Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЯКОБИ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЯКОБИ

ЯКОБИ (Jacobi), Фридрих Генрих (25 янв. 1743 - 10 марта 1819) - нем. писатель и философ-идеалист, представитель т.н. философии чувства и веры (Glaubensphilosophie). Полемика с Мендельсоном привела его к разрыву с берлинскими просветителями. Я. враждебно отнесся к Франц. революции, франц. материализму и атеизму. В своей философии он выступил с критикой рационализма Просвещения и учения Канта. Согласно Я., логика развития науки и философии, опирающаяся на формы рассудочного мышления, неизбежно ведет к натурализму, атеизму и детерминизму (Спиноза) или к субъективному идеализму (Кант). Выступая против этих тенденций, Я. выдвигал на первый план права чувства. Всякое обоснование согласно достаточного основания принципу может сводиться только к чему-то уже обоснованному; доказывающее знание всегда опосредствовано, не может проникнуть за пределы связей природы и необходимо ведет к фатализму. Анализ тождества закона и закона достаточного основания Я. использовал для резкого противопоставления непосредств. чувства опосредствов. знанию. Вслед за Юмом Я. полагал, что реальное существование удостоверяется верой. Юму он следовал и в утверждении, что отношение между основанием и следствием не совпадает с отношением между причиной и действием. т.к. понятие причинности могут развить только действующие, а не созерцающие существа, то, согласно Я., это понятие покоится не на знании, а на чувстве. Ни самодеятельность, ни свобода не доказуемы: их действительность дана нашему сознанию непосредственно. Эту непосредств. достоверность Я. называл верой (Glaube) или чувством (Sinn), а также и "разумом" (Vernunft), противопоставляя его опосредствованному знанию - "рассудку" (Verstand). Мысль о различии рассудка и разума была развита Фихте, Шеллингом и Гегелем, к-рый, однако, критиковал Я.: непосредственность есть результат предшествующего ей длит. опосредствования (см. Соч., т. 11, М.-Л., 1935, с. 405-16).

Я. выявил одно из осн. противоречий учения Канта: без предпосылки "вещи в себе" нельзя войти в философию Канта, а с этой предпосылкой нельзя внутри нее оставаться.

Соч.: Werke, Gesamtausgabe, Bd 1-6, Lpz., 1812-24; Auserlesener Briefwechsel, Bd 1-2, Lpz., 1825-27; Briefwechsel zwischen Goethe und F. H. Jacobi, Lpz., 1846; Briefwechsel zwischen Herder und F. H. Jacobi, Bd 2, Fr. / M., 1857, S. 248-332; J. G. Hamann's Briefwechsel mit F. H. Jacobi, Gotha, 1868 (J. G. Hamann's des Magus in Norden, Leben und Schriften, Bd 5); Briefe an F. Bouterwek aus den Jahren 1800 bis 1819, Göttingen, 1868, Aus F. H. Jacobis Nachlass, Ungedruckte Briefe von und an Jakobi und andere, hrsg. R. Zöppritz, Bd 1-2, Lpz., 1869; в рус. пер. - О трансцендентальном идеализме, в кн.: Новые идеи в философии, сб. 12, СПБ, 1914.

Лит.: Кожевников В. А., Философия чувства и веры, ч. 1, M., 1897; История философии, т. 3, Μ., 1943; с. 124-26, Асмус В. Φ., Проблема интуиции в философии и математике, 2 изд., Μ., 1965; Фейербах Л., Якоби и философия его времени, в его кн.: История философии, т. 2, Μ., 1967; Lévy-Bruhl L., La philosophie de Jacobi, Ρ., 1894; Frank A., Jacobis Lehre vom Glauben, Halle, 1910 (библ.), Heraeus O., F. Jacobi und der Sturm und Drang, Hdlb., 1928; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie F. H. Jacobis, Stuttg., 1933; Hölters H., Der spinozistische Gottesbegriff bei M. Mendelssohn und F. H. Jacobi und der Gottesbegnif Spinozas, Emsdetten, 1938; Сrосе В., Consideraziomsullafilosofia del Jacobi "La Critica", 1941, v. 39, No6; Verra V., Jacobi e il rifrato delia filosofia, "Filosofia", 1953, No 4, p. 575-600, Fischer G., J. M. Sailer und F. H. Jacobi, Freiburg, 1955.

В. Асмус. Москва.

В начало энциклопедии