Приглашаем посетить сайт

Футбол (football-2000.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛЕВИ-СТРОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕВИ-СТРОС

ЛЕВИ-СТРОС (Levi-Strauss), Клод (р. 28 нояб. 1908) - франц. бурж. этнолог и социолог. Проф. ун-та в Сан-Паулу (1935-38), советник по вопросам культуры франц. посольства в США (1946-47), зам. директора Антропологич. музея в Париже (1949-50), проф. и руководитель учебной части Ecole Pratique des Hautes Etudes, проф. Коллеж де Франс (с 1959).

Концепция Л.-С. связана с социологич. школой Дюркгейма - Мосса и амер. культур-антропологией (Боас, Крёбер). Поведение человека обусловлено, по Л.-С., двумя различными закономерностями: биологическими (природными) и культурными. В основу этого противопоставления Л.-С. кладет не факт использования орудий в трудовой деятельности, а внесение условности, совершающейся по нек-рым определ. правилам искусств. регуляции поведения и взаимоотношений людей (см. "Les structuresélémentaires de la parenté", P., 1949, p. 8-9). Отсюда первичным элементом культуры, по Л.-С., является запрещение кровосмешения.

Признавая, что все в человеч. обществе может быть понято только в свете истории (см. "Histoire et ethnologie", в журн.: "Revue de métaphysique et de morale", 1949, No 3-4, p. 376), Л.-С. вместе с тем утверждает, что историч. подход ("диахронич. разрез") только облегчает понимание того, как возникают те или иные обществ. ин-ты; главная же цель науч. изучения общества - "синхронный разрез", т.е. раскрытие формальной структуры взаимоотношений, к-рые в свою очередь вытекают из "бессознательной природы коллективных феноменов" (там же, р. 383). Это бессознательное есть универсальное для всех времен и народов стремление заключить исторически конкретное многообразие действительности в символич. формы традиций, ритуалов и, в первую очередь, языка. Следовательно, изучение историч. и этнич. фактов есть, по Л.-С., только первый шаг в постижении коллективного бессознательного; эти факты представляют собой лишь внешнюю оболочку, за к-рой наука должна вскрыть неизменные символич. структуры отношений. "Социальные структуры", в понимании Л.-С., это не эмпирически устанавливаемая реальность, а модель, долженствующая удовлетворять определ. логич. требованиям - единству целого и частей, изоморфизму процесса (трансформации во времени) и результата (структуры), а также возможности предвидения изменений всей структуры при изменении одного из ее элементов ("Социальная структура" - "Social structure", в кн.: Anthropology today. An encyclopedic inventory, prep. of A. L. Kroeber, 1953).

Социология должна применять такой математич. аппарат (напр., топологию), с помощью к-рого окажется возможным переход от измерения к раскрытию формальной структуры ("Математика человека" - "Les mathématiques de l'homme", UNESCO. Bull. International des sciences sociales, 1954, v. 6, No 4). В применении математич. методов социология должна следовать примеру лингвистики, особенно структурной лингвистики, к-рая, по мнению Л.-С., показала, что осн. явления в функционировании психики в их самой общей форме, выражающей структуру отношений между "я" и "другим", осуществляются на уровне бессознательного. Л.-С. делает также попытку провести свой анализ в противоположном направлении - от формальной структуры к универсальным формам мышления ("Примитивное мышление" - "La pensée sauvage", 1962).

Среди других методов идеологич. борьбы ревизионисты (Л. Себаг) стремятся противопоставить историч. материализму также и "структурализм" Л.-С. (см. Л. Фигер, Под знаменем творческого марксизма, О некоторых проблемах совр. идеологич. борьбы во Франции, в журн.: "Проблемы мира и социализма", 1963, No 1, с. 11-18).

Соч.: L'analyse structurale en linguistique et en anthropologie, "Word", 1945, v. 1, No 2; French sociology, в кн.: Twentieth century sociology, Ν. Υ., 1945, франц. пер. в кн.: La sociologie au XX siècle, v. 1-2, P., 1947; Race et histoire, P., 1952; Tristes tropiques, P., 1955; Anthropologie structurale, P., 1958; La structure et la forme, "Cahier de l'Institut de Science Economique Appliquée", ser. M., 1960, No 7; Le problème de l'invariance en anthropologie, "Diogène", 1960, No 31, juillet.

Лит.: [Дискуссия по кн. Л.-С. "La pensée sauvage" ], "Esprit", 1963, No 11.

M. Роговин. Москва.

В начало энциклопедии