Приглашаем посетить сайт

Некрасов (nekrasov-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ТЕЛЕОЛОГИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ТЕЛЕОЛОГИЯ

ТЕЛЕОЛОГИЯ (от греч. τέλος, род. падеж τέλεος - результат, завершение, цель и λόγος - слово, учение)

1) онтологич. учения о наличии в природе и обществе объективных, внечеловеч. целей, целевых зависимостей;

2) приемы познания (в т.ч. формы науч. объяснения), в к-рых используется категория цели и входящие в ее смысловое поле понятия (методологич. Т.);

3) описание поведения, определяемого сознат. целями, структуры и движения этих целей;

4) общая филос. теория цели и выражаемых ею отношений. Наиболее употребителен термин "Т." для обозначения концепций, входящих в первую группу и носящих обычно идеалистич. характер (телеологизм, финализм, идеалистич. Т.), поскольку целевая причина понимается как идеальный фактор, определяющий материальные процессы, или поскольку целевая зависимость противопоставляется причинной. Последнее значение имел в виду X. Вольф, автор термина "Т." (Chr. Wolf, Philosophie Rationalis sive Logica, Halae, 1740). Такого рода Т. связана обычно с перенесением на низшие уровни организации материи специфич. особенностей высших проявлений целесообразности, особенно сознат. деятельности человека. Онтологич. Т. принимает две осн. формы: 1) Т. в н е ш н и х ц е л е й (когда цели вещей помещаются вне данных вещей), выступающая как Т. всеобщей взаимной полезности (все вещи взаимно приспособлены и служат друг другу), антропоцентрическая Т. или трансцендентная Т. (целеполагающее начало находится вне мира); 2) и м м а н е н т н а я Т. (Т. внутр. целей, "аутотелеология"), когда целевое начало полагается внутри вещей и может иметь антропоморфный (био-, социоморфный) характер.

Зарождающаяся в древних филос. учениях противоположность телеологич. и нетелеологич. воззрений не совпадает полностью с противоположностью материализма и идеализма: материалистич. учениям иногда свойственны черты Т. (санкхья, Мо-цзы, Диоген Аполлонийский), а идеалистич. учения бывают нетелеологическими (буддизм). В др.-греч. философии телеологич. идеи впервые развиваются в систему Платоном. Аристотель вводит понятие целевой причины, выражающей внутр. организацию и обеспечивающей осуществление и сохранение формы вещи. Динамич. аспект цели - формы он обозначает термином энтелехия. В учении стоиков антропоцентрич. Т. сочетается с идеей "сходства", "согласия" между причинными цепями. Неоплатонизм придает Т. мистич. вид, объединяя ее с представлением об эстетич. ценности. В ср.-век. философии осн. чертами Т. являются креационизм, антропоцентризм, учение об иерархии целей, аксиологич. интерпретация причинно-целевых отношений в природе.

В новое время успехи науки, достигнутые на основе принципов детерминистич. мышления, заставляют сторонников Т. согласовывать ее с принципом причинности. Идею взаимосогласованности причинных и целевых отношений впервые выражает Лейбниц в учении о предустановленной гармонии, связывая Т. с проблемами динамики, оптики, вариац. исчисления, с осознанием значения информац. отношений. X. Вольф превратил лейбницевскую Т. в учение о внешней полезности, что послужило закреплению взгляда на Т. вообще как на пошлую концепцию, согласно к-рой "...кошки были созданы для того, чтобы пожирать мышей, мыши, чтобы быть пожираемыми кошками, а вся природа, чтобы доказывать мудрость творца" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 350).

Глубокому переосмыслению подвергается Т. в нем. классич. философии. Одна линия анализа связана здесь с фактами органич. целесообразности и их интерпретацией. Эти факты, как показал Кант, вынуждают размышлять об организмах по аналогии с деятельностью человека так, как будто процессы в них происходят согласно внутр. целям. Здесь понятие целевой причины, будучи антропоморфным по своему происхождению, играет роль "...хорошего эвристического принципа...", к-рый побуждает исследовать реальные причинные отношения (см. И. Кант, Соч., т. 5, М., 1966, с. 441). Тем самым вводится понятие методологич. Т., противопоставляемой как механич. детерминизму, так и финализму. Вторая линия анализа, также берущая начало от Канта, связана с целесообразным характером человеч. деятельности, к-рая по самой своей природе не может быть понята вне сознательно формулируемых целей и их движения. В этом смысле Т. выступает как диалектика деятельности. После Канта эту линию развивает Фихте, у к-рого Т. есть учение о нравств. целях человека и вместе с тем способ объяснения истории. В идеализме Шеллинга и Гегеля кантовская внутр. цель превращается в объективное отношение самой действительности, к-рая толкуется как царство духа. По существу Гегель в форме Т. выдвигает идею объективной закономерности развития общества.

Вторая половина 19 в. отмечена углубляющимся кризисом механистич. детерминизма и растущей потребностью в новых формах и методах науч. мышления. Одним из путей поиска таких форм оказываются различные модификации Т. Этот процесс сопровождается крайне сложным переплетением элементов методология. Т. с филос. обобщениями в духе онтологич. учений. Таков, напр., неовитализм в биологии (X. Дриш, И. Рейнке, Я. Икскюль и др.): экспериментально доказав несостоятельность механистич. интерпретации эмбриогенеза, регенерации и нек-рых других биологич. процессов и справедливо подчеркнув роль целостности организма, неовиталисты потребовали обращения к целевым факторам на надэнергетич. уровне регуляции и в этой связи возродили концепцию финализма. Идеи целостного подхода получили развитие в организмических теориях, причем нек-рые из них опирались на идеалистич. Т., в т.ч. витализм (холизм, органич. индетерминизм), а другие строились на антивиталистич. основаниях (теория открытых систем и т.н. телеологич. уравнения Л. Берталанфи, описывающие поведение систем, к-рые как бы стремятся к нек-рому заранее определенному состоянию). Телеологич. анализ, понимаемый как принцип науч. объяснения, сыграл важнейшую роль в развитии физиологич. учений. В частности, физиология активности Н. А. Бернштейна в качестве одного из центр. понятий при изучении поведения использует понятие цели. На методологич. Т. опирается структурно-функциональный анализ в социологии. Телеологич. категории лежат в основе совр. психологич. исследований поведения и деятельности. Значение рационального смысла Т. существенно возросло в связи с развитием кибернетики и лежащих в ее основе способов науч. мышления (указание на явления саморегуляции, самоорганизации, на роль обратной связи, информац. отношений, на общие принципы управления в природных и социальных системах, в человеч. деятельности и технике). Примечательно, что статья, считающаяся актом рождения кибернетики, была посвящена анализу целенаправленных, телеологич. систем (А. Розенблют, Н. Винер, Дж. Бигелоу, Поведение, целенаправленность и телеология, в кн.: Н. Винер, Кибернетика, пер. с англ., 2 изд., М., 1968). В связи с развитием кибернетики целевая причинность и телеологич. способ объяснения перестали трактоваться как исключит. принадлежность сферы человеч. сознания и вошли в широкий науч. обиход. Это относится в первую очередь к дисциплинам, в к-рых получил развитие системный подход (см. Система), поскольку для большинства систем важнейшей характеристикой является целенаправленность их поведения и функционирования.

Осознание плодотворности подхода к исследованию ряда объектов с позиций методологич. Т. и вместе с тем стремление освободиться от историч. наслоений, связанных с термином "Т.", породили попытки отказаться от этого термина и заменить его термином "телеономия", характеризующим закономерную связь процессов, к-рые определяются начальной программой, и поведение систем с соответствующим образом организованной обратной связью. Собственно телеологич. отношения человеч. деятельности с определяющей ролью сознат. цели могут при этом рассматриваться как подкласс класса телеономич. отношений.

Параллельно с расширением сферы влияния телеологич. методов в науч. познании с сер. 19 в. идет процесс интенсивной разработки проблем Т. в философии. Наряду с идеалистич. Т., занимающей видное место в системах А. Шопенгауэра, Г. Лотце, Э. Гартмана, А. Бергсона и др., большую популярность приобретает телеологизм неокантианцев, особенно марбургской школы. В рамках этой школы кантовское различение двух видов причинности используется для обоснования противопоставления мира природы и мира свободы (т.е. мира человеч. культуры), а вместе с тем - и двух видов знания, научного и философского. Телеологич. подход занимает центр. место в аксиологич. учениях, в обосновании смысла жизни и истории, регулятивной роли ценностей в социальных процессах. В духе докантовской метафизики отстаивается Т. в неотомизме. Теистич. взгляды на Τ. развиваются рядом представителей персонализма и критич. реализма. У Тейяра де Шардена и его последователей Т. связана с идеей направленного, поступат. развития универсума и служит обоснованием абстрактного гуманизма. В нек-рых школах предпринимаются попытки соединить традиционную идеалистич. Т. с новыми данными естествознания: телеологич. истолкование понятия информации в неофинализме, тейярдизме, т.н. информационном витализме; попытки обосновать Т. явлениями самосознания как не поддающимися кибернетич. моделированию (А. Портман, Г. Фано и др.). В качестве критиков Т. в совр. бурж. философии выступают Н. Гартман и нек-рые представители неопозитивизма. Надо, однако, отметить, что неопозитивистами довольно широко исследована проблема телеологич. объяснения в науке (Р. Брейтуэйт, К. Гемпель, Э. Нагель, В. Штегмюллер и др.). Гораздо менее популярен вульгарный антителеологизм, выступающий с механистич. позиций (Л. Бюхнер, Ф. Ланге, Э. Рабо, К. Неергор и др.) и отождествляющий Т. с ее наиболее примитивными формами.

Диалектич. материализм отвергает в равной мере как идеалистич. Τ., так и вульгарный антителеологизм. В философии истории до Маркса телеологич. форму (ведущую к провиденциализму) принимала прежде всего идея объективной закономерности обществ. жизни. Объяснив природу объективных законов общества не в отрыве, а в связи со свободной деятельностью людей, марксизм подорвал основу Т. в этой области. Вместе с тем основоположники марксизма подчеркивали позитивное значение телеологич. способа объяснения. В частности, Маркс указывал на "рациональный смысл" Т. в естеств. науках (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 30, с. 475) и применял категорию цели для выражения объективной направленности функционирования и развития экономич. систем. Энгельс обращал внимание на ценное содержание понятия внутр. цели. Высмеивая Т. внешних целей, он в то же время выступал против отождествления с ней всей Т. (см. тамже, т. 20, с. 67, 523). Категория цели и связанные с ней понятия используются в диалектич. материализме при анализе данных совр. естествознания, а также при изучении деятельности человека.

Лит.: Жанэ П., Конечные причины, "Тр. Киевской Духовной академии", 1877, No 6-8; Фролов И. Т., Детерминизм и Т., "ВФ", 1958, No 2; Бунге М., Причинность, пер. с англ., М., 1962, с. 100-102, 342-45; Соколов В. В., Философия Спинозы и современность, М., 1964, с. 215-22; Асмус В. Ф., Проблема целесообразности в учении Канта об органич. природе и в эстетике, в кн.: Кант И., Соч., т. 5, М., 1966; Украинцев Б. С., Процессы самоуправления и причинность, "ВФ", 1968, No 4; Τрубников Η. Η., О категориях "цель", "средство", "результат", М., 1968; Εisler R., Der Zweck, seine Bedeutung für Natur und Geist, В., 1914; Τheiler W., Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles, Z.-Lpz., 1925; Teleological mechanisms, N. Y., 1948 ("Annals of the N. Y. Acad. of Sciences", v. 50); Hartmann N., Teleologisches Denken, В., 1951; Moreau J., Au carrefour de deux philosophies: finalisme et déterminisme;. [P., 1955] ("Revue Générale des sciences", t. 62, No 7-8, Suppl.); Causalità e finalità, [Firenze], 1959; Schmitz J., Disput über das teleologische Denken, Mainz, 1960; Klaus G., Das Verhältnis von Kausalität und Teleologie in kybernetischer Sicht, "Dtsch. Z. Philos.", 1960, H. 10; Mayr E., Cause and Effect in Biology. Kinds of causes, predictability and teleology..., "Science", 1961. v. 134, No 3489; Kochański Z., Problem celowości we wspόłczesnej biologii, Warsz., 1966.

M. Макаров. Тарту.

В начало энциклопедии