Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ЛЕВКИПП

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ЛЕВКИПП

ЛЕВКИПП (Λεύκιππος) из Элеи или из М и л е т а (предположительно 500-440 гг. до н.э.) - древнегреч. философ, впервые выдвинувший атомистич. учение. Биографич. сведения о Л. весьма скудны. Известно лишь, что Л. был современником Парменида, Зенона Элейского, Эмпедокла, Анаксагора и учителем Демокрита. Диоген Лаэртский (X 13; рус. пер., Maковельский А. О., Древнегреч. атомисты, Баку, 1946, с. 200) утверждает, что якобы Эпикур вообще отрицал существование философа Левкиппа, однако в Геркуланском папирусе (Pap. Here. 1005, fr. 24; по Маковельскому, с. 200) Филодем приводит отрывок из Эпикура, где Эпикур упоминает как Л., так и Демокрита. Не исключено, что Л. ограничивался лишь устным изложением своего учения. Аристотель, Теофраст и др. античные авторы даже излагали нек-рые различия между учением Л. и учением Демокрита; Л. приписывают авторство соч. "Великий диакосмос" (см. Диакосмос) и "Об уме". Соч. Л. и Демокрита уже в 4 в. до н.э. объединены и позднее названы Corpus Democriteum, что существ. образом затрудняет четкое разграничение левкипповского и демокритовского учений.

Л. слушал Зенона Элейского, но не стал последователем его философии, а продолжал материалистич. традицию ионийской школы и создал собств. атомистич. филос. систему. Он утверждал, что в основе Вселенной лежит не единое неподвижное начало, а "бесконечное число всегда движущихся элементов и бесконечное множество форм их..." (Симпликий, Phys., 28, 4; по Маковельскому, с. 202), что небытие, абсолютная пустота, не менее реальна, чем тело, и что все существующее совершается в силу естеств. необходимости, определяемой им как причинность. Так, в соч. "Об уме", как сообщает Аэций, Л. говорил: "Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании и в силу необходимости" (1 25, 4; по Маковельскому, с. 208). Из форм самая подвижная - сферическая, утверждал Л., связывая характер первичного движения атомов с формой. Бесконечное разнообразие форм и величин атомов является основанием различной скорости движения атомов, движущихся во всевозможных направлениях. Скапливаясь в одном месте, атомы образуют вихрь, из к-рого возникает мир. "Великая пустота" содержит бесконечное число миров, постоянно возникающих и разрушающихся.

Вместе с Эмпедоклом и Анаксагором Л. было создано в середине V в. до н.э. новое направление, к-рое, в отличие от предшествующей философии, учило о множественности элементов Вселенной.

В то же время учение Л. оказало известное влияние на воззрения Эмпедокла и Анаксагора, а также Мелисса, Диогена Аполлонийского и Экфанта и легло в основу атомистич. теории Демокрита. Однако, в отличие от учения Демокрита, метод Л. более умозрителен, а круг рассматриваемых вопросов более ограничен.

В 1879 Эрнст Роде ("Отношения основателей атеистич. материализма греч. филос. Левкиппа и Демокрита" - Е. Rhode, Über Leukipp, в кн.: Verhandlungen der 34. Versammlung Deutscher Philologen, und Schulmänner in Trier vom 24. bis 27. Sept. 1879, 1880) вновь поднял т.н. "Левкиппов вопрос", пытаясь поставить под сомнение историч. достоверность личности философа. Роде поддержали Наторп, П. Таннери, В. Нестле и др. С обоснованием достоверности личности Л. выступили Дильс, Э. Целлер, Гомперц, Маковельский и др.

Фрагменты: Diels H., Die Fragmente der Vorsokratiker, griechisch und deutsch, hrsg. von W, Kranz, Bd 2, 8 Aufl., В., 1956; AlfieriV. Ε., Gli atomisti, [Bari ], 1936.

Лит.: История философии, т. 1, [M. ], 1940, с. 94-98 и др.. (см. Указат.); Маковельский А. О., Левкипп, "Изв. пед. фак-та Азерб. гос. ун-та", 1925, т. 4-5; его же, Материализм в древности, там же, 1928, т. 13 (имеется отд. оттиск); Vilbоrg E., Achilles Tatius. Leucippe and Clitophon. A commentary by E. Vilborg, Stockh. [a. o. ], 1962.

В. Тимошенко. Москва.

В начало энциклопедии