Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
НЕЙРАТ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

НЕЙРАТ

НЕЙРАТ (Neurath), Отто (10 дек. 1882 - 22 дек. 1945) - австр. философ, социолог и экономист; был одним из организаторов и лидеров Венского кружка; после захвата Австрии гитлеровской Германией переехал в Голландию, а оттуда в 1940 - в Англию, где до конца жизни преподавал в Оксфордском ун-те. Филос. и социологич. взгляды Н. эклектически соединяют тенденции стихийного, естеств.-науч. материализма со взглядами логического позитивизма. Н. занимал наиболее радикальную позицию по двум осн. проблемам, стоявшим в центре внимания логич. позитивизма и тесно связанным с пониманием логич. природы науки, а именно по проблеме протокольных предложений и по проблеме единства науки. Он считал, что протокольные предложения не обладают преимуществами по сравнению с др. видами предложений. Критерием истинности является не (отвергаемая Н.) абс. достоверность протокольных предложений, а в конечном счете непротиворечивость утверждений науки; любое предложение (не противоречащее др. предложениям данной науки), в зависимости от задач исследования, может быть выбрано ученым (по соглашению с др. учеными) в качестве протокольного. При этом вопрос о том, как приходят ученые к указанному соглашению, является их личным делом и не имеет отношения к логике и философии (изучение этого вопроса дело социологии, причем той ее части, к-рая изучает обществ. поведение ученых, их воспитание и обучение). Н. мн. внимания уделил идее т.н. "унифицированного языка науки". Вместе с Карнапом он был одним из авторов и гл. редактором издания "International encyclopedia of unified science" (1938-1940). Считая установление единства знаний важнейшей задачей философии науки, Н. полагал, что его можно достичь с помощью единого, универс. языка, опирающегося на яз. физики и математики, (т. зр. т.н. "радикального физикализма"). С помощью такого яз. можно установить логич. связи между науками, выработать общую методологию, проанализировать осн. понятия и разработать классификацию наук. Н. осн. внимание уделил переводу на такой яз. положений психологии и социологии. Предметом психологии, по Н., должно быть изучение поведения отд. людей, "...которое можно интерсубъективно описать на языке физики" ("Le développement du cercle de Vienne et l'avenir de l'empirisme logique", P., 1935, p. 6). Рассуждения о психике, о "чужом сознании" и т.д. Н. относил к разряду метафизических и ненаучных. Такая концепция (называемая Н. "бихевиористикой") привела Н. в конечном счете к оценке бихевиоризма как единственно возможной формы науч. психологии. Социология, по Н., исследует поведение больших или малых человеч. групп (племен, наций, гос-в, классов и т.д.) и является социал- бихевиористикой. "Физикализованная" социология основана лишь на эмпирич. предложениях наблюдения, говорящих, напр., об условиях климата, биологич., географич. условиях, о поведении людей и т.д. (см. "Foundations of social sciences", Chi., 1954, p. 4).

H. призывал отказаться от традиц. деления наук на физич., биологич., социальные (или "духовные"). В пределах унифицированной науки, во-первых, природа и общество должны исследоваться одними и теми же методами, а во-вторых, для понимания истории общества любые природные факторы являются столь же важными, как и факторы обществ. жизни. Поэтому, ставя перед социологией задачу установления законов и формулирования предвидений, он был вынужден подчеркивать ограниченность предсказуемости будущих обществ. явлений ввиду трудности учета всех факторов, воздействующих на них. Н. критиковал традиц. понятие причинности (в основном в социальных науках), считая, что объяснение социальных явлений должно быть вероятностным.

По своим общественно-политич. взглядам Н. был убежденным антифашистом и демократом, принимал участие в революц. боях 1918-23 в Австрии и Германии. Н. считал себя марксистом, будучи по существу сторонником австромарксизма. Для Н. характерны непонимание марксизма в целом и марксистской диалектики в частности, попытки представить марксизм как "подлинную эмпирическую социологию" (см. "Erkenntnis", Bd 2, Lpz., 1932, S. 422), сходную с его "физикалистской" социологией.

Соч.: Vollsozialisierung und Arbeiterorganisation. Reichenberg, [1920 ]; Bayerische Sozialisierung- serfahrungen, W., 1920; Anti-Spengler, Münch., 1921; Wirtschaftsplan und Naturalrechnung, В., 1925; Antike Wirtschaftsgeschichte, 3 Aufl., Lpz.-В., 1926; Lebensgestaltung und Klassenkampf, В., 1928; Empirische Soziologie, W., 1931; International picture language; the first rules of isotype, L., 1936; Modern man in the making.

Лит.: Kraft V., Der Wiener Kreis, W., 1950; Logical positivism, ed. by A. J. Ayer, Glencoe (Ill.), 1960 (имеется библ. работ H.); Ruml V., Základní otázky filosofie logického pozitivismu, Praha, 1962.

И. Добронравов. Москва, А. Бегиашвили. Тбилиси.

В начало энциклопедии