Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ВАЙБХАШИКА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ВАЙБХАШИКА

ВАЙБХАШИКА (санскр. от Вибхаша - название одной из комментаторских работ этой школы, означающее необязательность, предпочти- тельность) - школа раннего буддизма, излагавшая осн. проблемы буддийской философии в духе наивного материализма. Окончательно оформилась в 3-2 вв. до н.э. Гл. работами В. являются "Джнянапрастхана" ("Путь знания") Катьяянипутры (3 в. до н.э.); комментарии к этой работе - "Махавибхаша" ("Большой комментарий") и "Вибхаша" ("Комментарий", 2 в.); "Абхидхармакоша" Васубандху (5 в.), работы философов Сангабхадры, Яшомитры и др. Учение В. имело широкое распространение в Индии почти в течение тысячелетия; осн. источники В. были переведены в Китае, в частности и в Тибете, Японии, где идеи В. существовали длит. время.

Центральным в системе В. является учение о дхармах как конечных реальностях, лежащих в основе всех явлений. Дхармы - это взаимодействующие между собой вечные элементы бытия, среди к-рых имеются не только материальные, но и духовные, психич. элементы. Вайбхашики различали 75 видов дхарм, к-рые группировались ими в различные классы. В противоположность монистич. идеализму Упанишад и веданты, В. считала, что подобно всем др. объективным реальностям, человеч. личность не имеет в своей основе никакой духовной субстанции (Атман), а является комбинацией материальных и психич. дхарм. Дхармы находятся в вечном непрекращающемся процессе постоянного взаимодействия в соответствии с законом "зависимого происхождения", к-рый представляет собой видоизмененную формулировку закона кармы. Хотя сами дхармы вечны и неизменны, но образованные из них объекты преходящи и есть не что иное, как непрерывно сменяющийся поток дхарм. Человеч. личность и его духовный мир также есть непрерывный поток отд. моментов сознания, к-рым сопутствуют отд. моменты чувствования и желания. По учению В., вечный поток комбинаций дхарм находит свое успокоение в нирване, являющейся особого рода дхармой, означающей такое состояние всех элементов бытия, в к-ром завершается их волнение, угасает их активность. Достижение нирваны возможно путем подавления потока дхарм, т.е. путем подавления всех своих желаний, чувствований, к-рые как бы умирают в нирване. В теории познания В. стоят на позициях сенсуализма, подчеркивают решающую роль чувств в познании. В. представляет собой наивно-материалистич. учение со значит. элементами диалектики. Ранним буддистам, указывал Ф. Энгельс, как и древним грекам, присуще стихийно-диалектич. мышление (см. "Диалектика природы", 1955, с. 176).

В ходе дальнейшего развития философии буддизма стихийно-материалистич. принципы В. были изменены школой мадхьямиков в духе объективного идеализма. Сами дхармы и весь эмпирич. мир рассматривались уже не как конечные элементы бытия, а лишь как иллюзорное проявление неподвижной, неизменной, вечной нирваны, считаемой субстратом бытия. Такая эволюция буддийской филос. школы была обусловлена непоследоват. и огранич. характером материализма В.

Лит.: Радхакришнан С., Индийская философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 523-30; Ρозенберг О. О., Введение в изучение буддизма по японским и китайским источникам, ч. 2 - Проблемы буддийской философии, П., 1918; Васильев В., Буддизм, его догматы, история и литература, ч. 1, СПБ, 1857; Stcherbatsky Th., The central conception of Buddhism and the meaning of the word "Dharma", L., 1923; его же, The conception of buddhist nirvāna, Leningrad, 1927; его же, Buddhist logic, v. 1-2, Leningrad, 1930-32; Mishra M. U., History of Indian philosophy, v. 1, [L.], 1957; History of philosophy Eastern and Western, ed. by S. Radhakrishnan [a. o.], v. 1, L., 1952.

H. Аникеев. Москва.

В начало энциклопедии