Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИУДАИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИУДАИЗМ

ИУДАИЗМ (от др.-евр. Иегуда, согласно библейскому мифу, основоположник племени иудеев) - термин, принятый для обозначения религ. верований, распространенных гл. обр. среди евреев. История И. условно делится на 4 периода: библейский, талмудический, раввинистический и реформированный. В библейский период И. существовали примитивные верования племен древних евреев, выражавшиеся в почитании гор, луны, растений и животных. Широко были распространены обряды (обрезание, священные пляски и т.п.). В сер. 2-го тысячелетия до н.э. евреи-кочевники вторглись в Палестину и позаимствовали у ханаанеев нек-рые религ. обряды. В условиях разложения родового строя и возникновения классов (конец 2-го тысячелетия до н.э.) благоговение перед силами природы переносится на ваалов, т.е. идолов - покровителей полей, оливковых рощ, а также на власть вождей и старейшин. В 11 в. до н.э. складывается рабовладельч. гос-во; происходит процесс выделения из множества богов одного гл. бога Яхве (Иегова). После религ. реформ, проведенных царем Иосией в 622 до н.э., жрецы и пророки, проповедуя монотеизм, обосновали догматику И., зафиксированную в Ветхом завете. Когда иудейское гос-во было покорено (сначала Вавилонией в 6 в. до н.э., а затем Римом в 1 в. н.э.), идеологи И. стали приспосабливать библейский И. к новым условиям. Т.о., создается обширная лит-ра, собранная и отредактированная в 5 в. под назв. Талмуд.

В эпоху феодализма тяжелое положение евр. народных масс, загнанных в гетто, отразилось в мистич. учении Каббала, в к-ром элементы И. переплетаются с воззрениями сект христианства и ислама, с греко-араб. философией и перс. религ. представлениями. Оплотом И. в ср. века стал раввинат, к-рый в обширной лит-ре толковал религ. обряды и предписания, приумножив 613 заповедей, изложенных в Ветхом Завете, законоположениями - своеобразной системой ограждений, призванных держать народ в положении касты, в невежестве и смирении. В 18 в. в Польше и на Украине возникло религиозное движение хасидизма, возглавляемое И. Бештом. Основой учения Бешта является каббалистический принцип абс. всебожия и непрерывности миротворения. Согласно Бешту, природа - одно из проявлений бога, материальные вещи - божеств. искры. Хасидизм обнаружил социальные противоречия внутри религ. общины (кагала), но назначение человека видел в служении богу, в познании божеств. тайн, в стремлении слиться с божеством путем восторженной молитвы. Преемники Бешта включили в учение хасидизма идею о цадике (праведнике), одаренном якобы сверхъестеств. силой и располагающем всей природой по своему произволу.

В эпоху капитализма И., приспосабливаясь, реформирует раввинизм. В 1842 в Германии возник "Союз друзей реформы", к-рый выступил против авторитета Талмуда и идеи о небесном избавителе (мессии), долженствующем, по учению раввинизма, вернуть иудеям "землю обетованную". Реформированный раввинизм санкционировал реакц. сионизм, возникший в конце 19 в. После 1-й мировой войны центр И. из Европы переместился в США, где насчитывается ок. 4 тыс. синагог. Все амер. учреждения И. объединены в Совет синагог Америки, в ведении к-рого находятся не только синагоги, но и религ. школы, семинары и ин-ты (Еврейский ин-т религии и Евр. теологич. семинарий рабби Элхонона в Нью-Йорке, Евр. религиозный колледж в Чикаго, ок. 3 тыс. "субботних школ" и др.). Идеологи иудаизма США пытаются связать иудейское верование с неопозитивизмом, прагматизмом и др. совр. реакц. филос. системами, чтобы превратить И. в "универсальную, чисто этическую религию..., которую рекомендовали бы сейчас всем сынам человеческим в качестве нормы и критерия религиозной истины" ("Jivo-Bleter", Ν. Υ., 1944, v. 24, No 1, p. 10-11).

В Израиле И. является официальным культом. Совр. израильские жрецы И. (С. Городецкий, М. Бубер) проповедуют неохасидизм с его тезисом, будто в Израиле "впервые открылся и постоянно пребывает дух бога Яхве", с концепцией сионизма о том, что "вокруг Сиона" должны быть собраны все евреи. Израильская синагога защищает шовинистич. идею об избранности евр. народа, выступает против смешанных браков, дружбы арабского и евр. населения.

В СССР с ликвидацией эксплуататорских классов социальные корни И., как всякой др. религии, подорваны. Верующим евреям наравне с приверженцами др. религий предоставлена свобода отправления культа.

Лит.: Маркс К. и Энгельс ф., Соч., т. 14, М.-Л., 1931, с. 322-23; их же, там же, т. 21, М.-Л., 1929, с. 484; Критика иудейской религии. Cб. статей, М., 1962. Беленький М. С., О современном иудаизме в США и Израиле, в кн.: Вопросы истории религии и атеизма, Сб. статей, 7, М., 1959; Шахнович М. И., Реакционная сущность иудаизма, М.-Л., 1960; Weber M., Das antike Judentum, Tübingen, 1921; Stern Η., Judaism in the war of ideas, N. Y., 1937.

М. Беленький. Москва.

В начало энциклопедии