Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 3, "МАР"-"МАУ")
МАРСИЛИЙ ПАДУА́НСКИЙ (Marsilio da Padova) (р. между 1275 и 1280 - ум. 1342) - итал. ученый, врач, философ, политик и государствовед. Учился в Падуе, Орлеане и Париже. В 1312 избран ректором Париж. ун-та. За смелую критику папства и открытую поддержку императора Людвига Баварского в борьбе против папы Иоанна XXII (в этом отношении М. П. - соратник Оккама) М. П. был объявлен "величайшим еретиком", отлучен от церкви и заочно приговорен к смертной казни на костре (1327). Взгляды М. П. проникнуты скептич. отношением к офиц. теологии. Считая сверхчувств. мир существующим, но недоказуемым, он придерживался теории двойственной истины. Отсюда вытекало оправдание им вслед за Оккамом сомнений в догматах религии. Отделяя политику от теологии, М. П. был одним из первых теоретиков, отстаивавшим мысль о светском характере гос-ва, не зависящего от церкви по самой своей природе и возникшего из обществ. договора. Целью гос-ва являются достижения материального благополучия граждан и обеспечение им досуга для умств. деятельности. Согласно взглядам М. П., монарха, осуществляющего гос. власть, избирает народ, под к-рым, однако, он понимал зажиточные сословия. За плохое управление монарх может быть наказан и отстранен от власти. М. П. сохранял сословное деление общества, требуя для всех сословий (в число к-рых не входило крестьянство) свободы и равенства политич. прав. М. П. впервые вводил разделение власти на законодательную и исполнительную. Правомерность имуществ. и политич. неравенства он обосновывал ссылкой на природные различия в умств. и моральном уровне людей. В своем гл. соч. "Защитник мира" ("Defensor pacis" 1324, опубл. 1522; Hannover, 1932-33, пер. на англ. яз., в кн. A. Gewirth, Marsilius of Padua, v. 2, 1956). Μ. П. резко нападал на тиранич. наследств. власть королей и отвергал светскую власть папства. Борьбу против папства он считал условием всеобщего мира и образования нац. гос-ва. Требуя веротерпимости, он признавал необходимость религии как "воспитательной силы", к-рую нужно поставить на службу гос-ву. М. П. требовал сведения роли священников, избираемых прихожанами, к роли "духовных врачей" своей паствы. Этими идеями он оказал влияние на деятелей Реформации. Лит.: Чичерин В., История политич. учений, ч. 1, М., 1869; Книга для чтения по истории Средних веков, под ред. П. Виноградова, вып. 4, 4 изд., М., 1914, с. 1-10; Лернер И. Я., Политич. идеи М. П., М., 1946 (дисс); История политич. учений, М., 1955, с. 99, 111-12; Battaglia F., Marsilio de Padova e la filosofia politica del medioevo, Firenze, 1928; Schneider-Windmüller W., Staat und Kirche im "Defensor pacis" des Marsilius von Padova, Bonn, 1934; Passerin d'Entreves Α., The medieval contribution to political thought: Thomas Aquinas, Marsilius of Padua, Richard Hooker, Oxf., 1939; Сhecchini Α., Interpretazione storica di Marsilio, Padova, 1942; De Simone G., Le dottrine politiche di Marsilio da Padova, Roma, 1942; Lagarde G., Naissance de l'esprit laïque au déclin du Moyen Age, v. 2, [P., 1948 ]; Gewirth Α., Marsilius of Padua, the defender of peace, v. 1-2, N. Y., 1956. 3. Мелещенко. Ленинград. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРТИНЕС (Martínez), Мартин (11 ноября 1684 - 9 окт. 1734) - исп. врач и философ. Окончив ун-т в Алькала-де-Энарес, получил звание проф. и доктора медицины. Пропагандировал эксперимент. метод, работал в области физики, химии и особенно плодотворно - анатомии. В философии изучал преимущественно разделы, наиболее соприкасающиеся с медициной, и сформулировал филос. концепцию "умеренного или рационального" скептицизма, развивая положит. начала скептицизма Санчеса. Объявив сомнение методом познания объективной действительности, М. выступал против ср.-век, схоластики и церк. догматики. Был сторонником атомистич. теории Гассенди. М. признавал возможность относит. познания истины через опыт, руководимый разумом. Свои филос. воззрения М. изложил в работе "Скептическая философия" ("Philosophie sceptica", Md, 1730, 2 ed. 1750). Лит.: Quiroz-Martinez О. V., La introducción de la filosofia moderna en España, Méx., 1949. З. Плавскин. Ленинград. |
МАРТИНЕ́ТТИ (Martinetti), Пьеро (1872-1943) - итал. философ-идеалист; проф. Миланского ун-та. По М., функции философии, прежде всего, - религиозные. Позитивный результат филос. мысли - "в религиозном воспитании человечества" (см. "Saggi е discorsi", 1926, р. 27). Бог понимается М. в духе классич. идеализма: как бесконечный разум, представляющий собой множественность сознаний, как универсальное единство, цементирующее мир. Только такая концепция бога, полагал М., позволяет решить проблему свободы - центральную в его учении. Высшая форма познания, следующая за его чувственной и понятийной ступенями, - интуитивное постижение норм морали и истин религии. Последние, будучи недоступны рациональному познанию, находят выражение в образах и символах. Для воззрений М. характерна враждебность идеям демократии. Соч.: Introduzione alla metafisica, [v. ] 1, Teoria della conoscenza, Torino, 1904; Breviario spirituale, Mil., 1923; La libertà, Mil., 1928; Gesù Cristo e il cristianesimo, Mil., 1934; Ragione e fede..., Torino, 1942; Il compito della filosofia e altri saggi inediti ed editi, Torino, 1951. Лит.: Savinelli G., La religione nel pensiero filosofico di P. Martinetti, Firenze, 1939; Sciacca F. M., Martinetti, Brescia, 1943; Ρоggi Α., P. Martinetti, Vicenzа, 1943; A1essiо F. P., L'idealismo religioso di P. Martinetti, Brescia, 1950; Goretti C, Il pensiero filosofico di P. Martinetti, Bologna, 1952; Garin E., Cronache di filosofia italiana (1900-1943), [2 ed. ], Bari - Laterza, 1959; Rоmano F., Il pensiero filosofico di P. Martinetti, Padova, 1959. С. Эфиров. Москва. |
МАРТИНО (Martineau), Джеймс (21 апр. 1805 - 11 янв. 1900) - англ. религ. философ, унитаристский пастор в Ливерпуле, затем проф. в Манчестере и Лондоне (1840-85). Эклектич. философия М. направлена против материализма и атеизма и всецело служит оправданию христианского теизма и религ. морали. Признание внешнего мира М. основывает на изначальной вере в его существование и в его соответствие мыслимому миру. Пространство и время, будучи априорными формами сознания, также имеют объективную значимость. Особое место в идеалистич. философии М. занимает анализ причинности, используемый им для доказательства бытия бога. За феноменальной причинностью он усматривал ноуменальную причинность и таким путем приходил к мысли о божеств. воле как основе космич. причинности. Этика М. направлена против утилитаризма и основана на учении о свободе воли. М. выступал против теократич. притязаний церкви и превозносил святость государства. Соч.: The rationale of religious inquiry, 3 ed., L., 1844; Religion as affected by modern materialism, L., 1874; Modern materialism in its relations to religion and theology, N. Y., 1877; A study of Spinoza, L., 1882; Types of ethical theory, v. 1-2, 3. ed., Oxf., 1889. Лит.: Upton С. В., Martineau's philosophy, L., 1905; Jones H., The philosophy of J. Martineau, L., 1905. Б. Быховский. Москва. |
МА́РТИНОВИЧ (Martinovics), Игнац (1755-95) - венг. философ-материалист. Сначала был приверженцем просвещенного абсолютизма. Впоследствии, познакомившись с передовыми науч. и филос. теориями, стал выступать против монархии. В конце 80-х гг. М. написал ряд филос. трудов на нем. и франц. языках, в к-рых следовал в основном идеям "Системы природы" Гольбаха. М. руководил возникшим в начале 90-х гг. первым венг. респ. движением, целью к-рого были бурж.-демократич. преобразования; он разработал программу тайного радикального "Общества свободы и равенства". В 1794 "Общество..." было раскрыто, М. и его соратники казнены. Соч.: Dissertatio de harmonia naturali inter bonitatem divinam et mala creata, Leopoli, 1783; Physiologische Bemerkungen über den Mensch, St. Pétervár, 1789; Franczia catechesis, Nagyvárad, 1907; Filozófiai írások, Bdpst, 1956; Mémoires philosophiques ou la nature dévoilée, в кн.: A magyar jakobinusok, iratai, [köt. ] 1, Bdpst, 1957. Лит.: История философии, т. 1, M., 1957, с. 671-72. |
Петр Алексеевич (1835-65) - представитель рус. нар. свободомыслия 19 в. Был крепостным крестьянином, перед реформой 1861 выкупился и, разоренный помещиком, уехал в Лондон. Здесь сблизился с Герценом и Огаревым, сотрудничал в "Колоколе" (опубликовал в нем открытое письмо к Александру II) и "Общем вече"; в издании "Вольной рус. типографии" вышла книга М. "Народ и гос-во" (1862). Весной 1863, возвращаясь в Россию, М. был арестован на границе; заточен в Петропавловскую крепость и за "дерзостное порицание" самодержавно-помещичьего строя приговорен к 5 годам каторжных работ с последующим пожизненным поселением в Сибири. Умер в иркутской тюремной больнице. Основа мировоззрения М. - идея непримиримой борьбы с крепостничеством. Народ и самодержавно-помещичье гос-во рассматривались M. как враждебные силы. Народ, по М., это "то, что эксплуатируют", и те, "кто заодно с народом". Социальные силы, к-рые осуществляют угнетение, - "не народ, хотя к горю, стыду и прискорбию народа принадлежат к одной нации с ним" ("Народ и государство", 1862, Лондон, с. 8, 13). Войны возникают из-за разногласий между гос-вами, а не народами. Однако справедливы те войны, к-рые выражают стремление народа помочь "порабощенным братьям своим" (см. тамже, с. 66), Осуждая мракобесие и лицемерие церковников, М. видел в них, как и в армии, орудие гос-ва. Страстная ненависть к дворянству, крепостному праву сочеталась в мировоззрении М. с наивной верой в "земского" царя. Вслед за Герценом и Огаревым М. признавал всеобщую связь явлений, их переход друг в друга, иллюстрируя это на примере растит. и животного мира (и соответственно - ботаники и зоологии). Бытие, считал М., подчиняется объективным законам, образующим определенную систему, "гармонию"; игнорирование этих законов пагубно сказывается на людях. Однако детерминизму М. присущ фаталистич. оттенок: М. склонялся иногда к трактовке личности, как простого орудия законов и обстоятельств. Высоко оценивая М. как самобытного мыслителя из народа, Герцен писал: "Человек, испытанный всеми горями и бедствиями русской жизни, одаренный необыкновенным умом, энергический, глубоко страстный, Мартьянов сосредоточился весь на вопросе о судьбах русского народа; тут была его поэзия, его религия, любовь и ненависть" (Собр. соч., т. 18, 1959, с. 11-12). Лит.: Герцен А. И., П. А. М. и земский царь, Собр. соч., т. 18, М., 1959; Огарев H. H., Куда и откуда, Избр. социально-политич. и филос. произв., т. 1, М., 1952; его же. Расчистка нек-рых вопросов, там же; его же, Голод и новый год, там же; Ленке М., Дело П. А. М. в кн.: Лемкe M., Очерки освободит. движения шестидесятых годов, СПБ, 1908; Коган Л. Α., Из истории рус. нар. свободомыслия в 60-е годы XIX века, "Вопр. философии", 1964, No 6. Л. Коган. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАРЦИА́Н КАПЕ́ЛЛА (Martianus Сареllа, 5 в. н.э.) - рим. писатель, известен своим единств. соч. "О браке Филологии и Меркурия" ("De nuptiis Philologiae et Mercurii", rec. F. Eyssenhardt, 1866; ed. A. Dick, 1925; ed. С. Е. Lutz, 1939). В этом соч., чрезвычайно популярном в ср. века, дается очерк семи т.н. свободных искусств (из к-рых в ср. века образовался тривиум - грамматика, риторика и диалектика - и квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Молодой Гроций изучал и даже переиздал соч. М. К. Историч. значение соч. М. К. состоит в том, что через него средневековью передавалась античная образованность. 4-я кн. соч. М. К. посвящена диалектике, к-рой он не придавал онтологич. значения, понимая ее как учение о языке и речи, о необходимых законах для соблюдения их правильности. В этой связи он излагал правила построения силлогизма и определения понятия, давал ряд важных для формальной логики дистинкций, писал о десяти категориях Аристотеля и пяти категориях Порфирия. Лит.: История рим. литературы, т. 2, М., 1962, стр. 453-454; Schanz M., Geschichte der römischen Litteratur, Münch., 1920, Bd 4, Hlbd. 2, S. 166-70; Ρrant1 С., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 1, В., 1955, S. 672-79. А. Лосев. Москва. |
МАРЧЕ́HA РУИС-И-КУЭТО (Marchena Ruiz у Cueto), Xoce (18 ноября 1768 - 1821) - исп. философ и публицист-просветитель. В 1788 отказался от принятого ранее духовного сана и, спасаясь от ареста, бежал во Францию. М. Р.-и-К. принадлежал к передовой исп. молодежи, по выражению Маркса "...горячо воспринявшей стремления и принципы французской революции и одно время даже питавшей надежду возродить родину при поддержке Франции" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 10, с. 437). М. Р.-и-К. сперва активно сотрудничал в газете Марата "Друг народа", затем отошел к жирондистам и во время якобинской диктатуры подвергся аресту. Горячий сторонник идей Просвещения, он перевел и нелегально переправил через исп. границу произведения Монтескье, Вольтера, Руссо. Республиканец, сторонник теории "народного суверенитета", М. Р.-и-К. в "Обращении к испанскому народу" ("Aviso al pueblo español", 1792) призывал к созданию демократич. федеральной республики. В 1808 вернулся на родину, был арестован инквизицией, но освобожден Мюратом и активно сотрудничал с наполеоновскими властями. В 1814 вновь эмигрировал во Францию; возвратившись на родину после революции 1820, умер в бедности. Убежденный материалист, переводчик поэмы Лукреция "О природе вещей", М. Р.-и-К. изложил свои воззрения в "Чтениях по философии и морали" ("Lecciones de filosofia moral...", v. 1-2, 1820), где выступил как горячий сторонник идей энциклопедистов и, в частности, их этики. Соч.: Obras literarias, v. 1-2, Sevilla, 1892-96. Лит.: Schevill R., El abate Marchena and French thought of the eighteenth century, "Rev. Littér. Comparée", P., 1936, an. 16, No 2; Menéndez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos españoles, v. 3, Md, 1947. З. Плавскин. Ленинград. |
МА́РШАЛЛ Альфред (Marshall), (26 июля 1842 - 13 июля 1924) - англ. бурж. экономист, проф. политич. экономии в Кембриджском ун-те (1885-1908). Теоретич. работы М., в к-рых он попытался объединить вульгарные теории издержек произ-ва, спроса и предложения, производительности капитала и воздержания с модными в конце 19 - нач. 20 вв. теориями предельной полезности и производительности, не только оказали влияние на развитие бурж. экономич. мысли, но затронули и ряд социологич. проблем: источники и направленность обществ. прогресса, социальная структура пром-сти (см. "Principles of economics", 1890, ch. 8-12, 8 ed., 1925), связи между формами собственности и организацией пром-сти (см. "Industry and trade", 2 ed., 1919, v. 1, ch. 3-8, v. 2, ch. 8-12, 4 ed., 1923), классовые взаимоотношения в пром-сти (там же, кн. 3, гл. 14), роль экономики в обществ. развитии и др. Считая, что политич. экономия изучает экономич. деятельность людей или, иначе, их "экономическое поведение", к-рое регулируется их потребностями, склонностями, нравами и обычаями, психологич. и моральными установками, биологич. импульсами, М. тем самым примыкал к социологич. школе, полагавшей, что весь комплекс наук об обществе в основном должен изучать "социальное поведение". На развитие бурж. социологии оказала также влияние идея М. о том, что "в основе механизма экономич. деятельности и вообще социальной жизни лежит соблюдение общих норм, принципов человеч. общежития". Под влиянием философии Спенсера и учения Ч. Дарвина М. часто впадал в плоский эволюционизм, признавал в качестве единств. формы обществ. развития постепенную эволюцию. Ограниченность М. проявилась и в том, что он отвергал каузальный метод исследования. Согласно М., исследователь не должен искать единого основания к.-л. экономич. явления (напр., стоимости), поскольку оно всегда находится во взаимодействии со множеством факторов, а должен выявить лишь функциональные связи и количеств. зависимости между экономич. явлениями. Поэтому работы М. не раскрывают существа экономич. явлений, хотя и насыщены математич. аппаратом (применение диаграмм, дифференциального и интегрального исчисления и т.д.), содержат детальный анализ явлений бурж. экономики. М. оказал влияние на социологич. воззрения Т. Маршалла и особенно Т. Парсонса. Соч.: The economics of industry, L.-Ν. Υ., 1888; Elements of economics, N. Y., 1892, [4 ed. ], L.-N. Y., 1907; Money, credit and commerce, L., 1924. Лит.: Блюмин И. Г., Критика бурж. политической экономии, т. 1-2, М., 1962, т. 1, с. 152-227, т. 2, с. 40-48; Keynes J. Μ., Α. Marschall. 1842-1924, "Economic J.", 1924, Sept., v. 34, No 135; Memorials of A. Marshall, L., 1925. И. Добронравов Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Александр Никифорович [р. 18 сент. (1 окт.) 1906 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1960), профессор (с 1960). Чл. КПСС с 1931. Окончил обществ.-экономич. отделение Казанского пед. ин-та (1929) и филос. аспирантуру МИФЛИ (1937). С 1932 преподает философию в вузах. В 1933-50 - на парт. работе, был ответств. редактором журн. "Пропагандист" (1945-46) и "Партийная жизнь" (1946-47). С 1951 - в Ин-те философии АН СССР, с 1960 - зам. директора, с 1961 - зав. сектором проблем социалистич. культуры. Член редколлегии журн. "Вопр. философии" (1962). Исследует проблемы истории рус. философии, историч. материализма и теории культуры. Один из авторов и редакторов кн. "Очерки по истории филос. и обществ.-политич. мысли народов СССР" (1955-56). Соч.: Мировоззрение Д. И. Писарева, в сб. статей: Из истории рус. философии, [Л. ], 1949; Марксизм-ленинизм об уничтожении противоположности и существенного различия между умств. и физич. трудом, М., 1954; Принцип материальной заинтересованности при социализме, М., 1955; Критика Г. В. Плехановым идеализма и защита им марксистской философии в трудах 1904-1913 гг., вступ. ст. в кн.: Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 3, М., 1957; О нек-рых вопросах создания сов. социалистич. культуры и ее особенностях, "Вопр. философии", 1958, No 3; Учение В. И. Ленина о культурной революции и социалистич. культуре, в сб. ст.: Великое торжество идей ленинизма, М., 1960; Материализм и революц.-демократич. идеология в России в 60-х годах XIX в., М., 1960; Соединение умств. и физич. труда - одна из важнейших задач строительства коммунизма (в соавторстве), в сб.: От социализма к коммунизму, М., 1962; Интернац. характер культуры коммунизма, в кн.: Строительство коммунизма и проблемы культуры, М., 1963. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАССЕ́PA (Massera), Xoce Педро (1866-1942) - уругвайский философ, юрист, педагог и обществ. деятель. В конце 19 в. был близок к позитивизму Спенсера, однако впоследствии выступил с критикой позитивизма. М. стал сторонником идеалистич. течения, рассматривающего философию как учение о ценностях (см. Аксиология), основанных на автономии человеч. воли. Соч.: Estudios filosoficos, Montevideo, 1954. Лит.: Аrdао Α., La filosofia en el Uruguay en el siglo XX, Мех.-В. Aires, 1956. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МА́ТА-И-ФОНТАНЕ́Т (Mata у Fontanet), Педро (14 июня 1811 - 27 мая 1877) - исп. философ-материалист, врач, писатель-публицист и политич. деятель. Образование получил в Барселонском ун-те. Еще в юношеские годы М.-и-Ф. начал принимать участие в политич. жизни страны. За свои лит. выступления, а также за непосредств. участие в революц. борьбе подвергался преследованиям. После поражения революции 1833-43 активно занимался науч. деятельностью. В "Исп. мед. философии" ("Doctrina médico-filosófica española", 1850) М.-и-Ф. обобщил свою полемику с идеалистами из Мед. академии наук. Его перу принадлежат также работы: "Исп. философия. Трактат о человеч. разуме..." ("Filosofia española. Tratado de la razon humana...", [ч. 1-3 ], 1858-78), "Учебник психологии" ("Compendio de psicologia", 1866) и естеств.-науч. произведения. В Испании сер. 19 в. М.-и-Ф. был одним из самых авторитетных пропагандистов идей материализма и защитником сенсуализма. Он отвергал идеалистическую интерпретацию духовной жизни человека и утверждал, что духовная жизнь имеет свой материальный субстрат - мозг. Лит.: История философии, т. 3, М., 1959, с. 557-558, 570; Menéndez y Pelayo M., Historia de los heterodoxos españoles, v. 6, Santander, [1948 ] (Edición nacional de las obras completas, v. 42); Méndez Bejarano M., Historia de la filosofia en España..., Md, [s. a. ]. Д. Претель. Москва. |
Иов Иванович [р. 5(18) мая 1901 ] - сов. философ, д-р филос. наук (с 1957), проф. (с 1958). Чл. КПСС с 1930. Окончил 2-й Моск. ун-т (1927) и аспирантуру Ин-та философии Коммунистич. академии (1930). Преподает философию с 1928. Зав. кафедрой философии Сиб. отделения АН СССР (с 1958). Занимается разработкой проблемы: законы обществ. развития и их использование в практике социалистич. и коммунистич. строительства. Соч.: О мещанстве, "Революция и культура", 1929, No 5; Какую идеологию имеет рабочий, не обладающий марксистским образованием?, там же, 1929, No 9-10; Об использовании объективных законов обществ. развития в практике строительства социализма и коммунизма, в сб.: Тр. Новосибирского инженерно-строит. ин-та, т. 7, Новосибирск, 1957; Историч. значение книги В. И. Ленина "Материализм и эмпириокритицизм", в кн.: Великое произведение марксистской философии, [Новосибирск ], 1960; Некоторые вопросы теории коммунистич. воспитания, в кн.: Вопросы воспитательной работы в коллективах коммунистич. труда, Красноярск, 1961. |
МАТВЕ́Й - и з Я н о в a (Matěj z Janova) (p. между 1350 и 1355 - ум. 30 нояб. 1393) - чешский ср.-век. мыслитель, идейный предшественник гусизма. Ученик и последователь Милича из Кромержижа, учился (в 70-х гг.) в ун-тах в Праге и Париже. Став священником, жил в уединении в Праге, окруженный небольшой группой студентов и реформаторски настроенных священников; много писал. Обширные труды М., имевшие хождение в рукописи, собраны под назв. "Правила Ветхого и Нового завета" ("Regulae veteris et novi testamenti", 1392, изд. 1908-26). В своих произведениях M. дал резкую критику пороков совр. ему общества, выступил с осуждением политич. власти и богатства церкви, отрицанием церк. обрядов и обычаев. Он требовал экспроприации монастырей и ликвидации монашества, выступал в защиту преследуемых "еретиков" из народа. Своим толкованием Библии и отношением к церк. обрядности М. подготовил почву для нем. Реформации (повлияв, в частности, на Лютера). Его выступления в защиту простого народа способствовали развитию гуситского революц. движения: М. оказал влияние на Гуса и Якоубека из Стршибро. Лит.: Palacký Fr., Die Vorläufer des Hussitenthums in Böhmen, neue Ausg., Prag, 1869 (чеш. изд. 1872); Куbаl V., Mistr Matěj z Janova. Jeno život, spisy a učení, Praha, 1905; Novotný V., Nábožanské hnutí české ve 14. a 15. stol., čast 1 - Do Husa, Praha, [1915 ]; Machovec M., Husovo učení a význam v tradici českého národa, Praha, 1953. M. Маховец. ЧССР. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАТЕРИАЛИЗМ ЕСТЕ́СТВЕННОНАУЧНЫЙ - особый вид материализма, получивший распространение в естествознании 19-20 вв. и противоположный особым видам идеализма, к-рый приспосабливался к соответствующим разделам естествознания и их проблематике. Под М. е. обычно понимают: 1) либо содержание естественнонауч. открытий, объективно, независимо от воззрений и намерений их авторов и толкователей служащих фундаментом филос. материализма, способствующих изменению его формы и его прогрессивному развитию; 2) либо неоформленные филос. убеждения большинства естествоиспытателей, стихийно стоящих на позициях материализма; в этом смысле М. е. совпадает с материализмом стихийным, бессознательным, являясь его разновидностью, присущей мировоззрению естествоиспытателей (см. Естественно-исторический материализм); 3) либо материалистич. взгляды совр. естествоиспытателей на природу, не распространенные, однако, на общество (в этом смысле M. е. выступает как материализм естеств.-исторический, в отличие от материализма исторического, марксистского). Ленин приводил оценку взглядов Геккеля, к-рая дана Мерингом: "Геккель - материалист и монист, но не исторический, а естественно-исторический" (Соч., т. 14, с. 340). С т. зр. такого понимания М.е. изложение успехов естествознания, укрепляющих и развивающих материализм вообще, совпадает с "изложением победного шествия естественно-исторического материализма" (там же, с. 341). В М. е. могут быть выделены разновидности в зависимости от той области естествознания или той группы естеств.-науч. проблем, в связи с к-рыми развивается данный вид материализма (см. о них в ст. Материализм). Соединяя вместе все эти три различные толкования М. е., можно принять более общее его толкование как материализма в естествознании. Б. Кедров. Москва. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАТЕРИА́ЛЬНЫЕ ИНТЕРЕ́СЫ - см. Общественные и личные интересы, Материальная заинтересованность. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАТЕ́УШ - и з К р а к о в а (Mateusz z Krakowa) (ок. 1330 - 5 марта 1410) - польский теолог и религ. реформатор. Учился в Пражском ун-те. В 1396 стал ректором ун-та в Гейдельберге. После возвращения в Польшу (1397) принял участие в учреждении Краковской академии. М. - деятель европейского реформац. движения. В своем соч. "О практике Римской курии" ("De squaloribus curiae Romane", известном также под назв.: "О грязных делах Римской курии") ратовал за реформу церкви, прекращение злоупотреблений со стороны Рима, выступал против спекуляции церк. должностями, чрезмерной роскоши духовенства и т.д. Соч.: Rationale operum divinorum - Theodicea, ed. V. Rubczyński, Кr., 1930 (Archiwum Komisji do badania historji filozofji w Polsce, t. 3). Лит.: История Польши, 2 изд., т. 1, M., 1956, с. 136; Sommerlad Th., Matthaeus von Krakau, Halle, 1891; Rubczyński W., Mateusza z Krakowa "Rationale operum divinorum" (Teodycea), "Sprawozdania z czynności i posiedzeń Polskiej Akademii Umiętności", Kr., 1910, t. 15, No 3; его же, Sprawa wydania pism Mateusza z Krakowa, там же, 1921, [No ] 3; eго жe, W kwestii autorstwa dialogu "Speculum aureum de titulis beneficiorum", в кн.: Charisteria Cas. de Morawski, Kr., 1922. Я. Легович. ПНР. |
МАТРАИ (Mātrai), Ласло (17 янв. 1909) - венг. философ, академик, секретарь отделения филос. и историч. наук Венгерской АН. Гл. директор Университетской библиотеки в Будапеште, проф. ун-та им. Л. Этвеша. Гл. редактор атеистич. журнала "Свет" ("Világosság"). Член Международного филос. института (Institut International de Philosophie) в Париже. Область науч. исследований М. - проблемы культуры, ее истории, структуры и методов изучения; психология и история венг. философии. Соч.: Modern Gondolkodás, Bdpst, 1938; Élmény és mü, Bdpst, 1940; Haladadas és fejlödés, Bdpst, 1947; Gondolat és szabadság, Bdpst, 1961; Rége magyar filozófusok 15-17 század, Bdpst, 1961; в рус. пер. - "Доктринеры" - первые противники марксизма в Венгрии, в кн.: Проблемы марксистско-ленинской философии, М., 1965; Об историч. и этической концепциях гуманизма,, в кн.: Марксизм и наша эпоха, М., 1968. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МАТТЕО́С ДЖУГАЕЦИ (ок. 1350 - ок. 1411) - арм. мыслитель, представитель татевской школы философии. Важное место в социально-политич. исследованиях М. Д. занимает изучение причин бедств. положения Армении; ответственность за судьбу страны и народа он возлагает на власть имущих, ибо от их нравов и образа правления зависят судьбы миллионов простолюдинов. Констатируя сословное деление феод. об-ва, М. Д. связывает социальное положение различных групп общества с родом их занятий. Естественнонауч. взгляды М. Д. представляют собой дальнейшее развитие идей Григора Татеваци. Соч. на арм. яз.: Анализ "Деяний апостолов", Гос. Матенадаран Арм. ССР, рукопись No 1402; там же, Проповедь, рукопись Матенадарана No 2229. Лит.на арм. яз.: Xачикян Л., Жизнь и творчество Маттеоса Джугаеци, "Вестник Матенадарана", 1956, т. 3. |
МА́УРЕР (Maurer), Георг Людвиг фон (2 нояб. 1790 - 9 мая 1872) - нем. историк, автор работ по истории аграрных отношений и общины в Германии. Значение трудов М. состояло в том, что он отошел от распространенной в бурж. историографии теории об исконности частной собственности на землю и на основе документов доказал, что у германцев в древности господствовала обществ. собственность на землю я коллективная ее обработка. Собранные М. доказательства существования общины - марки (наряду с трудами Л. Моргана и М. Ковалевского) послужили материалом для обоснования Марксом и Энгельсом их воззрений на первобытнообщинный строй. Маркс писал, что книги М. "имеют огромное значение" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 24, 1931, с. 33). Но неверно считать, что своими взглядами на древнейший период человеч. общества Маркс и Энгельс обязаны М., как это утверждали бурж. историки (Г. Белов, Э. Майер) и теоретики оппортунизма (Г. Кунов, О. Бауэр). Маркс еще до ознакомления в 1868 с трудами М. проделал значит. работу по изучению различных форм общины в их историч. развитии. Маркс подчеркивал, что его предположение о повсеместном распространении обществ. собственности на заре человеч. истории подтверждается в книгах М. (см. тамже, с. 28-29). Историч. концепция М. в целом проникнута консервативно-монархич. и бурж.- националистич. идеями. Соч.: Einleitung zur Geschichte der Markt-, Hof-, Dorf- und Stadtverfassung und der öffentlichen Gewalt, Münch., 1854, рус. пер. - M., 1880. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 329-45, 403, 417; т. 21, с. 96, 140; их же, Соч., т. 24, М.-Л., 1931, с. 599, т. 27, [М.-Л. ], 1935, с. 693; Вайнштейн О. Л., Историография средних веков, М.-Л., 1940; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в нем. историографии, М., 1958, ч. 2, гл. 3. А. Завадье. Москва. |