Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Философская энциклопедия (в 5 томах, 1960-1970)
ИНТРОЕКЦИЯ

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

ИНТРОЕКЦИЯ

ИНТРОЕКЦИЯ [от лат. intro - внутрь и (in) iectio - вбрасывание] - введенное Авенариусом понятие о недопустимом, с его т. зр., "вкладывании" чего бы то ни было воспринимаемого в сознание индивида, а равно чего бы то ни было идеального в познающее мышление субъекта. Подставляя индивидуальное сознание на место познающего мышления (психологизм), Авенариус объявляет неправомерной И. вообще признание идеального за отражение объекта субъектом. Концепция И. есть такое истолкование метафизич. и антропологич. материализма и идеализма, к-рое делало удобным нападение на материализм (особенно естественнонаучный), как на будто бы всегда впадающий в И. При этом Авенариус думал, будто ему удалось опровергнуть всякий материализм. Выступая против И., Авенариус жалуется, что "путем интроекции естественное единство эмпирически данного мира распалось... на внешний мир и внутренний мир, на объект и субъект" ("Человеческое понятие о мире", М., 1909, с. 27). С его т. зр., именно в И., прошедшей ряд историч. ступеней - от первобытного анимизма до совр. филос. идеализма, - всегда лежали истоки заблуждений. Изображая себя истолкователем и защитником "наивного реализма", Авенариус рекомендует принять такое понятие о мире, "которое имеет своим содержанием "общие признаки" всего находимого данным..." (там же, с. 100), и отбросить естественнонаучное понятие о мире, как страдающее И. и дуализмом. Концепция И. обрекает, конечно, всякого разделяющего ее на поиски механизма обратного процесса - "проекции"; а поскольку совпадение источника И. и результата "проекции" оказывается недоказуемым, это ведет к безнадежному разрыву субъекта и объекта. Ухватившись за то, что нек-рые материалисты, гл. обр. натуралистические, действительно пытались решать проблему познавательного отношения субъекта к объекту, основываясь на предварит. решении психофизич. проблемы, Авенариус использует нелепости, вытекающие из подстановки второй проблемы на место первой, чтобы устранить (что типично для позитивизма) самую возможность их постановки, устранить самый предмет гносеологии; он ищет обоснование принципиальной координации и вообще эмпириокритицизма на пути отрицания связи мысли с мозгом. Отказ от категорий субъекта и объекта, мышления и бытия и переход на идеалистич. т. зр. "нейтрального" опыта он выдает за путь избавления от И., причем за единственно возможный путь. Это антиматериалистич., субъективно-идеалистич. содержание своей концепции интроекции Авенариус преподносит под флагом борьбы против идеализма, против солипсизма, к к-рому, с его т. зр., ведет И. На деле к солипсизму ведет неприменение вообще категорий субъекта, объекта, идеального и т.п., якобы неотделимое от И., а лишь применение их с точки зрения изолированного натуралистич. индивида, к-рую Авенариус считает само собой разумеющейся, но к-рая действительно не позволяет выработать категории субъекта и объекта, не впадая в дуализм или солипсизм. Концепция И. свидетельствует о том, что бурж. философия оказалась неспособной преодолеть разрыв субъекта и объекта, совлечь с объекта ту форму отчуждения и трансцендентности, в к-рой он неизбежно ей представлялся, и потому стала искать пути отказа от этих категорий вообще. Последователи концепции И. - Иерузалем, Уорд, Стаут. Концепция И., ее скрытая антиматериалистич. направленность была подвергнута резкой критике Лениным в кн. "Материализм и эмпириокритицизм". Показав, что А. Богданов и др. рус. эмпириокритики "попались на удочку" И., Ленин подчеркнул необходимость при анализе филос. теорий сугубо критически относиться к тому, как оценивают значение своих теорий сами их создатели.

В п с и х о л о г и и, в концепции психоанализа, И. - такое отношение одного индивида к другим, при к-ром первый принимает их за включенных в себя в качестве своих собственных внутренних компонентов.

Лит.: Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; Авенариус Р., О предмете психологии, М., 1911; Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960.

Г. Батищев. Москва.

В начало энциклопедии