Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НИЦШЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НИЦШЕ

НИЦШЕ (Nietzsche), Фридрих (15 окт. 1844 - 25 авг. 1900) - нем. философ, представитель иррационализма и волюнтаризма, поэт. Учился в Боннском и Лейпцигском ун-тах. С 1869 по 1879 - профессор Базельского ун-та (по классич. филологии). Творч. деятельность Н. продолжалась до 1889, когда он заболел душевным расстройством.

В филос. развитии Н. обычно выделяются три периода. На первом этапе Н. предстает как последователь учения Шопенгауэра, в первую очередь его волюнтаризма, и Р. Вагнера ("Die Geburt der Tragödie aus dem Geiste der Musik", 1872; "Unzeitgemäße Betrachtungen", 1873). Второй период отмечен сближением Н. с позитивизмом, естествознанием ("Menschliches, Allzumnenschliches", 1878; "Die Morgenröthe", 1881). Третий период характеризуется усилением метафизического элемента, постепенной разработкой учения о воле к власти ("Die fröhliche Wissenschaft", 1882; "Also sprach Zarathustra",Tl 1-3, 1883-84; "Jenseits von Gut und Böse", 1886; "Zur Genealogie der Moral", 1887; "Götzendämmerung", 1889; "Der Antichrist", 1888; "Der Wille zur Macht", опубл. 1889-1901).

Философия Н. складывалась в эпоху усиления иррационалистич., а также позитивистских и релятивистских тенденций в бурж. философии. Отвергая кантовский дуализм явления и "вещи в себе" (и в лице Канта - всю рационалистич. традицию 17-18 вв.), Н. обращается к досократовской философии, привлекающей его нерасчлененностью мысли и бытия в противоположность аналитич. тенденциям и абстрактной систематике более поздней философии. Осн. понятия философии Н. - "мир", "жизнь", "вещь", "становление", "человек" и т.д. - синкретич. плана: они призваны восстанавливать цельность бытия и получают свой конкретный смысл в зависимости от контекста. Для Н. характерно произвольное употребление общепринятых терминов; свои идеи он часто облекал в форму фрагмента, афоризма.

Мир, согласно Н., есть становление, бесцельность к-рого конкретизируется Н. в идее "вечного возвращения одного и того же". Понимая становление как чистое движение, а не как движение к.-л. определ. субстанции, Н. приходит к противоречиям, средоточием к-рых оказывается понятие "вещи", предполагающее момент устойчивого в хаосе становления (см. Werke, Bd 16, Lpz., 1912, fr. 516, 551; ср. fr. 531, 634). В основе мира лежит "воля", понимаемая многозначно: как нек-рая движущая сила "становления", имманентная действительности; как "сущее" в его динамичности (аналогично "материи" др.-греч. гилозоистов - см. там же, fr. 619); как страсть, чувство, аффект с различными оттенками (см. тамже, Bd 7, 1904, S. 28-29); как "воля к власти", к расширению своего "Я", к экспансии. У человека "воля к власти" тождественна "воле к жизни", т.е. подразумевает инстинкт самосохранения и борьбу за существование (Н. пользовался идеями Дарвина, перенося их на человеч. общество). Т.о., метафизич. проблематика, первоначально изгоняемая Н. из философии как абстрактная, возвращается в нее в форме волюнтаристич. идеализма.

"Жизнь" - центр. понятие у Н., являющегося родоначальником направления философии жизни. Жизнь - это мир в аспекте его данности познающему субъекту; это мир, рассмотренный как организм; наконец, это истина и единств. реальность, к-рой должно быть подчинено духовное начало в человеке.

Человека Н. рассматривает как биологич. организм, в процессе развития вырабатывающий все более сложные формы приспособления к окружающему миру. Человек в первую очередь есть тело; это нек-рая иерархич. структура, где интеллект есть высший слой, необходимый для сохранения низших, жизненных и жизненно необходимых инстинктов. Подчеркивая генетич. опосредованность разных уровней человеч. психики, Н. полагает, что в человеке в снятом виде наличествуют все ступени его эволюции (см. тамже, Bd 15, fr. 104; Bd 16, fr. 492 и др.).

Агностич. и прагматич. тенденция философии Н. обнаруживается в его понимании интеллекта, к-рый "не познает, а схематизирует" мир в той мере, в какой это нужно для практич. потребностей (см. тамже, Bd 16, fr. 515). Все мышление насквозь метафорично (см. темже, Bd 10, 1903, fr. 140, ср. также fr. 171, 194), причем образность еще связывает человека с действительностью, тогда как науч. понятия лишены и этой связи. Согласно П., причина, последовательность, относительность, число, закон, свобода, основание, цель и др. категории суть субъективные фикции и отнесение их к миру есть мифология (см. тамже, Bd 7, S. 33; о числе - см. Bd16, fr. 490). Вообще дискретный образ мира является иллюзорным, хотя дискретность обеспечивает возможность мышления (см. тамже, Bd 12, 1901, fr. 24 и др.).

В том же прагматич. духе Н. истолковывает и человеч. убеждения, к-рые образуют иерархию: от присущих всем людям жизненно необходимых "фикций" (см. тамже, fr. 16) до сугубо индивидуальных. В ранних произв. H. понимал эту иерархию так, что некоторая субъективная, личная мифология в условиях общественного ("стадного") существования подвергается нивелированию ввиду возможных вредных ее последствий для общества путем создания мифологии коллективной. В теории познания Н. развивает идею "перспективизма": существует множество оценок одного и того же разными субъектами, что не означает неправомерности каждой из них: "Каждый центр сил конструирует, исходя из себя, весь остальной мир" (там же, fr. 636, ср. fr. 567).

Науку Н. рассматривает "как по возможности верное очеловечивание вещей: мы учимся все точнее описывать себя, описывая вещи в их последовательности" (там же, Bd 5, 1904, fr. 112). Видя в математике "только средство самого общего знания человека", Н. пишет: "все, в применении к чему слово "познание" имеет смысл, относится к той области, где можно считать, взвешивать, измерять, - к количеству: в то время как все наши оценочные восприятия (т.е. вообще все наши восприятия) привязаны к качествам, т.е. к нашим и только нам одним принадлежащим "истинам", которые вообще не могут быть „познаны"" (там же, Bd 16, fr. 565). В ряде мест Н. предвосхищает логич. проблематику неопозитивизма, таковы, напр., его высказывания об иллюзии науки без постулатов (см. тамже, Bd 5, fr. 344); о возможности исчисления всех метафизич. систем, понятых как варианты одной схемы (см. тамже, Bd 7, S. 31); о логике практич. мышления (см. тамже, Bd 5, fr. 111) и др.

Э т и к а и э с т е т и к а. В этике Н. выступает как представитель нигилизма. Совр. культура оценивается им как культура "декаданса": возрастание роли интеллекта ослабляет основные, первонач. инстинкты человека, уничтожает ощущение слитности его с миром; жизнь как единств. абс. ценность умаляется в ее значении. Для культуры эпохи декаданса, по Н., характерны: христ. мораль с ее культом духовного и милосердием, шопенгауэровское отрицание ценности жизни и "религия сострадания". Мораль играет разлагающую роль - она есть послушание, "формальная совесть", выработанная человеком в коллективах (племенах, народностях, гос-ве, церкви), есть "инстинкт толпы", развившийся в ущерб приказыванию (см. тамже, Bd 7, fr. 198). Усматривая нарушение естеств. иерархии в преобладании историзма в мышлении (как моменте абстрагирования от настоящего, т.е. от жизни) и распространении демократич. идеологии, закрепляющей "стадные" инстинкты, H. обрушивается на социализм, на рабочее и массовое движение вообще, на христианство и его мораль, на все то, что проникнуто "демократическим" духом. Критика культуры у Н. - это критика изнутри, средствами "декаданса". Н. с его теорией "вечного возвращения" отрицает обществ. прогресс, противопоставляя ему amor fati (любовь к судьбе), отвергает с антидемократич. позиций идеи равенства и справедливости как разлагающие цельность человеч. природы, защищает социальную иерархию и развивает элитарную концепцию абс. господства "высшей касты" - немногих людей, имеющих право "воплощать счастье, красоту, добро", над подавляющим большинством - "посредственностью", к-рую не общество, а сама природа будто бы предназначила к тому, чтобы быть "общественной пользой, колесом, функцией": "для посредственного существовать в качестве посредственного - счастье" (там же, Bd 8, S. 301, 303). Призывая к "переоценке всех ценностей", Н. видит идеал в возвращении к первично-жизненному, к естественному, в к-ром требование свободы человеч. личности от лицемерных притязаний бурж. морали сочетается с апологией инстинктивных сторон в человеке. Образ "сверхчеловека" отражает те же стороны его критики морали: это образ человека, индивидуалистически преодолевающего нынешний мир и нынешних людей - вне всяких моральных норм и с крайней жестокостью; но это также и идея "человека будущего", оставившего позади современность с ее пороками и ложью. Образ "сверхчеловека" - это и культ сильной личности, одержимой волей к власти.

В своей критике и отрицании морали Н. пытается опереться на нек-рые филос. доводы. Во-первых, механистич. идея абс. детерминизма приводит Н. к выводу о полной произвольности всех критериев морали (Н. отрицает существование свободы воли), поскольку все человеч. поступки внешне обусловлены, а потому моральная оценка к ним неприложима. Во-вторых, согласно Н., все формы человеч. поведения маскируют "волю к власти", к-рая у людей слабых проявляется как воля к "свободе", у более сильных - как воля к большей власти и, если безуспешно, то как воля к "справедливости", у самых сильных - как любовь к человечеству, чем прикрывается стремление к подавлению чужой воли (см. тамже, Bd 16, fr. 776). Позитивистские и волюнтаристские представления Н. тесно связаны и с его атеизмом, из к-рого для Н. вновь следует отрицание морали. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем закономерного развития (противоречащее детерминизму) означает для Н. и бессмысленность морали.

Для Н. как философа жизни критерием оценки всех явлений духа служит степень автоматич. включенности человека с их помощью в стихийный и нерасчлененно-целостный поток жизни. Ценность искусства, напр., в его аналогичном подобии жизни, его "энергийности". Рассматривая иск-во как "метафизическое дополнение действительности - для преодоления последней" (там же, Bd 1, 1909, fr.167), H. выделяет в нем два начала: "дионисийское" (стихийное, оргиастическое, экстатическое) и "аполлоновское" (просветленное, гармоническое, рефлективное). Эти противоборствующие силы характеризуют само бытие, причем дионисийское, изначально-жизненное лежит в основе бытия; идеал культуры заключается в опосредовании и достижении равновесия этих полярных начал. Иск-во - это сублимация чувств. удовольствия; восприятие произведения иск-ва сопровождается возбуждением полового инстинкта, опьянением, жестокостью (как глубинными состояниями психики); их смешение производит эстетич. состояние; иск-во есть "избыток, излияние цветущей телесности в мир образов и желаний" (там же, Bd 16, fr. 801, 802). Биологизируя эстетику, H. определяет ее как "прикладную физиологию", а в эстетич. чувстве видит интуитивную оценку явления как полезного или вредного для организма (там же, fr. 804).

Многие идеи Н., выраженные им в неясном и несистематич. виде, получили развитие в философии жизни, позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме. Из философов, непосредственно и сознательно примыкавших к Н., следует отметить Файхингера с его фикционализмом, видевшего в Н. своего осн. предшественника; Зиммеля с его концепцией целостной "жизни", к-рый обнаруживает близость к H. и в идее борьбы за существование ("воля к жизни"), и в морали; Клагеса, развившего иррационалистич. идеи Н. о духе и познании как враждебных жизни; Шпенглера, в философии истории к-рого была развита идея культурных циклов, подготовленная представлениями Н. о "вечном возвращении" и о действительности как организме. Н. предвосхитил идеи и установки психоанализа в понимании человека как единства нескольких уровней, в своей борьбе с моральными предрассудками (ср. там же, Bd 7, fr. 35-37, 46 и др.), в концепции иск-ва и творчества (гениальность как форма невроза - см. там же, Bd 16, fr. 812) и т.д. Раннего Фрейда с Н. сближает генетич. подход к психике, объясняющий явления высшего уровня из связи с явлениями низших уровней. "Воля к власти" в близких значениях фигурирует у Г. Адлера и Юнга для обозначения одного из комплексов.

Н и ц ш е а н с т в о - течение, связанное с именем Н., было одним из самых реакц. явлений в культурной жизни Европы и особенно Германии первых десятилетий 20 в. Оно представляло собой продукт приспособления отд. сторон и идей философии Н., с одной стороны, к потребностям национализма и милитаризма, получивших законченное выражение в фашизме, а с др. стороны - к декадентскому эстетству начала века. В обоих случаях на первый план в ницшеанстве выступали моральный релятивизм, человеконенавистнич. идеи, волюнтаризм, идеи сильной личности, расизм и антисемитизм. Мелкобурж. круги, тяготевшие к ницшеанству, были захвачены критикой Н. капитализма, мещанской, филистерской морали, утилитаризма, его иррационализмом и алогизмом. Фашистские идеологи (А. Розенберг и др.) стремились опереться на философию Н. для оправдания политики "третьего рейха". Превращению философии Н. в профашистскую идеологию способствовала, в частности, деятельность кружка, группировавшегося вокруг сестры Н. - Э. Ферстер-Ницше, к-рая не останавливалась даже перед фальсификацией его соч. (см. К. Schlechtа, Der Fall Nietzsche, Münch., 2 Aufl., 1959). Фашисты (пытавшиеся использовать в своих целях и Гёте, и Гёльдерлина, и нем. классич. идеализм) обратились к идеям Ницше о зависимости духа, языка, мышления от расы для обоснования расизма.

В трудах марксистских критиков содержится критика ницшеанства как явления, выразившего идеологию реакц. классов. В своем конечном значении, в объективно-историч. условиях своего распространения, философия Н., как писал Меринг, была "...прославлением крупного капитала, и в этом своем качестве она нашла широкую публику" (Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934, с. 508-09). Плеханов видел в аморализме Н. "... настроение, свойственное буржуазному обществу времен упадка..." и отмечал, что "... новейший индивидуализм, нашедший себе самого яркого представителя в лице Фридриха Ницше, является протестом против поступательного движения м а с с ы, поскольку в нем сказывается не опасение за права личности, а боязнь за классовые п р и в и л е г и и" (Избр. филос. произв., т. 3, 1957, с. 409, 446-47).

Соч.: Werke, Bd 1-19, Lpz., 1903-13, Bd 20 (Register), Lpz., 1926; Gesammelte Werke. Musarion-Ausgabe, Bd 1-23, Münch., [1920 ]-29; Werke und Briefe. Historisch-kritische Gesamtausgabe: Werke, Bd 1-5, Münch., 1933-40; Briefe, Bd 1-4, Münch., 1938-42; Werke, hrsg. von K. Schlechta, 2. Aufl., Bd 1-3, Münch., 1960; Gesammelte Briefe, Bd 1-5, Lpz., 1902-1909; в рус. пер. - Полн. собр. соч., т. 1-3, 9, М., 1909-1912.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 356-60; Одуев С. Ф., Реакционная сущность ницшеанства, М., 1959; Шварц Т., От Шопенгауэра к Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964; Файгингер Г., Н. как философ, М., 1902; Трубецкой Е. Н., Философия H., M., 1904; Миртов Д., Нравств. автономия по Канту и Н., СПБ, 1905; Шестов Л., Добро в учении гр. Толстого и Ф. Н., СПБ, 1907; его же, Достоевский и Н. (Философия трагедии), СПБ, 1908, Берлин, 1922; Рогачев Б., Фр. Н. Схематизированная интерпретация его философии, Париж, 1909; Риль Α., Φ. Η. как художник и мыслитель, СПБ, 1909.

Общие работы: Bertram Ε., Nietzsche, В., 1918; Αndlеr Сh., Nietzsche. Sa vie et sa pensée, t. 1-6, P., 1920-31; Vaihinger H., Die Philosophie des Als-Ob, 7 und 8 Aufl., Lpz., 1922, S. 771-90; Liebmann W., Nietzsche für und gegen Vaihinger, Münch., 1923; Jaspers К., Nietzsche, 3 Aufl., В., 1950; его же, Nietzsche und das Christentum, 2 Aufl., Münch., 1952; Wolff H. M., Fr. Nietzsche. Der Weg zum Nichts, Bern, 1956; Kaufmann W., Nietzsche: Philosopher, psychologist, antichrist, Ν. Υ., 1956; Löwith К., Nietzsches Philosophie der ewigen Wiederkunft des Gleichen, Stuttg., 1956; Mehring F., Lukáсs G., Fr. Nietzsche. Gesammelte Aufsätze, В., 1957; Кremer-Marietti Α., Thèmes et structures dans l'oeuvre de Nietzsche, P., 1957; Stambaugh J., Untersuchungen zum Problem der Zeit bei Nietzsche, Den Haag, 1959; Heidegger M., Nietzsche, Bd 1-2, Stuttg., 1961; Heftriсh E., Nietzsches Philosophie. Identität von Welt und Nichts, Frankf., [1962 ]; Schlechta K., Anders Α., Fr. Nietzsche. Von den verborgenen Anfängen seines Philosophierens, Stuttg., 1962; Кerkhоff M. H., Physik und Metaphysik, Münch., 1963 (Diss.); Bartuschat W., Nietzsche. Selbstsein und Negativität. Zur Problematik einer Philosophie des sich selbst vollendenden Willens, [Hdlb. ], 1964 (Diss.).

H. и естествознание. Steverding В., Nietzsches Verhältnis zur Naturwissenschaft und Naturphilosophie, Münster, 1951 (Diss.); Mittasсh Α., Fr. Nietzsche als Naturphilosoph, Stuttg., 1952.

H. в истории философии. Oehler R., Fr. Nietzsche und die Vorsokratiker, Lpz., 1904; SimmeI G., Schopenhauer und Nietzsche, 3 Aufl., Lpz., 1923; Вianquis G., Nietzsche en France, P., 1929; Nietzsche. Études et témoignages..., P., 1950; Emge C. Α., Der "umgedrehte Platonismus". Anregungen Nietzsches zur Situationsphilosophie, Wiesbaden, 1951; его же, Über das bleibende Erbe Nietzsches, Wiesbaden, 1955; Quinze années d'études nietzschéennes en France, P., 1962-63 (La Revue des lettres modernes, No 76-77); Löwith K., Von Hegel zu Nietzsche, 5 Aufl., Stuttg., 1964.

Этика H. Heimsoeth H., Metaphysische Voraussetzungen und Antriebe in Nietzsches "Immoralismus", Wiesbaden, 1955; Benz E., Nietzsches Ideen zur Geschichte des Christentums und der Kirche, Leiden, 1956.

Э с т е т и к а H. Diem G., Das Wesen der Kunst im Denken Nietzsches, Köln, 1954 (Diss.); Schwanauer F., Die Literaturtheorie Fr. Nietzsches, Stuttg., 1963; Schulte G., Das Verhältnis von Kunst und Erkennen in der Philosophie Nietzsches, Köln, 1961.

Ал. В. Михайлов. Москва.

В начало энциклопедии