Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА

ШАРТРСКАЯ ШКОЛА - школа ср.-век. схоластич. философии. Возникла как соборная школа в г. Шартре (Франция), оказывала большое влияние начиная с 990, когда во главе ее стал Фульбер, и до начала 2-й пол. 12 в. Ш. ш. последовательно возглавляли Бернар Шартрский, Жильбер Порретанский и его брат Тьерри (Теодорик, умер между 1150-55). Видными представителями Ш. ш. были также Гильом из Конша и англичанин Иоанн Солсберийский (ок. 1115-1180, учился во Франции в 1136-48, в конце жизни был епископом Шартра). К Ш. ш. примыкали также англичанин Аделард из Бата (ок. 1100) и француз Бернар из Тура (Бернард Сильвестр, середина 12 в.). В период господства схоластики ее представители из Ш. ш. первыми в Европе обратились к античному философскому и науч. наследию и сформулировали ряд идей, противоречащих догматам господствующего католицизма. В противоположность схоластич. трактатам философы Ш. ш. использовали художеств. формы, унаследованные от античности, - диалог, дидактич. поэму, поэтич. олицетворение, иносказание. Стоя на позициях реализма, августинианского платонизма, философы Ш. ш. стремились возродить идеи подлинного, нехристианизированного Платона, опираясь гл. обр. на "Тимея", известного им в основном по лат. переводу и комментарию Халкидия. Комментируя ветхозаветный рассказ о сотворении мира в духе "Тимея" (идея о независимости материи от творящего мир демиурга и др.), Тьерри и Гильом, подобно Абеляру - до них, отождествляли третью ипостась христ. троицы с платоновской мировой душой и на этой основе подходили к пантеистич. сближению бога и природы. У Тьерри с платонизмом сочетались элементы пифагореизма, выражавшиеся в числовых спекуляциях вокруг догмата о единстве и троичности бога. С др. стороны, платоновское положение о самосущем бытии материи легло в основу натурфилос. теорий Ш. ш. о возникновении мира из бесформенной материи, ее пластич. преобразовании как источнике разнообразия видимых вещей и т.п. Космологич. мотивы о постоянстве элементов природы, о возникновении и гибели лишь их сочетаний характерны для поэмы Бернара из Тура "О всеобщности мира" ("De mundi universitate", написана в 1145-53), для поэмы Алена Лилльского (ум. 1203) и др. В своих натурфилос. занятиях Аделард из Бата и Гильом из Конша впервые в ср.-век. Европе пришли к восприятию идей атомистики Демокрита и Эпикура (через посредство араб. источников), а многие представители Ш. ш. - к естеств.-науч. занятиям (физиология, медицина, астрономия, математика). Эмпирич. тенденция у Бернара Шартрского, Тьерри и Жильбера привела их к возрождению - впервые в истории ср.-век. европ. философии - идей аристотелизма, особенно в области логики. Тьерри в соч. "Гептатейхон" ("Heptateuchon") опубликовал неизвестные до тех пор европ. схоластикам такие важные разделы "Органона" Аристотеля, как "Первая аналитика", "Топика", "Опровержение софистических умозаключений". Жильбер под влиянием "Аналитик" стремился подчеркнуть индуктивное происхождение исходных принципов науч. знания. Аристотелевская ориентация этих представителей Ш. ш. приводила их к умеренному реализму, к-рый иногда перекрещивался у них с концептуализмом, как, напр., у Иоанна Солсберийского, к-рый в соч. "Металогик" ("Metalogicus") выступал как защитник светской науки, убежденный сторонник антич. цивилизации, защитник Эпикура, один из первых поборников теории двойственной истины и эмпирич. тенденций в ср.-век. европ. философии.

К концу 12 - нач. 13 вв. деятельность Ш. ш. замирает в связи с появлением новых центров филос. мысли, каким, в частности, стал в эту эпоху Парижский ун-т. Влияние идей Ш. ш. очевидно в пантеизме амальрикан и Давида Динанского.

Лит.: Зубов В. П., Физич. идеи средневековья, в кн.: Очерки развития осн. физич. идей, М., 1959, с. 96-98; Clerval Α., Les écoles de Chartres au Moyen âge (du 5 au 16 siècle), P., 1895; Poole L., The masters of the schools at Paris and Chartres in J. Salisbury times, "Engl. Historical Review", 1920, v. 35, p. 321-42; Liebeschütz H., Kosmologische Motive in der Bildungswelt der Frühscholastik, в кн.: Vorträge der Bibl. Warburg, 1923/24, Lpz.-В., 1926, S. 83-148; Gilson Ε., La cosmogonie de Bernandus Silvestris, "Arch. d'histoire doctrinale et littéraire du Moyen âge", 1928, année 3, p. 5-24; Chenu M.-D., Nature ou histoire?, там же, 1953, année 28, p. 25-30; Haring N., The creation and creator of the world according to Thierry of Chartres and Clarenbaldus of Arras, там же, 1955, année 30, p. 137-216; Flatten H., Die "materia primordialis" in der Schule von Chartres, "Arch. für Geschichte der Philosophie", 1931, Bd 40, S. 58-65; Pare G., Вrunet Α., Tremblay P., La Renaissance du 12 siècle. Les écoles et l'enseignement, P.-Ottawa, 1933; Parent J. M., La doctrine de la création dans l'Ecole de Chartres (au 12 siècle), P.-Ottawa, 1938; Gregory T., L'idea della natura nella scuola di Chartres, "Giornale critico della filosofia italiana", 1952, p. 433-42; Chenu R. P., Découverte de la nature et philosophie de l'homme a l'Ecole de Chartres au 12 siècle, "Cahiers d'histoire mondiale", 1954, v. 2, No 2, p. 313-25.

В. Зубов, В. Соколов. Москва.

В начало энциклопедии