Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ФИКЦИОНАЛИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФИКЦИОНАЛИЗМ

ФИКЦИОНАЛИЗМ (иллюзионизм) - филос. позиция, согласно к-рой наше представление о мире есть совокупность иллюзий, фикций. Свое происхождение Ф. ведет от Ницше, наиболее характерное выражение он получил у Файхингера. Этот вариант Ф. продолжает агностич. и позитивистские традиции, однако от крайнего феноменализма (для к-рого человеч, представления оказываются последней реальностью) его отличает обращение к понятию "фикция" ("как бы" знания, Als Ob), предполагающему принципиальную возможность истины (к-рую эта фикция замещает) и, след., существование "нефиктивной" действительности ("на самом деле"). В основе этой концепции лежит характерное для бихевиоризма и развиваемое прагматизмом понимание мышления как органич., целесообразной функции, служащей лишь приспособлению организма к среде - практич. ориентированию в мире. Но в отличие от прагматизма в целом, для к-рого вопрос об "истине" разрешается в связи с полезностью, Ф. сохраняет понимание теоретич. ценности идеи, подчеркивает разницу между эффективностью и истинностью: то, что прагматизм называет истиной, в Ф. оказывается, пусть необходимым, но все же заблуждением, только иллюзией знания. Ф., с одной стороны, сближается с неокантианскими идеями, напр., Кассирера с его трактовкой "знания" как удовлетворения духовной потребности, как способа устроения человеч. мира, с другой стороны - с развивающимся в русле неопозитивизма конвенционализмом. Концепция Файхингера неизбежно приводит к самоликвидации философии как одной из фикций.

Однако фикционалистская позиция имеет свое выражение и за пределами гносеологич. сферы, где уже не формы познават. деятельности, но пласты самой реальности оказываются в сомнит. положении с т. зр. своего существования. Так, в субъективном идеализме внешний мир, - назван ли он майей или комплексом ощущений, - существует только "как бы", а "на самом деле" является иллюзией. Так, позитивистски- натуралистич. позиция оказывается фикционалистской по отношению к этической, эстетической и вообще аксиологической сфере. В утилитаризме, напр., нравственность, представленная пользой, так же лишена самост. реальности, как в прагматизме представленная пользой истина. В фрейдизме факт культуры, духовный факт реален лишь в качестве суррогата сексуального влечения, а в вульгарной социологии - в качестве завуалированного интереса. Эстетич. Ф. в форме совр. структурализма-редукционизма в литературо-ведении, к-рый, рассматривая поэзию как "особым образом организованный язык", а целостный образ (являющийся носителем худож. бытия) как систему сочленяющихся частей, как сумму "текстовых" проявлений, упраздняет эстетическое. Ибо свести художественный образ к материи, в к-рой он выражается, значит отрицать за эстетич. бытием собств. характер его устроения.

Т.о., та или иная реальность является в Ф. видимостью, - ее собств. качеством оказывается роль маски, вуали, прикрывающей др. бытие и стремящейся создать иллюзию самостоятельности, к-рую в глазах Ф. эта реальность не имеет.

Но лишая целые слои бытия их собств. смысла, превращая их в пустые эпифеномены бытия, Ф., при последоват. развитии, должен вести к аморализму и нигилизму (ср. "классическое": "Совесть - это химера") и к безнравств. жизненно-практич. отношению. Однако на самом деле фикционалистское сознание не всегда так последовательно, как этого требуют принципы, и на каждом шагу изменяет своему "здравому смыслу". Обесценив ценности и обессмыслив смыслы, оно тем не менее время от времени вынуждено обращаться к им же дезавуированному бытию как к последней авторитетной инстанции: так, напр., вульгарный социологизм, "обнаружив" за всяким человеч. устремлением определ. утилитарный интерес, продолжает апеллировать к моральному сознанию, к совести, к духовным "завоеваниям". Фрейдизм, "вскрыв" культуру как замещение либидо, утверждает в то же время, что культура есть факт сублимации, т.е. восхождения от низшего к высшему (ориентация, в принципе невозможная при натуралистич. позиции).

Ф. выражает ту духовную установку, при к-рой различные сферы бытия оказываются невоспринятыми; нерасслышанное в своей сущности ("чтойности") бытие предстоит перед фикционалистским взором как заподозренное в небытии и требующее разоблачения. Ф., пользуясь образом Г. Честертона, направляет свои усилия на "соскабливание позолоты" с "золотых слитков" (см. "G. В. Show", L., 1910, р. 70-71).

Фикционалистская (редукционистская) позиция несостоятельна в качестве философской, ибо, если философия призвана осмыслить бытие, то Ф. не может сделать это иначе, чем игнорируя собств. качественность вещи, обращаясь к качественно иным основаниям и, т.о., искажая данность, наличное сущее. Ф. уничтожает бытие, вместо того чтобы его объяснить.

Р. Гальцева. Москва.

В начало энциклопедии