Приглашаем посетить сайт

Женщинам (woman.modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАА"-"ШЕФ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ш" (часть 1, "ШАА"-"ШЕФ")

ШААМИРЯН

Шаамир (1723-97) - представитель арм. просвещения и освободит. идеологии. Жил в Мадрасе (Индия), где образовалась т.н. мадрасская группа арм. просветителей. В 1770 основал типографию и развернул лит.-издательскую деятельность с целью распространения в арм. народе идей патриотизма, национальной и политич. свободы.

В своем осн. соч. "Книга, называемая Западней честолюбия"..." (Мадрас, 1773, Тифлис, 1913) Ш. критиковал феод. правопорядки, считал, что хорошая или дурная организация обществ.-гос. строя зависит гл. обр. от степени сознательности людей, от их воли и деятельности. Ш. утверждал, что моральные качества личности могут проявляться и развиваться лишь в обществе, к-рое управляется справедливыми законами, соответствующими "разумной" и "естественной природе" человека. На этих основах базировался изложенный в трактате Ш. проект респ. устройства Армении: выборность верховных органов, отделение церкви от гос-ва, равенство граждан перед законом, гарантия свободы слова, совести и т.д. Проект подразумевал сохранение и укрепление частной собственности; его реализация способствовала бы развитию бурж. отношений в Армении.

Лит.: Григорян Г. О., Из истории армянской передовой общественно-политической мысли. (Вторая половина 18 в.), Ер., 1957 (на арм. яз.).

Г. Григорян. Ереван.

ШАБАД

Борис Абрамович (р. 3 дек. 1922) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1966). Член КПСС с 1943. Окончил Всесоюзный юридич. заочный ин-т (1948) и аспирантуру Ин-та государства и права АН СССР (1951). С 1953 преподает философию в аспирантуре Моск. физико-химич. ин-та им. Карпова. Область науч. исследований - проблемы историч. материализма и науч. коммунизма, история и критика совр. бурж. философии и социологии.

Соч.: Империалистич. гос-во в псевдонародном облачении, "Коммунист", 1958, No 6; О нек-рых характерных чертах совр. бурж. учений о гoc-ве, "Сов. государство и право", 1958, No 1; Апология империалистич. государства (совм. с Ε. Б. Песковым), в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; О совр. формах идеологии колониализма, "Проблемы востоковедения", 1960, No 6; Идеологич. основы совр. колониализма, М., 1961; Идеология "бешеных" и "либералов", "Коммунист", 1965, No 5; Предмет науч. коммунизма и критика антикоммунистич. идеологии, "ВФ", 1965, No 12; Политич. философия совр. империализма. Критика осн. антикоммунистич. концепций, 2 изд., М., 1966; Амер. доктрины политики "с позиции силы", в кн.: Проблемы войны и мира. Критика совр. бурж. социально-филос. концепций, М., 1967; Империализм и бурж. социально-политич. мысль, М., 1969.

ШАД

ШАД (Schad), Иоганн Баптист (1758-1834) - философ-идеалист, один из первых профессоров философии Харьковского ун-та (1804-16). Род. в Верхней Баварии. Образование получил в иезуитской семинарии и в бенедиктинском монастыре, где пробыл ок. 30 лет и написал ряд произведений, в т.ч. соч. "Судьба почтенного отца Синцеруса", направленное против папства и католич. церкви. Преследуемый ею, Ш. покинул монастырь и переехал в Иену; после защиты докторской диссертации преподавал в Иенском ун-те (1799-1804). В 1804 по рекомендации Гёте и Шиллера был приглашен в Харьковский ун-т, где получил кафедру умозрительной и практич. философии и читал курсы логики, психологии, философии, истории философии и эстетики. В ун-те Ш. приобрел известность как оригинальный комментатор и популяризатор нем. классич. философии. Меньший успех и резонанс имела его собств. филос. концепция, в к-рой своеобразно сочетались этика Канта, фихтеанская идея тождества субъекта и объекта (см. Фихте) и мистика позднего Шеллинга. Концепция Ш. в целом подверглась критике со стороны материалистически настроенных профессоров ун-та (напр., Осиповского). Нек-рые, однако, отдавали должное ее диалектич. направленности. Рассматривая борьбу противоположностей как источник развития, Ш. писал: "Всеобщий закон жизни, действия и производительности во вселенной состоит в противоположности вещей по существу своему одинаковых: так что, если оную уничтожить, то природа вечным бездействием будет объята" ("О возвращении Европе свободы", X., 1815, с 4).

В 1814 Ш. опубликовал работу "Естеств. право" ("Institutiones juris naturae"), к-рая поставила его в оппозицию к офиц. пиэтическому духу идеологии и деспотич. самодержавию и послужила поводом для высылки Ш. на родину.

Соч.: Grundriss der Wissenschaftslehre, Jena, 1800; Geist der Philosophie unserer Zeit, Jena, 1800; Neuer Grundriss der transcendentalen Logik und der Metaphysik nach den Principien der Wissenschaftslehre, Jena, 1801; Absolute Harmonie des Fichteschen Systems mit der Religion, Erfurt, 1802; System der Natur- und Transcendental-Philosophie, Tl 1-2, Landshut, 1803-04; De fine hominis supremo, Charcov, 1807; Logica, Charkov, 1812 (Institutiones filos., univers, v. 1); De viris illustribus urbis Romae a Romulo usque ad Romam, Charkov, 1815.

Лит.: Дело о высылке Ш., ЦГИАЛ, фонд 733, оп. 49, д. 6392 а, 1816; Лавровский Н., Эпизод из истории Харьк. ун-та, в кн.: Чтения в имп. об-ве истории и древностей Российских при Московском ун-те, кн. 2, Μ., 1873; Багалей Д. И., Опыт истории Харьк. ун-та (по неизд. материалам), т. 1-2, X., 1893-98, 1904; его же, Удаление профессора И. Ш. из Харьк. ун-та, X., 1899; Зеленогорский Ф. А., И. Ш., "Вопр. филос. и психологии", 1895, кн. 27(2); Кравец И. Н., И. Ш. - проф. философии Харьк. ун-та начала 19 в., "ФН" (НДВШ), 1960, No 4. См. также лит. при ст. Осиповский.

И. Кравец. Харьков.

ШАККА

ША́ККА (Sciacca), Микеле Федерико (р. 12 июля 1908) - итал. философ, видный представитель т.н. христ. спиритуализма, проф. истории философии в Павии (с 1938), теоретич. философии в ун-те Генуи (с 1947), основатель филос. журналов "Giornale di metafisica" (1946) и "Humanitas" (1946); один из вдохновителей и организаторов "Галларатского кружка" - объединения итал. католич. философов в Галларате.

Помимо платоновско-августинианской и томистской традиций, истоками философии Ш. на итал. почве явились Розмини-Сербати и Джентиле (влияние последнего заметно в филос. деятельности Ш. вплоть до конца 30-х гг.). Ш. развил "философию целостности" (filosoficy delle integratità), в центре к-рой учение об индивиде, в своем "объективном" внутр. опыте (intertorita oggettivà) интуитивно воспринимающем идею абс. бытия (бога), трансцендентную и вместе с тем имманентную индивидуальному сознанию.

Ш. выступает против обновленч. тенденций в католич. философии, в частности против диалога с "инакомыслящими".

Соч.: Opere complete, v. 1-28-, Mil., 1952-68-; Il secolo XX, 2 ed., v. 1-2, Mil., 1947; Platone, v. 1-2, [Mil., 1967].

Лит.: Эфиров С. A., Итал. буржуазная философия 20 в., Μ., 1968; Schiavone M., L'idealismo di M. F. Sciacca come sviluppo del rosminianismo, Domodossola, 1957; Studi in onore di M. F. Sciacca, Mil., [1959]; El pensamiento de M. F. Sciacca, В. Aires, [1959]; Höllhuber J., M. F. Sciacca - ein Wegweiser abendländischen Geistes, Meisenheim am Glan, 1962; M. F. Sciacca. In occasione del 30-mo anno di cattedra universitaria, Mil., 1968.

С. Эфиров. Москва.

ШАНКАРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАРРОН

ШАРРОН (Charron), Пьер (1541 - 16 нояб. 1603) - франц. философ и теолог. Соч. Ш. "О мудрости" ("De la sagesse", Bourdeaux, 1601) вызвало яростные нападки клерикалов и приветствовалось вольнодумцами как тонкая защита атеизма. Возражая им, Ш. утверждал, что он стремился к упрочению религ. веры. Согласно Ш., человек наделен бессмертным духом, знания его имеют внечувств. природу, изначально присущи его душе, через самопознание человек восходит к богу. Апологетич. замыслу Ш. противоречило содержание его произведения, воспроизводившее идеи его друга Монтеня (о душе как телесном носителе сознания, о мозге - седалище разума, скептич. изложение аргументов в пользу бессмертия души, обнаружение противоречий между разумом и верой и др.). К резкому конфликту с ортодоксальным христианством привел Ш. тезис об изначальном присутствии в человеч. душе нравств. идей, проистекающих из требований человеч. природы и разума. Ш. заключал отсюда, что религия не создает морали, а лишь совершенствует существующую. Эта частичная секуляризация морали у Ш. привлекла к нему внимание прогрессивных мыслителей 17-18 вв.

В 19-20 вв. отношение церкви к Ш. изменилось. Совр. клерикалов привлекает в Ш. то, что, несмотря на восприятие им идей скептицизма и рационализма, он сохранил искреннюю веру в бога. Для неотомизма мировоззрение Ш. - один из образцов искомой ими гармонии веры и разума.

Соч.: Toutes les oeuvres, Ρ., 1635.

Лит.: Богуславский В. М., У истоков франц. атеизма и материализма, Μ., 1964, с. 201-04; Liebscher H., Charron und sein Werk: "De la sagesse", Lpz., 1890; Воnnefo Ρ., Montaigne et ses amis, v. 1-2, [Ρ.], 1898; Τeipel Η., Zur Frage des Skeptizismus bei Ρ. Charron, Bonn, 1912; Sabrie J. B., De l'humanisme au rationalisme. Ρ. Charron (1541-1603), [Ρ.], 1913; Busson Η., La pensée religieuse française de Charron à Pascal, [P.], 1935; его же, De Petrarque à Descartes, t. 1 - Le rationalisme dans la littérature française de la Renaissance (1533-1601), P., 1957, р. 479-81, 575-79; Villey Ρ., Montaigne devant la postérité, Ρ., [1936], p. 148-75; Charron J. D., The "Wisdom" of P. Charron, Chapel Hill, [1961].

В. Кузнецов. Москва.

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАУМЯН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШАФФ

ШАФФ (Schaff), Адам (р. 10 марта 1913) - польский философ. Действит. член Польской АН. Род. во Львове, где в 1935 окончил ун-т. Окончил также парижскую Школу политич. наук (1936). В 1939-45 находился в СССР, где защитил кандидатскую и докт. диссертации. С 1945 руководил филос. кафедрами в Лодзи и Варшаве. В 1950-57 - директор Ин-та обществ. наук при ЦК ПОРП. В 1957-68 - директор Ин-та философии и социологии Польской АН; с 1968- зав. сектором теории познания в том же ин-те. Член ЦК ПОРП (до 1968). Основатель филос. журнала "Myśl Wspόłczesna" (1946-; с 1951 выходил под назв. "Myśl filozoficzna", с 1958 наз. "Studia filozoficzne"). Область науч. исследований Ш. - диалектич. материализм, гл. обр. проблемы теории познания, а также филос. проблемы языкознания (семантики) и вопросы философии истории. В своих работах Ш. рассматривал и анализировал экзистенциализм, настаивал на необходимости более широкой разработки проблем философской антропологии. В 1965 Ш. подвергался критике на дискуссии, которая проводилась в польской печати, по его книге "Марксизм и человеческий индивид" ("Marksizm a jednostka ludzka", Warsz., 1965), в к-рой концепция отчуждения, трактуемая как всеобщее явление, применялась к анализу проблем социалистического строительства; кроме того, критике подверглось неправильное освещение в кн. Ш. процесса создания социалистич. обществ. отношений, в частности национальных.

Соч.: Pojęcie i słowo, Łόdz, 1946; Geneza i rozwόj filozofii marksistowskiej, Warsz., 1949; Wstęp do teorii marksizmu, 5 wyd., Warsz., 1950; Dialektyka marksistowska a zasada sprzeczności, "Myśl filozoficzna", 1955, No 4 (18); Aktualne zagadnienia polityki kulturalnej w dziedzinie filozofii i socjologii, [Warsz.], 1956; Marksizm a egzystencjalizm, Warsz., 1961; в рус. пер. - Некоторые проблемы марксистско-ленинской теории истины, М., 1953; Социология знания Маннгейма и проблема объективной истины, "ВФ", 1956, No 4; Объективный характер законов истории, М., 1959; Введение в семантику, М., 1963.

ШАХНОВИЧ

Михаил Иосифович (р. 23 февр. 1911) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1963), профессор Ленингр. гос. ун-та (с 1965). Член КПСС с 1941. Окончил ЛГУ (1932), аспирантуру АН СССР (1936). Старший науч. сотрудник (1932-41), зам. директора (1944-60) Музея истории религии и атеизма АН СССР. Науч. работу ведет в области истории религии и атеизма.

Соч.: Социальная сущность талмуда, [М., 1929]; Рус. церковь в борьбе с наукой, [Л.], 1939; От суеверий к науке, Л., 1948; Гойя против папства и инквизиции, М.-Л., 1955; Реакц. сущность иудаизма, М.-Л., 1960; Ленин и проблемы атеизма, М.-Л., 1961; Закат иудейской религии, Л., 1965; Совр. мистика в свете науки, М.-Л., 1965.

ШВЕДСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШВЕЙЦЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕВЫШВ

Степан Петрович (18 окт. 1806 - 8 мая 1864) - рус. критик, поэт и публицист. Профессор Моск. ун-та, академик (с 1852). Был близок к кружку "любомудров". В 1827-29 Ш. - ведущий критик "Моск. вестника", в 1835-37 - сотрудник "Моск. наблюдателя", с 1841 вместе с М. П. Погодиным возглавлял журн. "Москвитянин". В 40-е годы Ш. становится одним из гл. теоретиков "официальной народности", по существу возглавляя борьбу правого крыла славянофилов против лагеря западников. На страницах "Москвитянина" Ш. выступал против социальной направленности рус. лит-ры, особенно - против эстетич. идей Белинского и Герцена, реалистич. произведений т.н. натуральной школы. В филос. плане в этот период Ш., в духе позднего Шеллинга и особенно Баадера, стремится примирить философию и религию (см. "Христианская философия. Беседы Баадера", в журн. "Москвитянин", 1841, ч. 3, No 6, с. 378-437). Считая, что нем. классич. философия (гл. обр. в лице Гегеля) носит отвлеченный и умозрит. характер, и отвергая принцип тождества бытия и мышления, Ш. настаивал на необходимости историч. метода познания. В ранний период своей деятельности Ш. сделал попытку применить этот метод в кн.: "История поэзии" (т. 1, М., 1835), "Теория поэзии в историч. развитии у древних и новых народов" (М., 1836). Первая из этих книг заслужила высокую оценку Пушкина, подчеркнувшего достоинства "способа изложения исторического" (см. Полн. собр. соч., т. 7, 1949, с. 399). Ш. ввел в литературоведение понятие "исторической пиитики", к-рая, демонстрируя постепенное развитие лит-ры и "...происхождение всех оригинальных типов оной...", создает тем самым "...полную и живую науку сего искусства" ("История поэзии", т. 1, М., 1835, с. 107).

Соч.: О критике вообще и у нас в России, "Моск. наблюдатель", 1835, ч. 1, [апр., кн. 1]; Ответ автора "Истории поэзии" г. издателю "Телескопа", там же, 1836, ч. 6, апр., кн. 2; ч. 7, май, кн. 2, июнь, кн. 1; Взгляд русского на совр. образование Европы, "Москвитянин", 1841, ч. 1, No 1; Теория смешного, с применением к рус. комедии, там же, 1851, ч. 1, No 1; Стихотворения, Л., 1939.

Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры. Ст. 3, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Белинский В. Г., О критике и лит. мнениях "Моск. наблюдателя", Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; его же, Взгляд на рус. лит-ру 1846 года, там же, т. 10, М., 1956; Τихонравов Н. С., С. П. Шевырев, Соч., т. 3, ч. 2, М., 1898; Очерки по истории рус. журналистики и критики, т. 1, Л., 1950; История философии, т. 2, М., 1957, с. 251, 267-68, 272, 373; Березина В. Г., Рус. журналистика второй четверти 19 в., Л., 1965; Манн Ю., Русская филос. эстетика, М., 1969, с. 149-90.

Ю. Манн. Москва.

ШЕЛГУНОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЕР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЛИНГ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕЛЬСКИЙ

ШЕ́ЛЬСКИЙ (Schelsky), Хельмут (р. 14 окт. 1942) - западногерм. бурж. социолог. В 1943-44 - проф. социологии Страсбурского ун-та, в 1953-60 - Гамбургского, с 1960 - Вестфальского ун-тов; руководитель лаборатории социальных исследований Дортмундского ун-та.

Начав с филос. исследований, Ш. после войны целиком занялся эмпирич. социологией (проблемы семьи, молодежи, сексуальных отношений, индустриальная социология и др.). В исследовании семьи Ш. утверждает, что в ходе индустриализации, урбанизации и дезорганизации, связанной с войной, нем. семья продемонстрировала стабилизирующие тенденции, связь с традицией, возросшую сплоченность ("Wandlungen der deutschen Familie in der Gegenwart", Dortmund, 1953, 3 Aufl., Stuttg., 1955). В кн.: "Скептич. поколение" ("Die skeptische Generation", Düsseldorf - Köln, 1957) Ш. рассматривает молодежь, под влиянием ролей теории, как переходную ступень от роли ребенка к роли взрослого, связывая с этой промежуточной ступенью ее "нормативную несамостоятельность". Относя к молодежи возрастную группу от 14 до 25 лет, Ш. выделяет молодых рабочих и служащих, как определяющих лицо поколения. Разделяя теорию т.н. единого индустриального общества и "нового среднего класса" теорию, Ш. считает, что нейтрализм, скепсис в отношении идеологий, реализм, ориентация на успех свойственны молодежи всех индустриальных стран. Ш. одним из первых в ФРГ начал змпирич. исследования по индустриальной социологии, в частности изучение последствий автоматизации. В кн. "Положение нем. социологии" ("Ortsbestimmung der deutschen Soziologie", Düsseldorf - Köln, 1959, 3 Aufl., Düsseldorf - Köln, 1967) рассматривает историю нем. социологии, отмечая ее ведущую роль в мировом развитии социологич. теории до установления нацизма, полный упадок в период его господства и ее развитие в послевоенное время под влиянием амер. социологии.

Лит.: Das Freiheitswollen der Völker und die Idee des Planstaates, Karlsruhe, 1946, Arbeitslosigkeit und Berufsnot der Jugend, Bd 1-2, Köln, 1952 (с сотрудниками); Industrie-und Betnebssoziologie, в кн.: Soziologie Ein Lehr- und Handbuch zur modernen Gesellschaftskunde, hrsg. von A. Gehlen und H. Schelsky, Düsseldorf-Köln, 1955; Soziologie der Sexualität, Hamburg, 1955; Die sozialen Folgen der Autorflatisierung, Düsseldorf-Köln, 1957; Schule und Erziehung in der industnellen Gesellschaft, Würzburg, 1957.

Г. Волков. Москва.

ШЕПТУЛИН

Александр Петрович (р. 3 янв. 1929) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1966), профессор (с 1967). Член КПСС с 1955. Окончил Казанский юридич. ин-т (1951) и аспирантуру Ин-та философии АН СССР (1957). Преподает философию с 1957. Старший науч. сотрудник Ин-та философии (с 1961), зав. кафедрой философии МВТУ им. Баумана (с 1965). Нач. отдела преподавания обществ., наук и член коллегии Мин-ва высшего и среднего спец. образования СССР (с 1969). Область науч. исследований - материалистич. диалектика и теория познания.

Соч.: Диалектика особенного и общего, Красноярск, 1957; Проблема единичного и общего в древнегреч. философии, "Уч. зап. Красноярского пед. ин-та", 1958, т. 12, вып. 1; Диалектич. материализм, М., 1959; Взаимосвязь категорий в философии Гегеля, "Науч. тр. Моск. технологич. ин-та легкой пром-сти", 1960, сб. 15; Нек-рые вопросы действия закона соответствия производств. отношений характеру производит. сил, "ВФ", 1962, No 7; Диалектика единичного, особенного и общего, М., 1963; О взаимосвязи категорий материалистич. диалектики, М., 1964; О принципах разработки системы законов и категорий диалектики, М., 1964 (совм. с И. Д. Андреевым); О нек-рых спорных трактовках осн. законов диалектики, "ФН" (НДВШ), 1964, No 5; Диалектич. материализм, М., 1965; Анализ и синтез в познании, М., 1965; Взаимосвязь категорий диалектики как вывод из истории философии, "ФН" (НДВШ), 1965, No 2, Осн. законы диалектики, М., 1966 (автор гл. 4-6); Система категорий диалектики, М., 1967; К. Маркс и В. И. Ленин о принципах исследования взаимосвязи категорий диалектики, в сб.: Нек-рые вопросы ленинского филос. наследства, вып. 3, М., 1968 (Тр. МВТУ, кафедра филос., No 131).

ШЕРНЬЕЛЬМ

ШЕРНЬЕ́ЛЬМ (Stiernhielm), Георг (7 авг. 1598 - 22 апр. 1672) - швед. ученый, поэт, философ и моралист. Натурфилософия Ш. сложилась под влиянием неоплатонизма, его учения об эманации (Плотин). Ш. считал, что в основе мира лежат три принципа - мировая душа, материя и свет, к-рому Ш. отводил роль активного начала, вызывающего к жизни своим теплом скрытые формы вещей. Учение Ш. о трех принципах природы восходит к пансофии Коменского. III. - один из первых сторонников Бруно; считал, что материя сконструирована из круглых атомов и пустоты (ничто) и что во вселенной существует бесчисл. множество миров. Подвергнув критике схоластич. аристотелизм, Ш. вслед за Ф. Бэконом выступал за расширение опытного знания, эксперимента.

Критикуя ряд догм господствовавшей тогда в Швеции протестантской ортодоксии, Ш. считал, что вера в бога врождена человеку, но его поступки зависят не только от бога, но и от естеств. "закона", проникающего в его душу с момента ее рождения. В силу этого человек несет ответственность за свои поступки. Этот взгляд Ш. развил в дидактич. поэме "Геркулес" ("Hercules", 1647, опубл. ..., 1658).

Соч.: Musae Suethizantés, bd 1-2, [Stockh.], 1668; Samlade skrifter, utg. av J. Nordstrom, dl 1-3, Stockh., 1924-51.

Лит.: Lindroth Hj., Stiernhielms Hercules, Lund, 1913; Nordstrom J., G. Stiernhielm, bd 1-2, Stockh., 1924; Wieselgren P., G. Stiernhielm, Stockh., 1948; Ryding Ε., Den svenska filosofins historia, Stockh., [1959], s. 13-20.

A. Мысливченко. Москва.

ШЕРОЗИЯ

Аполлон Епифанович (р. 23 июня 1927) - сов. философ, д-р филос. наук (с 1967), профессор Тбилисского ун-та (с 1968). Окончил Тбилисский ун-т (1951) и аспирантуру АН Груз. ССР (1954). В 1955-60 - науч. сотрудник Ин-та философии АН Груз. ССР. Зав. редакцией философии Груз. советской энциклопедии при Президиуме АН Груз. ССР (с 1968). С 1960 ведет научно-преподавательскую работу о философии в Тбилисском ун-те. Область науч. исследований - филос. проблемы естествознания и психологии, а также теория познания и история философии.

Соч.: К вопросу филогенезиса психичесного, "Тр. ин-та философии АН Груз. ССР", 1957, т. 7; Разносферные закономерности психического и проблема бессознательного, там же; Филос. мысль в Грузии в первой четверти 20 в., Тб., 1963; Предмет философии языка (Некоторые вопросы), "Тр. Тбилисского ун-та. Сер. филос. наук", 1964, т. 92; Общая теория установки, "междисциплинарные связи" и система наук о человеке, в кн.: Материалы симпозиума. "Понятия установка и отношение в мед. психологии", Тб., 1968.

ШЕРРИНГТОН

ШЕ́РРИНГТОН (Sherrington), Чарлз Скотт (27 нояб. 1857 - 4 марта 1952) - англ. физиолог. Окончил Кембриджский ун-т (1885). Проф. Лондонского (с 1891), Ливерпульского (с 1895), Оксфордского (1913-35) ун-тов. Лауреат Нобелевской премии (совместно с Эдрианом, 1932). Получил мировую известность благодаря ставшим классическими экспериментальным исследованиям по физиологии нервной системы. В этих исследованиях Ш. стремился исходить из синтетич. понимания организма как целого и из введенного им понятия интегративной деятельности нервной системы. Особое внимание Ш. уделял изучению закономерностей рефлекторной деятельности и работы органов чувств. Ему принадлежат общепринятая теперь классификация рецепторов на экстероцепторы, проприоцепторы и интероцепторы, а также понятие синапса. Ш. доказал происхождение и развитие "дистант-рецепторов" (игравших в его концепции главную интегрирующую роль в деятельности нервной системы) из "контакт-рецепторов", что имело важное значение в раскрытии механизмов координационных отношений в центр. нервной системе. В связи с разработанным Ш. учением о рецепторах находятся и его представления о природе рефлексов. Ш. выделял рефлексы экстероцептивные и проприоцептивные. Первые вызываются внешней стимуляцией, вторые возникают по ходу выполнения движений. В торможении рефлекторных ответов, возможность к-рого возрастает в эволюц. ряду, III. видел одну из важнейших предпосылок развития более сложных форм поведения. Анализируя последствия децеребрации, Ш. показал принципиальное различие между рефлексами, возникающими у децеребрированного животного, и рефлекторной активностью как формой адекватного биологич. приспособления, регулируемого центральной нервной системой. Ш. глубоко исследовал также роль центр, факторов в протекании эмоций.

Исследования Ш., проводившиеся на исключительно высоком для своего времени методич. уровне, значительно углубили понимание закономерностей и механизмов т.н. низшей нервной деятельности, облегчив тем самым разработку представлений о наиболее сложных формах приспособит. активности головного мозга.

По своим филос. взглядам Ш. был дуалистом, полагая, что материальное и духовное - это две внутренне замкнутые и не сообщающиеся между собой системы действительности.

Соч.: The correlation of reflexes and the principle of the common path, "Reports of the British Association for the Advancement of Science", 1904, v. 74, p. 728-41; Selected writings..., N. Y., 1940 (имеется библ. трудов Ш.); в рус. пер. - Рефлекторная деятельность спинного мозга, М.-Л., 1935 (соавтор).

Лит.: Fulton J. F., Sir Ch. S. Sherrington (1857-1952), "J. of Neurophysiology", 1952, v. 15, No 3, p. 167-90; Adrian E. D., Granit R., Penfield W., Sir Ch. Sherrington, "Nature", 1952, v. 169, No 4304, p. 688-90; Rothschuh K. E., Geschichte der Physiologie, В.-[u. а.], 1953.

Φ. Бассин, Μ. Роговин. Москва.

ШЕСТАКОВ

Петр Максимович (р. 10 июля 1906) - сов. философ, доктор филос. наук (1966), профессор (1966). Чл. КПСС с 1928. В 1933 окончил Ленинградский пединститут им. А. И. Герцена. С 1933 по 1945 - на политич. работе в Сов. Армии. В 1945-48 - уполномоченный Всесоюзного об-ва культурных связей с Болгарией. С 1948 ведет преподават. работу по философии, заведует кафедрой философии вузов г. Рязани. Занимается гл. обр. вопросами истории марксистско-ленинской философии, истории болг. философии.

Соч.: Христо Ботев - великий болг. революционер и мыслитель, Рязань, 1959; К вопросу о защите и развитии Д. Благоевым диалектич. материализма, Сб. научных работ Рязанского с.-х. ин-та, 1963, вып. 11; Борьба Д. Н. Благоева за утверждение принципов коммунистической морали, там же, 1966, вып. 12; Вопросы эстетики и литературной критики в творчестве Д. Н. Благоева, там же; К вопросу о разработке В. И. Лениным некоторых вопросов марксистской теории познания, там же, 1967, вып. 17.

ШЕСТОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕФЛЕР

ШЕ́ФЛЕР (Scheffler), Иоганн (псевдоним - А н г е л у с С и л е з и у с; лат. Angelus Silesius - "Вестник из Силезии") (25 дек. 1624 - 9 июля 1677) - нем. мыслитель-мистик, мастер филос. афоризма в поэтич. форме. По образованию врач, служил лейб-медиком при различных дворах. С ранних лет изучал соч. Бёме и др. представителей нем. мистич. традиции, был лично близок к мистикам, к-рые в стороне от офиц. теологии искали синтеза между пантеистически понятой идеей бога и натурфилос. картиной мира (А. фон Франкенберг, Д. Чепко). Не найдя в плоско-рационалистической лютеранской ортодоксии своей эпохи простора для мистич. исканий, Ш. переходит в 1653 в католицизм. Гл. соч. - "Херувимский странник" ("Cherubinischer Wandersmann", Breslavia, 1657) - книга глубокомысленных поэтич. афоризмов, суммирующих идеи нем. мистики от Экхарта до Бёме. В центре ее стоит учение о неисчерпаемом, сокровенном че-ловеч. "Я", внутри к-рого находится средоточие мира, "философский камень" (кн. 3, 118). Это "Я" полагает и снимает реальность времени и пространства: "Не ты - в пространстве, но пространство - в тебе: если ты его извергнешь, то вечность дана тебе уже здесь" (кн. 1, 185). Уличного "Я" человека есть бесконечно превосходящий и все же равновеликий, независимый и все же взаимозависимый партнер и собеседник - космическое "Я" бога. Бог описывается не только как велящий распорядитель мирового бытия, но преимущественно как имманентная и одновременно запредельная глубина этого бытия, "вечное молчание", к-рое "не имеет воли". Бог и человек связаны сущностной связью: "Я знаю, что без меня бог не может прожить мгновения; если я обращусь в ничто, он должен по необходимости испустить дух" (кн. 1, 8). Любовное умирание бога в человеке и человека в боге есть, по Ш., смысл всего сущего. В дальнейшем Ш. не удержался на этой высоте идеалистич. спекуляции: начиная с VI кн. "Херувимского странника" он все отчетливее превращается в глашатая более обычной контрреформац. религиозности. Ш. был заново "открыт" в эпоху романтизма и существенно повлиял на Р. М. Рильке, Бердяева и ряд др. религ. мыслителей 20 в.

Соч.: Sämtliche poetische Werke, 2 Aufl., Bd 1-3, Münch., [1925].

С. Аверинцев. Москва.

ШЕФТСБЕРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ШЕФФЛЕ

ШЕ́ФФЛЕ (Schäffle), Альберт Эберхард (24 февр. 1831 - 25 дек. 1903) - нем. политэконом и социолог. Профессор политэкономии в ун-тах Тюбингена (1860-1868), Вены (1868-70) и Штутгарта (1871-1903). В 1871 был министром торговли Австрии. Редактор "Zeitschrift für die gesamte Staatswissenschaft".

Ш. независимо и одновременно с П. Лилиенфельдом, А. Эспинасом и Р. Борисом выдвинул осн. идеи органической школы в социологии, уподобляя в своей осн. социологич. работе "Строение и жизнь социальных тел" ("Bau und Leben des sozialeri Körpers", Bd 1-4, Tubingen, 1875-78; 3 AufL, Bd 1-2, Tubingen, 1896) общество организму, видя в первом "социальное тело" с социальными тканями, с особыми социальными органами, причем основу развития социальной жизни Ш. искал в дарвиновском принципе борьбы за существование. Он резко выступал против индивидуалистич., механически-атомистич. понимания общества. В последние годы жизни под влиянием критики Ш. смягчил и несколько изменил ряд своих осн. положений, подчеркивая приблизительный и подчас условный характер органико-биологич. и психологич. аналогий. Неизменным осталось убеждение Ш. в преимуществе целостного подхода к рассмотрению социальных явлений (см. "Abriss der Soziologie", hrsg. von К. Bücher, Tübingen, 1906).

Социологич. концепция Ш. дуалистична, исходит из признания как духовных, так и материальных предпосылок обществ. развития. Подлинным предметом социологии Ш. все же признавал духовные взаимоотношения между людьми, сводя социологию к анализу способов общения. Духовно-этич. ценности Ш. выдвигал в качестве осн. факторов, приведших к возникновению общества и культуры (выделяя, напр., в качестве такого фактора воспитанность - Gesittung). Подобные методологич. установки проявлялись и в работах по политэкономии, к-рую он пытался поставить на "этико-антропологич. основу".

Ш. - один из виднейших представителей катедер-социализма. К идеям марксизма относился противоречиво - от признания ряда положений экономич. учения Маркса (истолковывавшихся, правда, с выхолащиванием их революц. содержания) до полного отрицания идей науч. социализма ("Бесперспективность социал-демократии" - "Die Aussichtslosigkeit der Sozialdemokratie", Tübingen, 1891).

Социологич. идеи Ш. оказали большое влияние на концепции амер. социологов Смолла и Кули.

Соч.: Über die ethische Seite der nationalökonomischen Lehre vom Werte, Tübingen, 1862; Das gesellschaftliche System der menschlichen Wirtschaft, 3 Aufl., Bd 1-2, Tübingen, 1873; Gesammelte Aufsätze, Bd 1-2, Tübingen, 1885-87; Aus meinem Leben, Bd 1-2, В., 1905; в рус. пер. - Капитализм и социализм, ч. 1, СПБ, 1871; Квинтэссенция социализма, СПБ, 1906; Сущность социализма, П., 1917.

И. Добронравов. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница