Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МАУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МАУ")

МАРСИЛИЙ ПАДУАНСКИЙ

МАРСИЛИЙ ПАДУА́НСКИЙ (Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 - ум. 1342) - итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. - соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327).

Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей.

В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932-33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). Μ. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву.

М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации.

Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1-10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111-12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmüller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves Α., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini Α., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l'esprit laïque au déclin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth Α., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1-2, N. Y., 1956.

3. Мелещенко. Ленинград.

МАРТИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРТИНЕС

МАРТИНЕС (Martínez), Мартин (11 ноября 1684 - 9 окт. 1734) - исп. врач и философ. Окончив ун-т в Алькала-де-Энарес, получил звание проф. и доктора медицины. Пропагандировал эксперимент. метод, работал в области физики, химии и особенно плодотворно - анатомии. В философии изучал преимущественно разделы, наиболее соприкасающиеся с медициной, и сформулировал филос. концепцию "умеренного или рационального" скептицизма, развивая положит. начала скептицизма Санчеса. Объявив сомнение методом познания объективной действительности, М. выступал против ср.-век, схоластики и церк. догматики. Был сторонником атомистич. теории Гассенди. М. признавал возможность относит. познания истины через опыт, руководимый разумом. Свои филос. воззрения М. изложил в работе "Скептическая философия" ("Philosophie sceptica", Md, 1730, 2 ed. 1750).

Лит.: Quiroz-Martinez О. V., La introducción de la filosofia moderna en España, Méx., 1949.

З. Плавскин. Ленинград.

МАРТИНЕТТИ

МАРТИНЕ́ТТИ (Martinetti), Пьеро (1872-1943) - итал. философ-идеалист; проф. Миланского ун-та. По М., функции философии, прежде всего, - религиозные. Позитивный результат филос. мысли - "в религиозном воспитании человечества" (см. "Saggi е discorsi", 1926, р. 27). Бог понимается М. в духе классич. идеализма: как бесконечный разум, представляющий собой множественность сознаний, как универсальное единство, цементирующее мир. Только такая концепция бога, полагал М., позволяет решить проблему свободы - центральную в его учении. Высшая форма познания, следующая за его чувственной и понятийной ступенями, - интуитивное постижение норм морали и истин религии. Последние, будучи недоступны рациональному познанию, находят выражение в образах и символах. Для воззрений М. характерна враждебность идеям демократии.

Соч.: Introduzione alla metafisica, [v. ] 1, Teoria della conoscenza, Torino, 1904; Breviario spirituale, Mil., 1923; La libertà, Mil., 1928; Gesù Cristo e il cristianesimo, Mil., 1934; Ragione e fede..., Torino, 1942; Il compito della filosofia e altri saggi inediti ed editi, Torino, 1951.

Лит.: Savinelli G., La religione nel pensiero filosofico di P. Martinetti, Firenze, 1939; Sciacca F. M., Martinetti, Brescia, 1943; Ρоggi Α., P. Martinetti, Vicenzа, 1943; A1essiо F. P., L'idealismo religioso di P. Martinetti, Brescia, 1950; Goretti C, Il pensiero filosofico di P. Martinetti, Bologna, 1952; Garin E., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), [2 ed. ], Bari - Laterza, 1959; Rоmano F., Il pensiero filosofico di P. Martinetti, Padova, 1959.

С. Эфиров. Москва.

МАРТИНО

МАРТИНО (Martineau), Джеймс (21 апр. 1805 - 11 янв. 1900) - англ. религ. философ, унитаристский пастор в Ливерпуле, затем проф. в Манчестере и Лондоне (1840-85). Эклектич. философия М. направлена против материализма и атеизма и всецело служит оправданию христианского теизма и религ. морали. Признание внешнего мира М. основывает на изначальной вере в его существование и в его соответствие мыслимому миру. Пространство и время, будучи априорными формами сознания, также имеют объективную значимость. Особое место в идеалистич. философии М. занимает анализ причинности, используемый им для доказательства бытия бога. За феноменальной причинностью он усматривал ноуменальную причинность и таким путем приходил к мысли о божеств. воле как основе космич. причинности. Этика М. направлена против утилитаризма и основана на учении о свободе воли. М. выступал против теократич. притязаний церкви и превозносил святость государства.

Соч.: The rationale of religious inquiry, 3 ed., L., 1844; Religion as affected by modern materialism, L., 1874; Modern materialism in its relations to religion and theology, N. Y., 1877; A study of Spinoza, L., 1882; Types of ethical theory, v. 1-2, 3. ed., Oxf., 1889.

Лит.: Upton С. В., Martineau's philosophy, L., 1905; Jones H., The philosophy of J. Martineau, L., 1905.

Б. Быховский. Москва.

МАРТИНОВИЧ

МА́РТИНОВИЧ (Martinovics), Игнац (1755-95) - венг. философ-материалист. Сначала был приверженцем просвещенного абсолютизма. Впоследствии, познакомившись с передовыми науч. и филос. теориями, стал выступать против монархии. В конце 80-х гг. М. написал ряд филос. трудов на нем. и франц. языках, в к-рых следовал в основном идеям "Системы природы" Гольбаха. М. руководил возникшим в начале 90-х гг. первым венг. респ. движением, целью к-рого были бурж.-демократич. преобразования; он разработал программу тайного радикального "Общества свободы и равенства". В 1794 "Общество..." было раскрыто, М. и его соратники казнены.

Соч.: Dissertatio de harmonia naturali inter bonitatem divinam et mala creata, Leopoli, 1783; Physiologische Bemerkungen über den Mensch, St. Pétervár, 1789; Franczia catechesis, Nagyvárad, 1907; Filozófiai írások, Bdpst, 1956; Mémoires philosophiques ou la nature dévoilée, в кн.: A magyar jakobinusok, iratai, [köt. ] 1, Bdpst, 1957.

Лит.: История философии, т. 1, M., 1957, с. 671-72.

МАРТЬЯНОВ

Петр Алексеевич (1835-65) - представитель рус. нар. свободомыслия 19 в. Был крепостным крестьянином, перед реформой 1861 выкупился и, разоренный помещиком, уехал в Лондон. Здесь сблизился с Герценом и Огаревым, сотрудничал в "Колоколе" (опубликовал в нем открытое письмо к Александру II) и "Общем вече"; в издании "Вольной рус. типографии" вышла книга М. "Народ и гос-во" (1862). Весной 1863, возвращаясь в Россию, М. был арестован на границе; заточен в Петропавловскую крепость и за "дерзостное порицание" самодержавно-помещичьего строя приговорен к 5 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. Умер в иркутской тюремной больнице.

Основа мировоззрения М. - идея непримиримой борьбы с крепостничеством. Народ и самодержавно-помещичье гос-во рассматривались M. как враждебные силы. Народ, по М., это "то, что эксплуатируют", и те, "кто заодно с народом". Социальные силы, к-рые осуществляют угнетение, - "не народ, хотя к горю, стыду и прискорбию народа принадлежат к одной нации с ним" ("Народ и государство", 1862, Лондон, с. 8, 13). Войны возникают из-за разногласий между гос-вами, а не народами. Однако справедливы те войны, к-рые выражают стремление народа помочь "порабощенным братьям своим" (см. тамже, с. 66), Осуждая мракобесие и лицемерие церковников, М. видел в них, как и в армии, орудие гос-ва. Страстная ненависть к дворянству, крепостному праву сочеталась в мировоззрении М. с наивной верой в "земского" царя.

Вслед за Герценом и Огаревым М. признавал всеобщую связь явлений, их переход друг в друга, иллюстрируя это на примере растит. и животного мира (и соответственно - ботаники и зоологии). Бытие, считал М., подчиняется объективным законам, образующим определенную систему, "гармонию"; игнорирование этих законов пагубно сказывается на людях. Однако детерминизму М. присущ фаталистич. оттенок: М. склонялся иногда к трактовке личности, как простого орудия законов и обстоятельств. Высоко оценивая М. как самобытного мыслителя из народа, Герцен писал: "Человек, испытанный всеми горями и бедствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа; тут была его поэзия, его религия, любовь и ненависть" (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 11-12).

Лит.: Герцен А. И., П. А. М. и земский царь, Собр. соч., т. 18, М., 1959; Огарев H. H., Куда и откуда, Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, М., 1952; его же. Расчистка нек-рых вопросов, там же; его же, Голод и новый год, там же; Ленке М., Дело П. А. М. в кн.: Лемкe M., Очерки освободит. движения шестидесятых годов, СПБ, 1908; Коган Л. Α., Из истории рус. нар. свободомыслия в 60-е годы XIX века, "Вопр. философии", 1964, No 6.

Л. Коган. Москва.

МАРХЛЕВСКИЙ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАРЦИАН КАПЕЛЛА

МАРЦИА́Н КАПЕ́ЛЛА (Martianus Сареllа, 5 в. н.э.) - рим. писатель, известен своим единств. соч. "О браке Филологии и Меркурия" ("De nuptiis Philologiae et Mercurii", rec. F. Eyssenhardt, 1866; ed. A. Dick, 1925; ed. С. Е. Lutz, 1939). В этом соч., чрезвычайно популярном в ср. века, дается очерк семи т.н. свободных искусств (из к-рых в ср. века образовался тривиум - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Молодой Гроций изучал и даже переиздал соч. М. К. Историч. значение соч. М. К. состоит в том, что через него средневековью передавалась античная образованность. 4-я кн. соч. М. К. посвящена диалектике, к-рой он не придавал онтологич. значения, понимая ее как учение о языке и речи, о необходимых законах для соблюдения их правильности. В этой связи он излагал правила построения силлогизма и определения понятия, давал ряд важных для формальной логики дистинкций, писал о десяти категориях Аристотеля и пяти категориях Порфирия.

Лит.: История рим. литературы, т. 2, М., 1962, стр. 453-454; Schanz M., Geschichte der römischen Litteratur, Münch., 1920, Bd 4, Hlbd. 2, S. 166-70; Ρrant1 С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, В., 1955, S. 672-79.

А. Лосев. Москва.

МАРЧЕHA РУИС-И-КУЭТО

МАРЧЕ́HA РУИС-И-КУЭТО (Marchena Ruiz у Cueto), Xoce (18 ноября 1768 - 1821) - исп. философ и публицист-просветитель. В 1788 отказался от принятого ранее духовного сана и, спасаясь от ареста, бежал во Францию. М. Р.-и-К. принадлежал к передовой исп. молодежи, по выражению Маркса "...горячо воспринявшей стремления и принципы французской революции и одно время даже питавшей надежду возродить родину при поддержке Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 437). М. Р.-и-К. сперва активно сотрудничал в газете Марата "Друг народа", затем отошел к жирондистам и во время якобинской диктатуры подвергся аресту. Горячий сторонник идей Просвещения, он перевел и нелегально переправил через исп. границу произведения Монтескье, Вольтера, Руссо. Республиканец, сторонник теории "народного суверенитета", М. Р.-и-К. в "Обращении к испанскому народу" ("Aviso al pueblo español", 1792) призывал к созданию демократич. федеральной республики. В 1808 вернулся на родину, был арестован инквизицией, но освобожден Мюратом и активно сотрудничал с наполеоновскими властями. В 1814 вновь эмигрировал во Францию; возвратившись на родину после революции 1820, умер в бедности. Убежденный материалист, переводчик поэмы Лукреция "О природе вещей", М. Р.-и-К. изложил свои воззрения в "Чтениях по философии и морали" ("Lecciones de filosofia moral...", v. 1-2, 1820), где выступил как горячий сторонник идей энциклопедистов и, в частности, их этики.

Соч.: Obras literarias, v. 1-2, Sevilla, 1892-96.

Лит.: Schevill R., El abate Marchena and French thought of the eighteenth century, "Rev. Littér. Comparée", P., 1936, an. 16, No 2; Menéndez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos españoles, v. 3, Md, 1947.

З. Плавскин. Ленинград.

МАРШАЛЛ АЛЬФРЕД

МА́РШАЛЛ Альфред (Marshall), (26 июля 1842 - 13 июля 1924) - англ. бурж. экономист, проф. политич. экономии в Кембриджском ун-те (1885-1908). Теоретич. работы М., в к-рых он попытался объединить вульгарные теории издержек произ-ва, спроса и предложения, производительности капитала и воздержания с модными в конце 19 - нач. 20 вв. теориями предельной полезности и производительности, не только оказали влияние на развитие бурж. экономич. мысли, но затронули и ряд социологич. проблем: источники и направленность обществ. прогресса, социальная структура пром-сти (см. "Principles of economics", 1890, ch. 8-12, 8 ed., 1925), связи между формами собственности и организацией пром-сти (см. "Industry and trade", 2 ed., 1919, v. 1, ch. 3-8, v. 2, ch. 8-12, 4 ed., 1923), классовые взаимоотношения в пром-сти (там же, кн. 3, гл. 14), роль экономики в обществ. развитии и др.

Считая, что политич. экономия изучает экономич. деятельность людей или, иначе, их "экономическое поведение", к-рое регулируется их потребностями, склонностями, нравами и обычаями, психологич. и моральными установками, биологич. импульсами, М. тем самым примыкал к социологич. школе, полагавшей, что весь комплекс наук об обществе в основном должен изучать "социальное поведение". На развитие бурж. социологии оказала также влияние идея М. о том, что "в основе механизма экономич. деятельности и вообще социальной жизни лежит соблюдение общих норм, принципов человеч. общежития". Под влиянием философии Спенсера и учения Ч. Дарвина М. часто впадал в плоский эволюционизм, признавал в качестве единств. формы обществ. развития постепенную эволюцию. Ограниченность М. проявилась и в том, что он отвергал каузальный метод исследования. Согласно М., исследователь не должен искать единого основания к.-л. экономич. явления (напр., стоимости), поскольку оно всегда находится во взаимодействии со множеством факторов, а должен выявить лишь функциональные связи и количеств. зависимости между экономич. явлениями. Поэтому работы М. не раскрывают существа экономич. явлений, хотя и насыщены математич. аппаратом (применение диаграмм, дифференциального и интегрального исчисления и т.д.), содержат детальный анализ явлений бурж. экономики.

М. оказал влияние на социологич. воззрения Т. Маршалла и особенно Т. Парсонса.

Соч.: The economics of industry, L.-Ν. Υ., 1888; Elements of economics, N. Y., 1892, [4 ed. ], L.-N. Y., 1907; Money, credit and commerce, L., 1924.

Лит.: Блюмин И. Г., Критика бурж. политической экономии, т. 1-2, М., 1962, т. 1, с. 152-227, т. 2, с. 40-48; Keynes J. Μ., Α. Marschall. 1842-1924, "Economic J.", 1924, Sept., v. 34, No 135; Memorials of A. Marshall, L., 1925.

И. Добронравов Москва.

МАРШАЛЛ ТОМАС ХЕМФРИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСАРИК

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАСЛИН

Александр Никифорович [р. 18 сент. (1 окт.) 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1960). Чл. КПСС с 1931. Окончил обществ.-экономич. отделение Казанского пед. ин-та (1929) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1937). С 1932 преподает философию в вузах. В 1933-50 - на парт. работе, был ответств. редактором журн. "Пропагандист" (1945-46) и "Партийная жизнь" (1946-47). С 1951 - в Ин-те философии АН СССР, с 1960 - зам. директора, с 1961 - зав. сектором проблем социалистич. культуры. Член редколлегии журн. "Вопр. философии" (1962). Исследует проблемы истории рус. философии, историч. материализма и теории культуры. Один из авторов и редакторов кн. "Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР" (1955-56).

Соч.: Мировоззрение Д. И. Писарева, в сб. статей: Из истории рус. философии, [Л. ], 1949; Марксизм-ленинизм об уничтожении противоположности и существенного различия между умств. и физич. трудом, М., 1954; Принцип материальной заинтересованности при социализме, М., 1955; Критика Г. В. Плехановым идеализма и защита им марксистской философии в трудах 1904-1913 гг., вступ. ст. в кн.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; О нек-рых вопросах создания сов. социалистич. культуры и ее особенностях, "Вопр. философии", 1958, No 3; Учение В. И. Ленина о культурной революции и социалистич. культуре, в сб. ст.: Великое торжество идей ленинизма, М., 1960; Материализм и революц.-демократич. идеология в России в 60-х годах XIX в., М., 1960; Соединение умств. и физич. труда - одна из важнейших задач строительства коммунизма (в соавторстве), в сб.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Интернац. характер культуры коммунизма, в кн.: Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963.

МАСОНСТВО

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАССЕPA

МАССЕ́PA (Massera), Xoce Педро (1866-1942) - уругвайский философ, юрист, педагог и обществ. деятель. В конце 19 в. был близок к позитивизму Спенсера, однако впоследствии выступил с критикой позитивизма. М. стал сторонником идеалистич. течения, рассматривающего философию как учение о ценностях (см. Аксиология), основанных на автономии человеч. воли.

Соч.: Estudios filosoficos, Montevideo, 1954.

Лит.: Аrdао Α., La filosofia en el Uruguay en el siglo XX, Мех.-В. Aires, 1956.

МАССОВАЯ ПРОБЛЕМА

Статья большая, находится на отдельной странице.

"МАССОВОЕ ОБЩЕСТВО"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТА-И-ФОНТАНЕТ

МА́ТА-И-ФОНТАНЕ́Т (Mata у Fontanet), Педро (14 июня 1811 - 27 мая 1877) - исп. философ-материалист, врач, писатель-публицист и политич. деятель. Образование получил в Барселонском ун-те. Еще в юношеские годы М.-и-Ф. начал принимать участие в политич. жизни страны. За свои лит. выступления, а также за непосредств. участие в революц. борьбе подвергался преследованиям. После поражения революции 1833-43 активно занимался науч. деятельностью.

В "Исп. мед. философии" ("Doctrina médico-filosófica española", 1850) М.-и-Ф. обобщил свою полемику с идеалистами из Мед. академии наук. Его перу принадлежат также работы: "Исп. философия. Трактат о человеч. разуме..." ("Filosofia española. Tratado de la razon humana...", [ч. 1-3 ], 1858-78), "Учебник психологии" ("Compendio de psicologia", 1866) и естеств.-науч. произведения. В Испании сер. 19 в. М.-и-Ф. был одним из самых авторитетных пропагандистов идей материализма и защитником сенсуализма. Он отвергал идеалистическую интерпретацию духовной жизни человека и утверждал, что духовная жизнь имеет свой материальный субстрат - мозг.

Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 557-558, 570; Menéndez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos españoles, v. 6, Santander, [1948 ] (Edición nacional de las obras completas, v. 42); Méndez Bejarano M., Historia de la filosofia en España..., Md, [s. a. ].

Д. Претель. Москва.

МАТВЕЕНКОВ

Иов Иванович [р. 5(18) мая 1901 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), проф. (с 1958). Чл. КПСС с 1930. Окончил 2-й Моск. ун-т (1927) и аспирантуру Ин-та философии Коммунистич. академии (1930). Преподает философию с 1928. Зав. кафедрой философии Сиб. отделения АН СССР (с 1958). Занимается разработкой проблемы: законы обществ. развития и их использование в практике социалистич. и коммунистич. строительства.

Соч.: О мещанстве, "Революция и культура", 1929, No 5; Какую идеологию имеет рабочий, не обладающий марксистским образованием?, там же, 1929, No 9-10; Об использовании объективных законов обществ. развития в практике строительства социализма и коммунизма, в сб.: Тр. Новосибирского инженерно-строит. ин-та, т. 7, Новосибирск, 1957; Историч. значение книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в кн.: Великое произведение марксистской философии, [Новосибирск ], 1960; Некоторые вопросы теории коммунистич. воспитания, в кн.: Вопросы воспитательной работы в коллективах коммунистич. труда, Красноярск, 1961.

МАТВЕЙ

МАТВЕ́Й - и з Я н о в a (Matěj z Janova) (p. между 1350 и 1355 - ум. 30 нояб. 1393) - чешский ср.-век. мыслитель, идейный предшественник гусизма. Ученик и последователь Милича из Кромержижа, учился (в 70-х гг.) в ун-тах в Праге и Париже. Став священником, жил в уединении в Праге, окруженный небольшой группой студентов и реформаторски настроенных священников; много писал. Обширные труды М., имевшие хождение в рукописи, собраны под назв. "Правила Ветхого и Нового завета" ("Regulae veteris et novi testamenti", 1392, изд. 1908-26). В своих произведениях M. дал резкую критику пороков совр. ему общества, выступил с осуждением политич. власти и богатства церкви, отрицанием церк. обрядов и обычаев. Он требовал экспроприации монастырей и ликвидации монашества, выступал в защиту преследуемых "еретиков" из народа. Своим толкованием Библии и отношением к церк. обрядности М. подготовил почву для нем. Реформации (повлияв, в частности, на Лютера).

Его выступления в защиту простого народа способствовали развитию гуситского революц. движения: М. оказал влияние на Гуса и Якоубека из Стршибро.

Лит.: Palacký Fr., Die Vorläufer des Hussitenthums in Böhmen, neue Ausg., Prag, 1869 (чеш. изд. 1872); Куbаl V., Mistr Matěj z Janova. Jeno život, spisy a učení, Praha, 1905; Novotný V., Nábožanské hnutí české ve 14. a 15. stol., čast 1 - Do Husa, Praha, [1915 ]; Machovec M., Husovo učení a význam v tradici českého národa, Praha, 1953.

M. Маховец. ЧССР.

МАТЕМАТИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ К. МАРКСА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛИЗМ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ

МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕ́СТВЕННОНАУЧНЫЙ - особый вид материализма, получивший распространение в естествознании 19-20 вв. и противоположный особым видам идеализма, к-рый приспосабливался к соответствующим разделам естествознания и их проблематике.

Под М. е. обычно понимают: 1) либо содержание естественнонауч. открытий, объективно, независимо от воззрений и намерений их авторов и толкователей служащих фундаментом филос. материализма, способствующих изменению его формы и его прогрессивному развитию; 2) либо неоформленные филос. убеждения большинства естествоиспытателей, стихийно стоящих на позициях материализма; в этом смысле М. е. совпадает с материализмом стихийным, бессознательным, являясь его разновидностью, присущей мировоззрению естествоиспытателей (см. Естественно-исторический материализм); 3) либо материалистич. взгляды совр. естествоиспытателей на природу, не распространенные, однако, на общество (в этом смысле M. е. выступает как материализм естеств.-исторический, в отличие от материализма исторического, марксистского). Ленин приводил оценку взглядов Геккеля, к-рая дана Мерингом: "Геккель - материалист и монист, но не исторический, а естественно-исторический" (Соч., т. 14, с. 340). С т. зр. такого понимания М.е. изложение успехов естествознания, укрепляющих и развивающих материализм вообще, совпадает с "изложением победного шествия естественно-исторического материализма" (там же, с. 341).

В М. е. могут быть выделены разновидности в зависимости от той области естествознания или той группы естеств.-науч. проблем, в связи с к-рыми развивается данный вид материализма (см. о них в ст. Материализм). Соединяя вместе все эти три различные толкования М. е., можно принять более общее его толкование как материализма в естествознании.

Б. Кедров. Москва.

"МАТЕРИАЛИЗМ И ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ОБЩЕСТВА

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

МАТЕРИА́ЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ́СЫ - см. Общественные и личные интересы, Материальная заинтересованность.

МАТЕРИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТЕУШ

МАТЕ́УШ - и з К р а к о в а (Mateusz z Krakowa) (ок. 1330 - 5 марта 1410) - польский теолог и религ. реформатор. Учился в Пражском ун-те. В 1396 стал ректором ун-та в Гейдельберге. После возвращения в Польшу (1397) принял участие в учреждении Краковской академии. М. - деятель европейского реформац. движения. В своем соч. "О практике Римской курии" ("De squaloribus curiae Romane", известном также под назв.: "О грязных делах Римской курии") ратовал за реформу церкви, прекращение злоупотреблений со стороны Рима, выступал против спекуляции церк. должностями, чрезмерной роскоши духовенства и т.д.

Соч.: Rationale operum divinorum - Theodicea, ed. V. Rubczyński, Кr., 1930 (Archiwum Komisji do badania historji filozofji w Polsce, t. 3).

Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, M., 1956, с. 136; Sommerlad Th., Matthaeus von Krakau, Halle, 1891; Rubczyński W., Mateusza z Krakowa "Rationale operum divinorum" (Teodycea), "Sprawozdania z czynności i posiedzeń Polskiej Akademii Umiętności", Kr., 1910, t. 15, No 3; его же, Sprawa wydania pism Mateusza z Krakowa, там же, 1921, [No ] 3; eго жe, W kwestii autorstwa dialogu "Speculum aureum de titulis beneficiorum", в кн.: Charisteria Cas. de Morawski, Kr., 1922.

Я. Легович. ПНР.

МАТРАИ

МАТРАИ (Mātrai), Ласло (17 янв. 1909) - венг. философ, академик, секретарь отделения филос. и историч. наук Венгерской АН. Гл. директор Университетской библиотеки в Будапеште, проф. ун-та им. Л. Этвеша. Гл. редактор атеистич. журнала "Свет" ("Világosság"). Член Международного филос. института (Institut International de Philosophie) в Париже. Область науч. исследований М. - проблемы культуры, ее истории, структуры и методов изучения; психология и история венг. философии.

Соч.: Modern Gondolkodás, Bdpst, 1938; Élmény és mü, Bdpst, 1940; Haladadas és fejlödés, Bdpst, 1947; Gondolat és szabadság, Bdpst, 1961; Rége magyar filozófusok 15-17 század, Bdpst, 1961; в рус. пер. - "Доктринеры" - первые противники марксизма в Венгрии, в кн.: Проблемы марксистско-ленинской философии, М., 1965; Об историч. и этической концепциях гуманизма,, в кн.: Марксизм и наша эпоха, М., 1968.

МАТРИАРХАТ

Статья большая, находится на отдельной странице.

МАТТЕОС ДЖУГАЕЦИ

МАТТЕО́С ДЖУГАЕЦИ (ок. 1350 - ок. 1411) - арм. мыслитель, представитель татевской школы философии. Важное место в социально-политич. исследованиях М. Д. занимает изучение причин бедств. положения Армении; ответственность за судьбу страны и народа он возлагает на власть имущих, ибо от их нравов и образа правления зависят судьбы миллионов простолюдинов. Констатируя сословное деление феод. об-ва, М. Д. связывает социальное положение различных групп общества с родом их занятий. Естественнонауч. взгляды М. Д. представляют собой дальнейшее развитие идей Григора Татеваци.

Соч. на арм. яз.: Анализ "Деяний апостолов", Гос. Матенадаран Арм. ССР, рукопись No 1402; там же, Проповедь, рукопись Матенадарана No 2229.

Лит.на арм. яз.: Xачикян Л., Жизнь и творчество Маттеоса Джугаеци, "Вестник Матенадарана", 1956, т. 3.

МАУРЕР

МА́УРЕР (Maurer), Георг Людвиг фон (2 нояб. 1790 - 9 мая 1872) - нем. историк, автор работ по истории аграрных отношений и общины в Германии.

Значение трудов М. состояло в том, что он отошел от распространенной в бурж. историографии теории об исконности частной собственности на землю и на основе документов доказал, что у германцев в древности господствовала обществ. собственность на землю я коллективная ее обработка. Собранные М. доказательства существования общины - марки (наряду с трудами Л. Моргана и М. Ковалевского) послужили материалом для обоснования Марксом и Энгельсом их воззрений на первобытнообщинный строй. Маркс писал, что книги М. "имеют огромное значение" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 24, 1931, с. 33). Но неверно считать, что своими взглядами на древнейший период человеч. общества Маркс и Энгельс обязаны М., как это утверждали бурж. историки (Г. Белов, Э. Майер) и теоретики оппортунизма (Г. Кунов, О. Бауэр). Маркс еще до ознакомления в 1868 с трудами М. проделал значит. работу по изучению различных форм общины в их историч. развитии. Маркс подчеркивал, что его предположение о повсеместном распространении обществ. собственности на заре человеч. истории подтверждается в книгах М. (см. тамже, с. 28-29).

Историч. концепция М. в целом проникнута консервативно-монархич. и бурж.- националистич. идеями.

Соч.: Einleitung zur Geschichte der Markt-, Hof-, Dorf- und Stadtverfassung und der öffentlichen Gewalt, Münch., 1854, рус. пер. - M., 1880.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 329-45, 403, 417; т. 21, с. 96, 140; их же, Соч., т. 24, М.-Л., 1931, с. 599, т. 27, [М.-Л. ], 1935, с. 693; Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М.-Л., 1940; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. историографии, М., 1958, ч. 2, гл. 3.

А. Завадье. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница