Приглашаем посетить сайт

Отели (hotels.otpusk-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШВЕЙЦЕР

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШВЕЙЦЕР

ШВЕЙЦЕР (Schweitzer), Альберт (14 янв. 1875 - 4 сент. 1965) - нем.-франц. мыслитель, близкий философии жизни, протестантский миссионер и богослов, врач, музыковед и органист; всемирно известен своими антивоен. выступлениями. Образование получил в ун-тах Страсбурга, Берлина, Парижа. С 1899 - д-р философии (дисс. "Философия религии Канта" - "Die Religionsphilosophie Kants", Freiburg-В., 1899), с 1900 - теологии. В 1906 начал изучать медицину, подготавливая себя к миссионерской деятельности; в 1913, уже будучи д-ром медицины, построил на собств. средства и отчасти собств. руками госпиталь для прокаженных в Ламбарене (Габон, Экв. Африка), к-рый стал для Ш. центром всей его жизни и гл. трибуной проповеди его идей. В 1932 Ш. Присуждена Франкфуртская премия Гёте, в 1952 - Нобелевская премия мира.

Ш. проявил эрудицию и талант во всех областях своей разносторонней деятельности. Ш. - редкий для нашего времени тип мыслителя, явившегося феноменом цельной нравств. человеч. жизни и оказавший неповторимое личное влияние на совр. идейную и духовную ситуацию. Свою жизнь Ш. сделал аргументом в утверждении своего миропонимания.

Главный пафос Ш. - в этике; исходный пункт его мысли - страдающая человеческая личность и ее судьба. Названные Ш. среди близких ему по духу мыслителей имена Канта, Гёте, поздних стоиков, Лао-цзы, ап. Павла, англ. рационалистов 18 в. были объединены в глазах Ш. прежде всего идеей свободного и этич. индивида. Эта гуманистич. установка приводит Ш. в русло течения в философии культуры с его противопоставлением культуры и цивилизации, критикой "технической эры" и "внешнего прогресса". Ш. обнаруживает нравств. деградацию совр. общества и порабощение в нем личности, филос. обоснованием чего, по мнению Ш., послужила гегелевская формула о разумности действительного (см. "An antology", Boston, 1960, p. 216). В своих антигегелевских настроениях, в борьбе против анонимного господства "всеобщего" над "конкретно-личным" Ш. близок к Кьеркегору. В этом же, экзистенциальном, духе Ш. противополагает два жизненных принципа - волю (волеизъявление) как выражение свободного и нравств. существа человека, - знанию (пониманию) как такому отношению к жизни, к-рое имеет своей подосновой стремление подчиниться внешней необходимости.

"Понимающее" отношение к миру приводит, согласно Ш., к скептицизму, - этой "декларации духовного банкротства цивилизации", т.е. приводит как раз к подрыву веры в разум, ввергает в состояние "недоверия к мышлению" (см. "Aus meinem Leben und Denken", Lpz., 1931, S. 214, 211). Ш. призывает сойти с этого пути рабства у мира и заменить его активным и ответственным отношением к жизни: "Мы больше не обязаны выводить наши взгляды на жизнь из знания мира", "Мое знание пессимистично, но моя воля и моя надежда оптимистичны" (там же, S. 195, 231).

Исходным и первичным принципом мировоззрения Ш. является факт жизни, к-рый Ш. противопоставляет факту мысли как вторичному. Возражая картезианскому cogito ergo sum, Ш. предлагает формулу: "Я - жизнь, к-рая хочет жить среди жизни, к-рая хочет жить", и отсюда выводит тезис "преклонения перед жизнью" (Ehrfurcht vor dem Leben). Стремление сохранить и развить всякую жизнь призвано, по словам Ш., стать основой этич. обновления человечества, противоядием от холодной рассудочности, скептицизма и бесчеловечности совр. цивилизации. Однако имманентный принцип, на к-ром Ш. стремится основать этику, он дополняет утверждением о божеств. происхождении человеч. духа, нашедшем свое абс. выражение в образе Христа, т.о., пытаясь сочетать натуралистич. основание философии жизни со спиритуалистич. и теистич. мировосприятием. Ш. предлагает заменить старый рационализм новым, "мистическим", согретым верой в святость жизни. Призыв к преклонению перед жизнью и отстаивание человечности с помощью "личного действия", заявления Ш. об уникальности человеч. личности (с к-рыми он выступил в 1932 во Франкфурте в условиях рвущегося к власти фашизма), как и его жизненный подвиг, служат духовной опорой совр. человеку.

Соч.: Die psychiatrische Beurteilung Jesu, Tübingen, 1913; Kulturphilosophie, Bd 1-2, Münch., 1923-29; Le problème de l'éthique dans l'évolution de la pensée humaine, P., 1952; Friede oder Atomkrieg, Bern, 1958.

Лит.: Левада Ю. Α., A. Ш. - мыслитель и человек, "ВФ", 1965, No 12; Πетрицкий В. Α., Эволюция принципа "уважение к жизни" в филос.-этич. учении А. Ш., "Уч. зап. кафедр обществ. наук вузов г. Ленинграда. Философия", 1965, вып. 6; Хюбшер Α., Мыслители нашего времени, пер. с нем., М., 1962; Langfeldt G., Α. Schweitzer. A study of his philosophy of life, N. Y., 1960; Bähr H. W. [Hrsg.], A. Schweitzer. Sein Denken und sein Weg. Tübingen, 1962; Clark H., The philosophy of Α. Schweitzer, L., 1964; Marshall G. N., An understanding of A. Schweitzer, [L., 1966].

В. Петрицкий. Ленинград.

В начало энциклопедии