Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФОХ"-"ФЫН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 4, "ФОХ"-"ФЫН")

ФОХТ КАРЛ

Ф о г т (Vogt), (5 июля 1817 - 5 мая 1895) - нем. естествоиспытатель и философ, один из представителей вульгарного материализма. Участвовал в революции 1848, был членом Франкфуртского нац. собрания; был заочно приговорен к смертной казни и до конца жизни жил в эмиграции в Швейцарии. С 1852 - проф. Женевского ун-та. Среди многочисл. естеств.науч. трудов Ф. наибольшую известность получили его работы в области зоологии.

Ф. был ревностным популяризатором идей естеств.-науч. материализма, дарвинизма и атеизма. В споре с физиологом Р. Вагнером (1854) Ф. подверг критике библейское учение о происхождении человека. Будучи вульгарным материалистом, Ф. отождествлял сознание с материей, утверждал, что мозг продуцирует мысль так же, как печень - желчь. Ф. враждебно относился к рабочему движению и социализму. Соч. Ф. были переведены почти на все европ. языки; они оказали влияние на развитие материализма и атеизма в России 60-х гг. 19 в. (Писарев и др.). Резкую критику личности Ф. и его политич. позиций дал К. Маркс ("Господин Фогт", 1860).

Соч.: Человек и его место в природе, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1863-65; Естественная история мироздания, пер. с нем., М., 1863; Физиологич. письма, пер. с нем., 2 изд., вып. 1-2, СПБ, 1867.

Лит. см. при ст. Вульгарный материализм.

ФРАКАСТОРО

ФРАКАСТО́РО (Fracastoro), Джироламо (1478 - 8 авг. 1553) - итал. ученый, врач, астроном и поэт. Учился в Падуанском ун-те, был там профессором. Друг Коперника, ученик Акиллини и, возможно, Телезио. Один из предшественников совр. патологии, Ф. отверг церк. взгляд на болезни как наказание божие за грехи людей. Ф. разделял представления о "четырех действующих началах" (воздух, вода, огонь, земля), к-рые образуют все предметы природы, но отвергал телеологич. "конечную причину", доказывая материалистич. природу причинно-следств. связей, к-рым подчинены все тела. С позиций атомизма Ф. трактовал субстанцию как совокупность бесконечного множества частиц, находящихся в качественно неизменном движении. Атомистику Ф. применял и к теории медицины, высказав гениальную догадку о существовании "мира невидимых" - микроорганизмов, носителей инфекции, обладающих способностью движения, размножения и передачи своих свойств потомству.

Подобно Демокриту, Ф. различал первичные качества ("материальные"), неотделимые от природы субстанции, и вторичные качества ("духовные"), возникающие в нашем сознании как "образы материальных качеств". Опираясь на атомизм, Ф. рассматривал человеч. сознание как результат действия и противодействия материальных частиц особого рода. Как большинство современных ему прогрессивных мыслителей, Ф. высказывал материалистич. взгляды, опираясь на теорию двойственной истины. Оказал сильное влияние на развитие материалистич. мысли 16-17 вв.

Соч.: Opera, Venetiis, 1584; Vita di JG. Fracastoro, Verona, 1953; Scritti inediti..., a cura di F. Pellegrini, Verona, 1955; в рус. пер. - О контагии, контагиозных болезнях и лечении, кн. 1-3, М., 1954; О сифилисе, М., 1956.

Лит.: Rossi G., G. Fracastoro in relazione all'aristotelismo e alle scienze nel Rinascimento, Pisa, 1893; Pellegrini F., Fracastoro, Trieste, 1948; Saitta G., Il pensiero italiano nell'umancsimo e nel Rinascimento, v. 2, Bologna, 1950, p. 168-202; Di Leo E., Scienza e umanesimo in G. Fracastoro, 2 ed., Salerno, 1953.

З. Мелещенко. Ленинград.

ФРАНГЯН

Ерванд (1878-1928) - арм. философ-идеалист, один из теоретиков бурж. националистич. партии "Дашнакцутюн"; ум. в эмиграции. Автор работ по философии и социологии; наибольшую известность приобрел как составитель и редактор филос. сборника "Митк" ("Мысль", 1910), содержавшего субъективно-идеалистич. интерпретацию совр. естествознания и направленного против марксистской философии. Свое учение Ф. называл "реалистической философией", относя его к феноменализму. По мнению Ф., человек познает не сущности (ноумены), а лишь феномены, каковыми являются предметы опыта и реальная действительность. Поскольку все сущее, по Ф., есть феномены сознания, то противопоставление материального и идеального (духовного) теряет смысл в силу их принципиальной тождественности. Тем самым, по Ф., "реалистич. философия" преодолевает ограниченность материализма и идеализма, упраздняет как псевдопроблему основной вопрос философии. В понимании обществ. процессов Ф. стоял на позициях, к-рые объективно приводили его к субъективной социологии. Ссылаясь на отсутствие повторяемости и сходства историч. процессов, Ф. отрицал наличие объективных законов развития общества.

Соч. на арм. яз.: К вопросу об осн. положениях эмпириокритицизма, Баку, 1906; Филос. письма, Баку, 1908; Философия истории, Ер., 1909; Греч. философия, Ер., 1909; Ф. Ницше и его философия, Тифлис, 1910; Н. К. Михайловский как философ-социолог, Ер., 1911; Философ пессимизма (к 50-летию со дня смерти Шопенгауэра), Ер., 1911; Социологич. этюды, Баку, 1917; Наше филос. мировоззрение, Париж, 1929.

В. Севян. Ереван.

ФРАНК СЕБАСТЬЯН

ФРАНК Себастьян (Franck), (1499-1542) - нем. историк, философ, деятель левого крыла Реформации. Столкновения с лютеранским духовенством привели Ф. к отказу от сана проповедника и способствовали сближению его с анабаптизмом. С 1528 Ф. странствовал по Германии, подвергаясь гонениям духовенства и властей.

Филос. воззрения Ф. отмечены влиянием двух различных тенденций: апофатич. и пантеистич. мистики, противополагавшей себя офиц. церк. догматике, и рационализма Ренессанса. Основу его онтология, представлений составляет концепция абсолютного, полностью следующая апофатич. традиции Экхарта - Таулера: абсолютное, или дух, есть "...всё во всём, и, одновременно - ни одна из вещей ...невидимое, необъятное, вечное самодовлеющее Благо, сущность всех сущностей" ("Paradoxa", В., 1966, S. 19). Подобная концепция, содержащая в себе существенные элементы пантеизма, на основании к-рых К. Маркс квалифицировал Ф. как "...настоящего мистического пантеиста" (см. Архив К. Маркса и Ф. Энгельса, т. 7, 1940, с. 179), - характерный образец мистики божеств. ничто. Более самостоят. характер имеет учение Ф. об отношении бога и человека. Отношение это трактуется Ф. спиритуалистически и притом как сугубо имманентное: бог есть дух, к-рый раскрывается в человеке и действует в нем как "искорка" (Fünklein - традиц. термин нем. мистики) его божеств. сущности или же "внутреннее слово". Это отношение бога и человека не может регламентироваться никакими предустановленными формами. Отсюда вытекает негативное отношение Ф. к культовой стороне религии, к догматам и любым санкционированным выражениям религиозного. Истинной церковью, согласно Ф., является церковь невидимая, объединяемая лишь силою внутреннего слова, единств, выражением к-рого Ф. считает нравственное действие.

В том, что этика занимает центр. положение в структуре религ. учения, в антидогматич. характере этой этики и этой структуры перекрещиваются как мистич., так и рационалистич. тенденции Ф. В ряде др. моментов его учения и деятельности преобладает рационалистич. тенденция: в аллегорич. и историч. интерпретации Ф. ветхозаветного откровения, в его взглядах на роль и методологию науки, наконец, в его обширной просветит. деятельности. Ф. - автор "Космографии", первой книги по географии на нем. яз., и ряда книг по истории.

Лит.: Левен В. Г., Историч. взгляды С. Ф., в сб.: Ср. века, вып. 6, М., 1955; его же, Филос. воззрения С. Ф., "ВФ", 1958, No 10; Heglеr Α., Geist und Schrift bei S. Franck, Freiburg, 1892; Reimann Α., S. Franck als Geschichtsphilosoph, В., 1921; Stadelmann R., Vom Geist des ausgehenden Mittelalters, Halle, 1929; Kommoss R., S. Franck und Erasmus von Rotterdam, В., 1934.

С. Хоружий. Москва.

ФРАНК СЕМЕН ЛЮДВИГОВИЧ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНК ФИЛИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКА

ФРА́НКА (Franca), Леонел (1893-1948) - бразильский философ-неотомист, иезуит, основатель Католического ун-та в Рио-де-Жанейро (1940) и журнала "Verbum" (1944), автор многочисл. работ по философии, социологии и религии. Осн. соч. Ф. - "Краткая история философии" ("Noçõnes de história da filosofia", R. de J., 1918, 17 ed., R. de J., 1964), изложенная с позиций схоластики. Причины кризиса совр. философии, по Ф.,- в "...неустойчивости нынешних философских систем, лишенных прочных метафизических и логических основ...", "...в неуемном желании нововведений, характерном для философии последних веков..." (указ. соч., R. de J., 1964, p. 332). Подлинная же оригинальность философствования, пишет Ф., "...состоит... в... обновлении без революции..." (там же, р. 333). Выход из философского тупика заключается в том, чтобы "...просить у святого Фомы потерянный ключ метафизики и открыть этим ключом сокровища современной науки" (там же, р. 334).

Соч.: Obras completas, [t.] 1-, R de J., 1964-, Ensino religioso e ensino leigo, R. de J., 1931, A psychologia da fé, 4 ed., São Paulo, 1940, A crise de mundo moderno, 2 ed., R. de J., 1942, A igreja, a reforma e a civilização, 7 ed., R. de J., 1958.

Лит.: Базарян Ж., Филос. течения, в сб.: Бразилия, Μ., 1963.

Ж. Базарян. Москва.

ФРАНКЛИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНКО

Иван Яковлевич (27 авг. 1856 - 28 мая 1916) - укр. писатель, лит. критик, обществ. деятель, революционер-демократ. Род. в семье кузнеца в Галиции. Учился в Львовском ун-те (1875-80). Получил степень доктора философии в Венском ун-те (1893). За свою обществ.-политич. деятельность - пропаганду социалистич. идей, защиту интересов трудящихся масс, призывы к воссоединению укр. народа - Ф. подвергался репрессиям со стороны австр. властей.

Мировоззрение Ф. формировалось под решающим влиянием Шевченко и рус. революц. демократов, соч. к-рых Ф. переводил на укр. яз. Ф. проявил живой интерес к марксизму, сказавшийся в его соч. "О труде", "Kaтexiзic економiчного соцiалiзму" (1878) и др., впервые перевел на укр. яз. ряд соч. Маркса и Энгельса (см. Украинская философия), но последоват. марксистом не стал. Среди многочисл. работ Ф. по философии, социологии, политэкономии, истории, сделавших заметный вклад в развитие материалистич. и атеистич. мысли на Украине, следует отметить "Мислi о еволюцii в icтopiï людскостi (1881-82), "Изо таке поступ?", "Haйновiшi напрямки в народознавствi (1895) и др. В филос.-эстетич. соч. Ф. подверг критике идеалистич. и метафизич. концепции иск-ва, развивал идеи художеств. реализма ("Литература, ее назначение и важнейшие черты", "Из секретов поэтич. творчества", "Интернационализм и национализм в совр. лит-рах", "Teopiя i розвiй icтopiï лiтератури" и др.).

Художеств. произв. Ф. занимают выдающееся место в укр. лит-ре 19 в.; они переведены на мн. яз. мира. Филос. проблематика присуща поэмам Ф. "Иван Вышенский", "Смерть Каина", "Моисей", сб. стихотворений "Miй iзмарагд" (цикл "Паренетикон", "Притчи" и "Легенды"), "Semper tira" (циклы "Из книги Кааф" и "На старые темы"), Ф. оказал большое влияние на дальнейшее развитие укр. филос.-эстетич. и обществ. мысли.

Соч.: Твори, т. 1-20, К., 1950-56; Соч., т. 1-10, М., 1956-59.

Лит.: Возняк М., Нариси про свiтогляд I. Франка, Львiв, 1955; Басс И., И. Франко. Биография, М., 1957; Стебун I., Питання реалiзму в естетицi I. Франка, К., 1958; Пархоменко M. H., Эстетич. взгляды И. Франко, М., 1966; Мороз М. О., I. Франко. Бiбл. твopiв. 1874-1964, К., 1966.

И. Стебун. Донецк.

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ

ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (итал. Francesco d'Assisi, лат. Franciscus Ascisiatis или Assisiensis), в крещении Иоанн (1182 - 3 окт. 1226) - итал. религ. деятель, основатель монашеского ордена миноритов ("меньших братьев"). Род. в семье купца. Не получил систематич. образования. Причастность к новому, гор. строю жизни сочеталась у Ф. А. с отвращением к купеч. меркантилизму и тоской по рыцарскому бескорыстию, постепенно перешедшей в тоску по евангельской добровольной нищете. В 1208 составил вместе с двумя товарищами братство неимущих проповедников, в к-ром точное следование Евангелию было поставлено выше форм монашеского образа жизни (посты и т.п.). Религиозность Ф. А. перекликается с еретич. исканиями, давшими катаров, вальденсов и т.п., но Ф. А. сохранял лояльность к католич. церкви. В 1219 Ф. А. пытался проповедовать христианство в мусульм. Египте; по возвращении с Востока сложил с себя руководство общиной, к-рая все отчетливее перерождалась из братства бессребреников в монашескую институцию.

Сам Ф. А. написал немного: систематич. изложение его учения противоречило бы его духу. Ему принадлежит т.н. "Песнь о Солнце" - произв. проникновенной религ. лирики. Мистика Ф. А. запечатлена нар. свежестью и бодростью: природа - просветленный и таинств. мир, взывающий к человеч. любви, лукавство демонов бессильно и достойно смеха, учение о предопределении к погибели души - дьявольский вымысел. Оставаясь в русле христ. мировосприятия, Ф. А. предвосхитил ту потребность в обновлении форм культуры, к-рая позднее породила Возрождение.

Соч. и источн.: Gli scritti. Di san Francesco d'Assisi. Ristampa, [Mil., 1967]; в рус. пер. - Сказания о бедняке Христове, М., 1911; Цветочки, М., 1913.

Лит.: Сабатье П., Жизнь Φ. Α., пер. с франц., М., 1895; Герье В., Франциск апостол нищеты и любви, М., 1908; Карсавин Л. П., Основы ср.-век. религиозности в 12-13 вв., П., 1915; Гуковский Μ. Α., Итал. возрождение, т. 1, Л., 1947, с. 23-25; Joergensen J., St. Franсois d'Assise, P., 1909; Germain Α., Der Einfluß des Reiligen Franziskus von Assisi auf Kultur und Kunst, Strassb., 1913.

С. Аверинцев. Москва.

ФРАНЦОВ

ФРАНЦОВ (Ф р а н ц е в), Георгий (Юрий) Павлович (1 окт. 1903 - 18 апр. 1969) - советский философ и социолог, обществ. деятель. Доктор историч. наук (с 1942), член-корр. АН СССР (с 1958), действит. член АН СССР (с 1964). Член КПСС с 1940. Род. в Москве. Окончил Ленингр. ун-т (в 1927). С 1931 - на преподават. работе в вузах Ленинграда. В 1945-49 - директор Ин-та междунар. отношений в Москве; с 1949 на руководящей работе в МИД СССР и в партийной печати; с 1953 - член редколлегии, а затем зам. гл. редактора газ. "Правда". В 1958-65 - ректор и зав. кафедрой науч. коммунизма АОН при ЦК КПСС. В 1965-67 - шеф-редактор журн. "ПМ и С" в Праге. С 1968 - зам. директора ИМЛ при ЦК КПСС, член редколлегии журн. "Коммунист". На XXII и XXIII съездах КПСС Ф. избирался кандидатом в члены ЦК. Лауреат премии Воровского (1963). Ф. принадлежит ок. 300 печатных работ; их осн. тематика: история религии и атеизма, проблемы атеистич. воспитания; вопросы историч. материализма и науч. коммунизма; критика совр. бурж. социологии; методология истории.

Соч.: Фетишизм и проблема происхождения религий, М., 1940; К эволюции древнеегипетских представлений о земле, "Вестн. древней истории", 1940, No 1 (10); Деградация совр. бурж. социологии, "ВФ", 1953, No 6; 1954, No 1; К истории возникновения христианства в Египте, в сб.: Вопросы истории религии и атеизма, т. 2, М., 1954; Филос. значение "Беседы разочарованного", в сб.: Древний Египет, М., 1960; Теория прогресса и обществ. идеал, "ПМиС", 1961, No 12; Мифы идеологов антикоммунизма, "Коммунист", 1961, No 4; Путь человечества, в кн.: Наука и человечество, М., 1962; Нек-рые проблемы коммунистич. воспитания, в кн.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Новый этап атеистич. воспитания, "Наука и религия", 1963, No 8; Коммунизм и свобода личности, М., 1963 (пер. на англ., франц., нем., исп. яз.); О разработке методологич. вопросов истории, "Вопр. истории", 1964, No 3 (соавтор); Историч. пути социальной мысли, М., 1965; Междунар. значение Великой Οкт. социалистич. революции, [М., 1967]; Маркс и современность, в сб.: Бессмертие великих идей, М., 1968; Утопич. социализм, в кн.: Основы науч. коммунизма, 3 изд., М., 1968; Возникновение и развитие науч. коммунизма. Маркс и Энгельс, там же; Ленинский этап развития науч. коммунизма, там же.

ФРАНЦУЗСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 В.

ФРАНЦУЗСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ 18 в. - см. в ст. Французская философия.

ФРЕГЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЕЙД

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЕЙДИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФРЕЙЕР

ФРЕ́ЙЕР (Freyer), Ханс (р. 31 июля 1887) - нем. философ и социолог. Проф. социологии в Лейпциге (1925-48), Мюнстере (с 1955). Филос.-историч. концепция Ф. сложилась в русле идей философии жизни (Ницше, Дильтей, Зиммель). Ранние работы посвящены проблемам философии культуры и общества. В соч. "Социология как наука о действительности" ("Soziologie als Wirklichkeitswissenschaft", Lpz.-В., 1930) Φ., отвергая принципы формальной социологии, развил идеи историч. социологии, рассматривающей общество как "необратимую последовательность" конкретных целостных ситуаций человеч. существования. Историчной является не только действительность как предмет социологии, но и сама социология как наука - в ее проблематике и способе мышления.

Развитая Ф. в духе социологич. представлений нем. романтизма консервативная утопия преодоления социальных конфликтов путем ориентации на патриархально-общинные типы социальных связей, его толкование нем. нар. духа и гос-ва как начал, преодолевающих обществ. противоречия ("Революция справа" - "Revolution von rechts", Jena, 1931), смыкались в ряде пунктов с политич. демагогией национал-социализма.

В дальнейшем Ф. обращается к проблемам "содержат." философии истории. В соч. "Теория нашего века" ("Theorie des gegenwärtigen Zeitalters", Stuttg., 1955) Φ., противопоставляя, подобно Тённису, "первичные" и "вторичные" социальные системы, анализирует состояние и тенденции совр. "индустриального" общества в плане многообразных аспектов отчуждения, характерного для "вторичных" систем. Описывая подчинение человека власти социальных ин-тов, превращение его в винтик обществ. жизни, в рационально запланированное, нормированное и уравненное в своих потребностях существо, Ф. не видит практич. путей достижения гуманного и справедливого общества и склоняется к убеждению, что любая революция в 20 в. направлена не на эмансипацию угнетенных, а лишь на захват власти и овладение концентрированным социальным аппаратом.

Соч.: Antäus, Jena, 1918; Prometheus, Jena, 1923; Der Staat, Lpz., 1925; Einleitung in die Soziologie, Lpz., 1931; Herrschaft und Planung, Hamb., 1933; Theorie des objektiven Geistes, 3 Aufl., Lpz.-В., 1934; Die politische Insel, Lpz., [1936]; Machiavelli, Lpz., [1938]; Die Bewertung der Wirtschaft im philosophischen Denken des 19. Jahrhunderts, 2 Aufl., Lpz., 1939; Weltgeschichte Europas, Bd 1-2, Wiesbaden, 1948; Über das Dominantwerden technischer Kategorien in der Lebenswelt der industriellen Gesellschaft, Mainz-Wiesbaden, [1961].

И. Добронравов. Москва.

ФРЕЙЗЕР

ФРЕЙЗЕР (Frazer), Джеймс Джордж (1 янв. 1854 - 7 мая 1941) - англ. этнолог и религиевед, проф. в Кембридже (с 1907). Представитель классич. англ. школы антропологии. Гл. соч. - "Золотая ветвь" (v. 1-2, L., 1890, 3 ed., v. 1-12, L., 1907-15; рус. пер., т. 1-4, М., 1928). Вместо идеи постепенной эволюции, свойственной этой школе, выдвинул теорию трех стадий развития человеч. мировосприятия - магической, религ. и научной. Ф. настаивает на принципиальном различии магии и религии и видит в магии древнейшую универс. форму мировоззрения. Сближая магию с совр. наукой, Ф. усматривает их общность в стремлении воздействовать на внешний мир и господствовать над природой. Зарождение религии, согласно Ф., происходит позднее и связано с осознанием человеком своего бессилия и персонификацией не поддающихся его воле природных сил. С т. зр. этого учения о магии, Ф. по-новому истолковывает множество религ. обрядов, мифологич. и фольклорных образов, связь христианства с культом древних умирающих и воскресающих богов. Магич. стадия соответствует у Ф. первобытной демократии, религия - монархии и деспотии. Магич. ритуал Ф. связывал с древней хозяйств. деятельностью, выделение касты магов - с возникновением социальной организации общества. Происхождение самой магии Ф. выводил из простых ассоциаций идей в духе англ. ассоциативной психологии 19 в. Ф. - автор большого числа работ в области сравнит. этнологии (в частности, по проблеме тотемизма), фольклора, истории культуры и др. Одним из первых применил методы сравнит. этнографии к изучению Библии ("Фольклор в Ветхом Завете", L., 1918, рус. пер., М.-Л., 1931). Ф. оказал большое влияние в конце 19 - нач. 20 вв. на представителей преанимизма (Маретт и др.), франц. социологич. школу (Дюркгейм, Ван Геннеп), психоаналитич. истолкование религии у Фрейда ("Тотем и табу"), а также на философов культуры (Шпенглер, Тойнби). В наст. время на отд. стороны теории Ф. стремятся опереться как феноменологи, так и функционалисты (Малиновский и др.).

Соч.: Garnered sheaves, L., 1968; Man, god and immortality, L., 1968.

Лит.: Коккьяра Д. Г., История фольклористики в Европе, пер. с итал., Л., 1960; Dоwnie R. Α., J. G. Frazer. Portrait of a scholar, L., 1940; Malinowski В., J. G. Frazer, a biographical interpretation in author, в его кн.: A scientific theory of culture and other essays, 4 ed., N. Y., 1960, p. 179-210; Frazer and Malinowski (a discussion), "Current Anthropology", 1966, v. 7, No 5.

Д. Ляликов. Москва.

ФРЕЙРИ

ФРЕ́ЙРИ (Freyre), Жилберту (р. 15 марта 1900) - бразильский бурж. социолог, автор многочисл. трудов, посвященных социологич. анализу процессов формирования и разложения феод.-патриарх. общества в Бразилии. Окончил Колумбийский ун-т (США). Осн. работа Φ. - "Хозяева и рабы" ("Casa-grande e senzala", R. de J., 1933); в предисловии к ее 1-му изд. Ф. определяет свои общефилос. и социологич. позиции, к-рые можно охарактеризовать как идеалистич. и иррационалистические. В целом скептически оценивая метод историч. материализма ("...который очень часто преувеличен в своих обобщениях, особенно в работах фанатиков и сектантов..." - "The masters and the slaves", Ν. Υ., 1946, p. XXI), Φ. отдает должное его центр. идее - определяющему влиянию экономич. фактора на характер обществ. развития. Однако историч. материализм, к-рый выводит всю совокупность обществ. отношений из способа производства, не дает, по Ф., целостной социологич. картины об-ва. Поэтому "...рядом с исключительно материальным или марксистским аспектом..." Ф. ставит также и "психологический" или "психофизиологический" аспекты (см. тамже, р. XXIV). Попытки Ф. использовать психофизиологические методы и психоанализ приводят его зачастую к абсурдным выводам. Напр., объясняя феод.-рабовладельческие отношения в Бразилии с т. зр. психопатологии, Ф. утверждает, что рабовладельцы эксплуатировали рабов по причине своих садистских наклонностей, тогда как рабы, будучи, напротив, мазохистами, подсознательно стремились быть эксплуатируемыми. Т.о., по Ф., бразильское рабовладельч. об-во представляло собой устойчивую систему, состоявшую не из антагонистич., а из взаимно удовлетворявших друг друга классов. Для социологич. трудов Ф. характерна идиллия, тоска по прошлому Бразилии (в к-ром, по данным браз. экономиста Роберту Симонсена, трудовая жизнь раба не превышала 7 лет).

Соч.: О mundo que о português criou, R. de J., 1940; Perfil de Euclydes e outros perfis, R. de J., 1944; Ingleses no Brasil, R. de J., 1948; Sociologia, 2 ed., t. 1-2, R. de J., 1957; Integraçã portuguesa nos trópicos, [R. de J.], 1958; Sobrados e mucambos, R. de J,. 1961; Homen, cultura e trópica, Recife, 1962; Vida, forma e côr, R. de J., 1962; Problemas brasileiros de antropologia, 3 ed., R. de J., 1962; О escravo nos anúncios de jornais brasileiros do século 19, Recife, 1963.

Лит.: Pimenta J., О homen e um olho só (G. Freyre), R. de J., 1961; G. Freyre: sua ciência, sua filosofia, sua arte..., R. de J., 1962.

ФРЕС

ФРЕС (Fraisse), Поль (p. 20 марта 1911) - совр. франц. психолог. Окончил Лувенский ун-т (1945), ученик А. Мишотта и А. Пьерона. Директор ин-та психологии Парижского ун-та (с 1961), редактор журн. "l'Année psychologique", президент Франц. об-ва психологии (с 1962), президент Междунар. союза науч. психологии (с 1966). Важнейшие труды Ф. посвящены изучению механизмов сложных видов восприятия, в частности ритмич. структур в психологии, восприятия времени. Разрабатывает проблему применения теоретико-информац. методов в исследовании восприятия. Автор ряда книг по эксперимент, психологии. Совместно с Ж. Пиаже организовал издание многотомной "Экспериментальной психологии".

Соч.: Manuel pratique de psychologie experimentale, P., 1956; Les structures rythmiques: étude psychologique, Louvain, 1956; Psychologie du temps, P., 1957; Traite de psychologie expérimentale, v. 1-9, P., 1963-65 (совм. с J. Piaget); в рус. пер. - Экспериментальная психология, вып. 1-2, М., 1966 (совм. с Ж. Пиаже).

А. Н. Леонтьев. Москва.

ФРИДМАН

ФРИДМА́Н (Friedmann), Жорж (р. 13 мая 1902) - франц. социолог. В 1929-39 - преподаватель. Во время войны - участник Движения Сопротивлений. В 1945 - ген. инспектор по технич. образованию. Проф. Ин-та политич. исследований Парижского ун-та (1949-62), президент Междунар. социологич. ассоциации (1956-59). В 1958-64 - президент латиноамер. Фак-та социальных наук в Сантьяго (Чили). Редактор журн. "Sociologie du travail". Вначале занимался историей философии, преим. развитием и кризисом идеи прогресса в 20 в. ("La crise du progrès", P., 1936; "Heidegger et la crise contemporaine de l'idée du progrès", в журн. "Cahiers internationaux de sociologie", 1954, v. 16). В дальнейшем - один из ведущих представителей (наряду с П. Навилем) франц. школы социологии труда, для к-рой характерно рассмотрение труда не только с т. зр. его функционирования в пром. орг-ции, но с более широких социально-филос. позиций. Анализируя труд в связи с социальной структурой, эволюцией техники и различными социальными процессами (рабочее движение, увеличение досуга и пр.), Ф. дает острую критику совр. форм труда. Разделение труда, расчленение его на частичные функции приводит, по Ф., к дегуманизации труда и вызывает у рабочего психологич. напряженность и неудовлетворенность трудом. Человек уже не может проявить в труде свою личность. По мнению Ф., ни прогресс техники, ни изменение формы собственности не решает острых социальных и социально-психологич. проблем дегуманизированного труда.

Вместе с тем он не отрицает, что социальная структура оказывает существ. влияние на взаимоотношение техники и человека. Так, если рабочий чувствует себя членом демократически организованного пром. коллектива, это может уменьшить отрицат. влияние специализированного труда. Но, по Ф., автоматизация, уничтожающая расчлененный труд, может стать реальностью лишь в будущем, что приведет к радикальному изменению капиталистич. социальной структуры. На совр. ступени развития она приводит к новым формам разделения специализированных функций. Смысл социологии труда Ф. видел в том, чтобы в совр. условиях найти формы повышения ценности труда в интеллектуальном, моральном и социальном плане и способы реализации личности вне трудовой деятельности. При этом Ф. не видит качеств. различия в условиях пром. труда в капиталистич. и социалистич. странах.

Соч.: Problèmes du machinisme en URSS et dans les pays capitalistes, P., 1934; Leibnitz et Spinoza, P., 1946; Automatisme et travail industriel, "Cahiers internationaux de sociologie", 1946, v. 1; Humanisme du travail et humanités, P., 1950; Perspectives françaises d'un humanisme du travail, "Esprit", 1954, an. 22, No 6; Traité de sociologie du travail, v.l-2, P., 1961 (совм. с P. Naville); Machine et humanisme, v. 2 - Les problèmes humaines du machinisme industriel, P., 1961: Le travail en miettes, P., 1964; Fin du peuple juif?, P., 1965; Où va le travail humain?, P., 1967.

H. Наумова. Москва.

ФРИЗ

ФРИЗ (Fries), Якоб Фридрих (23 авг. 1773 - 10 авг. 1843) - нем. философ. Будучи последователем Канта и Шлейермахера, Ф. истолковывал их учения в духе психологизма. В частности, из кантовского различения явления и "вещи в себе" он выводил различие знания и веры. Природа и человеч. история рассматриваются им как организм, построенный по законам механики и математики. В своих психологич. исследованиях Ф. выступил как один из основоположников совр. психиатрии.

Соч.: Wissen, Glaube und Ahnung, Jena, 1805; Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft, 2 Aufl., Bd 1-3, Jena, 1828-31; Handbuch der psychischen Anthropologie, 2 Aufl., Bd 1-2, Jena, 1837-39.

Лит.: Hasselblatt M., J. F. Fries, В., 1922.

ФРИЧЕ

Владимир Максимович (15 окт. 1870 - 4 сент. 1929) - сов. литературовед и искусствовед, проф. МГУ (1920), академик (1929). Член РСДРП(б) с 1917. В 1894 окончил историко-филос. фак-т Моск. ун-та. С конца 90-х гг. участвовал в социал-демокра-тич. движении. В работах в области критики, истории лит-ры и теории иск-ва 90-х-900-х гг. Ф. выступал в защиту классич. традиций реалистич. искусства, против теории и методов позднебурж. иск-ва ("Философия лени и поэзия праздности", "Трагикомедия индивидуализма", "Психическая чахотка" и др. статьи). После Окт. революции Ф. вел активную науч.-педагогич. работу, руководил Ин-том лит-ры и языка при РАНИОНе, лит. отд. Ин-та красной профессуры, Комакадемии и др. В 20-х гг. Ф. написал работы: о Шекспире, Л. Н. Толстом, "Очерки социальной истории иск-ва" (М., 1923), "Зап.-европ. лит-ра 20 в. в ее главнейших проявлениях" (М.-Л., 1926), "Г. В. Плеханов и науч. эстетика" (М., 1922), "Социология иск-ва" (М.-Л., 1926), "Проблемы искусствоведения" (М.-Л., 1930) и др. Стремясь развить ист.-материалистич. понимание художеств. процесса, Ф. истолковывал его, однако, вульгарно-социологически. "Настроения и идеи и, далее, приемы художественного творчества людей данной эпохи зависят прежде всего от достигнутой ими высоты технической и экономической культуры и меняются, когда они переходят к новой форме производства жизненных благ, к новому роду экономических отношений" ("Очерки по истории западно-европ. лит-ры", М., [1908], с. 4). Марксистское положение о социальной и классовой обусловленности иск-ва Ф. понимал упрощенно, видел в иск-ве только выражение "психологии" "классового субъекта" и классовых интересов, а не объективное отражение реальной действительности. Схематизируя историч. процесс развития искусства, Ф. свел его к двум "основным типам" - "синтетическому" и "дифференцированному", к-рым, по его мнению, соответствуют "идеалистический или символический" стиль феод.-иератич. обществ и "реалистический" стиль бурж. общества. В целом теоретич. и критич. работы Ф. отразили противоречивый процесс начальной стадии распространения марксизма в области литературоведения и эстетики. Положит. стороны деятельности Ф. получили высокую оценку Луначарского (см. сб. "Марксистское искусствознание и В. М. Фриче", М., 1930, с. 40. Здесь же см. полную библ. работ Ф. и лит. о нем).

И. Мáца. Москва.

ФРОЛОВ

Иван Тимофеевич (р. 1 сент. 1929) - сов. философ, доктор филос. наук (с 1966). Член КПСС с 1960. Окончил филос. фак-т МГУ (в 1953) и аспирантуру там же (в 1956). С 1952 - на редакционно-издат. и партийной работе. С 1968 - гл. редактор журн. "Вопросы философии". Область науч. исследований - проблемы методологии и теории познания, науковедения, филос. вопросы биологии.

Соч.: Детерминизм и телеология, "ВФ", 1958, No 2; О диалектико-материалистич. детерминизме в биологии, "Ботанич. журнал СССР", 1958, No 6; О причинности и целесообразности в живой природе, М., 1961; Гносеологич. проблемы моделирования биологич. систем, "ВФ", 1961, No 2; Филос. проблемы совр. биологии, М., 1961; О методах совр. биологич. исследования, "ВФ", 1961, No 11; Наука как непосредств. производит. сила об-ва, "Политич. самообразование", 1962, No 5 (совм. с Э. Соловьевым); Союз науки и демократии, "ПМ и С", 1965, No 4 (совм. с М. Мамардашвили); Методологич. значение новых достижений биологии и химии, в кн.: История философии, т. 6, кн. 2, М., 1965; Очерки методологии биологич. исследования, М., 1965; Материалистич. диалектика и совр. биология, "Коммунист", 1966, No 2; О новых путях и методах познания жизни, "Природа", 1966, No 8; Методологич. проблемы генетики, М., 1967; Философия и биология, "ВФ", 1967, No 8; Генетика и диалектика, М., 1968; Zuchtwahl und Finalität, "Dtsch. Ζ. Philos.", 1959, No 4; Probleme der Methodologie in der biologischen Forschung, там же, 1964, No 12.

ФРОММ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУКИДИД

ФУКИДИД (Θουκυδίδης) (ок. 460 - ок. 400 до н.э.) - др.-греч. историк. Автор "Истории Пелопоннесской войны" (доведена до 411). На формирование взглядов Ф. оказали влияние Анаксагор, Гиппократ и его школа, старшие софисты (Протагор, Горгий, Антифонт), Гл. задачу историка Ф. видит в "отыскивании ...истины" (I, 20, 21), высказывает мысль о повторяемости историч. явлений, обусловленной, по Ф., неизменностью "человеческой природы". Последней, по Ф., свойственно стремление к преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы - чувство "более сильное и неодолимое" в человеке, нежели ею стремление к господству, и толкающее его "...на рискованные предприятия" (III, 45, 4). Признавая существование богов, Ф. отрицает непосредств. вмешательство божественных сил в историч. события; под "судьбой" он понимает непредвиденное стечение обстоятельств (II, 87,2; IV, 18,5). Методы Ф. делают его в значит. степени предшественником совр. историч. науки.

Ф. оказал влияние на последующих историков и мыслителей, в частности на Полибия.

Соч.: История, пер. Φ Мищенко в переработке с прим. и вступ. очерком С. Жебелева, т. 1-2, Μ., 1915.

Лит.: Бузескул В., Историч. этюды, СПБ, 1910, с. 29-37; его же, Введение в историю Греции, Π., 1915, с. 43 (Лекции по истории Греции, т. 1), Денисов Я. А., Биография Φ., X., 1911; Гомперц Т., Греч. мыслители, пер. с нем., т. 1, СПБ, 1911; с. 416-32; Бокшанин А., Первые шаги историч. науки, "Ист. Журн.", 1940; No 4-5, Оранский В. В., Вопросы права (dikaion, dike) и интереса в эпоху Пелопоннесской войны по Φ., "Уч. зап. Моск. гос. пед. ин-та им. Ленина", 1942, т. 28, вып. 1; Лурье С. Я., Фукидид, в его кн.: Очерки по истории антич. науки, M.-Л., 1947, с. 296-316; Зельин К. К., Из иностр. лит-ры о Φ., "Вести древней истории", 1950, No 4 (34); Кессиди Ф. X., Атеизм в антич. мире, в кн. История и теория атеизма, Μ., 1962, с. 93-94; Cornford F. M., Thucydides Mythistoricus, L., 1907; Schwartz Ed., Das Geschichtswerk des Thukydides, Bonn, 1919, Schadewaldt W, Die Geschichtsschreibung des Thukydides, Β., 1929; Cochrane Сh. M., Thucydides and the science of history, L., 1929; Weinstock R., Polis. Der griechische Beitrag zu einer deutschen Bildung heute an Thukydides erläutert, Β., 1934; Dietzfelbinger E., Thukvdides als politischer Denker, Erlangen, [1934] (Diss.), Finley J. H., Thucydides, Camb. (Mass.), 1942; Rоmilly J. de, Thucydide et l'impérialisme athénien, Ρ., 1947; Grundy G. В., Thucydides and the history of his age, 2 ed., v. 1-2, Oxf., 1948; Weidauer K., Thukydides und die Hippokratischen Schriften, Hdlb., 1951 (Diss.); Diesner H. J., Wirtschaft und Gesellschaft bei Thukydides, Halle, 1956.

Φ. Кессиди. Москва.

ФУЛЬЕ

Ф у й e (Fouillée), Альфред (18 окт. 1838 - 16 июля 1912) - франц. философ-эклектик, в учении к-рого существенны также элементы волюнтаризма и особенно позитивизма. Преподаватель Парижской нормальной школы (1872-79). Ф. исходит из убеждения в необходимости объединить и примирить противоположные точки зрения в "высшем синтезе" путем отыскания общего в различных филос. системах и нахождения связующих звеньев между разнородными идеями. В качестве такого филос. целого Ф. выдвигает т.н. имманентный монизм, включающий различные филос. принципы от платонизма до позитивизма. Ф. развивает панпсихич. точку зрения на мир, однако он оказывается сторонником не монадологии, а гилозоизма. Одухотворив материю, Ф. приписывает ей волю и, след., цель, представляя все мировое движение телеологически. Отталкиваясь от декартовского cogito ergo sum ("Мыслю, следовательно, существую"), Ф. противопоставляет мышлению волю ("Хочу, следовательно, существую"). Весь внешний механизм Вселенной, ее эволюции, согласно Ф., как бы определяется сознат. волей, однако признание за мировой эволюцией не только закономерного, но и детерминистич. характера приводит к тому, что, вопреки заявлениям о примате психического, Ф. низводит его до уровня механического. "Идеи-силы" (Idées-forces), к-рые, согласно Ф., являются движущей силой эволюции, оказываются механич. детерминантами. Занимая позиции психич. детерминизма, Ф. трактует свободу воли как полезную иллюзию.

Гетерономная э т и к а Ф. также эклектична; он предпринимает попытку (в позитивистском духе) обосновать нравственность логич. путем, вывести ее из науч. оснований. Объявляя назначением нравственности достижение благополучия (см. Эвдемонизм) и отрицая суверенитет нравств. долга, Ф. вопреки этому проводит идею обязательности нравств. закона. С о ц и о л о г и ч. взгляды Ф. развивались в русле органич. теории общества (см. Органическая школа в с о ц и о л о г и и). Однако, в отличие от Спенсера, Ф. особое значение в общественном прогрессе придавал высшим формам умственной деятельности. Ф. принадлежат исследования по психологии народов ("Психология франц. народа", Р., 1898; рус. пер., СПБ, 1899).

Соч.: La morale des idées-forces, P., 1908; L'évolutionnisme des idées-forces, 6 éd., P., 1920; La psychologie des idées-forces, t. 1-2, P., 1921; в рус. пер. - История философии, M., 1893; Декарт, M., 1894; Совр. наука об обществе, М., 1895; Темперамент и характер, М., 1896; Критика новейших систем морали, СПБ, 1898; Свобода и необходимость, М., 1900.

Лит.: Козлов Α. Α., Франц. позитивизм. Полупозитивисты: А. Фулье, "Вопр. филос. и психол.", 1894, кн. 21 (1); Введенский А. И., Очерк совр. франц. философии, X., 1894; Guyau Α., La philosophie et la sociologie d' A. Fouillée, P., 1913; Ganne de Beaucoudrey E., La psychologie et la métaphysique des idées - forces chez A. Fouillée, P., 1936; Dwelschauvers G., A. Fouillée et son temps, "Revue de philosophie", 1937, v. 37; Ρetroviсi J., Le centenaire d'A. Fouillée, "Revue de métaphysique et de morale", 1939, v. 46.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ (от англ. fundamental - основа) - крайне консервативное течение в совр. протестантизме, требующее беспрекословного принятия в качестве основы ("фундамента") веры всего содержания "священного писания" и отвергающее к.-л. возможность его рационалистич. истолкования. В области социальных отношений Ф. отстаивает неограниченное свободное бурж. предпринимательство. Начало Ф. связано с бесплатным распространением в США в 1910-12 анонимных брошюр "The fundamentals: A testimony of the truth", в к-рых либеральный протестантский рационализм 18-19 вв., допускавший науч. критику Библии, был заклеймен как модернизм (термин был заимствован Ф. у католицизма), предающий основы христ. веры и жизни. По инициативе Ф. были приняты антиэволюционные законы в 1921-29 во многих южных штатах США, запрещающие преподавание в содержащихся на средства штата уч. заведениях учения о происхождении человека от низшего животного; в 1925 в штате Теннесси фундаменталисты организовали т.н. "обезьяний процесс" над преподавателем колледжа Скопсом, нарушившим антиэволюц. закон. Ф. захватил часть баптистов, методистов, пресвитериан, "апостолов Христа", гл. обр. в южных штатах США, встретив сопротивление большей части просвещенных теологов В таких направлениях протестантизма, как лютеранство, кальвинизм, англиканство. С 1919 существует "Всемирная организация Ф." ("World's fundamentals association"), с. 1948 - "Междунар. совет церквей". После 1920-х гг. наибольшая активизация Ф. отмечается в 1960-е гг., когда Ф. встал в один ряд с ультраправыми элементами и орг-циями.

Лит.: Полетика Н., "Обезьяний" процесс в Америке, М.-Л., 1926; Johnson J., W., Fundamentalism versus modernism, [Ν.Y.], 1925; Lippmann W., American inquisitors, N. Y., 1928; Cole S. G., The history of fundamentalism, N. Y., 1931; Mc Intire C., The rise of the tyrant, 2 ed., [N. Y.], 1945; Stevick D. В., Beyond fundamentalism, [Richmond], 1964.

А. Чанышев. Москва.

ФУНКЦИОНАЛИЗМ

ФУНКЦИОНАЛИЗМ - в социологии - методологич. принцип системного анализа, основывающийся на вычленении исследуемого объекта (общества, общественно-экономич. формации, социального института, социального процесса и т.д.) в качестве целого; разложении его на составные части (элементы, факторы, переменные); выявлении функциональных зависимостей как между самими переменными, так и между переменными и целым. Исходная проблема Ф. - вычленение целого; в конечном счете способ вычленения целого обусловлен явными или скрытыми филос. предпосылками социологич. мышления.

По своему содержанию Ф. ориентирован на раскрытие механизмов и законов воспроизводства социального целого, он настаивает на том, чтобы временно отвлечься от динамики и развития этого целого, рассматривая его как бы в статич. состоянии с тем, чтобы подготовить почву для более глубокого рассмотрения процессов изменения. Так, Маркс раскрыл законы воспроизводства капитала и показал, как функционирование капиталистич. системы связано с ее развитием.

В пределах рассмотрения уже выделенного целого функциональный подход сосредоточивает внимание на выяснении специфики связей между элементами и целым. Здесь недостаточно ограничиться лишь количеств. сопоставлением силы воздействия изучаемых факторов, - необходимо уяснить, в чем именно состоит специфич. воздействие именно этого фактора и каковы присущие ему механизмы воздействия. В связи с этим возникает вопрос о типах связи между частью и целым, о степени вариабильности рассматриваемых систем в зависимости от жесткости или гибкости связей различного рода.

Наиболее важными понятиями Ф., описывающими процесс воспроизводства социального целого, являются понятия культуры, социальной системы и социализации. Социальная система - нек-рая совокупность обществ. отношений, обладающая устойчивостью и способностью воспроизводить себя во времени. Любая социальная система сохраняет свои формы и способы функционирования независимо от конкретных индивидов, ее составляющих. Она имеет свои пространств., временные и социальные границы, отделяющие ее от иных систем. В процессе исследования фиксируется определ. совокупность "входов", "выходов" и внутр. состояний системы. Преемственность социальной системы обеспечивается благодаря культуре, к-рая содержит в себе информацию о структуре социальной системы и обладает определ. материальными и идеальными средствами передачи этой информации. Важнейшей стороной воспроизводства социальной системы является процесс социализации индивидуума, в ходе к-рого он усваивает заданные культурой средства общения, навыки деятельности, знания, нормы и ценности. Сложившиеся в данной культуре ценности выступают по отношению к индивидууму и - через него - по отношению к последующим состояниям системы в виде социальных потребностей, конечные основания к-рых следует искать в разделении труда, сформировавшихся формах общения, в соотношении наличных образов жизни, присущих различным социальным группам (см. Структурно-функциональный анализ).

А. Здравомыслов. Ленинград.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - подход к психич. явлениям, свойственный психологич. школам, ориентированным гл. обр. на исследование поведения. Среди этих школ наиболее известны чикагская и женевская. Предшественниками Ф. п. в США были Спенсер и Джемс: первый в связи с рассмотрением эволюц. изменений как функции приспособления к изменяющимся условиям среды, а второй - в связи с выдвижением принципа примата действия над сознанием. В качестве самостоят. направления Ф. п. берет начало с работ Дьюи, выступившего с критикой "элементаризма" в психологии и, в частности, с критикой структурной психологии Титченера. Положив в основу исследования поведение, Дьюи требовал соединения психологического и физиологич. анализа, однако при этом утверждал, что различие стимула и реакции носит лишь функцион. характер. Развитие амер.Ф. п. было осуществлено Дж. Энджеллом и Г. Kaрром. Энджелл определял психологию как учение о психич. операциях, тесно связанное с физиологией и основанное на трактовке сознания как приспособит. промежуточного механизма между организмом и средой.

Основатель женевской школы Клапаред исходил из близости понятия функции в биологии и психологии и определял психологию как биологич. науку о поведении, а цель психологич. исследования видел в установлении того, какую функцию несет то или иное явление в жизни организма.

Хотя Ф. п. не сумела придать науч. характера введенным ею телеологич. принципам анализа психики, осуществленное ею смещение интересов к исследованию поведения оказало положит. влияние на развитие физиологической, сравнит., дифференциальной и др. отраслей психологии.

Лит.: Ярошевский М. Г., История психологии, М., 1966, гл. 12; Dewey J., The reflex arc concept in psychology, "Psychol. Rev.", 1896, v. 3; Angell J. R., The province of functional psychology, там же, 1907, v. 14; Саrr H. Α., Functionalism, в кн.: Psychologies of 1930, L., 1930; Воring E. G., History of experimental psychology, 2 ed., N. Y., 1950; Wоlman В. В., Contemporary theories and systems in psychology, N. Y., 1960; Woodworth R. S., Contemporary schools of psychology, 3 ed., N. Y., 1964.

M. Роговин. Москва.

ФУНКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРАСТЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРКАТ

Закирджан (1858-1909) - узб. поэт, просветитель и демократ. Филос. взгляды Ф. в целом носили идеалистич. характер, однако, исходя из своих просветительских устремлений, Ф. стремился продолжать и развивать прогрессивные традиции; в понимании Ф. сущности процесса познания и явлений природы имелись материалистич. тенденции. Эстетич. программа Ф. была основана на принципах народности, реализма и высокой художественности произведений иск-ва. Ф. считал прогрессивным присоединение Ср. Азии к России, но подвергал критике представителей рус. буржуазии и местных светских и церковных эксплуататоров.

Соч.: Танланган ассарлар, т. 1-2, Таш., 1959; в рус пер. - Избр. произв., Таш., 1958.

Лит.: Муминов И., Из истории развития обществ.-филос. мысли в Узбекистане, конца 19 и начала 20 вв., Таш., 1957; Муминов И., Хайруллаев М., Из истории прогресс эстетич. учений в Узбекистане конца 19 - нач. 20 вв. (к 100-летию со дня рождения поэта-демократа Φ.), "Изв. АН УзССР. Серия обществ. наук", 1958, No 5, Зокирджон Фуркат, Таш., 1959; Фуркат на Мукимий хакида маколалар, Таш., 1958.

M. Хайруллаев. Ташкент.

ФУРЬЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФУРЬЕРИЗМ

ФУРЬЕРИЗМ - см. Фурье.

ФУТУРОЛОГИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФЫН Ю-ЛАНЬ

ФЫН Ю-ЛА́НЬ (р. 1895) - кит. философ, историк кит. философии. Образование получил в Китае и США, доктор философии (Колумбийский ун-т). До 1949 - проф. философии ун-та "Цинхуа", после образования КНР - зав. кафедрой истории кит. философии филос. фак-та Пекинского ун-та и зав. сектором истории кит. философии Ин-та философии АН КНР. Чл. отделения филос. и обществ. наук АН КНР.

Ф. Ю-л. - создатель т.н. нового неоконфуцианства, представляющего собой своеобразную попытку синтеза зап. и вост. философии - элементов неопозитивизма и неореализма с учением Чжу Си. Согласно Ф. Ю-л., философия, в отличие от науки, исследующей изменчивую "фактичную реальность" (шицзи), имеет дело с неизменной "истинной реальностью" (чжэньцзи), в основе к-рой лежат непознаваемые идеальные сущности "ли". По учению Ф. Ю-л. существуют четыре сферы, в к-рых пребывает человек: естественная, утилитарная, моральная и трансцендентная. В естеств. сфере человек еще не осознает совершаемые им поступки, в утилитарной - он руководствуется выгодой, в моральной - долгом, а в трансцендентной, самой высокой, он сливается с природой. В 30-40-е гг. учение Ф. Ю-л. оказывало заметное влияние на развитие кит. обществ. мысли, оно было признано официальным и преподавалось в вузах, а его автор - удостоен государств, премии. После 1949 Ф. Ю-л. выступал с критикой своих прежних взглядов.

Соч.: Ичжун жэньшэнгуань (О мировоззрении), Шанхай, 1930; Чжунго чжэсюэ ши (История кит. философии), т. 1-2, Шанхай, 1931-34 (англ. пер. - t. 1-2, Princeton, 1952-53); Синь лисюэ (Новое неоконфуцианство), Шанхай, 1939; Синь юань жэнь (Новый трактат о природе человека), Чунцин, 1943; Синь юань дао (Новый трактат об изначальном дао), Шанхай, 1945 (англ. пер. - L., 1947); Чжунго чжэсюэ ши луньвэнь цзи (Сб. ст. по истории кит. филос), Шанхай, 1958; Сы ши нянь-ды хуэйгу (Взгляд на прошлое сорокалетие), Пекин, 1959; Чжунго чжэсюэ ши синь бянь (История кит. филос. в новой редакции), т. 1-2, Пекин, 1962-64.

В. Буров. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница