Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
БЕЗОБРАЗНОЕ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

БЕЗОБРАЗНОЕ

БЕЗОБРАЗНОЕ - категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном.

Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий. Эстетика др.-греч. общества не выделяла Б. как самостоят. эсте-тич. категорию. Так, Цицерон указывал на Б. в иск-ве как на специфич. область смешного. "Место и как бы область смешного ограничивается некоторым [духовным] безобразием и [физическим] уродством; ибо смех или исключительно или большей частью вызывается тем, что обозначает или выявляет что-либо безобразное не безобразно" (Об ораторе, II). Ср.-век. эстетика противопоставила Б. прекрасному, отождествляя Б. со злом. Эстетика классицизма 17-18 вв. рассматривала Б. как противоположность прекрасному и выносила Б. за пределы эстетического. Однако уже в 18 в. возникает вопрос о границах изображения Б. Лессинг в "Лаокооне" (1766) отстаивал правомерность Б. в поэзии как средства возбуждения ощущений "смешного и страшного". Гегель, связывая Б. с характерным, включал Б. в эстетику при рассмотрении живописи и поэзии нового времени.

Специальной разработкой категории Б. занималась эстетика романтизма. Ф. Шлегель ("Фрагменты" - F. Schlegel, Fragmente, 1800) утверждал ценность "эксцентрического" и "уродливого" для искусства. В предисловии к драме "Кромвель" (1827) Гюго указывал, что соединение Б. и прекрасного - гротеск - является характерной особенностью поэзии нового времени, отличающей его от античного искусства. В эстетике 19-20 вв. проблеме Б. уделяется большое внимание, с одной стороны, в связи с художеств. изображением в реалистич. искусстве противоречий бурж. действительности и, с другой - в связи с "поэтизацией зла" (Бодлер) в декадентском иск-ве. Эпигоны эстетики Гегеля - Руге, Фишер (F. т. Vischer, Ästhetik, TI 1, 1846, S. 246-64, 335-50), Розенкранц - рассматривают Б. как один из "отрицательных" моментов прекрасного. Руге (A. Ruge, Neue Vorschule der Aesthetik, 1837, S. 88-107) противопоставляет Б. возвышенному. Розенкранц в "Эстетике безобразного" (С. Rosenkranz, Ästhetik des Hässlichen, 1853, S. 463) определял Б. как то, что "само по себе тождественно со злым". Эстетич. интерес, по мнению Розенкранца, представляет Б., имеющее субстанциальное содержание, как, напр., преступления высших классов; в таких случаях необходима идеализация Б. в иск-ве. Розенкранц приводит подробную классификацию Б.: бесформенное, аморфное, асимметричное, дисгармоническое, пошлое, низкое, уродливое, отвратительное и т. п.

Представители рус. революц.-демократич. эстетики Белинский, Добролюбов, Чернышевский рассматривали Б. как отражение уродств в социальной жизни людей. Чернышевский в дисс. "Эстетические отношения искусства к действительности" (1855) и в работе "Возвышенное и комическое", исходя из принципа "прекрасное есть жизнь", определял Б. как противоположность красоте, как "искажение нормального развития", "уродливость", как следствие "болезни", "тяжелых сторон развития", "неблагоприятных обстоятельств", словом, как объективное явление (см. Избр. филос. соч., т. 1, 1950, с. 62-63). Чернышевский вскрыл связь Б. и возвышенного, когда Б. перестает быть отвратительным, переходя в ужасное (Там же, с. 66-67). Б. в искусстве отражается чаще всего в комическом: "Неприятно в комическом нам безобразие; приятно то, что мы так проницательны, что постигаем, что безобразное - безобразно" (там же, с. 293).

Модернистская бурж. теория эстетизирует Б., провозглашает его "темой нашей эпохи, источником обновления искусства" ("Revue d'esthetique", P., 1954, t. 7, No 2, p. 211). Марксистская эстетика усвоила прогрессивную традицию понимания Б. как отражения в иск-ве действительных уродств жизни. Основоположник социалистич. реализма Горький указал на антигуманистич. сторону Б. Он увидел в Б. объективную основу для сатирич. жанров и для утверждения противоположного Б. эстетич. идеала прекрасного (статьи: "О пьесах", "Пролетарский гуманизм", "О литературе").

Лит.: Гегель, Лекции по эстетике, ч. 1, Соч., т. 12, М., 1938, с. 161-62; Hay W., Deformity. An essay, L., 1754; Lange К., Das Wesen der Kunst, Bd 2, В., 1901, S. 112-21; Volkelt J., System der Ästnetik, Bd 2, Münch., 1910, S 562-69; Lee V. and Anstruther-Thomson C, Beauty and ugliness, and other studies in psychological aesthetics, L.-N. Y., 1912; Stolnitz M. J., On ugliness in art, "Philos. and Phenomenol. Res.", 1950, v. 11, No 1, p. 1-24; Hartmann E., Ästhetik., в кн.: Ausgewählte Werke, 2 Ausg., Bd 4, Lpz., [1887], S. 208-62.

Ю. Попов. Москва.

В начало энциклопедии