Приглашаем посетить сайт

Ахматова (ahmatova.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Φίλων) (21 или 28 до н.э. - 41 или 49 н.э.) - антич. философ, представитель иудейско-греч. философии. Две идеи составляют основание философии Ф.: абс. трансцендентность бога (неведомая языч. пантеизму) и стоич.-платонич. учение об идеях. В отличие от платоников, у к-рых божество не имеет никакой "священной истории", Ф. как монотеист признавал его конкретной личностью (Иеговой) со своей священной историей, о к-рой повествовала Библия. Божество Ф. - выше платоновских единого и блага и является истинно сущим, о к-ром человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. Ф. учил и о творении мира (идея, совершенно чуждая язычеству, а у платоников понимаемая не лично, а категориально и отвлеченно), заимствуя это учение из Библии. В связи со стоическо-платонич. концепцией эманации Ф. учил также о логосе как о самом высоком и совершенном творении бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф. выдвинул и теорию сверхумного внутр. экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. в ряде моментов отличались от христианских (напр., в силу эманационного соотношения бога и мира мир оказывался у Ф. по своей субстанции тем же самым божеством, но только менее совершенным), но в целом были близки им и обеспечили Ф. необычайную популярность в патристике. Энгельс охарактеризовал Ф. как "...настоящего отца христианства..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 307) и считал "доказанным" "огромное влияние александрийской школы Филона... на христианство..." (там же, т. 22, с. 474). Христ. богословы до 1-го вселенского собора в Никее (325), в т.ч. Ориген, представляли себе соотношение трансцендентного бога, логоса и мира так же, как Ф., пока на 1-м вселенском соборе его учение не было отвергнуто как языческое и пантеистическое. Отвергнутое ортодоксальными христианством и иудаизмом (поскольку библейскую священную историю Ф., в отличие от иудаизма, понимал не буквально, но аллегорически, заменяя ее отвлеченными категориями языч. пантеизма), учение Ф. оказалось, т. обр., промежуточным звеном между язычеством и христианством.

Соч.: Opera quae supersunt, ed. J. Cohn et P. Wendland, Bd 1-7, В., 1962-63; в рус. пер. - О жизни созерцательной, в кн.: Смирнов Н. Т., Терапевты и соч. Ф. Иудея "О жизни созерцательной", К., 1909.

Лит.: Муратов М. Д., Учение о Логосе у Ф. А. и Иоанна Богослова ..., вып. 1, М., 1885; его же, Философия Ф. А. в отношении к учению Иоанна Богослова, М., 1885; Трубецкой С. Η., Φ. и его предшественники, "Вопр. филос. и психол.", 1897, кн. 40-41; его же, Учение о Логосе в его истории, М., 1906, с. 77-165; Троицкий Α., Антропологич. и эсхатологич. учение Ф., "Вера и разум. Отд. филос.", 1904, No 18, с. 191-202; Глубоковский Η. Η., Благовестие св. ап. Павла по его происхождению и существу, кн. 2, СПБ, 1910, с. 23-425; Иваницкий В. Φ., Φ. Α., Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; История философии, т. 1, М., 1940 (имен. указат.); Arnim Η., Quellenstudien zu Philon yon Alexandria, В., 1888; Treitel L. Gesamte Theologie und Philosophie Philons von Alexandria, В., 1923; Adler M., Studien zu Philon von Alexandria, Breslau, 1929; Heinemann I., Philons griechische und Jüdische Bildung, Breslau, 1932; Völker W., Fortschritt und Vollendung bei Philon von Alexandria. Eine Studie zur Geschichte der Frömmigkeit, Lpz., 1938; Goodenough E. R., Problems of method in studying Philo Judaeus, "J. of Biblical Literature", 1939, v. 58, p. 51-58; его жe, An introduction to Philo Judaeus, New Haven, 1940; Ρohlenz Μ., Philon von Alexandria, "Nachrichten der Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Philologisch-historische Klasse", 1942, Bd 5, S. 409-87; Bréhier E., Les idées philosophiques et religieuses de Philon d'Alexandrie, 3 éd., P., 1950; Kaufmann P., Don, distance et passivité chez Philon d'Alexandrie, "Revue de métaphysique et de morale", 1957, No 1, p. 37-56; Daniélоu J., Philon d'Alexandrie, P., 1958.

A. Лосев. Москва.

В начало энциклопедии