Приглашаем посетить сайт

Право (law.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛЕВИ-БРЮЛЬ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕВИ-БРЮЛЬ

ЛЕВИ-БРЮЛЬ (Lévy-Bruhl), Люсьен (10 апр. 1857 - 13 марта 1939) - франц. философ-позитивист, социолог и теоретик этнографии, руководитель Ин-та этнологии при Сорбонне. Автор ряда трудов по истории франц. и нем. философии. Широкую известность приобрели труды Л.-Б. о первобытном мышлении, построенные на большом этнографич. материале народов Африки, Австралии и Океании. В них Л.-Б. выдвинул гипотезу о наличии качественно различных типов мышления и утверждал, что невозможно понять психику первобытных людей или же людей, стоящих на очень низкой ступени обществ.-историч. развития, если исходить из психологич. данных, полученных на основании изучения взрослых или детей из совр. общества (как это делают, напр., последователи школы психологич. эволюционализма - Спенсер, анимизма - Тайлор, Вундт, Боас и др.) или же на основании изучения психологии невротика (Фрейд). Л.-Б. утверждает, что мышление первобытного человека относится к "дологической" (рrеlogique) фазе, в к-рой мысленное расчленение предметов и явлений и мысленное их объединение осуществляется по совершенно иным признакам, чем это делает человек из цивилизованного общества. Первобытное мышление, по Л.-Б., характеризуется - с логич. точки зрения - отсутствием в нем законов формальной логики и прежде всего закона противоречия, а с психологич. точки зрения - отсутствием свойственных цивилизов. человеку ассоциаций. Правда, по теории Л.-Б., "дологический" характер носят лишь "коллективные представления" (термин заимствован у Дюркгейма), а мышление отд. индивидов в первобытном обществе является вполне логичным. Господствующим в первобытном мышлении является закон партиципации (сопричастия), согласно к-рому предметы и явления обладают свойством "единосущности", наиболее ярким примером к-рой является тотем (см. Тотемизм). В результате сознание первобытного человека, не отличаясь в чувственно-моторной сфере от сознания цивилизованного человека, воспринимает мир через призму "коллективных представлений" (языка, мифов, обрядов и т.п.). В посмертно изданных "Записных книжках" (1949) Л.-Б. в значит. мере отходит от этой концепции. Сов. исследователи проблемы происхождения сознания отвергли ошибочные концепции Л.-Б. о дологич. характере первобытного мышления (см. Сознание).

Соч.: L'Allemagne depuis Leibniz. Essai sur le développement de la conscience nationale en Allemagne. 1700-1848, P., 1890; La philosophie d'Auguste Comte, 3 éd., P., 1913; Jean Jaurès; essai biographique, 6 éd., P., 1924; L'âme primitive, P., 1927; La morale et la science de moeurs, 9 éd., P., 1927; Le surnaturel et la nature dans la mentalité primitive, P., 1931; La mythologie primitive, P., 1935; L'expérience mystique et les symboles chez les primitifs, P., 1938; Les carnets..., P., 1949; Les fonction mentales dans les sociétés inférieures, 9 éd., P., 1951; в рус. пер. - Первобытное мышление, M., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.

Лит.: Месин Ф., Л.-Б. и его теория прелогизма, "Научное слово", 1929, No 9; Шаревская Б. И., Проблемы первобытной религии в трудах совр. бурж. ученых, в сб.: Труды ин-та этнографии им. Миклухо-Маклая, 1959, т. 51, с. 76-113; EssertierD., Les savants français du XX-e siècle, t. 4-5, P., 1930; Вenrubi J., Le sources et les courants de la philosophie contemporaine en France, t. 1, P., 1933, p. 204-29; Wallon H., L'oeuvre de L.-B. et la psychologie comparée, "Rev. phil. de la France et de l'étranger", 1939, année 64, No 5-6; Вréhier E., Originalité de L.-B., там же, 1949, année 74, No 10-12; Centenaire de L. L.-B., там же, 1957, année 82, No 4, p. 397-569 (все ст. жур. посв. Л.-Б. к 100-летию со дня его рождения).

М. Роговин. Москва.

В начало энциклопедии