Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИНХЕНЬЕРОС

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНХЕНЬЕРОС

ИНХЕНЬЕ́РОС (Ingenieros), Xoce (24 апр. 1877 - 31 окт. 1925) - аргент. философ-материалист, психолог, психиатр и обществ. деятель. С 1895 И. - активный участник социалистич. движения, ред. социалистич. газет "La Vanguardia", "La Montaña". В 1904 И. руководил кафедрой экспериментальной психологии в ун-те Буэнос-Айреса, в 1907 - директор Ин-та криминалистики, в 1909 - президент Медицинского об-ва. В 1911 в знак протеста против вмешательства властей в науч. жизнь И. уехал в Европу. Докторская диссертация "Симуляция сумасшествия..." ("Simulaciόn de la locura...", 1900) написана с материалистич. позиций, хотя в ней ощущается значит. влияние позитивизма. В опубликованных в Мадриде в 1913 работах "Средний человек" ("El hombre mediocre"), "Аргентинская социология" ("Sociología argentina"), "Основы биологической психологии" ("Principios de psicología biolόgica") и в работе "Предположения по поводу будущего философии" ("Proposiciones relativas al porvenir de filosofía", 1918) И. излагает основы своего филос. материализма.

Многообразие мира, по И., - результат различных состояний единой материальной субстанции, находящейся в непрерывном развитии и изменении. Мир и его законы познаются человеком из опыта, непосредств. результатом к-рого являются конкретные науки и философия, изучающие разные аспекты действительности. Философия, по И., обобщает данные конкретных наук в виде гипотез, к-рые после практич. подтверждения становятся предметом этих наук. Согласно И., философия должна исходить из 3 осн. предпосылок: "Единая действительность (монизм) непрерывно эволюционирует (эволюционизм), благодаря естественным причинам (детерминизм)". И. выступил против агностицизма и субъективного идеализма, называя теорию символов "троянским конем", при помощи к-рого делается попытка игнорировать объективное содержание мышления ("Principios de Psicologia", В. Α., 1946, p. 33). В социологич. воззрениях И. пытался сочетать биологич. концепцию истории с экономич. теорией Маркса.

И. принадлежат работы по истории аргент. и исп. философии ("Эволюция аргентинских идей" - "La evoluciόn de las ideas argentinas", libro 1-2, 1918-20; "Философская культура в Испании" - "La cultura filosόfica en España", 1910, и др.), в к-рых он показал, что развитие прогрессивной материалистич. мысли всегда связано с передовыми силами общества, и по этике ("Моральные силы" - "Las fuerzas morales", 1925, и др.), в к-рых И. разоблачал лицемерие бурж. морали.

И. восторженно приветствовал победу Октябрьской революции в РОССИИ ("Новые времена" - "Los tiempos nuevos", [1921]). Он писал, что она представляет собой начало "новой исторической эры, результаты которой для человечества могут оказаться более значительными, чем Христианство, Возрождение и Французская революция".

Соч.: Obras completas, v. 1-24, В. Aires, 1930-40.

Лит.: История философии, т. 5, М., 1961, с. 778-80; Веrman G., José Ingenieros, el civilizador-el filόsofo-el moralista-lo que le debe nuestra generacion, B. Aires, 1926; Agosti H. P., Ingenieros ciudadano de la juventud, 2 ed., B. Aires, 1950; Bag ú Sergio, Vida ejemplar de José Ingenieros, B. Aires, [1953]; Ponce A., José Ingenieros, su vida y su obra..., [4 ed.], В. Aires, [1954].

P. Бургете. Москва.

В начало энциклопедии