Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИСЛАМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИСЛАМ

ИСЛАМ (арабск., букв. - покорность), или мусульманство, - одна из наиболее распространенных религий, возникшая в нач. 7 в. в Аравии. Исповедуется в странах Ближнего и Ср. Востока, Сев. Африки и Юго-Вост. Азии; мусульмане составляют религ меньшинство в Индии, КНР и балканских странах; в СССР проживают гл. обр. в Ср. Азии, Казахстане, Азербайджане, Дагестане, Татарии и Башкирии. В наст. время последователей И. во всем мире насчитывается ок. 365 млн. чел.

И. возник в Аравии в период перехода арабов на стадию классового общества и образования Араб. гос-ва. В Коране, гл. памятнике начального И., безусловное единобожие является осн. догматом, что отражало объединение араб. племен под единой гос. властью; богопочитание выражается в молитве, посте, паломничестве. В ранних мекканских сурах (главах) Корана преобладают эсхатология и представление о загробном воздаянии, в мединских сурах особое внимание обращено на охрану частной собственности, на регламентацию и защиту интересов собственников. Космогонич. и биологич. представления Корана крайне примитивны.

В обширном феод. халифате И., ставший господств. идеологией, отражал развитие социальных противоречий и классовой борьбы. В дополнение к Корану создалась сунна (мусульм. священное предание), состоявшая из массы хадисов, т.е. рассказов о поступках и суждениях, приписываемых пророку Мухаммеду. В сунне отразились противоречивые обществ. отношения и социальная борьба в халифате, а также влияние на И. др. религий и антично-эллинистич. филос. систем. Социальная и политич. борьба, выражавшаяся в различных сектантских движениях и учениях, враждебных ортодоксальному И., вызвала создание мусульм. богословия - калама. Вопросы о сущности аллаха и его атрибутах, об относит. значении веры и дел, о предопределении и свободной воле, о происхождении Корана как слова божия стали темами ожесточ. дискуссий, иногда сопровождавшихся вооруж. столкновениями. Название "первые богословы" в И. утвердилось за мутазилитами, к-рые, будучи знакомы с нек-рыми произведениями антич. философии, применяли в борьбе с косными ортодоксами элементы др.-греч. диалектики. С конца 8 в. они развивали учение о благом и справедливом боге, о наличии свободной воли у человека и о сотворенности Корана, к-рый ортодоксы считали предвечно существующим, несотворенным. Во 2-й пол. 9 в. восторжествовали представители ортодоксальной реакции в борьбе с верхушечным движением мутазилитов, не имевших успеха в угнетенных массах. Но в целях борьбы с оппозиц. сектантскими учениями ортодоксы должны были воспринять мутазилитские методы, благодаря чему оказалось возможным разработать ортодоксальное богословие - калам. Его основоположником был Ашари, видный мутазилит, перешедший в лагерь ортодоксов. Предопределение и несотворенность Корана приобрели значение догматов в каламе, сохранились антропоморфич. представления об аллахе. Ортодоксальные мусульм. богословы - мутакаллимы породили весьма обширную схоластич. лит-ру. Разработка осн. положений ашаритского калама получила свое завершение в сочинениях Бакыллани (ум. 1013). Ашаритам приходилось вести продолжит. борьбу не только с мутазилитами и сектантскими идеологами, но и с крайними реакц. ортодоксами, не одобрявшими склонности ашаритов к компромиссу. Так, ашариты восприняли от мутазилитов атомистич. систему, являвшуюся искажением философии Демокрита и Эпикура. По представлению мутакаллимов, имеются не только атомы пространства, но и атомы времени. Неисчислимое множество атомов служит основой всех явлений во Вселенной. Но атомы отнюдь не материальны, т.к. не имеют массы, не обладают протяженностью ни в пространстве, ни во времени; каждый атом отделен от др. атомов абсолютной пустотой. Движение атомов, их сочетания и изменения в них происходят, только в результате воздействия на них активной воли аллаха. Аллах представляется не только в виде демиурга, творца Вселенной, создавшего ее из ничего словом "будь". Он находится в состоянии непрерывной творч. деятельности, создает одни атомы и уничтожает другие. Поэтому, напр., рост и развитие живых организмов, как и растений, объясняется тем, что бог все время создает новые атомы, а испарение и выветривание - тем, что он уничтожает отд. частицы воды и минералов.

Мутакаллимы не признавали наличия постоянных свойств и качеств, присущих вещам, отрицали связь между причиной и следствием, а следовательно, и всякую закономерность явлений. Они допускали только возможность обыкновения, или привычки, вложенной богом в природу. В силу этой привычки, регулярно происходят разливы Нила и др. рек, в определ. сезоны дуют муссоны. Но бог в любое время может нарушить такую привычку, совершив чудо. Не только закономерность, но и вечность мира отрицалась, т.к., по Корану, он был создан во времени и погибнет в результате светопреставления, после дня Страшного суда.

В каламе не допускаются ни рассуждения, ни суждения по аналогии. Осн. правило: не задавать вопросов и не делать сравнений. Предписывается слепо подчиняться признанным авторитетам. Из калама выделилась как его осн. отрасль таухид - учение о единстве божьем, схоластич. обоснование первого, важнейшего догмата И. Значит. развития достигла экзегетика - толкование Корана. Наиболее крупными и известными его толкователями были Табари (839-923), Замахшари (1074-1143) и Бейдави (ум. ок. 1282).

К 10 в. была завершена кодификация сунны: хадисы, к-рые ортодоксы признавали подлинными, были сведены в "шесть книг". Из них наиболее авторитетным сборником хадисов считается "Ас-Сахих", составленный Бухари (ум. 870). На основании интерпретации Корана и сунны, с применением кыяса (суждение по аналогии) и признанием иджма (согласное мнение религ. авторитетов) разрабатывалось мусульм. правоведение - фикх и проводилась кодификация мусульм. права - шариата. Разум как одна из основ фикха применялся весьма ограниченно. После оформления четырех мазхабов, т.е. школ или направлений мусульм. права, считающихся одинаково правоверными, "двери иджтихада (т.е. самостоятельных изысканий) были закрыты". В шариате религ. обрядность разработана до мельчайших подробностей, предусмотрены все возможные обстоятельства. Напр., зафиксировано более 300 правил совершения молитвы. Шариат, в к-ром все нормы гос., уголовного, семейного и пр. права освящены религией, служил средством угнетения масс в феод. гос-ве.

Схоластич. каламу выдающиеся представители прогрессивной мысли в халифате противопоставляли свои научно-филос. труды, основанные на разуме и исследовании. Так, "философ арабов" аль-Кинди (800-879) показывал несостоятельность калама и допускал возможность критики отд. положений Корана. Поэт-мыслитель Абу-ль-Ала аль-Маарри (973-1057) подвергал сокрушающей критике догматы и обряды И. Идеологи массовых сектантских движений (особенно карматы) отвергали вероучение ортодокс. И., идеологии господств. класса феодалов, не соблюдали обряды и не признавали норм шариата. Борьбу против ортодоксального, правоверного направления И., именуемого обычно суннизмом, вели не только сектанты, но и приверженцы др. осн. направления - шиизма.

Шиизм возник во 2-й пол. 7 в. как оппозиция самодержавной власти халифов, представлявших интересы арабской родовой аристократии. Шииты, первоначально выражавшие интересы арабской родовой демократии, выступали сторонниками семьи Али, к-рого они признавали основателем своей династии 12 имамов. Последний из них считается "скрытым имамом", обитающим в недоступном убежище. Вера в этого имама связывается с его будущим пришествием к верующим, среди к-рых он установит пресловутое царство равенства и справедливости. Это учение о грядущем спасителе - махди, мусульм. мессии, должно было побуждать шиитов к отказу от борьбы за переустройство общества и к пассивному ожиданию создания царства божия на земле. Такая социальная направленность махдизма побудила суннитское духовенство включить это учение в систему ортодоксального И. Шииты признают Коран словом божьим, но подвергают его произвольному иносказат. толкованию, вместо сунны имеют свое священное предание; они развили культ мучеников, выполняют свои обряды и отмечают свои праздники в честь мучеников.

Др. проявлением оппозиции к ортодокс. И. был начальный суфизм с его мистич. и аскетич. тенденциями. Суфии, появившиеся в 8 в., не отличались особенно тщательным и усердным выполнением обрядов и были склонны к аскетизму. Нек-рые из них, будучи чтецами Корана и проповедниками, осуждали произвол властей, чревоугодие и сластолюбие феодалов и духовенства. Этим они быстро приобрели популярность в угнетенных нар. массах. Усиление эксплуатации трудящихся, подвергавшихся закрепощению, в 9-10 вв. служило благоприятной почвой для развития мистицизма в суфизме. Его идеология восприняла элементы учения и практики вост. христианства, неоплатонизма и буддизма. Отвергая ортодокс. обрядность и не признавая авторитета ортодокс. духовенства, суфии, будучи пантеистами, стремились к непосредств. единению с божеством посредством различных приемов, доводивших их до невменяемости.

Развитие мистич. учений и популярность суфиев в массах вызвали признание суфизма ортодокс. богословами. Один из столпов суннизма - Газали (1059-1111), непримиримый враг философии, ввел суфизм в систему ортодокс. И. Он определил три последоват. стадии, переживаемых суфием: очищение, озарение и единение с божеством. С 11 в. суфизм утратил былой оппозиц. характер. Суфии-дервиши превратились в паразитич. прослойку. С 12 в. создавались крупные братства дервишей, мусульманские монашеские ордена со своими уставами. С суфизмом связано развитие культа святых в И. В крупных феодальных государствах Востока И. как идеология господств. класса играл важную политич. роль, оправдывая захватнические войны тур. султанов в 15-17 вв., иран. шахов (напр., Надира в 18 в.), инд. Великих Моголов в 16-17 вв.

Становление капиталистич. отношений в мусульм. странах вызвало существ. изменения в феод. идеологии И. Его приспособление к этим отношениям приняло форму мусульм. реформации в конце 19 и нач. 20 вв. Мусульм. реформаторы (напр., Мухаммед Абдо в Египте и Мухаммад Икбал в Индии) как идеологи вост. буржуазии освящали авторитетом Корана, подвергаемого соответствующему толкованию, заимствование достижений европ. науки и техники. В интересах капиталистич. произ-ва они допускали отмену устаревших норм шариата, напр. затворничества женщин, многоженства, изнуряющего поста, запрещения изображения живых существ в живописи и скульптуре. Они опирались на соч. Спенсера, Конта и нек-рых др. бурж. философов и социологов.

Проникновение иностр. капитала на Восток явилось причиной антифеод. движений, как, напр., бабизма, выражавшего интересы иранской торговой буржуазии, а затем развившегося в идеологию борьбы нар. масс против феод. строя. Под пуританскими лозунгами "очищения ислама" вели борьбу против колониального порабощения в 19 в. махдисты в Судане, ваххабиты в Аравии и сенуситы в Ливии. В период империализма мусульм. высшее духовенство, связанное с классом феодалов, и вост. компрадорская буржуазия служили опорой колониального господства. Служение компрадоров империалистам получило яркое выражение в бехаизме с характерным для него космополитизмом и пацифизмом, благодаря чему это учение стало распространяться не только на Востоке, но и в Зап. Европе и США.

Гораздо сложнее учение панисламизма, к-рый, по определению Ленина, пытался соединить освободит. движение против европейского и американского империализма с укреплением позиций ханов, помещиков, мулл и т.п. (см. Соч., т. 31, с. 127). Основоположник панисламизма Джемаль-ад-дин аль-Афгани (1839-97) ложно изображал колониальное закабаление Востока как наступление христ. Запада на мусульм. мир в целях его уничтожения. Поэтому он предлагал гос. объединение всех мусульм. народов под властью халифа. Тур. султан Абдул-Хамид II использовал панисламизм как оправдание классового и нац. угнетения.

После Октябрьской революции, в период развития нац.-освободит. движения, панисламисты оставались на стороне империалистов. В эпоху распада колониальной системы они выступали с проимпериалистич. концепцией об И. как "третьей силе", призванной бороться одновременно "как с коммунизмом, так и с империализмом". С этими представителями мусульм. реакции в лице шейхов ун-та аль-Азхар в Каире папа римский Пий XII предложил заключить наступат. союз против сил мира и демократии. Бурж. идеологи И. под влиянием борющихся масс принимают участие в антиимпериалистич. движении, освящают авторитетом религии такие события, как установление респ. строя в Египте, национализация Суэцкого канала, образование Объединенной Арабской Республики. Нац. буржуазия, господствующая в мусульм. странах, добившихся политич. независимости, использует И. как духовное орудие власти.

Мусульманские руководящие круги (напр., шейхи ун-та аль-Азхар в Каире, улемы в Пакистане) враждебно относятся к коммунизму и в своей печати изображают марксизм-ленинизм в извращенном виде. Они выступают защитниками частной собственности, частной инициативы и конкуренции. Но мелкобурж. идеологи нередко пытаются подкрасить И. под цвет коммунизма, изображая возникновение этой религии как величайшую социальную революцию, а пророка Мухаммеда как крупнейшего социального реформатора и даже революционера. Вероучение и право И., по их мнению, обеспечивает экономич. и обществ. равенство всех мусульман, что противоречит общеизвестным фактам. После 2-й мировой войны политич. значение И. сильно возросло: его используют в интересах своей политики как нац. буржуазия и феодалы стран Востока, так и империалисты, стремящиеся сохранить и усилить свое влияние в этих странах. Совр. идеологи и пропагандисты И. применяют все доступные средства (печать, радио, кино, представит. учреждения, миссионерские орг-ции) для упрочения и расширения влияния на нар. массы, особенно на молодежь.

Лит.: Маркс К., Объявление войны. - К истории возникновения восточного вопроса, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10; его же, [Письмо] Ф.Энгельсу, 2 июня 1853, Маркс К. и Энгельс Ф., Избранные письма, [М.], 1953; Массэ Α., Ислам. Очерк истории, пер. с франц., М., 1961; Мюллер Α., История ислама с основания до новейших времен, пер. с нем., т. 1-4, СПБ, 1895-96; Крымский А. Е., История мусульманства, ч. 1-2, 2 изд., М., 1904, ч. 3, М., 1912; Бартольд В. В., Ислам, П., 1918; его же, Культура мусульманства, П., 1918; Климович Л. И., Ислам в царской России. Очерки, М., 1936; Смирнов Η. Α., Современный ислам, 2 изд., М., 1930; его же, Мусульманское сектантство, M., 1930; его же, Очерки истории изучения ислама в СССР, М., 1954; Беляев Ε. Α., Происхождение ислама. Хрестоматия, ч. 1, М.-Л., 1931; его же, Мусульманское сектантство. (Исторические очерки), М., 1957; Гольдциэр И., Лекции об исламе, пер. [с нем.], СПБ, 1912; его же, Muhammedanische Studien, ΤΙ 1-2, Halle/Saale, 1889-90; Arnold T. W., The preaching of Islam, 2 ed., L., 1913; Becker С. H., Vom Werden und Wesen der islamischen Welt, [Islamstudien], Bd 1-2, Lpz., 1924-32; Adams С. С., Islam and modernism in Egypt, L., 1933; Lammens H., L'islam, 2 ed., Beyrouth, 1941; Unity and variety in Muslim civilization. Ed. by G. E. von Grunebaum, [Chi., 1955]; Classicisme et déclin culturel dans l'histoire de l'Islam. Actes du symposium international d'histoire de la civilisation musulmane (Bordeaux 25-29 Juin, 1956), P., 1957.

E. Беляев. Москва.

В начало энциклопедии