Приглашаем посетить сайт

Экономика (economics.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
МОДЕРНИЗМ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

МОДЕРНИЗМ

МОДЕРНИЗМ (франц. modernisme) в и с к у с с т в е - обозначение течений в бурж. иск-ве 20 в., характеризующихся разрывом с художеств. формами, выработанными классич. искусством. Констатируя кризис личности в позднебурж. обществе, М. подвергает сомнению все попытки его положит. разрешения. Если в классич. иск-ве, исходящем из возможности органич. связи человеч. индивидуальности с окружающим ее миром, изображение кризиса сознания было лишь одним из частных моментов, а преодоление этого кризиса выступало как общеобязательный закон художеств. формы, то в М. разорванность сознания предстает как картина обществ. состояния, а обнаружение этой разорванности - как осн. задача иск-ва. Поскольку само внутр. единство личности (образующее исходную предпосылку классич. иск-ва) становится в М. проблемой, адекватное раскрытие внутр. мира во внеш. образах утрачивает свой смысл в иск-ве М. и сменяется аналитич. фиксацией реакций человека, выявляемых как нечто отчужденное от человеч. личности, не аутентичное ей. Рассматривая все попытки преодоления этой дисгармонии как проблематичные и иллюзорные, М. отказывается от позитивного изображения идеала, к-рый выступает в иск-ве М. лишь в форме отрицания. В М. исчезает завершенное единство классич. художеств. произведения, гармонич. слияние всех частей в единое целое; фрагментарность становится осн. принципом художеств. формы.

Бурж. идеалистич. философия истолковывает М. как выражение извечной абсурдности человеч. существования (см. Камю, Кафка, Экзистенциализм), как "дегуманизацию искусства" (Ортега-и-Гасет), как "чистое" проявление "стиля", преодолевающего действительность (Мальро) и т.п. Сов. эстетика рассматривает М. как выражение кризиса бурж. культуры (см. Капитализм, раздел Капитализм и буржуазная культура), отмечая в то же время сложный и противоречивый характер отд. его проявлений.

В религии - церк.-богословское направление, утверждающее необходимость приспособления религ. догматов и всего вероучения к уровню совр. науч. знания. В к а т о л и ч. богословии М. открыто выступил в конце 19 - нач. 20 вв. в работах проф. Парижского католич. ин-та Л. Дюшена и аббата А. Луази, в к-рых признавалось право науч. исследования истории церкви и догматов и проводилось различие между вечным духом догмы и конкретно-историч. формой его выражения. Одновременно с этим появились модернистские соч. Дж. Тиррелла, Ф. фон Хюгеля, Г. Шелля и др. Филос. позиции М. характеризовались отрицат. отношением к схоластич. "интеллектуализму" и ориентировкой на интуитивизм Бергсона, прагматизм Джемса и "философию действия" Блонделя. Основываясь на антиинтеллектуализме этих филос. школ, М. освобождал себя от безнадежных попыток "гармонизировать" догматы христианства с данными науки и здравого смысла. Он провозгласил приемлемыми для себя выводы историч. библейской критики и в нек-рых вопросах занял даже более радикальные позиции, чем те, на к-рых стояли левые протестантские библеисты. Ватикан в лице папы Пия X категорически осудил M. в качестве "синтеза всех ересей". В дальнейшем основоположники М. были отлучены от церкви. Официально католич. церковь осуждает М., однако фактически постепенно сама эволюционирует в сторону М.

Протестантский М. возник в эпоху Просвещения под влиянием бурж. либерализма, филос. рационализма и деизма. В теологии протестантизма проявляется критич. отношение к догматике, подмена супранатуральной религии с ее откровением, чудесами, таинствами и пророчествами "естественной религией"; возникает специфически протестантская форма историч. библейской критики. Нем. протестантский M. ведет свое начало от рационализма X. Вольфа. В дальнейшем филос. основой нем. М. стал идеализм Канта и Гегеля: первый провозгласил "религию в границах только разума", второй усматривал в религии несовершенное осознание тождества бога и абс. идеи. Вершиной протестантского М. в Германии явилась деятельность тюбингенской историко-критич. школы в теологии. Во 2-й пол. 19 в. и в начале 20 в. все крупные нем.-протестантские теологи в той или иной мере примыкали к М. (Ричль, Трёльч, Гарнак). Осн. моментами развития протестантского М. в Англии явилось основание "Модернистского союза священников", начало выхода журналов "Liberal Churchman" ("Либеральный священник", 1904-08, [т. ] 1-3) и "Modern Churchman" ("Модернистский священник", выходит с 1911). В США начало протестантского М. положили амер. Просвещение и деизм. В 1-й пол. 20 в. протестантский M. вызвал сильную ответную реакцию со стороны фундаментализма и т.н. неоортодоксии.

В рус. православной церкви М. безусловно осуждается. Нек-рые робкие попытки приближения к М. имели место в т.н. обновленческом движении, но и там они ограничивались требованием изменения социально-политич. ориентации церкви, переходом на григорианский календарь, а также нек-рыми реформами в организации церкви - ликвидацией монашества и безбрачия духовенства и т.д. В настоящее время, несмотря на в общем консервативную позицию рус. православной церкви в вопросах догматики и культа, все же намечается и ее эволюция в направлении М.

Лит.: Спекторский Е., Происхождение протестантского рационализма, Варшава, 1914; Совр. течения религ.-филос. мысли во Франции, П., 1915; Леруа Э., Догмат и критика, М., 1915; Ершов M. H., Проблемы религ.-филос. мысли в соврем. Франции, Каз., 1916; The programme of modernism, N. Y., 1908; Lilley A. L., Modernism: a record and a review, [L. ], 1908; Ρetre M. D., Alfred Loisy. His religious significance, Camb., 1944.

A. Чанышев, И. Ирывелев. Москва.

В начало энциклопедии