕР РИХАРД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАГРАМ

Рабуни (13 в.) - арм. философ и обществ. деятель. филос. труды В. представляют собой толкования сочинений Аристотеля ("Категории", "Об истолковании"), Порфирия ("Введение"), Псевдо-Аристотеля ("О мире"), Григория Нисского ("О строении человека"), Псевдо-Дионисия Ареопагита и др. Рукописи этих соч. находятся в хранилище Матенадаран (Ереван). Мировоззрение В. противоречиво: наряду с прогрессивными для того времени тенденциями в нем много схоластического, связанного с религ. догматикой и ср.-век. мистикой. В вопросах логики и гносеологии В. выступал сторонником номинализма (см. "Толкование "Введения" Порфирия", сделанное Ваграмом, Матенадаран, рукопись No 4268, с. 312 а). Согласно В., человек способен познавать находящиеся вне его предметы и явления: "Познаваемое находится вне человека и поддается познанию" ("Толкование "Категорий" Аристотеля", Матенадаран, рукопись No 1683, с. 74 б). Содержанием мыслей является действительность; мысли подвергаются изменению вследствие изменения сущности вещей: "... речь и мнение зависят от сущности и с изменением последней они принимают противоположные определения" (там же, с. 106 б). Пространство неотделимо от тела, "тело существует и выявляется в пространстве, и пространство видно по телу" (там же, с. 70 а). Но само понятие пространства В. трактовал метафизически как вместилище тела. В. близко стоял к царскому двору Киликийского арм. гос-ва. Он является автором "Истории Рубенидов" (Париж, 1859).

ВАГРАМ

Лит.: Чалоян В. К., История армянской философии. (Древний и средневековый период), Ереван, 1959, с. 237 - 40.

Г. Григорян. Ереван.

ВАЗЕХ

Мирза-Шафи Садык-оглы (1796 - 28 нояб. 1852) - азерб. поэт-мыслитель. Род. в Гяндже (ныне - Кировабад) в семье зодчего. Учился в богословской школе. Бросив эту школу, выступил против ее руководителей. Оказал благотворное влияние на молодого Ахундова (нач. 30-х гг.). С 1840 жил в Тифлисе, преподавал азерб. и пер с. языки. Организовал лит.-фило с. кружок "Школа мудрости", в к-рый входил и ученый Бакиханов. Стихотворения В. отличались вольнодумством, критикой религиозного фанатизма духовенства, призывали к борьбе за свободу человеч. личности. Сущность филос. воззрения В. - пантеизм с элементами суфизма и материалистич. учения инд. филос. школы чарваков. В. помог нем. поэту Ф. Боденштедту перевести на нем. язык стихи Физули, Омара Хайяма, Хафиза и др., а также свои произв. (изданы Боденштедтом в кн.: "Тысяча и один день на Востоке" - "Tausend und ein Tag im Orient", 1850; "Песни Мирза Шафи" - "Die Lieder des Mirza-Schaffy", 1881). Соч.: [Стихотворения], в сб.: Антология азерб. поэзии, под ред. В. А. Луговского и Самед Вургуна, М., 1939.

Лит.: Сеид-Задэ Α. Α., Боденштедт или Мирза-Шаффи?, в сб.: Красная панорама, Л., 1928, октябрь, с. 52-59; его же, Мирза-Шафи или Боденштедт?, Баку, 1940; Ениколопов И. К., Поэт Мирза-Шафи, Баку, 1938; Сеj идзад ' Ə. Ə. (Заки), К ' нч ' ли бөjүк мүт ' ф ' ккир в ' шаир Мирз ' Ш ' фи "Вазеh", К ' нч ' , 1929; его же, М. Ф. Ахундовун "Пушкинин өлүмүн ' " даир өз поэмасына яздығы "гейдл ' рин" онун ф ' лс ' фи..., "М ' 'руз ' л ' р доклады", 1958, т. 14 чилд (Аз ' рб. ССР элмл ' р академиясы).

А. Сеид-заде. Баку.

ВАЙБХАШИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЙШЕШИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЙШЕШИКА-СУТРА

ВАЙШЕШИКА-СУТРА - первое систематич. изложение философии школы Вайшешика. В.-с. представляет собой собрание афоризмов предполагаемого основателя этой системы - Канады. По мнению нек-рых ученых, В.-с. принадлежала не отд. лицу, а целому поколению мыслителей и ее окончат. редакция относится ко времени не позднее 1 в. Состоит из 10 книг. В 1-й книге рассматриваются 5 категорий, охватывающих Вселенную, - субстанция, качество, действие, всеобщее и особенное. Во 2-й и 3-й книгах дано описание субстанций (земля, вода, свет, воздух, время, пространство, душа, ум). В 4-й книге описана атомистич. структура Вселенной. В 5-й книге исследуется действие, или движение, понимаемое как механич. процесс (бросание вверх, падение вниз, сокращение, расширение и передвижение), и описывается невидимая сила - адришта, сообщающая атомам первый толчок. В 6-й книге рассматриваются вопросы этики, исследуется всеобщий моральный закон - "дхарма". 7-я книга посвящена индивидуальному "я" и категории т.н. присущности. В последних 4 книгах - вопросы теории познания (восприятие, вывод, причинность и т.д.).

Лит. см. при ст. Вайшешика.

Е. Гостеева. Москва.

ВАККАРО

ВАККА́РО (Vaccaro), Микеланджело (р. 11 янв. 1854 - 1937) - итал. бурж. социолог и юрист. Был директором Междунар. ин-та социологии. Сторонник биологического направления в социологии ("Борьба за существование и ее последствия для человечества", - "La lotta per l'esistenza e i suoi effetti sull'umanita", 1886). В кн. "Происхождение и роль уголовного законодательства" ("Genesi e funzione delle leggi penali", 1888) В. пришел к выводу, что уголовное законодательство, как правило, защищает политич. интересы кругов, стоящих у власти в любой форме общества.

Лит.: Rende D., Michelangelo Vaccaro (1854-1937), "Riv. internaz. filos. del diritto", Milano, 1937. fasc. 4-5, p. 512-18.

А. Сандретти. Москва.

ВАККЕНРОДЕР

ВА́ККЕНРОДЕР (Wackenroder), Вильгельм Генрих (13 июля 1773 - 13 февр. 1798) - нем. писатель-романтик и эстетик-идеалист. Получил юридич. образование в Эрлангене и Гёттингене, затем был судебным референдарием в Берлине. Соч. В. "Сердечные излияния отшельника, любителя искусства" ("Herzensergiessungen eines kunstliebenden Klosterbruders", 1797) и "Фантазии об искусстве" ("Phantasien über die Kunst", 1799; издано посмертно Л. Тиком, к-рый принимал участие в написании обоих соч.) представляют собой лирич. размышления об иск-ве, очерки об итал. и нем. художниках. В противовес характерной для просветителей 18 в. идеализации антич. иск-ва В. выступил в этих соч. пропагандистом идей романтизма, поклонником ср.-век. иск-ва. Продолжением последнего он считал иск-во Возрождения, деятелей к-рого вопреки истине изображал в качестве благочестивых художников, руководствующихся религ. откровением. Иск-во, по В., родственно религии и является постижением "божественного" в бесконечно разнообразных формах. Высшим родом иск-ва В. считал музыку, образы к-рой наименее телесны, наиболее далеки от земной реальности. Образцом религ. живописца для В. был Рафаэль, но рядом с ним он ставил Дюрера. В. был первым нем. романтиком, идеализировавшим ср.-век. нем. живопись и провозгласившим "равноправие" нем. и итал. иск-ва. Выдвинутые В. требования эстетич. "терпимости" по отношению к различным идеалам и стилям в иск-ве, идеализация наивного религ. иск-ва, нем. ср.-век. живописи, культ музыки оказали широкое влияние на нем. романтиков и последующую нем. бурж. искусствоведч. мысль, давшую идеям В. реакц.-националистич. мистич. интерпретацию (идея об особом "духе" нем. иск-ва у Вёльфлина, Гундольфа и др.).

Соч.: Werke und Briefe, Bd 1-2, Jena, 1910; Об искусстве и художниках. Размышления отшельника, любителя изящного, изданные Л. Тиком, М., 1914.

Лит.: Коldewеу P., Wackenroder und sein Einfluss auf Tieck, Lpz., 1904; Walzel О., Vom Geistesleben alter und neuer Zeit, Lpz., 1922; Τecchi В., Wackenroder, Firenze, 1927; Santoli V. Wackenroder e il misticismo estetico, Rieti, 1929; Korff H. Α., Geist der Goethezeit, Tl 3- Frühromantik, Lpz., 1956.

Г. Фридлендер. Ленинград.

ВАКУУМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАЛЕНТИН

ВАЛЕНТИН (Valentinus) (г. рожд. неизв. - ум. ок. 161 г.) - римский философ-гностик, родом из Египта. Гл. идея гностицизма В., представленного в виде философско-мифологич. системы, сводится к признанию основой бытия некоей непознаваемой аб с. "полноты", лишенной всякого различения и оформления. Из нее рождается тридцать "эонов" (греч. αἰών - "вечносущее"), чем и завершается у него учение о "полноте". Среди созданий аб с. "полноты" встречаются разного рода абстрактно-мифологич. существа, взаимоотношения к-рых образуют целую космологию. Исторически это есть языческая мифологизация христианства, составлявшая как бы переходное звено между язычеством и христианством вообще. Соч. В. до нас не дошли. Судить об их содержании можно по Иринею Лионскому (2 в.) ("Сочинения...", СПБ, 1900), подробно излагающему и критикующему гностицизм и В., к-рый имел много учеников в Византии и в Италии. Лит.: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 2, СПБ, 1910, с. 209-24.

А. Лосев. Москва.

ВАЛЕНТИНОВ

Н. (псевдоним В о л ь с к о г о, Николая Владиславовича) (р. 1879) - рус. журналист, философ-махист; ныне - белоэмигрант. Участвовал в революц. движении на Украине, примыкал к большевикам, затем (1904) перешел на сторону меньшевиков. В годы реакции В. окончательно порвал с марксизмом, открыто призвав к его ревизии (см. журн. "Образование", 1909, No 2, с. 109). Философию марксизма В. стремился "дополнить" идеалистич. взглядами Маха и Авенариуса, учение к-рых он объявлял пролегоменами "ко всякой имеющей возникнуть в смысле науки философии, в том числе и философии марксизма" ("Философские построения марксизма", М., 1908, с. 101). Махистские взгляды В. подвергнуты суровой критике в сочинениях Ленина и Плеханова. В настоящее время живет в США.

Соч.: Э. Мах и марксизм, М., 1908; Мы еще придем. О современной литературе..., М., 1908. Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, [Письмо] А. И. Ульяновой-Елизаровой, там же, т. 37, с. 323; Плеханов Г. В., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957. с. 283, 306.

В. Литвинов. Саратов.

ВАЛЕСКАЛН

Петр Иванович [р. 24 июля (6 авг.) 1899] - сов. философ, профессор (1929), акад. АН Латв. ССР (с 1946). Член КПСС с 1917. Учился на физико-математич. ф-те Моск. ун-та (1920-24), окончил Ин-т красной профессуры (1928). Акад.-секретарь АН Латв. ССР (с 1950). Работает в области истории философии, а также по филос. вопросам естествознания, гл. обр. биологии.

Соч.: Естествознание и диалектический материализм, "Фронт науки и техники", 1932, No 9; Формирование эволюционных идей Ч. Дарвина, "Советская наука", 1939, No 11; Великий дарвинист К. А. Тимирязев, там же, 1940, No 3-4; Революционный демократ Петр Давыдович Баллод, Рига, 1957; Использование законов биологической науки в интересах общества, в кн.: Доклады и выступления представителей советской философской науки на XII Международном философском конгрессе, М., 1958; Visariona Belinska filozofiskie uzskati, "Latvijas PSR zinātnu Akademijas vēstis", 1948, No 5; Lenins un zinātne, там же, 1950, No 4; Leonardo da Vinči kā zinātnieks, там же, 1952, No 5; I. Mičurina darbu nozīme zinātnes attīstībā, Rīga, 1956.

ВАЛИХАНОВ

Чокан Чингисович (1835-65) - казахский просветитель-демократ; историк и этнограф. Предки В. принадлежали к султанской аристократии. В. учился в Омском кадетском корпусе (1847-53). Участвовал в ряде экспедиций в Ср. Азию и Китай. Во время пребывания в Петербурге (1859-1861) общался с революц.-демократически настроенной интеллигенцией. Был знаком с "Современником" Чернышевского и "Колоколом" Герцена.

Считая материальный мир первичным, бесконечным и вечным, В. писал, что "познание вселенной с ее чудесами" является "необходимой потребностью" человека (Избр. произв., 1958, с. 146). Значит. интерес представляют высказывания В. об обществ. прогрессе и о сущности шаманства. Происхождение религии В. объяснял беспомощностью "младенствующего человека" в познании явлений природы (см. тамже, с. 144-76). Он понимал реакц. роль религии (в частности - ислама) в обществ. жизни (там же, с. 83-85, 187-94, 227-34), хотя и не мог вскрыть ее социальных корней. Оставаясь идеалистом в понимании общества, В. вместе с тем полагал, что конечной целью историч. прогресса является "улучшение материального благосостояния", утверждал, что "все человеческие побуждения и мотивы обусловливаются совокупным влиянием физических и социальных условий" (Валиханов Ч., Статьи, переписка, 1947, с. 42). В. призывал казахов к дружбе с рус. народом, считая, что это поможет им преодолеть экономич. и культурную отсталость. Идеи В. получили дальнейшее развитие в произведениях Алтынсарина, Абая Кунанбаева и др. казахских просветителей.

Соч.: Сочинения, СПБ, 1904.

Лит.: История философии, т. 2, М., 1957, с. 420-22; Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 2, М., 1956, с. 785-90; Айдарова X., Чокан Валиханов, Алма-Ата, 1945; Фетисов М. И., Литературные связи России и Казахстана, 30-50-е годы XIX в., М., 1956; Булатов С. Я., К вопросу о государственных правовых воззрениях Чокана Валиханова, "Вести. АН Каз. ССР", 1956, No 3; Бейсембиев К., Из истории общественной мысли Казахстана второй половины XIX века, Алма-Ата, 1957; Искаков Α., Чокан Валиханов о реакционной роли ислама, в кн.: Тр. сектора филос. и права, Алма-Ата, вып. 2, 1957; его же, О влиянии русской демократической культуры на формирование мировоззрения Чокана Валиханова, в кн.: Тр. ин-та филос. и права, Алма-Ата, т. 3, 1958; Сегизбаев О. Α., Социологические взгляды Ч. Ч. Валиханова, "Вопр. философии", 1959, No 3.

А. Искаков. Москва.

ВАЛЛА

ВАЛЛА (Valla), Лоренцо (р. 1406 или 1407 - ум. 1 авг. 1457) - итал. философ-гуманист. Антиклерикальная направленность произведений В. навлекла на него преследования католич. церкви (1440-48), объявившей его еретиком. В соч. "Рассуждение о Константиновом даре, который является предметом ложной веры и истолкования" ("De falso crédita et ementita Constantini donatione Declamatio", 1440, изд. 1517) В. доказал подложность т.н. "Константинова дара", к-рым папство обосновывало свои права на светскую власть. В трактате "О наслаждении, как истинном благе" ("De voluptate ас de vero bono", 1431) В. защищал философию и этику Эпикура, к-рую противопоставлял христ. аскетизму и суровой этике стоиков. Враг церк. авторитетов и религии, В. верил в силу человеч. разума и требовал веротерпимости, свободы науч. исследования и права человека на удовлетворение всех своих материальных и духовных запросов; В. утверждал право мужчины и женщины на свободу в любви и браке. Идеалу созерцат. жизни В. противопоставлял активную борьбу ученого, политика, философа за свои идеи, требовал воспитания воли к действию. В науч. исследованиях В. содержатся диалектич. тенденции: он пытался рассматривать язык в процессе его историч. развития, подчеркивал связь языка и мышления, понятий и их речевого выражения. В. отвергал существование общих понятий как субстанций, критиковал идеалистич. ср.-век. учение реализма. В соч. "Диалектические опровержения..." ("Dialecticae disputationes contra Aristotelicos", 1439, изд. 1499) В. дал критич. анализ логики Аристотеля и указал на невозможность уложить богатство человеч. мысли в рамки силлогизмов. Он отвергал мнение о непроходимой грани между индукцией и дедукцией, склонялся к материалистич. т. зр., считая, что в человеч. сознании отражается окружающий вещественный мир.

Соч.: Opera, Basel, 1540; Scritti filosofici е religiosi, Firenze 1953; Об истинном благе [отрывок], в кн.: Дживелегов А. К., Возрождение. Собр. текстов..., М.-Л., 1925.

Лит.: Корелин М. С, Этический трактат Лоренцо Баллы "Об удовольствии и об истинном благе", "Вопр. филос. и психол.", 1895, кн. 29 и 30; Монье Ф., Опыт литературной истории Италии XV века, Кватроченто, пер. с франц., СПБ, 1904; История философии, т. 2, М., 1941, с. 25; Maier Ε., Die Willensfreiheit bei Laurentius Valla und bei Petrus Pomponatius, Bonn, 1914; Saitta G., Il pensiero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. 1, Bologna, 1949.

З. Мелещенко. Ленинград.

ВАЛЛИ УЛЛАХ

Д е л и й с к и й (1702-62) - инд. мыслитель. Стремился реформировать господств. религ. идеологию ислама на рациональных началах. В трактате "Защитник всевышнего Аллаха" ("Худжатул Аллах аль-Балиган") В. У. рисует идеал орг-ции общества. Рассматривая человека как составную часть общества, В. У. указывал, что личность может проявить свои достоинства только в том случае, когда общество организовано на началах справедливости и добра. Чрезмерное скопление богатства в руках немногих людей является чрезвычайным злом, поскольку оно вызывает неравенство, разжигает вражду, огрубляет нравы, способствует появлению беспорядков в гос-ве. Эти взгляды В. У. иллюстрировал на примере современного ему феод. гос-ва Великих Моголов, кризис к-рого он объяснял непроизводит. расходами на содержание армии, чиновников и тяжелой системой налогов. Единств. средство для сохранения общества В. У. видел в справедливом распределении богатств. Последователями В. У. были Саид Ахмед Берелви (1786-1831), Мухаммед Исмаил (ум. 1831) и др.

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 197; Аникеев Н. П., Материалистические направления в древнеиндийской философии, М., 1957, с. 44-45; History of philosophy Eastern and Western, ed. S. Radhakrishnan, [a. o.], v. 1-2, L., 1952-53; Husain Υ., Glimpses of medieval Indian culture, Bombay, [a. o.], [1957] (см. Index); Iqbal M., The reconstruction of religious thought in Islam, Oxf., 1934.

H. Аникеев. Москва.

ВАЛЬДЕНСЫ

ВАЛЬДЕ́НСЫ (позднелат. Valdenses) - еретич. христианская секта, возникшая в последней четверти 12 в. и получившая распространение в Юж. Франции, Сев. Италии, Германии, Чехии и Испании. Согласно преданию, свое название получили по имени лионского купца Петра Вальда (лат. Valdus, франц. Valdès), к-рый раздал свое имущество и стал проповедовать бедность. Известна также под названием "Лионские бедняки" (лат. Pauperes de Lugduno), или "Леонисты" (лат. Leonistes). Критикуя католич. церковь, приверженцы секты требовали от нее полного отказа от обладания собственностью и получения доходов, в частности десятины, отвергали право отпущения грехов испорченным католич. духовенством и допускали исповедание мирянами друг другу. Отрицали догмат о Христе, святость креста и икон, существование чистилища, считали каждого честного человека сыном божьим; их утверждение, что все добрые люди являются священнослужителями, влекло за собой отрицание роли всего католич. духовенства. В. прямо выступали против приписываемой папе особой миссии - наместника св. Петра. Выдвинутый ими тезис о необходимости слушаться бога, а не людей вел к отказу от подчинения светским властям, к-рых они впоследствии прямо осуждали и требовали ликвидировать. Это учение отражало борьбу нар. масс против феод. гос-ва и гор. патрициата, эксплуатировавших крепостных крестьян и ремесленный люд. В. делились на отказавшихся от собственности, труда и семьи перфектов (или сандалиатов) и содержавших их "верующих" и "друзей". В. собирались на свои съезды, вели пропаганду против католич. церкви, используя перевод Евангелия на нар. языки. Осн. массу В. составляли ремесленники и крестьяне. В экономически отсталых районах (высокогорные области Франции, Сев. Италии и Швейцарии) ересь В. приняла специфич. характер, являясь реакцией "патриархальных альпийских пастухов на проникновение к ним феодализма", реакционной по форме и содержанию попыткой отгородиться от исторического прогресса (см. Ф. Энгельс, Крестьянская война в Германии, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7, с. 361). Несмотря на жестокие преследования, нек-рые общины В. сохранились во Франции (Савойя), Швейцарии, Италии (Пьемонт) и в 20 в.

Лит.: Маркс К., Хронологические выписки, в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 5, М., 1938; Егоров Д. Н., Сборник памятников по истории раннего вальденства, М., 1910 (на лат. яз.); Вульфиус А. Г., Вальденское движение в развитии религиозного индивидуализма. Критическое исследование, П., 1916; Бортник Η. Α., Еретические секты Италии первой половины XIII века, в сб.: Средние века, вып. 10, М., 1957; Bender F., Die Waldenser, geschichtlich dargestellt, Ulm, 1850; Dieckhoff Α., Die Waldenser im Mittelalter, Göttingen, 1851; Keller L., Die Waldenser und die deutschen Bibelübersetzungen, Lpz., 1886; Müller K., Die Waldenser und ihre einzelnen Gruppen bis zum Anfang des 14 Jahrhundert, Gotha, 1886; Μontet E., Histoire litteraire des Vaudois du Piemont, P., 1885; Haupt H., Waldensertum und Inquisition im südöstlichen Deutschland, Freiburg, 1890; Cоmba Ε., Storia dei Valdesi, Claudiana, 1930; Mohr W., Waldes und das frühe Waldensertum, "Ζ. Religions und Geistesgeschichte", Köln, 1957, Jg. 9, Hf. 4, S. 337-63.

Н. Бортник. Свердловск.

ВАЛЬХ

ВА́ЛЬХ (Walch), Иоганн Георг (17 июня 1693 - 13 янв. 1775) - нем. философ. Экстраординарный проф. философии и древностей в Иенском ун-те (с 1718); друг Буддеуса. В "Философском лексиконе" ("Philosophisches Lexikon", 1726, 4 Aufl. 1775) В. оспаривал с протестантской, теологич. т. зр. философию X. Вольфа, а также разбирал вопросы естеств. истории и техники. В. боролся против протестантской схоластики. В своих трудах дал систематич. изложение истории борьбы в лютеранской догматике.

Соч.: Bibliotheca theologica selecta litteraris adnotationibus instructa, t. 1-4, Jena, 1757-65; Historische und theologische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten ausserhalb der evangelisch-lutherischen Kirche, Bd 1-5, Jena, 1724-36; Historische und theologische Einleitung in die Religionsstreitigkeiten der evangelisch-lutherischen Kirche, von der Reformation an bis auf jetzige Zeiten ausgeführt, Tl 1-5, Jena, 1730-1739; Historie logicae, in: Parerga academica ex historiorum atque antiquitatum monumentis collecta, Lpz., 1721; Bibliotheca patristica litteraris adnotationibus instructa, Jena, 1834. Лит.: [Walch J. Ε. Ε.], Leben und Charackter des wohlseligen Herrn Kirchenrats D. Johann Georgy Walch, Jena, 1777 (анонимно, автор - сын В.).

В. Пфо. Берлин.

ВАН АНЬ-ШИ

ВАН АНЬ-ШИ (1021-86) - кит. философ-материалист и реформатор. Автор большого количества произведений: "Комментарии к Великому плану" ("Хун фань чжуань"), "Комментарии к „Дао-дэ-цзин"" ("Дао дэ цзин чжу") и др. В. А.-ш. считал, что материя первична, а все вещи представляют комбинации пяти первоэлементов - воды, огня, дерева, металла, земли - и порождаются в результате их изменения. Движение и изменение определяются "парностью" и "противо- положностью" вещей. Изменение в природе объясняется действием двух взаимно противоположных сил - "инь" и "ян", и подчинено определ. объективному закону - "дао", к-рый не имеет ни начала, ни конца. Однако, утверждая, что субстанция "дао" (т.н. юаньци - "изначальное ци") неподвижна, В. А.-ш. отступал от диалектики.

Был создателем утопич. экономич. теории, направленной против ростовщиков и феодалов.

Лит.: Иванов А. И., Ван Ань-ши и его реформы. XI в., СПБ, 1909; Хоу Вай-лу, Цю Хань-шэн, Вэйучжунчжэ Ван Ань-ши (Материалист Ван Ань-ши), "Лиши яньцзю" ("Исторические исследования"), 1958, No 10.

Э. Баталов. Москва.

ВАН БИ

ВАН БИ (второе имя - Фу Сы ) (226-249) - кит. философ-идеалист. Традиция приписывает В. Б. основание совместно с Хэ Янем даоской школы "цинтань" и создание "нового учения" ("Синьсюэ"), к-рое явилось основой идеологии господств. класса феодалов. В. Б. - автор филос. трактата "Основные принципы „Книги перемен"" ("Чжоу и люэ ли") и комментариев к двум классич. произведениям кит. философии "Лао-цзы" и "И-цзину". В "Комментариях к „Лао-цзы"" развивал даосизм в идеалистич. аспекте, писал, что нельзя дать позитивного определения "дао", что его можно лишь выразить понятием "небытие". Исходя из того, что покой есть основа движения, неизменность есть основа изменения, небытие есть основа бытия, он считал, что движение относительно, а покой - абсолютен, что "небытие" категория первичная, а "бытие" - производная. Рассматривая проблему единого и многого, В. Б. делал вывод, что единое или главное лежит в основе мира и управляет им во всех его многообразных проявлениях, причем это единое есть не что иное, как "дао", понимаемое идеалистически. В. Б. был агностиком, считал, что сущность вещей нельзя познать и выразить словами. Философия В. Б., содержащая ряд натур-фило с. элементов, носит объективно-идеалистич. характер.

Лит.: Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 1, Пекин, 1957; Петров A. A., Ван Би, М.-Л., 1936.

Э. Баталов. Москва.

ВАН ФУ

ВАН ФУ (2 в. н.э.) - кит. философ-материалист 2-й пол. 2 в.; последователь Сюнь-цзы, Ван Чуна. Придерживаясь той точки зрения, что развитие всех вещей происходит в результате движения материи, В. Ф. считал, что "дао" как естеств. путь вещей неотделимо от материальной субстанции "ци". По В. Ф., законы природы порождаются действием "ци", а не являются проявлением духа. В нек-рых вопросах В. Ф. стоял на дуалистич. позициях. Так, напр., утверждая необходимость сознат. деятельности людей, он признавал также небесную волю, судьбу. В области гносеологии В. Ф. стоял на материалистич. позициях, связывая познание с практикой и признавая практич. дела критерием ценности знания.

Продолжая и развивая учение Ван Чуна, В. Ф. от критики религ. идей переходил к критике законов морали, выступая против привилегий феодалов. За свои воззрения В. Ф. подвергался преследованиям феод. властителей, к-рые называли его "еретиком". Лит.: История философии, М., 1957, т. 1, с. 178; Хоу Вайлу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957.

Э. Баталов. Москва.

ВАН ФУ-ЧЖИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ВАН ЧУН

ВАН ЧУН (27-104) - кит. философ-материалист и атеист. Автор ряда филос. трактатов, из к-рых сохранилась лишь книга "Критические рассуждения" ("Лунь хэн"). Материалистич. учение В. Ч. сложилось и развивалось в тесной связи с достижениями науки, гл. обр. астрономии и медицины. Все сущее, по В. Ч., образовано из материальной субстанции - "первичного эфира" ("юань ци"), а различия между всеми вещами происходят от различий в степени его сгущения. Из этого "первичного эфира" состоит и человек. "Эфир порождает человека подобно тому, как вода, замерзая, застывает в лед; когда лед тает, то он становится водой, когда человек умирает, то он снова обращается в эфир" ("Лунь хэн", раздел "Сы вэй пянь"). Душа построена из особого вещества - "тонкого эфира" ("цзин ци"), к-рый неотделим от тела человека. "Душа зиждется на крови и дыхании, а кровь и дыхание в свою очередь зависят от тела" (там же, раздел "Лунь сы пянь"). Так же, как не существует огня, к-рый горел бы сам по себе, отдельно от веществ, так нет и такого эфира, к-рый без тела и отдельно от него, сам по себе, выполнял бы функции сознания. В. Ч. отстаивал материалистич. теорию познания, полагая, что ощущения есть единств. источник познания (там же, раздел "Ши чжи пянь"), выступал против рассуждений о "врожденных знаниях мудрых людей". Однако считал, что ощущения не дают полного знания, указывал на необходимость опираться на мышление в целях более глубокого проникновения в сущность вещей. Критерием истинности того или иного суждения или учения В. Ч. считал его соответствие фактам. В.Ч. вел борьбу против теологии, развивал положения древних даосистов о том, что путь ("дао") неба не имеет цели и характеризуется спонтанностью, доказывая естественное, стихийное порождение всего сущего небом и землей (там же, раздел "И сюй пянь"). Он отвергал существование небесного владыки, отрицал вмешательство "неба" в земные дела, разоблачал вздорность веры в существование духов (там же, раздел "Лунь сы пянь"). В социально-этич. вопросах В. Ч. придерживался, однако, фатализма. Опровергая теорию воздаяний бога и духов наградой за добро и карой за зло, В. Ч. вместе с тем полагал, что положение богатых и бедных, знатных и худородных в конечном счете зависит от того, что в момент зачатия каждый получил неодинаковой густоты эфир. Фатализм характеризует также и историч. взгляды В. Ч., согласно к-рым все социальные потрясения вызваны якобы неотвратимыми стихийными бедствиями.

Лит.: Петров Α. Α., Ван Чун - древнекитайский материалист и просветитель, М., 1954; Александров Г. Ф., История социологических учений. Древний Восток, М., 1959; Хоу Вай-лу [и др.], Чжунго сысян тунши (История китайских идеологий), т. 2, Пекин, 1957, с. 248-312; Fung Yu-lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princeton, 1953, p. 150-67.

Жэнь Цзи-юй, Чжу Бо-кунь. Китай.

ВАН ЯН-МИН

ВАН ЯН-МИН (Ван Шоу-жэнь) (1472-1528) - кит. философ, субъективный идеалист. Считая сознание сущностью Вселенной, В. Я.-м. говорил, что вне сознания не существует ни неба, ни земли, ни всего сущего: "Хотя закон вещей (ли) рассеян повсюду и присутствует во всех делах, однако в действительности он пребывает только в сознании человека" ("Да Гу Дун-цяо шу" - "Ответное письмо к Гу Дун-цяо"). Согласно В. Я.-м., познание является лишь достижением "интуитивного знания", перенесением его на все познаваемые явления и вещи. Но поскольку В. Я.-м. под знанием понимает знание морали, постольку проблема познания превращается у него в проблему проверки сознания посредством норм феод. морали. С этих позиций он утверждал, что людям присуще общее для всех "интуитивное знание", вечная и неизменная человеч. природа, поэтому люди, принадлежащие к разным классам, имеют одинаковые критерии добра и зла. Для того чтобы обнаружить это общее для всех "интуитивное знание", необходимо отказаться от всех личных желаний. В. Я.-м. был выдвинут тезис о "единстве знания и действия", требующий практич. осуществления "интуитивных" моральных принципов феодализма. У самого В. Я.-м. это "единство" выразилось в том, что его филос. взгляды послужили теоретич. обоснованием личного участия в подавлении крест. восстаний и защите феод. строя.

Соч.: Ван Вэнь-чэн гун цюань шу, Полн. собр. соч. Вана, князя Просвещенного и Совершенного, т. 83-84. Шанхай, [б. г.].

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 182.

Ши Цзюнь, Сунь Чан-цзян. Китай.

ВАНИНИ

ВАНИНИ (Vanini), Лючилио (1584 - 9 февр. 1619) - итал. философ-пантеист. Священник, казнен в Тулузе по обвинению в ереси и атеизме. Находился под влиянием Помпонацци, Чезальпино, Кардано и особенно Бруно. Оставил два соч. на лат. яз.: "Амфитеатр вечного провидения" ("Amphytheatrum aeternae providentiae", 1615) и "Об удивительных тайнах природы, царицы и богини смертных" ("De admirandis naturae reginae, deaeque mortalium arcanis", 1616). Первое, якобы направленное против древних атеистов, фактически излагало их взгляды. Во втором В. более открыто формулировал свои воззрения, близкие материалистич. содержанию учения Дж. Бруно. Бог, по В., как бесконечное бытие сливается с природой и действует в ней как божеств. сила. Мир в целом един и вечен, но ничто в нем не продолжается бесконечно, т.к. все преходяще. В. отрицал бессмертие души, божественность Иисуса, творение мира из ничего. Чудесам он давал рационалистич. истолкование. Психич. жизнь человека В. ставил в зависимость от климата, питания, наследственности и влияния звезд, а человеч. добродетели и пороки - от различия телесных качеств. По В., учение о высшем божеств. существе служит средством удержания простого народа в страхе и рабстве.

Соч.: Oeuvres philosophiques, trad. par M. X. Rousselot, P., 1842; Le opere, v. 1-2, trad. di G. Porzio, Lecce, 1912; Le opere, v. 1-2, Roma 1933-34.

Лит.: История философии, т. 1, [M.], 1940 [см. Указатель имен]; Дынник Μ. Α., Ванини и падуанский аристотелизм в сб.: Доклады и выступления представителей советской философской науки на XII Международном философском конгрессе, М., 1958; Рутенбург В. И., Великий итальянский атеист Ванини, М., 1959; Fuhrman W. D., Leben und Schicksale, Charakter und Meinungen des Lucilio Vanini, Lpz., 1800; Vaïsse E., L. Vanini,... [s. l., s. a.]; Toulan J., Е́tude sur L. Vanini, Stras., 1869; Cattaneo G., Idee di Vanini sull'origine ed evoluzione degli organismi, "Riv. filos. scient.", 1885, v. 4; Lenoir E., Au seuil du grand siècle, P., 1939.

В. Соколов. Москва.

ВАРВАРСТВО

ВА́РВАРСТВО (от греч. βάρβαρος - чужеземец) - в периодизации первобытной истории, введенной Л. Морганом, второй период, следующий за дикостью и предшествующий цивилизации. В. началось с изобретения гончарного прозв-ва и закончилось изобретением письменности. В своем труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884) Ф. Энгельс использовал и развил схему Моргана. По Энгельсу, В. является периодом начала скотоводства и земледелия. На низшей ступени В. родовой строй достиг своего расцвета. Высшая ступень - разложение родового строя и становление классового общества.

В переносном смысле "В." - порождение совр. империализма: разбойничьи войны, расизм, геноцид, поход против культуры, т.е. "цивилизованное В.".

ВАРЕЛА

ВАРЕ́ЛА (Varela), Хосе Педро (1845-79) - уругвайский философ-материалист. В осн. работах - "Воспитание народа" ("La Educacion del pueblo", 1874) и "О школьном законодательстве" ("De la legislacion escolar", 1876) - В. показывал, что сохранение и господство метафизики и эклектизма в системе преподавания объясняется тем, что они служат идеологич. опорой диктаторской власти. Критикуя эклектизм и спиритуализм за оторванность от жизни, В. требовал, чтобы преподавание философии опиралось на достижения науки. В. - сторонник естеств.-науч. материализма, в своих работах опирался на Дарвина и Геккеля и, в известной мере, на Спенсера, особенно в социологии.

Лит.: Ardao Arturo, Espiritualismo у positivismo en el Uruguay, México, 1950; Zum Felde Α., Proceso intelectual del Uruguay y crítica de su literatúra, Montevideo, [1941].

ВАРЕЛА-И-МОРАЛЕС

ВАРЕ́ЛА-И-МОРА́ЛЕС (Varela y Morales), Феликс (1787 - 25 февр. 1853) - кубинский философ, педагог и обществ. деятель. Получил духовное образование и звание д-ра теологии. В 1811 занял кафедру философии в семинарии св. Карла (Гавана). Выступал за независимость Кубы от Испании, избежал смертной казни, эмигрировав в США. В.-и-М. боролся за реформу системы преподавания философии в стране. Стремился устранить схоластич. метод и авторитет римских пап и святых в вопросах философии; вводил исп. язык вместо латыни. В.-и-М. провозглашал опыт и разум единств. источниками знаний; ввел изучение новой, гл. обр. декартовской, философии, физики и химии. В филос. взглядах. В.-и-М. наряду с материалистич. и сенсуалистич. положениями (отрицание врожд. идей, критика локковской рефлексии и кантовского априоризма, к-рому В.-и-М. посвятил спец. статью, 1841), являющимися главными в его учении, содержатся и идеалистич. моменты. В.-и-М. защищал теорию естественного права, к-рую пытался увязать с религ. идеями.

Соч.: Institutiones philosophiae ecclecticae ad usum studiosae juventutis editae, t. 1-4, Habana, 1812-14; Lecciones de filosofia, t. 1-4, Habana, 1818-20; то же, t. 1-3, 5 ed., Ν. - Υ., 1841; Miscelánea filosófica, Habana, 1819.

Лит.: Vida y Pensamiento de Felix Varela, [v.] 1, La Habana, 1944 (Cuadernos de historia Habanera); Medardo Vitier, La filosofía en Cuba, México - Buenos Aires, [1948].

P. Бургете. Москва.

ВАРЛААМ

ВАРЛАА́М (Βαρλαάμ) Калабрийски й (1290-1348) - византийский философ, ученый, гуманист; глава прогрессивной группировки варлаамитов. В 1341 В. был осужден на церковном соборе в Византии, предан анафеме и включен в синодик - перечень еретиков, проклинаемых ежегодно в т.н. неделю православия. В. принадлежат произведения по истории философии, в том числе первый трактат об учении стоиков "Этика стоиков" ("Ethica secundum stoicos") и соч. по логике "Логика" ("Logistices"). В. был представителем нарождавшегося течения рационализма, боролся против засилия религии, церк. догматизма и реакц. схоластики в обществ. и науч. мысли. Он был видным математиком, впервые в Византии применившим в алгебре замену цифр буквенными обозначениями. Учитель Петрарки и Боккаччо, В. являлся инициатором распространения в Италии преподавания греч. языка и греч. лит-ры. Соч.: в кн.: Patrologiae cursus compl. ser. graeca... accur. J.-P. Migne, t. 151, P., 1857-66; Epistole greche, Palermo, 1954.

Лит.: Успенский Ф. И., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Синодик в неделю православия, Одесса, 1893; Nolhac P., De Pétrarque et Barlaam, "Rev. études grecques", 1892, t. 5, No 17.

Б. Горянов. Москва.

ВАРЛААМИТЫ

ВАРЛААМИТЫ - обществ.-политич. и богословско-филос. группировка в Византии 14 в., отражавшая идеологию прогрессивных элементов гор. населения и названная по имени возглавлявшего ее Варлаама Калабрийского. Черты рационализма у В. выражались в стремлении освободить обществ. мысль от влияния канонизированной церковью аристотелевской философии, от церк. схоластики, в борьбе за право разума на критику положений веры. В. учили, что человеч. разуму свойственно постигать истинную природу вещей; они высоко расценивали значение науки, особенно философии, следуя Варлааму, к-рый указывал, что, только изучив труды Пифагора, Платона, Аристотеля, можно придти к познанию истины. В. считали мистицизм помехой в познании истины. Влияние В. способствовало успехам науки в Византии 14 в. Видными представителями В. были Акиндин, Иоанн Кипариссиот, Димитрий и Прохор Кидонисы и др. Лит.: Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Лазарев В. Η., Византийская культура XIV века и проблема Ренессанса, в кн.: Пригласительный билет и тезисы докладов сессии Отделения истории и философии АН СССР 27-28 ноября 1947 года, посвященной вопросам византиноведения, [М., 1947].

Б. Горянов. Москва.

ВАРОНА

В а р о н а - и - П е р а (Varona y Реrа), Энрике Хосе (13 апр. 1849 - 19 нояб. 1933), - кубинский философ. С 1880 преподавал в Гаванском ун-те. В. выступал против исп. колониального господства, за независимость Кубы. В. известен как философ-позитивист, однако в освещении многих проблем он выходил за рамки позитивизма и давал материалистич., хотя и не всегда последовательное, решение филос. вопросов. Материализм В. носил механистич. характер. Он критиковал классификацию наук Копта, выступал против кантовской и неокантианской логики, отрывающей формы мышления от его реального содержания. В психологии В. придерживался эволюц. теории, выводя психологич. законы из более общих законов жизненности организма. Этич. категории, согласно В., обусловливаются определенным социальным порядком. Автор ряда статей по вопросам иск-ва и лит-ры.

Соч.: Conferencias filosóficas, ser. 1-3, Habana, 1888; Estudios literarios у filosoficos, Habana, 1883; Seis conferencias, Barcelona, [s. a.]; Los grandes nombres, в кн.: Vitiеr M., Enrique Jose Varona: su pensamiento representativo, 2 ed., Habana, 1949; Tolstoi, там же; Sobre la importancia social del arte, в его кн.: Discursos..., Habana, 1883.

Р. Бургете. Москва.

ВАРРОН

ВАРРО́Н - точнее Марк Теренций В а р р о н Р е а т и н с к и й (Marcus Terentius Varro Reatinus) (116-27 до н.э.), - римский поэт, энциклопедист, написавший несколько сотен книг; в философии - непоследовательный стоик, ученик Антиоха из Аскалона. В своих "Древностях..." ("Antiquitates...", 41 кн.) следовал обычному у стоиков разделению теологии на мифическую, физическую и государственную. Критически относясь к мифологии, он признавал за физич. теологией известное значение, поскольку она в аллегорич. форме давала толкование разных явлений природы; государственная же теология необходима для идейного обоснования обрядовой религии, являющейся моральной опорой для народа. В этике (отрывки из соч. В. по этому поводу сохранены Августином в "De civitate Dei") В. являлся, с одной стороны, последователем Антиоха (напр., в учении о разных степенях блаженства), а с другой стороны, подобно киникам, призывал к простоте древних добродетелей. В. учил о душе как о пневме и в духе древнего пифагорейства увлекался мистикой чисел.

Лит.: Πомяловский И. В., Марк Теренций Варрон..., СПБ, 1869; Нагуевский Д., История римской литературы, т. 1, Казань, 1911, с. 185-202; Покровский М. М., История римской литературы, М.-Л., 1942, с. 99-100; Тронский И. М., История античной литературы, 3 изд., Л., 1957.

А. Лосев. Москва.

ВАРЬЯШ

Александр Игнатьевич (1885 - осень 1939) - сов. философ, доктор и проф. философии (с 1918). Род. в Венгрии в семье мелкого ремесленника. С 1905 - член с.-д. партии Венгрии, с 1919 - член Коммунистич. партии Венгрии. В. переводил труды В. И. Ленина на венг. язык, написал ряд сочинений по истории революц. и рабочего движения. С 1922 жил в СССР, занимался науч. и педагогич. деятельностью. Разрабатывал вопросы формальной логики (в частности проблему ее соотношения с диалектикой) и истории философии 17-18 вв. В филос. дискуссии сер. 20-х гг. В. отстаивал ошибочные взгляды механистов. Нек-рые вопросы психической деятельности человека В. истолковывал в духе теорий Фрейда.

Соч.: Логика и диалектика, М.-Л., 1928; История новой философии, т. 1,ч. 1-2, М.-Л., 1926; Диалектика у Ленина. Популярное изложение философии диалектического материализма на основании сочинений Ленина, М.-Л., 1928.

Л. Серебряков. Москва.

ВАС ФЕРРЕЙРА

ВАС ФЕРРЕ́ЙРА (Vaz Ferreira), Карлос (р. 1873) - уругвайский философ-идеалист. Глава гуманитарного ф-та (с 1945) ун-та г. Монтевидео. Вначале испытал влияние позитивистских идей Дж. С. Милля и отчасти Спенсера, впоследствии отошел от позитивизма. Философия, согласно В. Ф., не наука, а результат субъективного углубления разума в неопределенную сущность явлений. Центр. место в учении В. Ф. занимает т.н. "живая логика" ("Logica viva", 1910), осн. проблемами к-рой являются взаимоотношения логики и психологии, языка и мышления, а также анализ логич. ошибок. Считая, что язык беднее мысли, а мысль беднее ощущения, В. Ф. скептически относится к познавательным способностям разума. Субъективизм и скептицизм - характерные черты философии В. Ф.

Соч.: Curso expositivo de psicologia elemental, [s. l., 1897]; El pragmatismo, [s. l., 1900]; Estudios pedagógicos, [s. l., 1923]; Sobre los problemas sociales, Buenos Aires, [1939]. Лит.: Arias A. С., Vaz Ferreira, México, [1948], p. 231-33.

P. Бургете. Москва.

ВАСЕЦКИЙ

Григорий Степанович [р. 10 (23) янв. 1904] - сов. философ, профессор (с 1939). Член КПСС с 1929. В 1927 окончил Херсонский пед. ин-т им. Н. К. Крупской. С 1927 ведет преподавательскую работу по философии. Был директором (1946-1947) Ин-та философии АН СССР. С 1949 - проф. МГУ; с 1946 - проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Занимается гл. обр. вопросами истории рус. и марксистско-ленинской философии.

Соч.: М. В. Ломоносов. Его философские и социально-политические взгляды, М., 1940; Белинский - великий мыслитель и революционный демократ, М., 1948; Классическая русская материалистическая философия XIX в. и ее историческое значение, Киев, 1952; О книге В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", М., 1953; Ленинская критика ревизионизма и ее значение для современности, М., 1958, Вступительная статья к сб.: Против современного ревизионизма. Сб. переводов, М., 1958; Борьба В. И. Ленина с ревизионистами конца XIX и начала XX вв. за марксистский принцип партийности философии, в сб.: Из истории философии, вып. 2, М., 1958 (Уч. зап. АОН); один из авторов книг: Очерки по истории русского материализма XVIII и XIX вв., М., 1942; Из истории русской философии, Сб. ст., М, 1951; Из истории русской материалистической философии, вып. 5, М., 1949 (Уч. зап. АОН) (совм. с М. Т. Иовчуком); Очерки по истории философской и общественно-политической мысли народов СССР, т. 1-2, М., 1955-56; Московский университет и развитие философской и общественно-политической мысли в России, М., 1957.

Предыдущая страница Следующая страница