Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИОАНН ИТАЛ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИОАНН ИТАЛ

ИОАНН ИТАЛ (греч. Ἰωάννης ὁ Ἰταλός) - визант. философ 2-й пол. 11 в., сторонник рационализма, идеологии передовых кругов феод. знати (см. Византийская философия). Получил прозвание по происхождению из Италии (Калабрии). Ученик Михаила Пселла, наследовавший его звание "консула философов". Читал курс философии в Константинопольском ун-те, начинал его изложением основ философии и переходил к ее истории, излагал учения Аристотеля, Платона и неоплатоников (особенно Порфирия, Ямвлиха и Прокла). В своей филос. концепции И. И. стремился синтезировать идеи Аристотеля, к соч. к-рого он написал комментарии, с философией Платона, неоплатонизма и визант. рационализма, - гл. обр. рационализма Михаила Пселла. В результате И. И. создал филос. концепцию, в к-рой наряду с идеализмом (платонизмом) и религ. моментами ясно обозначалась антицерк., антидогматич. струя. Развивая материалистич. и диалектич. идеи Аристотеля, И. И. учил, что качеств. изменения, происходящие во Вселенной, вызываются изменениями первопричины. Вместе с тем, вслед за Платоном, он учил, что материальный мир создан из материи на основе идей, существовавших до сотворения мира (Quaestiones Quodlibetales, Editio principes von Perikles Ioannou, "Studia patristica et bysantina", H. 4, 1956, p. 63-65). Учение И. И. об абстракции, хотя и связано с религ. концепцией озарения (illuminatio), было чуждо богословской ортодоксии и носило чисто филос. характер. Быть философом - значит для И. И. господствовать над всеми знаниями, ибо философия - начало всех знаний (там же, р. 3. 24-25), "знание знаний" (там же, р. 2,4; 3, 14-15). По целому ряду вопросов И. И. расходился с христ. догматикой: он отрицал бессмертие души, загробную жизнь и чудеса, якобы совершенные Христом; подвергал сомнению возможность воплощения бога в тело человека и в тело Христа; требовал, чтобы догматика с ее таинствами была заменена точным знанием. Как и Михаил Пселл, он считал, что при обсуждении филос. идей нужно пользоваться доказательными филос. методами, даже в тех случаях, когда они противоречат церк. догматам; предпочитал отцам церкви - философов и еретиков, осужденных 7-м Вселенским собором. И. И. критиковал Св. писание, вскрывая имеющиеся в нем противоречия (см. вкн.: Ioannou P., Die Illuminationslehre des Michael Psellos und Joannes Italos, Studia patristica et bysantina, H. 3, 1956, S. 23-29). На основе закона, ограничившего свободу филос. мышления авторитетом Св. писания и творений "отцов церкви", против И. И. был возбужден судебный процесс и в 1082 ему была запрещена преподават. деятельность, он был предан анафеме и заключен в монастырь до конца жизни. Большинство произв. И. И. до сих пор не издано (а многие, наиболее неприемлемые для офиц. богословия, не дошли до нас, т.к. были уничтожены). И. И. оказал влияние на древнегруз. философа Иоанэ Петрици.

Соч.: Opuscula selecta, ed. Gr. Cereteli, fasc. 1-2, Tphilisiis, 1924-26 (трактаты о диалектике, логике, риторике и др.).

Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 237-38; Успенский Ф., Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; его же, Делопроизводство по обвинению Иоанна Итала в ереси, "Изв. Русск. Археологич. ин-та в Константинополе", 1897, т. 2; Трахтенберг О. В., Очерки по истории западно-европейской средневековой философии, М., 1957, с. 88-89; Wallies M., Die griechischen Ausleger der aristotelischen Topik, В., 1891, S. 23-27; Stéphanou Ε., Jean Italos: L'immortalité de l'âme et la résurrection, "Echos d'Orient", 1933, t. 32, No 172, p. 413-428; его же, Jean Italos, philosophe et humaniste, Roma, 1949; Dujčev I., L'umanesimo di Giovanni Italo, в кн.: Atti del V. Congresso internationale di studi bizantini (Roma, 20-26 sett. 1936), I, Roma, 1939 (Studi bizantini e neoellenici, 5); Τatakis В., Histoire de philosophie. La philosophie byzantine, P., 1949, p. 210-14; Prantl С ., Geschichte der Logik im Abendlande, Bd 2, Graz, 1955, S. 301 ff; Stephanоu Р., [рец. на кн.] Ioannes Italos. Quaestiones Quodlibetales. "Orientalia Christiana periodica", 1957, v. 23, No 3-4, p. 431-36.

Б. Горянов. Ленинград.

В начало энциклопедии