Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛЕРУ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕРУ

ЛЕРУ (Leroux), Пьер (6 апр. 1797 - 12 апр. 1871) - франц. философ и социалист-утопист, один из основателей христианского социализма. Происходил из париж. мелкобурж. семьи. Был типографским рабочим. В 1824 основал журн. "Le Globe", ставший с 1830 органом сен-симонистов. В конце 1831 одновременно с Базаром вышел из сен-симонистской общины. Сотрудничал в ряде журналов. В 1845 основал журн. "La Revue Sociale". Во время революции 1848-49 Л. был избран членом Нац. собрания. Резко протестовал против кровавой расправы франц. буржуазии с пролетариатом в июньские дни, что впоследствии было высоко оценено Парижской Коммуной.

Считая себя продолжателем Сен-Симона, Л. видел его заслугу и свою осн. задачу в разработке науки о законах историч. развития, о "порядке и организации" общества. Конечная цель развития человечества - равенство. К нему человечество поднимается, переходя от одной формы религии к другой. Резко критикуя католич. церковь, Л. полагал, что старое христианство должно быть отвергнуто. Новая "религия человечества" приведет к исцелению общества от всех мучающих его болезней. Осн. идея этой новой религии состоит в том, что рай должен осуществиться на земле. Революция конца 18 в. остановилась на полдороге; с начала 19 в. воцарился "новый феодализм", господствующим принципом стал меркантильный интерес. Общество резко делится на "третье сословие" и "пролетариат" (к нему Л. относил также нищих и крестьян-тружеников), стремящийся к ассоциации, организованному равенству. Число неимущих растет. Логика событий требует возврата к революц. традиции. И все же наиболее предпочтителен не путь раздоров и анархии, а путь взаимного согласия и гармонии. Осн. условие социального преобразования - преобразование моральное. Существующие политич. формы должны быть заменены новыми. Законодателем должно стать нар. представительство, к-рое внедрит в респ. учреждения принцип равенства. В будущем обществе тирания семьи сменится полной эмансипацией женщины, тирания гос-ва - самоуправлением самостоят. общин, тирания собственности - уничтожением бедности.

Употребляя слово "социализм", Л. не всегда причислял себя к социалистам, разумея под ними школу Анфантена, приносящую индивида в жертву обществу. Л. мечтал о гармонии индивидуального и коллективного начал.

В филос. взглядах Л. много мистического (учение о метампсихозе и пр.). Тем не менее его заслуга - критика эклектизма Кузена. Интерес представляют мысли Л. об иск-ве, в к-ром он видел художеств. выражение жизни, осуществляемое посредством символов (образов). Иск-во для иск-ва - "особый род эгоизма", плод неудовлетворенности художников окружающей их обществ. средой.

Соч.: Réfutation de l'éclectisme, P., 1841; De l'humanité, t. 1-2, 2 éd., P., 1845; Discours sur la situation actuelle de la société et de l'esprit humain, v. 1-2, Boussac, 1847; Du Christianisme et de son origine démocratique, Boussac, 1848; De la Ploutocratie, Boussac, 1848; De l'égalité, Boussac, 1848; Job, P., 1866; Malthus et les économistes, v. 1-2, P., 1897.

Лит.: Плеханов Г. В., Утопич. социализм XIX века, Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; его же, Франц. утопич. социализм XIX в., там же; Волгин В. П., П. Л. - один из эпигонов сен-симонизма, в сб.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, М., 1957; Гейне Г., Собр. соч. в 10 тт., т. 7, Л., 1958, с. 427; т. 8, Л., 1958, с. 174, 265-71; Marchal Р. F., P. J. Proudhon et P. L., P., 1850; Τhоmas P. F., P. Leroux, [P. ], 1904; Fidao-Justiniani I. E., P. Leroux, P., 1912; Mоugin H., P. Leroux, P., 1938; Evans D., Le socialisme romantique. P. L. et ses contemporains, P., 1948.

A. Володин. Москва.

В начало энциклопедии